Беспокойство европейских структур по поводу возможного дальнейшего развития армяно-российских отношений на ниве евразийской интеграции очевидно, это факт. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил бывший депутат Государственной Думы Российской Федерации, директор Института стран СНГ Константин Затулин, напомнив, что год-два назад несколько европейских дипломатов один за другим выступали с достаточно пренебрежительными оценками проектов евразийской интеграции, "предостерегая" Армению от "бесперспективного" выбора интеграции Армении с Россией, Белоруссией, Казахстаном, а может и Украиной.

"Запланированное на осень парафирование Ассоциативного соглашения Армения-ЕС - пропуск в приемную Евросоюза, но этот документ глубоко неравноправен по своей сути. Европейские чиновники при этом готовы из кожи вон лезть, чтобы доказать, якобы неравноправие, налагаемые Европой ограничения на страны-партнеры в политических, экономических и прочих вопросах - дорога к европейским ценностям. На самом деле, пробивая вопрос свободной торговли, однозначно выгодный ЕС и не всегда странам, готовым подписать соответствующие договоры, ЕС торгует не конкретными показателями, а тягой "партнеров к европейским ценностям". К слову, эти европейские ценности, приватизированные сегодня ЕС, создавались всеми нами, в том числе русскими и армянами", - заметил Затулин.

Параллельно, указал эксперт, европейцы клеймят любые инициативы России и ее союзников, называют их попыткой возврата в прошлое, воссозданием Советского Союза, стремлением вернуть утраченное влияние, бесперспективными амбициями и пр.

"Ясно, что по мере приближения ноября, на который намечен "большой праздник" в Вильнюсе, ситуация обостряется. Россия, которая вначале не усматривала угрозы в развитии отношений ее союзников (по ОДКБ, к примеру) и ЕС, сейчас уже не может закрывать глаза. Заявления лидеров ЕС не оставляют ей никакого выбора. На примере Украины можно вспомнить, что чуть ли не все европейские эмиссары, в том числе главный из них - глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу - заявляли, что любое участие страны в Таможенном союзе (Евразийском союзе в будущем) является непреодолимым препятствием на пути подписания соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA). Именно они, а не российская сторона поставили вопрос ребром, породив тем самым некое смятение умов. Казалось бы, вопрос внешнеполитической и экономической ориентации предопределен историей еще со времен Гюлистанского договора, двухсотлетнюю годовщину которого, кстати, мы будем праздновать за месяц до саммита "Восточного партнерства". Но далеко не все в Армении мыслят подобным образом", - напомнил эксперт.

Среди "далеко не всех" Затулин выделил премьер-министра страны Тиграна Саркисяна. "И глава армянского правительства, и другие отдельные представители исполнительной власти достаточно часто высказывались в пользу именно европейского, а не евразийского выбора. Они не оставляли поводов для сомнений, что если их поставят перед выбором, то ставка будет сделана на евроинтеграцию. А разговоры про туманность, неясность и "нуждающихся в объяснениях нюансов" - все это лукавство. Все достаточно ясно - на поверхности лежат известные вопросы экономической, политической, энергетической повестки, взаимодействие по ним в том или ином формате", - подчеркнул он.

Потуги Евросоюза "притянуть" к себе страны "Восточного партнерства" Затулин объяснил банальной, тривиальной конкуренцией. "Запад конкурирует с Россией, стараясь препятствовать любым интеграционным процессам на евразийском пространстве. Никому, даже сумасшедшему, не придет в голову утверждать, что ЕС собирается принимать Украину, Молдавию или Армению, брать на буксир слабые экономики в условиях серьезного финансового кризиса. Об том в Европе никто не думает ни в краткосрочной перспективе, ни в рамках каких-нибудь средних сроков. Но чтобы не допустить интеграции, Брюссель запустил PR-кампанию, оказывает политико-дипломатическое давление на страны-участницы "Восточного партнерства", а их эмиссары пачками разъезжают по странам, с которыми ведутся переговоры. Цель - разрушение общего экономического пространства стран СНГ", - указал Затулин.

По мнению директора Института стран СНГ, в случае с Арменией вся эта ситуация выделяется особенно. "Эта страна сегодня находится в достаточно сложном положении, и ей в любой момент может потребоваться военная, политическая помощь. В Ереване не должны сомневаться, что гарантии безопасности ей дает не Евросоюз, а Россия, в том числе в контексте взаимных обязательств в рамках ОДКБ. Армянские политики, отказывающиеся всерьез рассматривать вариант евразийской интеграции, возможно, полагают, что в вопросах безопасности Армении должна помогать Россия, а вот с экономикой они будут идти в ЕС. Мне не совсем понятно, почему они считают, что нас в России это не должно беспокоить", - задался вопросом собеседник, подчеркнув, что не собирается скрывать: в такой большой и сложной стране, как Россия, внешняя политика является слагаемой векторов, к которым принадлежит не только армянский, но и азербайджанский факторы.

"В течение многих лет, будучи и не будучи депутатом Государственной Думы, я постоянно выступал и выступаю за особые приоритетные отношения России и Армении. Я в этом убежден и не намерен менять свою позицию. Может быть, именно в силу этого я лучше, чем кто-либо другой, представляю, какие усилия предпринимаются моими оппонентами в России для того, чтобы увести Москву от поддержки Еревана. Я не исключаю, что нашумевший в армянских СМИ контракт на поставку российской военной техники Азербайджану является в какой-то мере результатом переосмысления российской стороной своей позиции и желания проводить в складывающихся обстоятельствах равноудаленную политику. Добавлю, что я не сторонник этого ввиду исторических, геополитических, религиозных, культурных, в конце концов, военно-политических обстоятельств. Но я вынужден признать, что пренебрежительное отношение к проекту евразийской интеграции в Армении вредит той большой работе, которую друзья этой страны и армянская диаспора проводит в России для максимального сближения наших стран", - сказал Затулин.

В продолжение темы Константин Затулин напомнил о недавнем визите президента Армении Сержа Саргсяна в Польшу, во время которого глава государства коснулся темы выбора Европа/Евразия, сказав следующее: "Мы работаем не по принципу "или-или", а "и-и". Я не вижу здесь противоречий". Но здесь, как отметил политолог, следует обратить внимание на ответ польского президента. "Бронислав Комаровски в ответ заявил, что нет, Армения не может двигаться параллельно в двух направлениях и должна сделать выбор. Он подчеркнул невозможность существования страны в двух экономических пространствах одновременно. Президент Польши лично поставил Армению перед выбором", - напомнил Затулин, подчеркнув, что здесь речь не идет о выборе между европейскими и какими-то другими ценностями. "Мы в свое время пришли на Кавказ как европейский народ, пришли на Кавказ как представители передовой цивилизации. Отказывать нам в праве представлять Европу - это извращение истории. ЕС - это не вся Европа. Здесь нужно не эйфорировать и рассуждать о высоких европейских ценностях, а проявить прагматичный подход, поставить вопрос "на весы". Когда говорят о том, что Армения не граничит с Таможенным союзом и это, мол, препятствие - а что, Армения с Евросоюзом напрямую граничит?", - сказал Затулин.

Отвечая на вопрос о том, как в России смотрят на армянский дрейф в сторону Евросоюза, экс-депутат Госдумы РФ отметил, что московские подходы достаточно реалистичны. "Здесь речь идет, повторюсь, о политической и экономической конкуренции. Тот, кто выбирает сторону конкурента, будет иметь дело с последствиями такого выбора. Это (что очевидно) означает изменение климата каких-то взаимоотношений, складывавшихся до этого. Хотя, возможно, кому-то кажется, что эти отношения не настолько ценны, чтобы дорожить ими перед "соблазном евроинтеграции". Вновь обратимся к очень схожему с армянским примеру с Украиной. Сегодня у Киева куча проблем с Москвой, и решить их может только российская сторона. Проблем не счесть - цена на природный газ, вопросы трудовой миграции, перспективы совместных проектов по авиастроению, судостроению, высокие технологии и так далее, и тому подобное. Судьба всех этих вопросов зависит от выбора Киева. Логика такая: если Украина находится в одном с нами экономическом пространстве, о чем говорили и насчет чего договаривались лет 10 назад, то мы рассматриваем сотрудничество в указанных и иных сферах одним образом, если нет - у нас в России достаточно бизнесменов и предпринимателей, лоббирующих свои проекты, заводы, создание равнозначных мощностей. В конце концов, как нам развивать отношения со страной, которая может завтра-послезавтра подать заявку на вступление в НАТО, как это уже было при Ющенко?", - выразил мнение он, добавив, что нужно за деревьями лес видеть, а не заниматься разглагольствованиями о европейском выборе.

Что касается непосредственно Армении, Константин Затулин напомнил о "маленькой" проблеме - нагорно-карабахском конфликте. "Неужели в армянском обществе есть какие-то иллюзии, что на определенном этапе сближения с Европейским Союзом последний, придерживающийся вполне определенной позиции по нагорно-карабахскому вопросу, не потребует у Еревана пойти на уступки? В Армении надеются, что этот вопрос обойдут? Молдавия им как пример и источник выводов. Тут вопрос встает следующим образом: а готовы ли в Ереване пойти на уступки в нагорно-карабахском конфликте?", - сказал эксперт.

Директор Института стран СНГ выразил изумление в связи с тем, что армянская сторона спешит подписать/парафировать Ассоциативное соглашение с ЕС на пару с такими странами, как Молдавия и Украина. "На начальном этапе Армении, вероятно, представлялось, что маленькой стране в сложном геополитическом положении, отягощенном сложными взаимоотношениями с некоторыми своими соседями, следует развивать отношения по всем азимутам, вести себя как благожелательный партнер со всеми - Россией, США, Евросоюзом, Китаем, и пр. Это желание вполне понятно. Но дальше, мне кажется, в Армении не заметили, что это желание затронуло плоскость политико-экономической конкуренции. Мне удивительно, как такой мудрый народ, как армяне, которых история многому научила, упустил этот момент, торопясь подмахнуть документ вместе с Молдавией и Украиной. Если Молдавия подпишет Ассоциативное соглашение, для Москвы это станет огорчительным событием. Если это сделает Армения, в России наряду с огорчением возникнет удивление. Но для Москвы важнее всего в данном вопросе Украина - второй после России крупнейший осколок СССР, которая этим шагом заложит основания для серьезных многолетних расхождений с Россией по многим вопросам. В результате действий Украины между Москвой и Киевом возникла конфронтация в газовой отрасли, и, как следствие, правительство РФ сделало все возможное, чтобы избавиться от газовой зависимости от Украины. Судьба украинской газотранспортной системы, поставляющей газ в каждую школу, каждую больницу, каждый жилой дом зависит от того, будет ли там российский газ в 2015, 2016, 2018 годах. А вдруг окажется, что при наличии Южного и Северного потоков Украина как транзитер вообще не нужна России? К 2015 году Россия отменяет безвизовый режим для граждан государств, не входящих в будущий Евразийский союз - и как с этим быть? Эти и многие другие проблемы возникнут как последствия, а Армения наряду с Украиной собирается под этим подписываться. Россия после этого просто не может сказать, что в случае с Украиной последствия вот такие, а Армению мы так сильно любим, что будем подходить к ней с иных позиций. Мы не сможем применить разные стандарты. В этом контексте абсолютно все, что касается Украины, в той же степени касается Армении", - сказал Затулин.

То же самое, по мнению эксперта, касается так называемого статуса "наблюдателя" в Евразийском союзе, то есть какой-то формы недосотрудничества. "Украина долго выбивала это у российской стороны, и, несмотря на первичные заявления Москвы о невозможности такого статуса, российская сторона частично пересмотрела свои подходы. Статус наблюдателя будет введен, но только для тех стран, которые определились со своей конечной целью - вступить в Евразийский союз. Если же Украина собирается статусом наблюдателя замазывать глаза России, миру, да и самой себе, никакого "наблюдателя" она не получит", - резюмировал эксперт.