Миссия США на Ближнем Востоке становится невыполнимой: союзники перестали друг другу доверять
Соединённые Штаты не намерены свёртывать военное присутствие на Ближнем Востоке. Эту мысль руководства Пентагона и Совета национальной безопасности США стремятся донести до своих партнёров в регионе. Политика нынешней администрации Белого дома свидетельствует, скорее, об обратном. Президент Барак Обама придерживается линии на уменьшение оборонного бюджета сверхдержавы и перемещение центра её стратегического внимания с Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион. Это заставляет ряд ближневосточных государств крепко призадуматься над вопросом глубокого пересмотра отношений с американцами.
На серьёзность момента указывает целый ряд последних событий. С одной стороны, они свидетельствуют в пользу проведения Соединёнными Штатами активной дипломатии по разубеждению ближневосточных партнёров в собственном "бегстве" из региона. С другой - налицо недвусмысленные шаги самих регионалов, демонстрирующих возросший интерес к самостоятельности. Вплоть до предпринятия военных шагов для защиты национальных интересов. В этом отношении особенно выделяется Израиль. Хотя, следует признать, курс на выход из-под определяющего внешнего влияния американцев в военнополитической плоскости ближневосточных проблем взяли и другие крупные игроки. Например, Саудовская Аравия и Турция. И всё же под призмой американо-израильских отношений высвечивается наибольшая острота настигших в последнее время Вашингтон трудностей.
Союзники всё больше расходятся в своих оценках вокруг одной из наиболее актуальных на сегодня тем их двусторонних отношений. Израиль категорично против ядерной программы Ирана в любом виде. Тегеран не должен проводить в самостоятельном режиме работы по обогащению урана, даже если он даст чёткие гарантии по исключительно мирным целям своей ядерной программы. Такова планка требований израильского руководства. В свою очередь, американская администрация оставляет за Тегераном возможность к производству дозированных объёмов ядерного топлива, указывая на предел обогащения урана иранскими ядерщиками - 5%. Для убеждения израильтян в серьёзности своих намерений поставить ядерную программу иранцев под эффективный контроль, американцы апеллируют к собственным разведывательным возможностям, к налаженной системе сбора информации по всему Ближнему Востоку. Но в Тель-Авиве к подобным заверениям Вашингтона относятся с нескрываемым скепсисом.
Последние встречи на высоком американо-израильском уровне только убеждают в отсутствии у союзников мотивации к преодолению разногласий. 7-8 мая Израиль посетила советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс. Её сопровождала заместитель госсекретаря по политическим вопросам, глава американской делегации на переговорах "шестёрки" с Ираном Уэнди Шерман, а также представители финансового ведомства, разведывательного сообщества США. По итогам визита комментаторы сошлись во мнении, что переговоры Райс с израильским руководством не дали результата в виде сближения позиций сторон.
Кабинет Биньямина Нетаньяху поставил ближайшей задачей недопущение подписания к 20 июля этого года соглашения в формате "5 + 1 и Иран". Госпожа Райс в ходе своего визита дала понять, что в вопросе достижения с иранцами соглашения глава Белого дома настроен весьма решительно. При этом с её стороны не была исключена вероятность переноса сроков заключения соглашения на более отдалённую перспективу, но не позднее конца текущего года. Тем не менее, и подобное отложение во времени "американо-иранской сделки" (именно так её интерпретируют в Израиле) не устраивает Тель-Авив. Израильтянам недавно уже удалось нейтрализовать невыгодный себе иной американский проект на Ближнем Востоке - достижение в палестино-израильском мирном процессе промежуточных соглашений к 29 апреля. Теперь они могут сконцентрировать все силы на иранском направлении, не чувствуя себя скованными обязательствами ни перед американцами, ни перед кем бы то ни было ещё. Расчёт израильтян весьма прост. В ситуации нарастания в адрес американцев критичности со стороны всех их ближневосточных партнёров, Вашингтон не может пойти на резкие шаги, напоминающие ультимативный стиль ведения дел в регионе. Принудить Израиль и, например, Саудовскую Аравию, к одобрению готовящегося соглашения с Ираном администрации Обамы не удастся. Противопоставление же себя союзникам чревато серьёзной девальвацией собственных позиций в регионе. Впрочем, нельзя исключать, что склонный к глубокой ревизии глобального присутствия сверхдержавы Обама желает воспользоваться случаем и снять с себя значительную часть обязательств перед ближневосточными партнёрами.
На уровне публичной дипломатии США пытаются убедить всех в отсутствии у них планов исхода из региона. За визитом Райс в Израиль последовало очередное ближневосточное турне главы Пентагона Чака Хейгела. Первым пунктом посещения региона министр обороны США выбрал саудовскую Джидду, где 14 мая прошло заседание глав военных ведомств в формате "США - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива". Далее Хейгел направляется в Иорданию, затем, в завершение турне, в Израиль. Здесь ему предстоят наиболее напряжённые переговоры. Можно с уверенностью предположить, что очередные реляции первого лица Пентагона о способности поставить "мирный атом" Ирана под контроль вновь не произведут особого впечатления на израильскую сторону.
Интересными данными, приоткрывающими предмет американо-израильских разногласий, поделились посвящённые ближневосточные источники. В соответствии с ними, в преддверии визитов Райс и Хейгела в Израиль, администрация Обамы обратилась к нескольким израильским экспертам с просьбой оценить вероятность уступок кабинета Нетаньяху. В центр экспертного опроса было выведено следующее: можно ли ожидать изменения позиции израильского руководства в вопросе оставления за Тегераном права на обладание несколькими тысячами центрифуг, которые дадут возможность иранским ядерщикам самостоятельно производить низкообогащённый уран? Некоторые из экспертов в дальнейшем поделились с израильским правительством своими впечатлениями, что администрация Белого дома и лично сам президент США "зациклились" на заключении быстрой сделки с Тегераном, не обращая особого внимания на жёсткую оппозицию Тель-Авива. Оценивая степень настроя Вашингтона, израильские эксперты предупредили Нетаньяху о вероятности инициирования Белым домом в зарубежных СМИ кампании по дискредитации действующего кабмина Еврейского государства. Появившиеся вслед за этим на американских информационных ресурсах публикации подтверждают подобную версию. В частности, на днях американский журнал " Newsweek " вновь поднял тему ведущегося Израилем против США шпионажа.
Налицо дальнейшее увязывание США в непростых отношениях даже со своими ближайшими союзниками. Саудовцев и других аравийцев американцы пытаются сплотить на некой консолидированной платформе оборонного свойства. Задействовав для этих целей, например, проект создания интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны арабских стран Персидского залива. Данная тема была одной из ключевых на прошедших 14 мая в Джидде переговорах министра обороны Хейгела со своими аравийскими коллегами. Вашингтон более не намерен нести основное бремя в поддержании стабильности в зоне Персидского залива, склоняя арабские режимы региона к крупным инвестициям в проекты совместного обеспечении безопасности.
С израильтянами всё намного сложнее. Администрацию Обамы то бросает в русло жёсткого отстаивания своей точки зрения по целесообразности заключения быстрой "сделки" с Ираном. То на неё нисходит озарение, что ввязывание в острый конфликт с правительством Нетаньяху может отозваться опасными последствиями. Везде проглядывается линия нынешней администрации Белого дома "дотянуть" второй президентский срок Обамы к 2017 году без необратимых провалов на Ближнем Востоке. В Израиле говорят, что Обама поменял свою цель с неядерного в военном отношении Ирана, на неядерный Иран только на остающийся срок его президентского мандата. Отсюда и хаотичность в действиях американцев, явные симптомы отсутствия у них стратегии в регионе. Всё это в совокупности усиливает у партнёров настрой минимизировать собственную зависимость от США. Если сверхдержава на самом деле решила скинуть с себя груз ответственности на Ближнем Востоке, прикрываясь противоположными декларациями, то никто её в этом переубеждать не собирается.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM
- В Севастополе для жителей многоэтажки открыли ПВР в здании кинотеатра
- В Подмосковье задержали полуголого мигранта, устроившего дебош в магазине
- Объявлены итоги международного хакатона по искусственному интеллекту
- Жителей новгородского посёлка Котово разместили в ПВР после налёта дронов
- Россияне установили рекорд по сбору макулатуры