Сергей Лебедев: Военный и политический кризис Советского Союза 1941 года
Относительно событий лета 1941 года существует одна весьма распространенная характеристика - катастрофа, т.е. событие, повлекшее непоправимые последствия в истории. В данной статье попробуем разобраться, насколько обоснованна подобная характеристика применительно к лету 1941 года и не является ли более приемлемым для объяснения событий начального периода Великой Отечественной войны термин "кризис", т.е. переломный момент истории, ведущий к резкому улучшению или ухудшению.
Германия планировала свои действия на Востоке, рассчитывая на сосредоточение основных сил Красной Армии западнее рубежа рек Западная Двина - Днепр. Соответственно план "Барбаросса" предполагал окружение и разгром основных сил Красной Армии до рубежа Западная Двина - Днепр в Прибалтике, Белоруссии и на Украине. На разгром Советского Союза отводилось восемь недель. В середине июля 1941 года вермахт должен был достигнуть Смоленска, а уже в середине августа занять Москву. (1, стр. 60; 2, стр. 8; 7, стр. 468-469) План "Барбаросса", очевидно, предполагал координацию действий Германии и Японии в деле разгрома Советского Союза.
По мнению А.А. Кошкина "важным свидетельством того, что мероприятия плана "Кантокуэн" был ничем иным, как подготовкой к нападению на СССР, является разработанный к 25 июня японским генеральным штабом и утвержденный ставкой график завершения подготовки и проведения войны.
Принятие решения по мобилизации - 28 июня.
Издание директивы о мобилизации - 5 июля.
Начало переброски и концентрации войск - 20 июля.
Принятие решения о начале войны - 10 августа.
Начало военных действий - 29 августа.
Переброска четырех дивизий из Японии - 5 сентября.
Завершение операций - середина октября.
Как следует из этого графика, план "Кантокуэн" в известной мере был аналогичен немецкому плану "Барбаросса" и так же предполагал "молниеносную войну" против СССР". (3, стр. 159)
Советский Союз противопоставил немецкому плану разгрома основных сил Красной Армии до рубежа рек Западная Двина - Днепр план разгрома войск вермахта на рубеже рек Западная Двина - Днепр. Данный план, в силу ошибок советского военного руководства, которое неправильно оценило направление удара 3-й танковой группы и не обеспечило должного и своевременного прикрытия границы на северном участке Сувалкинского выступа, был сорван и остался невыполненным. 3-я танковая группа, прорвав границу на стыке Северо-Западного и Западного фронтов, совместно со 2-й танковой группой окружила и уничтожила советские войска в районе Минска, чем разрушила весь советский план.
Вместе с тем немецкий план "Барбаросса" был так же сорван глубоким эшелонированием войск Красной Армии. Советскому руководству, за счет армий Резерва Главного Командования, удалось закрыть брешь в Западном фронте. В итоге как советский, так и германский план быстрого разгрома противника был сорван и военные действия приняли затяжной характер. Под Смоленском вермахт встретили свежие советские войска армий Резерва Главного Командования и вместо победоносного взятия Москвы в августе 1941 года немцы были вынуждены ввязаться в длительное кровопролитное Смоленское сражение. Ожесточённые бои на московском направлении продолжались два месяца (с 10 июля по 10 сентября 1941 года) и окончательно похоронили планы немецкого командования по быстрому разгрому Советского Союза в очередном "блицкриге".
Тем временем противники СССР чрезвычайно серьезно восприняли первоначальные военные неудачи Советского Союза. Германия, в соответствии с директивой № 32, "после разгрома советских вооруженных сил" планировала приступить к завоеванию Египта, района Суэцкого канала, Палестины, Ирака и Ирана. В дальнейшем немецко-фашистское руководство надеялось захватить Гибралтар, отрезать Англию от ее сырьевых источников и предпринять осаду острова. (6, стр. 199-203; 7, стр. 512-515)
Обращает на себя умеренность запросов Гитлера - Германия требует Европу, Северную Африку и Ближний Восток. Планы нападения на Англию, США, Индию отсутствуют. Вероятнее всего, Германия требовала от Англии гегемонию в Европе, контроль над Средиземным морем, Ближний Восток и отстранение от власти У. Черчилля. Во всяком случае, как отмечает в своем дневнике Франц Гальдер, 30 июня 1941 года Гитлер действительно обсуждал вопросы единения Европы в результате совместной войны против России и возможность свержения Черчилля в Англии консервативными кругами. (1, стр. 60)
Не просматривается нажим на Англию и США со стороны Германии и в более поздних тезисах по реорганизации сухопутных войск Германии после окончания плана "Барбаросса" от 15 июля 1941 года. Предполагалось сокращение армии на 34 дивизии с 209 дивизий до 175. На оккупацию Норвегии выделялось 11 дивизий, Дании - 1, Голландии - 2. На оккупацию Балкан - 6 дивизий, Советского Союза - 65, на Францию, включая Испанию - 43 дивизии. В Северной Африке оставались 2 дивизии, на Средний Восток выделялось 14 дивизий. В резерве ОКХ оставлялось 31 дивизия. (подсчитано по: 6, стр. 212) Сил для захвата Англии, Индии и уж тем более борьбы с Соединенными Штатами Америки не видно. К слову, в сентябре 1940 года, когда численность вермахта была сокращена до 123 дивизий, для оккупации Франции, Голландии и проведения операции "Морской лев" немецким командованием выделялось 77 дивизий. (подсчитано по: 5, 739-778)
2 июля 1941 года в Японии на императорском совещании была принята "Программа национальной политики Империи в соответствии с изменениями обстановки", которая предусматривала "продолжение войны в Китае и одновременное завершение подготовки к войне как против США и Великобритании, так и против Советского Союза. Из стенограммы имперского совещания (Годзен кайги) 2 июля 1941 года:... Наше отношение к германо-советской войне будет определяться в соответствии с духом Тройственного пакта. Однако пока мы не будем вмешиваться в этот конфликт. Мы будем скрытно усиливать нашу военную подготовку против Советского Союза, придерживаясь независимой позиции. В это время мы будем вести дипломатические переговоры с большими предосторожностями. Если германо-советская война будет развиваться в направлении, благоприятном для нашей империи, мы, прибегнув к вооруженной силе, разрешим северную проблему и обеспечим безопасность северных границ.... Решением императорского совещания вооруженное нападение на СССР было утверждено в качестве одной из основных военных и политических целей империи. Приняв это решение, японское правительство по сути дела разорвало подписанный лишь два с половиной месяца назад советско-японский Пакт о нейтралитете. В принятом документе Пакт о нейтралитете даже не упоминался". Несмотря на давление и угрозы со стороны Германии "Япония готовилась обрушиться на СССР при условии явного поражения советских войск в войне с Германией. Военный министр Тодзио подчеркивал, что падение должно произойти тогда, когда Советский Союз "уподобится спелой хурме, готовой упасть на землю"....
В соответствии с решением императорского совещания от 2 июля 1941 года, генеральный штаб армии и военное министерство Японии разработали комплекс широких мероприятий, направленный на форсирование подготовки к проведению наступательных операций против советских вооруженных сил на Дальнем Востоке и в Сибири. В японских секретных документах он получил шифрованное наименование "Кантогун токусю энсю" ("Особые маневры Квантунской армии") - сокращенно "Кантокуэн". 11 июля 1941 года императорская ставка направила в Квантунскую армию и японские армии в Северном Китае специальную директиву № 506, в которой подтверждалось, что целью "маневров" является усиление готовности к выступлению против Советского Союза". "Кантокуэн" основывался сперва на оперативно-стратегическом плане войны против СССР, разработанном генеральным штабом на 1940 год, а с первой половины июля 1941 года - на "Проекте операций в нынешних условиях". (3, стр. 142, 149, 151, 157-158)
В соответствии с графиком завершения подготовки и проведения войны 5 июля 1941 года верховным командованием вооруженных сил Японии "была издана директива... о проведении первой очереди мобилизации... После проведения второй очереди мобилизации по приказу № 102 от 16 июля 1941 года на территории Манчжурии и Кореи было сосредоточено 850 тыс. солдат и офицеров японской армии". (3, стр. 159-161, 165, 196-197)
3 июля 1941 года в Ставке главного командования сухопутных войск Германии обсуждались дальнейшие планы по оккупации после форсирования Западной Двины и Днепра промышленных районов СССР и наступлению вермахта на Ближнем Востоке. (1, стр. 77) 15 июля 1941 года требования оккупации и охраны русской территории были детализированы. Предполагалось, что "как только русские войска, находящиеся восточнее линии Днепр - Двина, будут в своей массе разбиты, операции надо будет продолжать по возможности только моторизованными соединениями, а также теми пехотными соединениями, которые окончательно останутся на русской территории. Основная часть пехотных соединений должна в начале августа после достижения линии Крым - Москва - Ленинград приступить к обратному маршу". Вооруженные силы Германии должны были сократиться с 209 дивизий до 175 соединений.
Европейская часть России делилась на четыре государственных образования - Прибалтику, Россию, Украину и Кавказ, на оккупацию которых выделялось две группы армий в составе 65 немецких соединений, а также по одному итальянскому и испанскому корпусу, финскому, словацкому, румынскому и венгерскому соединению. "Подвижные соединения (12 танковых, шесть моторизованных, одна кавалерийская дивизии) предназначаются для выполнения следующих задач -
а) Один танковый корпус (две танковые, одна моторизованная дивизии) для действий в качестве оперативной группы в Закавказье.
б) Два танковых корпуса (три танковые, две моторизованные, одна кавалерийская дивизии) для овладения Донско-Донецкой промышленной областью и охраны Южного Поволжья.
Один танковый корпус (три танковые, одна моторизованная дивизии) для овладения Центральной русской промышленной областью и для охраны Северного Поволжья.
в) Один танковый корпус (две танковые и одна моторизованная дивизии) выдвигается на Южный Урал.
Один танковый корпус (две танковые и одна моторизованная дивизии) выдвигается на Северный Урал". (6, стр. 207-212)
"Уверенность Гитлера в том, что решение вопроса в отношении России будет достигнуто в сентябре 1941 года, определила его осторожную стратегию в войне на Атлантическом океане. "До середины октября не должно быть никаких инцидентов с США". Однако Россия упорно держалась". (4, стр. 203) 27 июля 1941 года, в связи с затягиванием военных действий на Востоке в Германии был рассмотрен план операции против промышленной области Урала, который предусматривал уже не столько оккупацию, сколько проведение экспедиции для уничтожения уральского промышленного района.
Операция должна была "проводится моторизованными войсками силою восьми танковых и четырех моторизованных дивизий. В зависимости от обстановки к ней привлекаются отдельные пехотные дивизии (для охраны тыловых коммуникаций).... Операцию провести с полным соблюдением внезапности при одновременном выступлении всех четырех групп. Ее цель - по возможности быстрее достигнуть уральской промышленной области и либо удерживать, если позволит обстановка, захваченное, либо снова отойти после разрушения жизненно важных сооружений специально укомплектованными и обученными для этого отрядами". (6, стр. 216-217)
"Летом 1941 года Квантунская армия развернула против СССР боевые порядки шести армий и отдельной группы войск, не считая резерва. В соответствии с планом "Кантокуэн" для ведения боевых действий было сформировано три фронта: восточный в составе 4 армий и резерва, северный в составе 2 армий и резерва и западный в составе 2 армий. К началу августа выделенная для вторжения в Советский Союз группировка была в основном подготовлена. Приближался установленный графиком срок принятия решения о начале войны - 10 августа. Однако правящие круги Японии проявляли нерешительность, ожидая поражения Советского Союза на Западе". (3, стр. 159-161, 165, 196-197)
6 сентября 1941 года на имперском совещании вследствие провала германского плана "Барбаросса", а также ввода советских и английских войск в Иран 25 августа 1941 года, реализация плана "Кантокуэн" в 1941 году отменялась, что впрочем "не означало отказа от плана "Кантокуэн", а лишь отодвигало срок его осуществления". (3, стр. 197)
Анализ событий лета и осени 1941 года позволил установить, что правительства Германии и Японии намеревались совместными усилиями разгромить Советский Союз летом - осенью 1941 года. В дальнейшем, после изгнания англичан из Европы (захватив Гибралтар), Северной Африки и Ближнего Востока, а так же отстранения от власти У. Черчилля, Германия намеревалась в той или иной мере сосуществовать как с Англией, так и с Соединенными Штатами Америки.
Немецкому плану разгрома основных сил Красной Армии западнее рек Двина, Днепр советское командование противопоставило план разгрома войск вермахта на рубеже Двина, Днепр. Советский план был сорван окружением и уничтожением Минской группировки Красной Армии. В то же самое время немецкий план "Барбаросса" был сорван глубоким эшелонированием войск Красной Армии. Советскому руководству, за счет армий Резерва Главного Командования, удалось закрыть брешь в Западном фронте. В итоге как советский, так и германский план быстрого разгрома противника был сорван и военные действия приняли затяжной характер.
Таким образом, поскольку Западный фронт после своей катастрофы все же был восстановлен, и худшего развития событий удалось избежать (вермахт за всю войну не пустили дальше Ленинграда, Москвы и Сталинграда, а Япония на открытые военные действия против Советского Союза так и не решилась), о событиях лета 1941 года необходимо говорить как о катастрофе Западного фронта и кризисе Красной Армии, который был преодолен ценой огромных людских потерь и материальных лишений. В результате чрезвычайно болезненная военная катастрофа Западного фронта не переросла в военную катастрофу всей Красной Армии и политическую катастрофу всего Советского Союза.
Источники и литература:
1. Гальдер, Ф. Военный дневник, 1941-1942 [Текст]: мемуары / Ф. Гальдер. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 893 с.
2. Карелл, П. "Барбаросса": от Бреста до Москвы [Текст]: мемуары / Пауль Карелл; пер. с нем. А. Уткина. - Смоленск: Русич, 2002. - 432 с.
3. Кошкин, А.А. "Кантокуэн" - "Барбаросса" по-японски. Почему Япония не напала на СССР [Текст]: монография / А.А. Кошкин. - М.: Вече, 2011. - 384 с.
4. Морисон, С.Э. "Американский ВМФ во Второй мировой войне: Битва за Атлантику" [Текст]: монография / С.Э. Морисон; пер. с англ. Р. Хорощанской, Г. Гельфанда - М.: АСТ; СПБ.: Terra Fantastika, 2003. - 512 с.
5. Мюллер-Гиллебранд, Б. Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг. [Текст]: монография / Б. Мюллер-Гиллебранд; пер. с нем. А. Высоковского, И. Глаголева, В. Дубовика. - М.: Изографус, 2002. - 800 с.
6. Совершенно секретно! Только для командования". Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы [Текст]: сборник документов / Составитель В.И. Дашичев. - М.: Наука, 1967. - 752 с.
7. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. В 3 томах. Т. 1. Нацистский заговор против мира и человечества. Преступления германских монополий [Текст]: сборник документов / под общ. ред. Р.А. Руденко. - М.: Юридическая литература, 1965. - 800 с.
- Санкции не отразились на российской экономике — СМИ
- В Германии попросили запустить уцелевший трубопровод «Северного потока»
- Подозреваемый в подрыве Cybertruck в Лас-Вегасе обучал бойцов ВСУ
- Зеленский: военные устали и самовольно покидают части ВСУ
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО