В Башкирии сотрудники ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП) намерены провести массовый митинг за сохранение рабочих мест. Как сообщилиИА REGNUM организаторы мероприятия, в митинге, назначенном на 28 февраля, могут принять участие несколько сотен человек. В уведомлении в мэрию фигурирует 501 человек.

«В 1990 году на заводе работало 12 тыс. человек, выпускалось до дюжины вертолетов в месяц, — напомнил организатор митинга Олег Епифанов. — Два года тому назад на заводе работало 4,2 тыс. человек, сейчас работает 3,5 тыс., а планируется довести численность работников до 2,8 тыс. человек. То есть на улице должны оказаться еще 700 человек. Устаревший станочный парк, загубленный научный потенциал, массовое сокращение, перспектива передачи части производства в Китай».

Причины столь печального состояния градообразующего предприятия организаторы митинга видят в коррупции, нецелевом расходовании средств и отсутствии ответственности руководителей предприятия

«За последние три года на разработку вертолета МИ-38 было потрачено 4 млрд рублей, однако ни одного контракта на поставку названной модели так и не заключено, та же участь постигла и вертолет МИ-34 С-1, на который впустую потрачено более 680 млн рублей, — перечисляет Епифанов. — В рамках программы развития гражданской авиационной техники России заключено 18 контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытных работ на сумму более 21 млрд рублей, в результате — всего три объекта интеллектуальной собственности, патент на которые Россия так и не получила. В общей сложности разбазарена зарплата для всего завода за 35 лет».

Опрошенные ИА REGNUM эксперты отмечают важность «субъективных факторов». «Кроме объективных обстоятельств, субъективный фактор иногда способствует чрезмерной напряженности в отношениях между работодателем и работником, — подчеркивает политолог Ильдар Габдрафиков. — Митинг — это серьезное средство отстаивания своих интересов работниками, дальше идет уже забастовка. Работодатель должен предпринимать все усилия, чтобы сохранить рабочие места, а если не получается это сделать, то максимально смягчить последствия потери работы, в том числе проработать возможность переквалификации».

Эффективность протеста подвергается сомнению. «Увольнение и найм сотрудников в условиях капитализма — это процесс, логика которого диктуется чисто экономическими причинами, важнейший среди которых — целесообразность, — полагает политолог Дмитрий Михайличенко. — Завод находится в федеральном ведении и пока не совсем ясно как республиканские власти могут амортизировать ситуацию».

«Митинг в случаях подобных тем, что происходят в Кумертау — это крайняя мера, — констатирует экономист Константин Кузьминых. — Скорее всего, организаторы понимают, что митингом они своей цели не добьются, однако они смогут привлечь внимание властей, прежде всего федеральных».

Организаторы мероприятия настроены более оптимистично. «В 2012 году в Кумертау уже был митинг, посвященный проблемам вертолетного завода, и нельзя сказать, чтобы он был полностью бесполезен, — убежден Олег Епифанов. — Мы верим, что совместные усилия федеральных, республиканских городских властей при широком участии общественности и надлежащем контроле позволят найти действительно оптимальное решение проблем. Заявка на проведение в мэрию уже подана, в скором времени будет отправлено уведомление в правительство республики».

Справка

Город Кумертау основан в 1953 году, площадь города — 170 кв. км, численность населения — 66, 5 тыс. человек. Самое крупное промышленное предприятие на территории городского округа — ОАО «КумАПП», входит в российский вертолетостроительный холдинг ОАО «Вертолеты России». Около 70% продукции, выпускаемой городом, производится в «КумАПП», сейчас там трудится каждый третий работающий горожанин. Из шести моногородов республики только Кумертау и Белебей вошли в список 75 российских городов, социально-экономическое положение которых правительство РФ считает «наиболее сложным».

По данным отчетов, КумАПП завершило 2014 год с чистым убытком более чем в 1 млрд рублей. Выручка сократилась более чем в 2 раза к уровню 2012 года — до 4,2 млрд рублей. Предприятие cпециализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для военно-морского флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных, предприятие выпускает гражданские вертолеты — новый многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, который разработан на основе поисково-спасательного Ка-27ПС, а также легкий вертолет Ка-226Т.