Развитие транспортной инфраструктуры стало главной темой визита Медведева в Сибирь
Красноярский край, 9 августа, 2012, 05:50 — ИА Регнум. В ходе поездки по регионам Сибири, которая состоялась в начале этой недели, премьер-министр России Дмитрий Медведев дал несколько поручений, связанных с развитием транспортной инфраструктуры в сибирских регионах. В частности, речь идет о строительстве метро в Омске, третьего моста в Новосибирске и проблем транспортировки угля из Кузбасса.
Напомним, ранее Медведев неоднократно говорил о том, что раскрытию инвестиционного потенциала регионов Сибири и Дальнего Востока препятствует относительно слабо развитая транспортная сеть, в том числе железнодорожная. В этой связи еще будучи президентом Дмитрий Медведев не исключал возможности расширения железнодорожной сети, без чего невозможно развивать новые месторождения полезных ископаемых. В этом смысле тот факт, что для последней поездки по регионам Западной Сибири Дмитрий Медведев выбрал именно железнодорожный транспорт, выглядит символично.
В ходе визита премьер много внимания уделил развитию железнодорожного транспорта и проблемам железнодорожной логистики. Так, в Омске Медведев побывал в локомотивно-эксплуатационном депо "Омск" (ОАО "РЖД"). Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги является одним из самых быстроразвивающихся как в плане пассажирских перевозок, так и в части транспортировки грузов. Объемы перемещения грузовых составов на омском участке растут, а локомотивно-эксплуатационное депо "Омск", как подчеркнул президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, является лучшим в сети железных дорог страны.
Обсуждение транспортной темы получило продолжение на встрече Дмитрия Медведева и губернатора Виктора Назарова, на которой обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры, межрегиональных перевозок. "Без качественного железнодорожного, воздушного транспорта мы ничего не сможем сделать. Поэтому задача развития транспортной сети остается очень актуальной", - сказал премьер в ходе встречи.
Виктор Назаров обратился к премьер-министру с просьбой помочь достроить первую ветку омского метрополитена на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, отметив, что своими силами региону не довести до конца этот проект к 300-летию Омска. Как сообщает пресс-служба правительства Омской области, губернатор предложил осуществить этот проект на принципах софинансирования с федеральным бюджетом, при этом цена вопроса - 15,8 млрд рублей. 1 млрд рублей, которые сейчас выделяет на метро федеральный бюджет, явно недостаточно. Дмитрий Медведев дал поручения Минтрансу и Минфину РФ рассмотреть и решить этот вопрос.
В Кузбассе давно обсуждаемой проблемой является взаимодействие железнодорожников с угледобывающими предприятиями, и в ходе своего визита в Кемеровскую область Медведев рассказал, что в свое время ему приходилось заниматься ее решением "в ручном режиме". С декабря 2010 года отставание от графика перевозок угля в Кемеровской области составляло от 1 млн до 2 млн тонн в месяц, в сентябре 2011 года - 2,8 млн тонн, или 19% месячного объема добычи. Резервные возможности складов были исчерпаны, росли риски самовозгорания. В ноябре прошлого года Медведев, комментируя эту ситуацию, назвал ее "бардаком", и поручил ОАО "РЖД" "навести порядок в этой сфере".
В ходе рабочей встречи с Дмитрием Медведевым, прошедшей 6 августа этого года, губернатор Кузбасса Аман Тулеев отметил, что ситуация налаживается: наряду с государственным появился и развивается парк вагонов, принадлежащий частным компаниям. "У нас всего работает сейчас 12 компаний, работают как часовой механизм, проблем с вагонами нет, все идет четко, как вы определили", - отметил Тулеев.
Однако сам Медведев, беседуя с кузбасскими шахтерами, отметил, что "пока не наладили нормальную систему поставки вагонов после того, как произошло разделение парка". "Значительная часть его уже принадлежит частным компаниям, и таких компаний в нашей стране 1,2 тыс. Некоторые очень маленькие, из-за этого диспетчеризация плохая, составы порожняком ходят и тарифы растут, - пояснил он. - Будем стараться эту тему регулировать. Потому что восточное направление у нас сильно развивается, там же основные потребители. Например, Китай, который еще 30-40 лет будет оставаться рынком потребления угля. Перспективы в этой сфере приличные, надо внутри разобраться".
Во время визита в Новосибирск премьер среди прочего осмотрел строящийся третий мост через реку Обь. Буквально за несколько дней до поездки премьер подписал распоряжение о выделении субсидии в размере 2,3 млрд рублей на строительство этого моста. Этот мост позволит решить транспортные проблемы не только самого Новосибирска, но и Сибири в целом. Строительство моста началось в феврале 2010 года, завершение работ планируется в 2014 году. Общая длина моста с подъездными путями составит около 5,5 тысячи метров.
На совещании по развитию местных авиаперевозок, которое Дмитрий Медведев провел в Новосибирске 7 августа, премьер справедливо заметил, что "подчас в любую точку страны гораздо удобнее добираться через Москву, особенно в тех случаях, где нет железных дорог и где нет дорог автомобильных". "Это говорит о том, что сеть региональных и местных маршрутов не развивается, и она не способна генерировать пассажиропотоки", - добавил премьер.
В этом году запущена программа по субсидированию межрегиональных воздушных перевозок в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. В перечень льготных маршрутов включены только те населенные пункты, в которых отсутствует железнодорожное сообщение - в общей сложности 81 маршрут. На эти цели выделен 1 млрд рублей, но из 30 регионов, которые попадают под действие этой программы, воспользовались программой только шесть.
1 января стартовала специальная программа субсидирования лизинга воздушных судов. Размер субсидии составляет от 15% до 30% стоимости самолета, на реализацию программы выделено в текущем году 2 млрд рублей. На данный момент поступили заявки на приобретение 50 самолетов.
В то же время, отметил Медведев, лизинг иностранных самолетов должен быть временной мерой. Он считает, что в России необходимо создать свой "региональный" самолет: "Либо самостоятельно, что, на мой взгляд, пока маловероятно, либо с кем-то из иностранных производителей мирового уровня. Я думаю, этим могли бы заняться Минпромторг, Объединенная авиастроительная корпорация и сообщество перевозчиков".