Руководство Татарстана не знает, откуда взять дополнительные доходы в бюджет, а также, как прожить в новом финансовом году без федеральной поддержки. Такой вывод можно сделать на основании публичных заявлений татарстанских властей в последние месяцы. Сколько было сделано непубличных заявлений и насколько тяжела ситуация в экономике, можно судить по скупым цифрам, не озвучивать которые уже невозможно.

Из последнего. Как доложил министр финансов Радик Гайзатуллин, общий объем доходов консолидированного бюджета Татарстана на 2015 год прогнозируется в объеме 181,6 млрд, расходов — 186,9 млрд (дефицит — 5,3 млрд рублей). Доходы бюджета республики на 2015 год определены в сумме 147,6 млрд, расходы — 153 млрд (дефицит — 5,4 млрд рублей).

Гораздо хуже ситуация с бюджетом 2014 года. Как сообщало ИА REGNUM, Татарстан в очередной раз оказался среди лучших, на этот раз — по исполнению «майских указов» (в сентябре республика вошла в Топ-10 рейтинга регионов, заняв 4-е место в социальной и 7-е место в экономической сферах). Однако подобная исполнительность и имиджевый успех истощили и без того скудные возможности экономики, уже не первый год находящейся, по словам президента Татарстана Рустама Минниханова, «в тупике» и функционирующей только за счет федеральных вливаний.

Так или иначе, расходы уже в этом, 2014 году предлагается увеличить на 25,6 млрд рублей — до 188,4 млрд. «В основном расходы идут на выполнение „дорожных карт“ по зарплате, — пояснил министр Гайзатуллин, — а также на ремонт школ, клубов, дорог». В итоге дефицит бюджета планируется утвердить в 23,5 млрд рублей (в июле было чуть больше 7 млрд). При этом Гайзатуллин не скрывает, что выходить из трудной ситуации в Татарстане намерены за счет привлечения кредитов из федеральной казны.

В федеральном центре пока что готовности кредитовать Татарстан нет. Она исчезла еще в декабре 2012 года, когда выяснилось, что расплатиться по уже взятым кредитам республика не в состоянии. Тогда в Москве пошли Казани на уступку — отсрочили выплату 65,5 млрд, полученных на подготовку к Универсиаде-2013, до 2033 года, а потом республика должна будет выплачивать еще 10 лет равными долями со ставкой 0,5%. Однако за прошедшие два года никаких попыток расплатиться Татарстан не сделал. Более того, госдолг (сейчас он достиг 85 млрд 983 млн 489 тыс. рублей, из них 67,1 млрд республика должна по кредитам) медленно рос, а новых проектов, сравнимых с освоением 228 млрд «на Универсиаду», не находилось.

Большая и прекрасная надежда, связанная со строительством ВСМ Москва — Казань, во время которой можно было бы освоить сотни миллиардов рублей, поблекла: сначала масштабный проект долго откладывали из-за отсутствия свободных денег, а сейчас возникли китайские инвесторы, которые заявили, что вкладывать деньги в ВСМ они готовы, строить будут уже до Пекина, но… самостоятельно. Конечно, есть еще надежда на подряды от РЖД, но все это довольно зыбко — федеральная ситуация характеризуется высокой степенью изменчивости и неясности, как и общая экономическая ситуация в мире.

Цены на нефть, от которых в значительной степени зависят и доходы в татарстанский бюджет, пока что непредсказуемы. Но в Минэкономики и Минфине Татарстана работают оптимисты. Проект бюджета был сверстан, исходя из параметров, которые существенно отличаются от текущих показателей. В частности, экспортная цена нефти, учитываемая в проекте, составляет $100 за баррель, курс доллара — 37 рублей. Если же нефть опустится ниже $80, то экономику республики ждет коллапс.

На этом фоне руководство Татарстана идет на явно непопулярные меры. Например, с 2015 года по решению Рустама Минниханова (принято еще в апреле) во всех муниципальных образованиях будет введен новый налог — на недвижимое имущество физических лиц. Особенностью новации является то, что налог будет браться от новой, приближенной к рыночной кадастровой стоимости объектов. Насколько это поможет бюджету, сказать сложно, но, как известно, курочка по зернышку клюет — по части финансового изобретательства и получения всевозможных выгод Татарстан давно находится в «передовиках производства».

Кстати, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова только что заявила, что проект федерального бюджета «не дает ответа на вопрос и не посылает сигналов регионам», что им надо определить в качестве приоритета, чтобы от этого была экономическая отдача, и чтобы поступали соответствующие доходы в бюджеты регионов".

В этом плане Татарстан уже определился с приоритетом и даже послал сигнал «от регионов — центру». Согласно проекту бюджета — 2015, республика планирует занять из федеральной казны почти 120 млрд рублей — «на пополнение остатков средств на счетах», в 2016 году — более 125 млрд, в 2017 году — 130,9 млрд рублей. Как уверяют в Казани, эти краткосрочные заимствования не увеличат госдолг, поскольку «речь идет о лимитах, которые регион устанавливает для себя с целью привлечения средств на „закрытие кассовых разрывов“ на срок до 30 дней под четверть ставки рефинансирования».

Иными словами, хотят в Москве кредитовать передовую республику или не хотят, в Татарстане уже назвали желаемые объемы. Тем более что со своей стороны руководство в лице президента Рустама Минниханова только что озвучило генеральную линию Татарстана на ближайшую перспективу: «В условиях непростой международной обстановки мы однозначно поддерживаем линию президента РФ Владимира Путина по решительному отстаиванию коренных интересов России и ее многонационального народа». Ну как тут не дать?

Алексей Демин, шеф-редактор ИА REGNUM в Поволжье