За пять дней подмосковный город Жуковский посетили с предвыборными поездками врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев, лидер "Гражданской платформы" Михаил Прохоров, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов и "второе лицо" КПРФ Владимир Кашин (хотя городские коммунисты ожидали визита Геннадия Зюганова). Жуковский, расположенный в 22 км от Москвы, не является даже райцентром. Зато столица авиационной науки с населением чуть больше ста тысяч человек является "наукоградом №1" России. Но такого "нашествия" политиков перед выборами мэра тут не было никогда, отмечает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, прежний мэр Александр Бобовников 21 января подал в отставку. Ее причиной впервые в российской практике стало недоверие со стороны населения, заявил Воробьев. Досрочные выборы мэра с участием 11 кандидатов назначены на 31 марта.

Врио

"Покажите мне другой город, куда губернатор приезжает специально для того, чтобы посмотреть, как готовятся ко дню выборов, и встречается со всеми кандидатами", - спросил Воробьев горожан 23 марта. И пояснил: "Жуковский - зона особого внимания не только для меня, но и для органов федеральной власти. Потому что здесь очень много умного и очень много важного. Понимаете? И то, что ситуация оказалась в таком запущенном состоянии, это печально. То, что вы так часто раздражены, лишний раз доказывает, что нам надо чаще друг друга видеть и разговаривать". Чтобы подтвердить свое твердое намерение запретить стройку высотного дома в историческом центре, глава региона выразил готовность включить "все рычаги, какие у меня есть, в том числе готов раздеться по пояс, чтобы заслонить вас от того, кто здесь собирался строить. Что еще я должен сделать? Я все делаю открыто. Вот и вся любовь". Воробьев назвал жуковские выборы "интересным и очень важным политическим соревнованием" и отметил: "Мы заинтересованы в абсолютно честной победе - и 31 марта, и 8 сентября (на выборах губернатора - прим. ИА REGNUM). Потому что такими территориями, как Жуковский и Московская область, можно управлять, только опираясь на поддержку жителей. Все остальное не ра-бо-та-ет!"

Гражданская платформа

"Жуковский очень показателен для всей нашей страны", - заявил 26 марта Прохоров. По тому, как проголосует Жуковский, можно будет понять, как будет дальше развиваться вся Россия, отметил он. Прохоров ездил по городу полдня: встречался с юными спортсменами, с руководителями предприятий, со студентами и вузовскими преподавателями и просто с общественностью. И несколько раз перед разными аудиториями повторял: тут решается судьба России.

Справедливая Россия

Миронов провел в Жуковском целый день, посетил несколько предприятий. На встрече с избирателями подчеркнул, что на выборах в Госдуму в Жуковском СР заняла второе место после КПРФ, обойдя единороссов. Политик предупредил о фальсификациях и призвал: "Главное - приходите голосовать! Главное оружие против жульничества - это явка".

КПРФ

"Что сделала нынешняя власть за 20 лет для города Жуковского?" - риторически вопрошал буквально через три часа в том же зале мэрии академик Кашин. "Без науки в мире сегодня ни шагу нельзя сделать, в любой отрасли", - отметил зампред главы КПРФ. И подчеркнул, что "нефти и газа, по мнению экспертов, осталось лет на 15".

Что им всем тут нужно?

Советские годы жуковчане вспоминают как "золотой век". С 90-х авиационная наука держится на кадрах преимущественно пенсионного возраста. Большинство горожан давно работает не в авиации. В 2008 году президент Владимир Путин подписал указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА): город получил 887 га новой территории под "новый город" на 60 тыс. населения для Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), появились планы создать грузовой транспортный узел на базе аэродрома Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М. Громова. Но бывшие совхозные поля до сих пор остаются пустырями. В 2011 году к городу проложили новую дорогу от трассы М-5 "Урал". В марте 2012 года под ее продолжение вырубили около 12 га из 1000 га пригородного Цаговского леса. Это вызвало взрыв общественного протеста и сделало отставку мэра лишь вопросом времени. Кроме строительства дороги, ничего стратегически нового за пять лет в городе не произошло. Так что жители Жуковского давно отвыкли верить обещаниям. За эти пять лет в Китае, например, уже построили новый наукоград. С нуля. А в Жуковском - лишь договорились объединить несколько профильных институтов.

И вот, в преддверии выборов возобновились разговоры на высшем уровне о создании грузового терминала, о масштабном расширении города, о запуске из Москвы электрички прямо от кольцевой линии метро и "водного такси" по Москва-реке. Впервые у местных кандидатов появились интернет-сайты. Горожанам в очередной раз обещают "небо в самолетах". Но если в 80-х летные часы в ЛИИ были плотно забиты испытаниями новой техники, то теперь речь идет о коммерческих грузоперевозках как единственном "средстве спасения науки".

В областном правительстве выработан механизм решения проблемы обеспечения инженерными коммуникациями будущего "нового города". "Нужна защитная противопаводковая дамба. Нужно порядка 50 мегаватт электричества. Все это чудовищные деньги. И мы рассчитываем на государственное плечо", - заявил в конце 2012 года президент НЦА Тигран Алексанян.

События последних лет похожи на буксующий, тяжело, но раскачивающийся маховик больших перемен. Что они принесут Жуковскому - горожанам неясно. За последние 20 лет ни долгожданный статус наукограда, ни Международный авиационно-космический салон (МАКС) не оправдали их надежд на улучшения. "Наукоградские" доплаты из бюджета - мизерны, а на авиасалон миллион (!) посетителей возят мимо города, со станций на территорию ЛИИ, так что город они видят лишь из окон автобусов. Обещанная когда-то прибыль от этих гостей так и осталась для Жуковского мечтой. Да и сам ЛИИ на МАКСе, мягко говоря, не разбогател - это очевидно. Огромные деньги текут рекой мимо наукограда. В городе накопилось множество нерешенных проблем. Всю снежную зиму 2012-2013 года ходить по улицам пешком опасно: тротуары не чищены даже в центре, травматологическое отделение больницы переполнено.

Умный город

Еще в 80-х Жуковский славился повышенным процентом жителей с высшим образованием - вдвое выше, чем в среднем по СССР. С тех пор он едва ли снизился, и если традиции секретности уместны на оборонных предприятиях, то для городской администрации политика информационной изоляции обернулась потерей доверия горожан. Ярким свидетельством этому служит многолетнее противостояние мэрии (и особенно - избирательной комиссии) и самой тиражной городской газеты. Явка на выборы в Жуковском традиционно низкая. Процент протестного голосования - устойчиво высокий. Как, впрочем, и в других наукоградах.

"У нас в городе очень много очень умных людей, с ними нужно уметь говорить, их надо уметь слушать, им надо давать слово", - сказал корреспонденту ИА REGNUM один из кандидатов в мэры.

Другой кандидат, например, избрал простой лозунг: "Не верь никому - верь Пауку!" Обещает избирателям "сокровища Марса, угар и моднейшую жизнь" и раздает всем желающим по 500 рублей за паспортные данные. Одних такой балаганный стёб раздражает, других веселит. Полиция "обещает разобраться". Кандидаты и агитаторы поливают грязью конкурентов, подают иски об их снятии, жалуются в избирком.

Тем временем вдумчивый избиратель пытается выяснить, или хотя бы угадать, за спиной какого кандидата маячит тень городского жупела - ООО "Гарантия Строй", застроившего небоскребами соседний город Раменское, откуда через Жуковский идет весь транзитный транспорт. Точечная застройка изуродовала столицу российской авианауки в меньшей степени, чем многие другие города Подмосковья. Хватило одной высотки, "придавившей" старый город, чтобы вокруг второго подобного проекта умные горожане подняли такой шум, что сюда понаехали невиданные доселе гости самого высокого ранга, а глава региона собрался раздеваться на морозе.

Главная проблема

Глава облизбиркома Подмосковья Ирек Вильданов заявил, что ряд СМИ, кандидатов и партий создают вокруг выборов мэра Жуковского нездоровый ажиотаж. О том, что фальсификации непременно будут, горожан в один голос предупреждают самые высокие гости последних дней.

"Я очень благодарен тому, что выборы - досрочные и такая напряжённая кампания длится не три месяца, а всего два", - признался ИА REGNUM глава горизбиркома Евгений Кий.

Но, кого бы ни выбрали 31 марта, решить главную проблему этого города не в силах ни идеальный мэр, ни гениальный губернатор. Проблема эта решается уровнем выше. И формулируется очень просто: "Нужна ли стране своя авиация?"

Другого пути развития у Жуковского нет. Вот и вся любовь.

Ольга Пушкарёва