Московскую молодёжь вовлекают в инновационное творчество: интервью
Москва, 18 марта, 2013, 18:50 — ИА Регнум. 5 марта в МГТУ МАМИ состоялось открытие первого московского Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) "Творческая мастерская". О том, что стоит за этой аббревиатурой, и как проект будет развиваться дальше, в интервью ИА REGNUM рассказала заместитель генерального директора Центра инновационного развития Москвы Екатерина Булычева.
ИА REGNUM: Как возникла идея открыть в Москве ЦМИТ?
Эта идея не новая, НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) - хорошо известная аббревиатура. Необходимость вовлекать детей и молодежь в инженерное, научно-техническое, инновационное дело не вызывает сомнений. Склонность к технике проявляется и развивается с самого раннего детства, очень важно ее поддержать, дать возможность талантливым и просто увлеченным ребятам получать знания и навыки, создавать своими руками новые механизмы. Тем более это актуально сегодня, при невероятных темпах развития технологий. Если пропустить технологическую "волну", то наверстать ее будет уже непросто.
Другой вопрос - как решить эту вроде бы понятную задачу. На самом деле не так просто, как хотелось бы.
Идеальным решением было бы открыть современные, хорошо оборудованные, доступные центры в каждой школе. Но это невероятно масштабная, почти неподъемная задача. Мы пока к ней не готовы.
Значит, нужны отдельные современные центры, куда сможет легко прийти молодой человек, увлеченный инженерным делом, и там "зацепиться".
Конкретно идея Центров молодежного инновационного творчества была инициирована Иваном Михайловичем Бортником, который увидел в США, как работают центры FabLab, и стал продвигать идею подобных центров в России. В дальнейшем к ее реализации подключилось Министерство экономического развития России. Московское правительство решило серьезно поддержать создание сети ЦМИТ в столице, и в декабре 2012 года было профинансировано открытие 21 центра. Сегодня уже открыт и действует первый ЦМИТ - на базе МАМИ, 1 апреля мы готовимся к открытию второго центра Андрея Тесленко, и дальше сеть должна разворачиваться уже прямо на глазах. Надеемся, что к середине лета все центры полноценно заработают.
ИА REGNUM: Насколько масштабен этот проект?
В 2012 году в стране было поддержано 45 центров, из них в Москве - 21. Среди регионов-лидеров - Красноярск и Татарстан. В 2013 году программа продолжится.
ИА REGNUM: Что сеть ЦМИТ даст городу?
Надеюсь, что заработает полноценная сеть центров инженерного, инновационного творчества. Для любого города и поселения это очень важно. Для Москвы, мне кажется, важно вдвойне. Жизнь в столице очень насыщенная, родители часто не могут уделить детям достаточно времени. И сотни тысяч увлеченных наукой и техникой ребят не могут найти, где себя реализовать. Они должны ждать, пока вырастут и получат возможность прикоснуться к реальным современным станкам - в университетах, на предприятиях. Но это просто катастрофически поздно. Дети сегодня с пеленок пользуются гаджетами лучше родителей, мы себе и представить не можем, что они изобретут, если смогут воплощать свои идеи в жизнь.
Оборудование ЦМИТ - 3D-принтеры, сканеры, плоттеры - это реальная возможность для дизайнеров всех возрастов произвести прототип задуманного.
Центры, где своими руками креативные люди всех возрастов будут создавать предметы, технологии, механизмы будущего, должны стать рядовой чертой для выдающегося города. Мы хотим, чтобы Москва была выдающимся городом. Поэтому центры инновационного творчества в столице должны быть на каждом углу.
ИА REGNUM: Как идет сотрудничество с международными проектами этого уровня?
Нашими добрыми партнерами с самого начала разработки и реализации программы выступает сеть FabLab - наши ребята ездили на стажировки в FabLab Европы и Америки, "фаблабовцы" несколько раз были в Москве с лекциями и семинарами.
ИА REGNUM: Чем ЦМИТ отличается от FabLab?
ЦМИТ фактически воплощает идеологию FabLab - лабораторий, которые впервые возникли в Америке, в университете MIT. Создал эту сеть увлеченный и очень талантливый человек Нил Гершенфельд. Он, конечно, в первую очередь был ориентирован на студентов MIT, его задачей было предоставлять на базе специального оборудования возможность изготовить объемные прототипы конструкций любого назначения из мягких материалов (пластик, алюминий, дерево и др.) для эффективного продвижения технических и дизайнерских идей на рынке.
Сегодня центры его сети открыты и в США, и в Европе, и на Африканском континенте. Ключевых требований к лабораториям FabLab не так много: работать на открытом (то есть бесплатном) ПО, предоставлять широкий доступ к современному оборудованию, при этом обеспечивать высокую технологичность оборудования в сочетании с его дешевизной, малой занимаемой площадью, простотой и безопасностью работы, относительно небольшими операционными расходами.
Но надо сказать, что сеть FabLab далеко не единственная в своем роде, в мире таких центров и лабораторий множество. Хорошо бы, чтобы и в столице со временем возникли разные сети, разные идеологи и подвижники этого движения.
ИА REGNUM: Какое предусмотрено финансирование? Есть ли частные спонсоры?
Изначально программа поддержки ЦМИТ задумывалась для того, чтобы помочь уже действующим центрам научно-технического творчества или увлеченным людям, которые подобные центры планируют открыть, закупить необходимое оборудование. Это ни в коем случае не государственные организации, московское правительство совместно с Минэкономразвития РФ только выделяют финансирование на закупку стартовых комплектов оборудования и расходных материалов для ЦМИТ, но помещение, зарплата сотрудникам, вся работа центра остаются на плечах их руководителей. В 2012 году из государственной казны было выделено порядка 180 млн рублей для 21 ЦМИТ. В 2013 также планируется программа поддержки, но о ее точных объемах пока говорить рано. Могу сказать, что желающих и способных управлять подобными центрами не так уж и много - часто меньше, чем финансирования. Все-таки это непростое занятие.
Важно понимать, что подобный центр в России не станет рентабельным бизнесом. Уровень дохода в таких центрах обычно едва-едва покрывает расходы, они всегда держатся на увлеченных людях, сподвижниках. Часто поддержку подобным центрам оказывают предприниматели, меценаты, либо они сами открывают такие лаборатории для детей.
ИА REGNUM: Есть ли в ЦМИТ платные услуги?
Центры - это частные предприятия. Конечно, чтобы центр мог стабильно жить и развиваться, должны быть и будут платные услуги. Важно, чтобы доступ к оборудованию ЦМИТ не стал дорогим, именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы в центры закупались простые, доступные, но современные станки и оборудование, чтобы расходные материалы не стоили слишком дорого. Это, кстати, идея фикс Нила Гершенфельда, и его опыт показывает, что это вполне решаемая задача.
ИА REGNUM: Кто может попасть в Центр, есть ли какой-то отбор?
Центры должны быть открытыми, доступными для всех желающих. Возможность обеспечить широкий доступ к оборудованию детей и молодежи - одно из ключевых требований к претендентам на открытие ЦМИТ.
ИА REGNUM: За какой примерно срок можно реализовать один детский проект?
Все очень здорово зависит от того, что хочет ребенок сделать. Это ведь может быть лодка или стол, может быть миниатюра Эйфелевой башни или робот. Это может быть и уникальная деталь для двигателя. В Штатах, например, ребята делают беспилотники, и у них даже есть заказчики. Всегда будут разные материалы и технологии. Что-то на 3d-принтере можно сделать, а для чего-то достаточно слесарных инструментов. Даже не так важно, какое оборудование есть в центре, важно, что фантазия начала работать - а средства найдутся.
Хотя, конечно, одни из самых увлекательных инструментов сегодня - это 3d-принтеры. Ведь это целое движение в мире и, возможно, целый пласт новых технологий.
Существуют уже и самолет, и автомобиль, полностью произведенные на 3d-принтере. Говорят о скорой возможности напечатать себе внутренний орган. Посмотрим. Главное, чтобы он не был из пластика.
ИА REGNUM: В первую очередь речь идет об арт-объектах или о научных моделях?
И то, и другое. Важно, что есть возможность придумать и реализовать в материале свою идею. Не так уж важно, будет это предмет быта, арт-объект или механизм. В жизни все это нужно.