Фермеры Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании первыми ощутили на себе эффект от эмбарго, введённого Россией в ответ на санкции Евросоюза. Наиболее пострадавшим можно считать молочный сектор Скандинавских стран. Закупочные цены на молоко резко упали, а сама цена в магазинах, например, в Швеции — выросла. Так торговые сети решили поддержать фермеров, переложив их убытки на плечи потребителей. ИА REGNUM сегодня, 27 января, публикует обзор СМИ Скандинавии о положении в молочном секторе.

Как сегодня, 27 января, пишет финский портал Yle.fy, цена за литр молока, которую компания Valio будет платить своим кооперативам-производителям, снизится с начала февраля с 40 до 35 евроцентов, то есть на 12,5%. Причиной этому называется российские продовольственные санкции, низкая стоимость промышленных товаров на мировом рынке и снижение покупательной способности финских потребителей.

Аналогичная ситуация в Швеции. По данным портала Sverigesradio.se, предприятие Arla, выпускающее молочную продукцию, с 1 января снизило закупочные цены на молоко с 2,65 крон за литр, до 1,95 крон. Руководство фирмы, имеющей, практически, монопольное положение на шведском рынке, объясняет снижение закупочных цен отсутствием баланса между спросом и предложением. В частности, европейский рынок сыров сильно пострадал от прекращения российского импорта, вызвав «эффект домино» снижения цен на европейском рынке, который влияет не только на результаты компании, но и на всю молочную промышленность Европы, — объясняется в комментарии.

Примечательно, что после этого решения многие продуктовые магазины в Швеции приняли решение повысить цену на молоко на одну крону за литр. Разница, отмечает Sverigesradio.se, должна пойти в пользу фермеров. «Снижение спроса на молоко и санкции ЕС в отношении России, привели к падению цен на молочные продукты. Пострадали от этого в первую очередь фермеры. По словам самих производителей молока, люди платят гораздо больше за бутылку воды, не задумываясь о цене. Поэтому они решили повысить цену на молоко. Речь идет только о литровых упаковках. Хочешь поддержать молочных фермеров — купи литр молока! Идея оказалась успешной, после повышения цены на литр молока, продажи увеличились», — отмечает издание.

Молочную отрасль Норвегии, в свою очередь, в эти дни потрясает не сколько проблемы вокруг российского эмбарго, сколько подозрение на обнаружение вируса коровьего бешенства в крови 15-летней коровы в западно-центральной части Норвегии. Как пишет норвежское издание The Local 22 января, взятый дважды тест подтвердил подозрения, однако окончательные данные появятся после изучения образцов в одной из лабораторий Великобритании. Власти же призывают население не паниковать, заверяя, что эпидемии коровьего бешенства, которая свирепствовала в Великобритании в начале 90-ых годов прошлого века, не произойдёт.

Фермерские хозяйства Дании забили тревогу сразу после объявления о российских контрсанкциях. К декабрю прошлого года риски оформились в конкретные цифры. Как пишет издание The Copenhagen Post, около одной тысячи хозяйств, в которых занято 4,5 тысячи человек ощутили на себе санкции России. Сельскохозяйственная организация Landbrug ог Fødevarer в середине декабря прошлого года объявила, что почти 1000 датских ферм находятся на грани закрытия, а без работы могут оказаться 4500 фермеров. Закупочная цена на молоко в Дании, по данным издания, снизилась на 23%. Профсоюзы в декабре призывали власти срочно вмешаться в ситуацию.

Оперативнее всего в Дании отреагировала уже упомянутая компания Arla. Контрсанкции России вступили в силу 7 августа прошлого года, а уже 13 августа, датский выпуск издания The Local сообщил, что компания в Дании полностью остановила выпуск сыра, молока и масла на Россию, уволив разом 79 сотрудников. Ещё в начале 2014 года Arla планировала заработать на российском рынке, отмечает портал, 215 млн долларов США.