Россия и "чёрные легенды" "чёрного континента": к визиту Владимира Путина в Африку
Визит президента России Владимира Путина в Африку спровоцировал очередную волну дискуссий о нужности или ненужности возвращения России на Чёрный континент. И сама Африка, и история присутствия в ней России и СССР окружены гигантским нагромождением мифов. В массовом российском сознании континент представляется чёрной дырой, сидевшей на шее Союза.
Так, Дмитрий Рогозин, ещё не будучи вице-премьером, живописал, как африканские сателлиты рассчитывались с ограбляемым ими СССР поставками обезьян. Это чистая правда - несколько тысяч обезьян в год действительно поставляла Эфиопия. Нюанс в том, что крупная обезьяна стоит иной раз дороже, чем автомобиль среднего класса. Как следствие, сейчас не замученная эфиопами и деньгами постсоветская наука вынуждена ставить опыты на гораздо менее человекообразной живности, что немало способствует, например, упадку нашей фармакологии.
Посмотрим, как выглядело сотрудничество Союза со странами Африки в действительности. Проникновение СССР в Африку южнее Сахары началось с середины 50-х. Разное время в советской зоне влияния оказывались Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мали, Гана, Бенин, Конго, Ангола, Замбия, Мозамбик, Зимбабве, Танзания, Мадагаскар, Сомали, Эфиопия и Судан. Степень влияния варьировала от нефициального статуса "атлантической республики Советского союза" (Ангола), до весьма умеренной просоветской ориентации. В 1970-х - 1980-х столпами "советской империи" в Африке были Ангола, Мозамбик и Эфиопия.
Итак, что же понадобилось СССР на Чёрном континенте? В военном и стратегическом смысле экспансия в Африке давала возможность создать угрозу источникам сырья и коммуникациям вероятного противника. При этом, например, США на 100% зависят от импорта хрома с 1961-го года, и 98% этого импорта идёт из ЮАР и Демократической республики Конго.
Как следствие, военные базы авиации и флота и пункты материально-технического обеспечения существовали в Луанде (Ангола), на архипелаге Дахлак (Эфиопия), Конакри (Гвинея), некоторое время - в Бербере (Сомали). При этом их значимость порой была нетривиальна - так, база Нокра на Дахлаке находилась прямо на путях, связывающих Персидский залив с Суэцким каналом, база в Луанде вклинивалась между "супостатами" и таким заметным источником сырья, как Южная Африка. В рамках той же логики противостояния, расширение советского влияния, волна национализаций и прямая конкуренция наносила довольно заметный ущерб экономическим интересам западного блока.
Собственные экономические интересы СССР в Африке выглядели так. Континент поставлял минеральное сырьё, продукцию тропического земледелия, ценные породы дерева. При этом, например, Гвинея служила весьма важным источником сырья для алюминиевой промышленности СССР, Нигерия - важным источником тантала. В обмен шли поставки металла, машин и оборудования - при этом зачастую обмен был прямым, на закупки в Африке не тратилась вечно дефицитная валюта. Более того, зачастую она "добывалась" - даже торговля оружием с африканскими странами, несмотря на зачастую безвозмездные поставки, в целом была прибыльной.
"Благотворительность" (прямая или в форме очевидно не возвращаемых кредитов) в действительности имела весьма ограниченные масштабы. Например, к середине 1980-х долг трёх крупнейших получателей советской помощи выглядел так: Эфиопия - $2,8 млрд, Ангола - $2 млрд, Мозамбик - $0,8 млрд. При этом подавляющая его часть образовалась из-за поставок далеко не нового оружия, которое при иных обстоятельствах просто пылилось бы на базах хранения и требовало бы денег на своё содержание - чтобы в конце концов отправиться на переплавку. В целом, "независимые экспертные оценки", называющие цифры советской помощи в $60 млрд - $150 млрд, взяты буквально с потолка и представляют собой продукт нездоровой фантазии. Хомо советикус, страдающий из-за того, что его "объедают" вымирающие от голода эфиопские крестьяне, в действительности представлял собой анекдотическое зрелище.
Так или иначе, от африканских "паразитов" постсоветикус начал избавляться ещё при Горбачёве, а в 1990-х - освободился полностью. Что произошло дальше и как выглядит ситуация сейчас?
Согласно распространённому мнению, Африка неуклонно деградирует - и это ещё одна "чёрная легенда". Действительно, в 1990-х континент рухнул во мрак - вопреки мифу, не столько из-за прекращения помощи, сколько из-за упавших сырьевых цен (наиболее пострадавшие страны никогда не находились в зоне советского влияния). Символами эпохи стали Руанда, где в ходе геноцида тутси погибло 800 тысяч человек, и Вторая Конголезская война, в которую оказалась втянута треть континента от Судана до Намибии и которая стоила Африке 4 млн. жизней. Войны в Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Сомали, Первая Конголезская велись с невиданным ранее ожесточением. Продолжение получила война в Анголе. Тогда же вспыхнул эфиопо-эритрейский конфликт - "последняя классическая война ХХ века" с массовым применением танков и боевой авиации.
Однако во второй трети "нулевых" мир обнаружил, что дрейфует к ресурсному кризису. Между тем, Африка - это последние легкодоступные месторождения полезных ископаемых, и один из немногих регионов, где ещё есть резервы для увеличения площади запашки. Как следствие, в "нулевых" экономики континента радикально оживились, а в 2010-х - оказались среди лидеров роста (Гамбия - 9,2%, Мозамбик - 8,4%, Замбия и Конго - 8,2%, Либерия -7,5%, Гана - 7,5% и т.д.). Африканские страны к югу от Сахары заняли половину позиций в первой двадцатке наиболее "быстрых" стран. Предполагается, что в 2020-х его средние темпы составят около 7%.
При этом дело отнюдь не только в сырье. Стремительно растущее (суммарный коэффициент рождаемости - более 5 детей на женщину) и всё более образованное население превратилось из проклятия в важнейший ресурс на фоне того, что остальной мир испытывает нарастающий дефицит рабочей силы. Более образованное - здесь не повод для иронии. Так одна из отечественных золотодобывающих компаний неожиданно обнаружила, что университет в Уагадугу (Буркина-Фасо, пресловутая Верхняя Вольта) выпускает вполне конкурентоспособных геологов.
Какое отношение это имеет к нам? Согласно общепринятому мнению, ресурсный кризис никак не касается РФ. Однако, в действительности Россия испытывает проблемы с рудным сырьём уже сейчас, и по мере роста экономики эти проблемы будут обостряться. Части дефицитных ресурсов просто мало, часть труднодоступна, сосредоточена в бедных месторождениях и их добыча обернётся гигантским ростом себестоимости. Так, основная часть наших месторождений редких металлов такова, что за рубежом они либо не разрабатываются, либо вообще не учитываются при расчёте запасов (50% резервов ниобия и 80-100% тантала, циркония, иттрия, скандия). 80% месторождений находятся в глубоко залегающих коренных породах. Руды крайне сложны в обработке, из-за чего будет теряться до половины конечного продукта. Запасы металлов иттриевой группы, кроме самого иттрия (гольмий, туллий, диспрозий и т.д.) отсутствуют вообще. Между тем, редкоземельные металлы - основа многих высокотехнологичных производств.
Это "экзотический" и частный случай. РФ не хватает висмута, бария, марганца, бокситов, урана, хрома, титана, свинца, в меньшей степени - например, молибдена.
Далее, России критически нужен рынок сбыта для своего "технологичного" экспорта (продукции машиностроения и т.д.).
Африка может быть и перспективным рынком, и источником сырья. Однако, пока хомо постсоветикус тешит себя иллюзиями в стиле "сами приползут" (с), в реальности на континенте нарастает конкуренция. Торговый оборот КНР со странами Африки с 2000 г. вырос почти в двадцать раз, достигнув в 2011 г. $166 млрд. Индия показала ещё более фантастические темпы, увеличив своё присутствие на континенте с 1 до $50 млрд в 2001 - 2010 гг. США только между 2000 и 2009 гг. увеличили торговый оборот в 3,3 раза - до $104,5 млрд. ЕС растёт медленнее, но и его экспансия заметна. При этом ставки весьма высоки - так, Европа зависит от импорта редких металлов практически на 100%.
Российский объём торговли с Африкой - $7 млрд, при этом на Африку к югу от Сахары приходится лишь $3 млрд. Иными словами, былое влияние на континенте практически утрачено. То, что его нужно восстанавливать и это придётся делать в жёсткой конкурентной борьбе, несомненно.
Однако попытки реанимировать былые связи натыкаются как на инертность отечественного бизнеса, так и на "народный гнев", основанный на уже постсоветской мифологии. По сети бродят "риторические" вопросы - такие как этот. "Путин списал 20 миллиардов долларов Африке и еще 80 миллиардов дал в помощь. А россиянам поднял квартплату. Может он президент Африки?". В действительности объём помощи преувеличен примерно в 1000 раз - за весь постсоветский период Россия "пожертвовала" африканцам менее $100 млн, меньше доллара на каждого жителя РФ, и примерно десять центов на каждого жителя континента. Однако праведный гнев хомо постсоветикус легко превратил миллионы в миллиарды.
Что касается списания долга, то на Африку к югу от Сахары приходится примерно половина "прощённой" задолженности. Ключевыми бенефициарами здесь явились Ангола (изначальная задолженность $5 млрд), Эфиопия ($4,8 млрд), Мозамбик ($2 млрд) и Танзания ($500 млн). Среди прочих фигурируют Сьерра-Леоне, Бенин, Мадагаскар, Гвинея-Бисау и т.д. Естественно, 99% долга - это не самое новое оружие плюс проценты, накопившиеся за период войн и падения сырьевых цен.
Ангола, стоит в этом списке особняком. Несмотря на длившуюся до 2002 года 28-летнюю войну, страна достаточно платёжеспособна - подушевой ВВП по паритету покупательной способности примерно сопоставим с украинским. Как следствие, ей списана лишь часть долга - Ангола должна вернуть $2,9 млрд. При этом российская госкомпания "АЛРОСА" получила треть акций алмазодобывающей компании "Катока" (рыночная стоимость пакета - порядка миллиарда долларов, запасы месторождения оцениваются в $11 млрд), плюс доли в более мелких проектах. Шельфом занимаются "Газпром" и "Лукойл".
Во всех остальных случаях речь идёт о пока ещё абсолютно неплатёжеспособных странах, в 10-15 раз уступающих РФ по уровню доходов населения даже с пересчётом по паритету покупательной способности. Так, в 86-ти миллионной Эфиопии он меньше шестнадцатикратно. При этом требовать оплаты долга в данном случае примерно то же, что требовать от Ленина оплатить оружие, поставленное Деникину - нынешний режим пришёл к власти после длительной гражданской войны с поддерживаемым СССР режимом, интенсивно практиковавшим в отношении противников неприкрытый террор.
Однако Аддис-Абеба сохранила вполне доброжелательные отношения с РФ. Так, в начале нулевых отечественный "Стройтрансгаз" вёл проект освоения газоконденсатного месторождения Кэлуб в эфиопском регионе Огаден, однако счёл его нерентабельным. В итоге лицензию получила малазийская Petronas, ныне успешно занявшая доминирующее положение в местной нефтегазовой отрасли. Сейчас в Огадене присутствует "Лукойл".
При этом, несмотря на то, что в обозримом будущем Эфиопия останется крайне бедной страной, в перспективе это весьма ценный партнёр. Темпы роста экономики достигают 11% в год, страна вышла на первое место по производству кофе, второе в Африке по производству кукурузы, десятое в мире - по производству продуктов животноводства. Недавно открылся первый автосборочный завод. В экономику страны активно вкладываются Индия (ожидается, что к 2015-му инвестиции достигнут $15 млрд.), Китай вкладывает $2 млрд только в обувную отрасль. Оба соперничающих на африканском роге игрока инвестируют в местное сельское хозяйство - только сахарная отрасль получила $7,5 млрд. В декабре 2012-го Всемирный банк предоставил Эфиопии кредит на $4 млрд., а двумя месяцами ранее - два беспроцентных займа на общую сумму $1,15 млрд.
Этот "ажиотаж" неудивителен - страна обладает огромными резервами дешёвой рабочей силы, сравнительно низким по африканским меркам уровнем коррупции, и, наконец, значительным силовым потенциалом - армия Эфиопии достаточно велика и весьма боеспособна. Заёмные средства достаточно эффективно вкладываются в инфраструктуру, на образование тратится 6% ВВП.
России в Восточной Африке, где Эфиопия выступает в качестве регионального лидера, предложили участие в 10 проектах "ценой" $12 млрд. За РФ всё ещё стоит репутация СССР. Однако для того, чтобы реализовать свой имиджевый капитал, России придётся потрудиться - и постараться не предъявить миру оскал "хомо постсоветикус", готового уморить голодом несколько миллионов человек ради того, чтобы разово получить по 120 рублей на каждого российского гражданина.
Евгений Пожидаев - международный обозреватель ИА REGNUM
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье