Стать туристической Меккой Ленобласти мешают плохие дороги. Фоторепортаж
Санкт-Петербург, 10 июля, 2012, 13:14 — ИА Регнум. Возможности развития событийного туризма изучила экспедиция, в состав которой вошли ученые, экологи, журналисты, музыканты и даже один уфолог. Объектом исследования стал Подпорожский район Ленобласти. Выяснилось, что главной бедой этих мест остаются дороги, а прочие трудности при разумном подходе можно преодолеть.
Как убедился вместе с другими исследователями корреспондент ИА REGNUM, всякому, кто ближе познакомится с этими местами, "Блеск и нищета" Подпорожского района очевидна. Безработица, из-за которой трудоспособный народ бежит в город. Дороги, которые трудно назвать даже просто плохими, они - ужасны. А рядом - вечность: таинственные места древних святилищ, связанные с обычаями и легендами вепсского народа, памятники деревянного зодчества XVI- XIX столетий. Их в Подпорожском районе сохранилось около двух десятков, и к большинству можно подъехать.
Кто-то отсюда бежит в город, а кто и, наоборот, - стремится обосноваться ближе к природе. На территории района в деревне Согиницы есть экопоселение Гришино, в котором - особая жизнь, натуральная. Сам строю терем, сам печку кладу, ношу воду, собираю травы, учусь жить на земле, войду в лес, поклонюсь духу лесному - таков алгоритм "гришинской" жизни. Чай, мыло, крема - самодельные, на натуральной основе.
Дети экопоселения Гришино пока не имеют собственной школы, а дороги плохи, поэтому круглый год здесь живут только четыре семьи. Экопоселенцы рассказали, что на территории Ленинградской области - больше 200 экопоселений.
В Согиницах - деревянный погост, две церкви и колокольня. Церковь Николая Чудотворца 1696 года и церковь Ильи Пророка 1864 года. Колокольня, соединена с церковью крытым переходом. Поднимешься по деревянным ступеням на верхнюю площадку со встроенными скамьями по периметру, и едва дунет ветер, колокольня, как корабль на волнах, качается. Окинешь взглядом резной покров, посмотришь сверху на пейзажи - дух захватывает.
Спустившись вниз, говорю старушке-ключнице, открывающей и закрывающей двери: "Как-то тихо у вас, безлюдно". "Что вы, летом ещё ничего, вот зимой, по эту сторону реки - почитай, одна остаюсь на деревню, - отвечает местная жительница. - Жизнь-то у нас простая. Печка-лежанка, вода из скважины, что сил хватит вырастить - твоё".
Позже в "живом" музее, где всё можно потрогать своими руками - вепсском Центре фольклора посёлка Винницы, подтвердили: жизнь в деревнях простая, и важно не утратить важные умения, сохранить традиции малого народа. Сейчас вепсов в России насчитывается 5936 человек, а в Ленобласти - около 2 тысяч.
В этом центре - ткацкие станки, изготовленные по специальным, старинным вепсским чертежам, и единственный кукольный театр в мире, в котором куклы говорят на вепсском языке, а кукловоды - дети. В театре "Солнышко" за 20 лет было сыграно около 80 спектаклей.
Только на первый взгляд кажется, что изготовление вепсских кукол-оберегов - дело простое. Взял набор тряпочек, повертел, покрутил, и вот тебе голова, ручки, ножки, нарядная юбка. Но требуется умение и сноровка. Тоже и с плетением - хоть деревянных коробов, хоть поясов. В старину вепсам не полагалось ходить без пояса, "распоясаться". Пояс был оберегом.
Ткацкое мастерство - подлинное искусство. Простой половик ткать не так-то просто, а из-под рук здешних мастериц, как в сказке, картины выходят. Всё это необходимо сохранить. Но как рассказали в музее, это непросто. Вепсский язык теперь изучается только факультативно - в этом году его изучали в центре 12 детей.
В посёлке Курба Подпорожского района, где насчитывается примерно 200 человек постоянного населения, музей ютится в маленьких комнатах, а экспонатов, рассказывающих о народных традициях - множество. Воссоздан интерьер старинной избы - всё чин чином: печь, необходимые в быту вещи, люлька, которую качали ногой для того чтобы были свободны руки для прядения и шитья...
"К сожалению, традиции и язык вепсский сохранить очень трудно. Нам пришлось выдержать битву, чтобы осталась у нас хотя бы начальная школа, среднюю три года назад закрыли. Десять ребят ходят в садик и еще несколько ездят по плохой дороге в Винницы, - рассказала директор музея Светлана Ершова.
"Как ни странно, мы очень плохо знаем угро-финскую мифологию. Скандинавский пантеон богов нам известен не в пример лучше, - отметил участник путешествия по Подпорожскому району писатель, профессор ЮНЕСКО (по культурологии) Андрей Столяров. - Слияние язычества и народного православия, наблюдаемое здесь, в вепсском крае, удивительно".
Пятеро самых выносливых участников экспедиции отправились в дальний путь. Любители "неопознанного" изучили место так называемого "инцидента на Корб-озере", произошедший в 1961 году, когда непонятный летающий предмет упал на берег этого затерянного в глухом лесу водоёма и, вырыв в падении довольно крупный котлован, ушел под лед.
К сообщению об этом падении, полученным от местных жителей, командование Ленинградского Военного округа отнеслось очень серьезно. Первая военная экспедиция появилась на Корб-озере спустя две недели после инцидента. Военные, а затем и гражданские специалисты изучали и котлован, и озеро практически два десятилетия, однако же ответить на вопрос: "что же это было?" не смогли. Ясно было только одно - факт падения не подвергался сомнению.
Постепенно отпали все возможные гипотезы случившегося. Ученые выяснили, что инцидент был вызван не метеоритом, не самолетом или отработавшей ступенью ракеты, не бомбой, а также не происками западных разведок. Поиски материальных следов упавшего предмета велись очень тщательно - но кроме шариков окалины и непонятного льда зеленого цвета, обнаружить ничего не удалось. С тех пор это место привлекает к себе самодеятельных исследователей "аномалий"...
"Есть канадский пример, когда с невероятной скоростью начинает развиваться событийный туризм близ городков, рядом с которыми произошло что-то подобное. Открываются рестораны имени НЛО, продаются всевозможные сувениры космической тематики. Народ проявляет всяческий интерес, понимая, что это не просто банальная история "зелёных человечков, прилетевших в консервной банке", а серьёзный повод приобщиться к космической тайне. Думаю, такое возможно и в наших краях - ведь в Канаде даже памятник пришельцу поставили... почему-то из дерева", - сообщил председатель уфологической комиссии Русского географического общества Михаил Герштейн.
Участникам экспедиции, подготовленной экологами из Северо-Западной организации "Зелёный крест" при поддержке Общественной Палаты Ленобласти, удался, не столько поиск внеземных цивилизаций, как таковой, сколько определение туристических возможностей этих мест - так называемого событийного туризма.
"Будем надеяться, что начинается новая, не депрессивная жизнь Подпорожского района, - комментирует итоги поездки выросшая в этих местах ведущий специалист сектора сопровождения целевых программ и работы с коренными малочисленными народами комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти Мария Лапикова. - Объектов, заслуживающих внимания туристов достаточно, хватит на долгосрочный, жизнеспособный проект".
Предполагается, что через год в Подпорожье пройдет фестиваль, который соберет всех, кому интересны те или иные объекты.
Напомним, что Подпорожский район образование в северо-восточной части Ленинградской области. Административный центр - город Подпорожье, отсюда название района. Был образован в сентябре 1927 года. Территория: 7679,2 кв. км. Численность населения: 36 тыс. человек.Расстояние до Санкт-Петербурга - 285 км. Напомним также, что вепсы (самоназвание - тягалажет) - малый коренной народ угро-финской языковой семьи, проживающий на востоке Ленинградской области, в Вологодской области и Карелии.
Евгения Дылева
Фото автора