Серия наших публикаций на ИА REGNUM по "поморскому вопросу" в Архангельске породила информационное противодействие со стороны российских "либеральных" СМИ. Недавно они попытались перехватить инициативу, отвести от разоблачений Норвегию с проводимой этой страной на Русском Севере политикой "мягкой силы" (soft power). Они хотели бы подать в положительном ракурсе деятельность поморских этносепаратистов и выставить государство российское ответственным за развитие в регионе этого поморского этносепаратизма. Голос в защиту "поморского возрождения", таким образом, был встроен в идущую сейчас в прозападных СМИ России антигосударственную кампанию. Конкретно речь идет о двух публикациях: статье Олеси Герасименко "Мы на своей земле не хозяева" в журнале "Коммерсантъ власть", №23 (977) от 11 июня 2012 года и интервью лидера "Поморского возрождения" Ивана Мосеева порталу "Свободная пресса" от 31 мая 2012 года "С поморами поступают, как колонизаторы с папуасами". (1)

Основной тезис в статье Герасименко - "На Русском Севере права местных жителей отстаивают не левые или правые, а поморы - субэтнос, который северяне возродили для борьбы за свои интересы". Здесь нужно обратить внимание как раз на это самое "отстаивают", "возродили" и разобраться в сущности пресловутого "возрождения". В этом отношении российский этнолог проф. Юрий Шабаев в свое время отметил тот факт, что в Архангельске поморское "возрождение" началось лишь тогда, когда появились реальные перспективы политической и экономической "торговли этнонимом". (2) В своих публикациях мы лишь указали, что в настоящее время "торговля этнонимом" активистами "поморского возрождения" осуществляется в двух противоположных направлениях: в сторону Москвы и в сторону Норвегии. Мы отметили тот важный факт, проигнорированный сейчас либеральными СМИ, что в Архангельской области есть поморы и "поморы" и их нужно коренным образом отличать. "Поморское возрождение" и "поморы" в Архангельске, на самом деле, есть городское этносепаратистское движение в основе своей из среды местной малокультурной провинциальной интеллигенции, лишь неумело маскирующей себя под настоящих исторических поморов. Новая псевдопоморская идентичность в городском конгломерате Архангельска-Северодвинска чрезвычайно размыта и неопределенна. Фактически, это широкий спектр идентичностей, целая группа. В этом отношении наличествует понимание поморов и как особого финно-угорского этнического сообщества, и как отдельного восточно-славянского этноса. Фиксируется и признание их отдельной местной субэтнической группой - т. н. "русских поморов", и осознание поморства не как этнической, а как неявной локальной и региональной идентичности. (2)

Но, что характерно, для всего спектра поморской идентичности - это совершенно новое для Архангельска и Русского Севера явление, лишь маскирующееся под древних поморов через искусственно созданный идеологами движения исторический миф. Поморский исторический миф оформлен в Архангельске проф. Владимиром Булатовым через фальсификацию истории Русского Севера. Основные его положения сводятся к утверждению, что территория всего Русского Севера от Вологды до Урала в ХV-ХIХ веках называлась Поморьем. Поморье это было населено "этносом поморы", которые были завоеваны, как он выражается, "москалями" и потом ассимилированы русскими. Однако, несмотря на активные процессы ассимиляции, по Булатову, "поморы" якобы сохранили свое "национальное самосознание" до наших дней и начали свое возрождение. Мы детально разобрали исторический миф проф. Булатова в ряде своих научных публикаций (3), и они не встретили каких-либо возражений у историков в Архангельске, Москве и Санкт-Петербурге, зато породили ярость и истерику в стане поморских этносепаратистов. Вождь городских псевдопоморов Павел Есипов даже назвал корреспонденту "Коммерсанта" наши публикации на ИА REGNUM "травлей". В связи с этим мы честно утверждаем, что никакой "травли" как раз и нет, а есть жесткая система доказательств и фактов, разоблачающих поморскую аферу в Архангельске. Ничто не препятствует тому же Есипову, Мосееву или профессуре Северного Арктического Федерального университета (САФУ) защитить "научную честь" Булатова, корректно предъявив нам в опровержение исторические документы. До сего момента этого никто не сделал, да и сделать не сможет. В этой связи заметим, что развитию спектра новой поморской идентичности в Архангельске способствовала именно деятельность в 1990-е годы местной региональной элиты, СМИ, профессорско-преподавательского состава гуманитарной направленности местных вузов.

Особенно неприглядной представляется работа по созданию в Архангельске новой поморской идентичности профессоров Владимира Булатова, Николая Теребихина, Сергея Шубина, Юрия Лукина и Татьяны Буториной.

Парадоксом современной новой поморской идентичности является то, что она сосредоточена в крупных городах Архангельской области - Архангельске, Северодвинске и Новодвинске. Она является не результатом переселения исторических поморов из деревень в города, как это пытаются некоторые представить, а продуктом этноконструирования средствами современной культуры. Процесс конструирования новых этнических идентичностей облегчается через реидентификацию искусственно создаваемых социальных групп - "воображаемых сообществ". Активисты "Поморского возрождения" Иван Мосеев, Анатолий Беднов, Павел Есипов, Владимир Ломакин, а также бывший губернатор Анатолий Ефремов, бывший ректор Поморского университета Владимир Булатов и многие др. никак не связаны ни своей генеалогией, ни местом проживания своих предков с настоящими историческими поморами. По существу, надо назвать все своим именем, - это поморские самозванцы. Первым в ряду поморских самозванцев, как кажется, стоит бывший депутат Государственной думы от ЛДПР архангелогородец Дмитрий Гусаков. Сейчас он признается на страницах архангельской прессы: "Говорю это как первый в истории официальный помор. Объясню: я так по пьяни записался в ленинградском военкомате. С покойным А.А.Ефремовым мы много балагурили по этому поводу в его родном Тойнокурье". Отметим, что решающим доводом у многих поморских самозванцев в пользу их поморского происхождения является "бабушка сказала". И это буквально так, мы не утрируем ситуацию.

Материалы переписи населения 2002 и 2010 годов подтверждают нашу трактовку "Поморского возрождения" как создание новой идентичности, лишь маскирующейся под исторических поморов. Так, по переписи 2002 года всего свою принадлежность к "поморам" зафиксировал в переписных документах 6571 гражданин Российской Федерации. Из этого числа в Архангельской области на тот момент проживало 6295 поморов (95,8 %), в Мурманской области - 127 (1,93 %); в городе Санкт-Петербурге - 16 (0,24 %), в Республике Карелия - 13 (0,2 %), в Республике Коми - 11 (0,17 %), в Ненецком АО - 6 (0,09%), в Вологодской области - 4 (0,06%), в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях - по 1 (0,01 %). На Архангельскую область по переписи 2002 года поморов пришлось 95,8% (!). При этом городской конгломерат Архангельска-Северодвинска дал около 4 тыс. или 64% всех поморов. Здесь надо обратить внимание на то, что в местах проживания настоящих "исторических" поморов - в Карелии (Карельский и Поморский берега Белого моря) и Мурманской области (Кандалашская губа, Терский берег) поморов зафиксировано 1,95%, а по всей Карелии - всего 13 человек (!). Всероссийская перепись 2010 года показала 3113 поморов. В том числе в Архангельской области - 3015. На остальное Беломорье и всю страну приходится 97 поморов. Таким образом, там, где в ХVII- начале ХХ века проживали настоящие поморы в историческом Поморье на Поморском берегу Белого моря, переписи 2002 и 2010 годов их не обнаруживают. Это подтверждает наблюдение российских этнографов об угасании настоящей поморской идентичности в конце ХIХ века. В то же время фиксация переписью "поморов" в городском конгломерате Архангельска в начале ХХI века знаменует появление здесь новой поморской идентичности. Все эти нюансы в публикации в "Коммерсанте" Герасименко просто игнорируются.

Поймите нас правильно. По российской Конституции 1993 года национальная идентичность является личным делом гражданина РФ. Вы можете себя при переписях идентифицировать, хоть "казаком", хоть "сибиряком", хоть "помором"... "эльфом", "хоббитом", а еще "гражданином мира", "жителем вселенной", "иностранцем", "каменщиком", "кацапом", "крестьянином" "затундренным", "ленским старожилом", "нацменом", "полукровкой", "помесью", "фараоном", "халдеем", "хохлом" и даже "эллином". По этой логике Иван Мосеев, Павел Есипов, Анатолий Беднов, Владимир Ломакин, Дмитрий Гусаков, Владимир Булатов, Анатолий Ефремов "поморами", разумеется, себя именовать могут и могли. Но при чем тут тогда "укорененность", этот мнимый "коренной народ поморы" вкупе с непонятными "протопоморами" Булатова и градусами крови чуди заволочской у Мосеева? Как может быть связано право на территории и ресурсы с претензиями на них отрекшихся от русской идентичности нынешних городских поморских самозванцев?

Возникает законный вопрос к московским "защитникам" архангельских "поморов", почему федеральный центр должен признать "поморов" в качестве "коренного и малочисленного народа", если хорошо известно, что ядро этого движения, провоцирующее этносепаратизм на Русском Севере, состоит из "новых поморов". На каком основании эту городскую группу активистов следует считать именно "коренным" (!) народом? Более того, при ближайшем рассмотрении ценностных установок этого кружка поморских самозванцев и морали отдельных его представителей выясняется, что целью поморских этносепаратистов является вовсе не народное благо и помощь деревням, а занятие лидерских позиций в создаваемом ими самими под себя искусственно "коренном и малочисленном народе" для "руководства" и посредничества над финансовым потоком предполагаемых субсидий и квот населению "поморских" деревень. За это они уже не стесняясь грызутся между собой. В случае с "поморским активом", конкретно речь идет о Есипове, Мосееве, мы имеем дело с известным феноменом "детей лейтенанта Шмидта", в нашем случае - с дельцами-мошенниками. В ситуации с архангельскими псевдо-поморами либеральный информационный ресурс "Свободная пресса" утверждает: "Государство ставит своих граждан в такие условия, что они мечтают стать нерусскими". Побойтесь Бога! При чем здесь государство! Проповедники поморского этнического сепаратизма наши новоявленные "племенные вожди": Мосеев и Есипов - это люди с налаженным упорядоченным городским бытом и избыточным весом. Колхозники с Онежского, Летнего, Зимнего берегов Белого моря ни об этническом сепаратизме, ни об отделении от русских не помышляют. О желанном статусе "коренного и малочисленного" им сейчас услужливо подсказывают этнические торговцы из "столицы Поморья". Что касается вопроса о поморах-колхозниках, то мы обязательно рассмотрим эту проблему в нашей следующей публикации.

Активисты "поморского возрождения" в Архангельске добиваются от местных властей и федерального центра признания себя в качестве "коренного и малочисленного народа". Но в перспективе они присматривают для себя статус "коренного народа" в "международных категориях права". Здесь необходимо обратить внимание на то, какие последствия для национальных отношений и гражданственности в нашей стране имеет это привнесенное извне в нашу, надо честно признать, весьма невысокую, правовую культуру понятие "indegenous" - "коренной". На Русском Севере мы все чаще и чаще слышим: "я - коренной помор", "я - коренной саам", "я - коренной ненец", "я - коренной коми" и т. д. В итоге этим разделением и претензией на коллективные права подрывается еще не сложившаяся в России гражданская нация. Выученный на деньги норвежцев и продвигающий сейчас их интересы в Архангельске ассистент кафедры Юридического института САФУ Максим Задорин прекрасно отдает себе отчет, что придание "поморам", за что он так ратует, в Архангельской области статуса "коренного народа" в категориях международного права автоматически будет означать перевод ее в разряд завоеванных, оккупированных и колонизованных территорий. И вот здесь-то интересы городских псевдопоморов и начинают пересекаться с интересами Запада и конкретно с интересами Норвегии в Арктическом регионе. По аналогии с "саамским национальным движением" в соседней Мурманской области можно смело прогнозировать, что следующим шагом псевдопоморов после обретения ими статуса "коренного малочисленного народа" станет создание "поморского парламента" и объявление всей территории Архангельской области и прилегающих арктических акваторий - исторической территорией обитания "коренного народа поморы", со всеми вытекающими из этого последствиями. Наученные норвежцами саамы в Мурманске это уже проделали. Отметим, при этом, что "национальное движение саамов" на поверку является шумной деятельностью всего лишь десятка активистов, завязанных на структуры норвежского Баренцева секретариата. Поэтому весьма показательно, что ни норвежский Баренц-регион, ни его структуры совершенно не упомянуты в рассматриваемых публикациях "Коммерсантъ власти" и "Свободной прессы".

Между тем, Архангельская область еще с 1991 года стала объектом норвежской политики "мягкой силы". С 1993 года она проводится посредством норвежских органов трансграничного Баренц-региона - Баренцева секретариата и т. н. норвежских информационных центров на местах. Если российская сторона переводила свои международные отношения с Норвегией на новый уровень в надежде получить помощь в реконструкции экономики через иностранные инвестиции и создание совместных предприятий, то норвежцы целили совсем в другое, о чем неопровержимо свидетельствуют их собственные признания и весь двадцатилетний опыт деятельности норвежского трансграничного Баренцева региона. В первую очередь, норвежцев интересует получение доступа к шельфовым месторождениям нефти и газа в российском секторе Арктики и, во-вторых, "гуманитарная деятельность". Почему Герасименко в своей публикации в "Коммерсанте" не упомянула, что весь торговый оборот Архангельской области с Норвегией в прошлом году не превышал ничтожные 10 млн. долларов? И архангелогородцы, как выяснилось недавно, могут продавать в Норвегию только валенки. Да срубы. Итак, выгодное россиянам экономическое сотрудничество на уровне местных предприятий игнорируется норвежцами. Остается только мощная гуманитарная составляющая "сотрудничества", на самом деле, односторонняя деятельность в своих интересах Норвегии в северном регионе Российской Федерации. Главная цель гуманитарных программ норвежского Баренцева региона, она особо и не скрывается - изменение сознания русских, проживающих на Русском Севере и в Архангельске, прежде всего у местной провинциальной интеллигенции. Поэтому поддержка норвежцами и стоящими за их спиной американцами поморского этносепаратизма является одним из направлений этой общей работы. Герасименко всю историю с изданием норвежцами на "поморском языке" "Поморских сказок" сводит с подачи Мосеева якобы к проблеме вывоза этих книжек через таможню в Норвегию. На самом деле, проведенная норвежцами этническая диверсия заключалась в бесплатном распространении среди детей - младших школьников в Архангельске этой глубоко лживой книжки. Составители "Поморских сказок" украли сказки у русских, объявили эти сказки культурным достоянием народа "поморы" и заявили, что эти "поморы" - отдельный не русский народ. Против всей традиции русской литературы, уходящей корнями в церковно-славянскую культуру, против заветов святых Кирилла и Мефодия, "Поморские сказки" были записаны с использованием местного диалекта, который был объявлен издателями норвежцами отдельным отличным от русского литературным языком.

Сейчас директор Поморского института САФУ поморский самозванец Иван Мосеев неуклюже лжет, когда утверждает - цитируем его: "Я хочу подчеркнуть, что никогда никаких денег мы от норвежцев не брали" или "Ни копейки норвежских денег мы не получали. Организация "Поморское возрождение", зарегистрированная в 1991 году, ни одного гранта не получила от Норвегии". А как же быть, спросим мы Мосеева, с проектами "поморов" - с уже упомянутым изданием "Поморских сказок" на "поморском языке" и словаря "поморского языка"? Первый проект был выполнен на норвежские деньги, а второй - на американские. Организация "Поморское возрождение", разумеется, никаких грантов от норвежцев не получала и не получает, вот только российские граждане, обслуживающие "поморское возрождение" лично подобные гранты получают. Как быть, спросим мы Мосеева с норвежским проектом Seventh Framework Programme "A Critical Human rights Agenda in a Changing Europe"? На странице 90 проекта речь идет о трех деятелях: собственно Иване Мосееве, Антонине Кулясовой и Алексее Овчинникове. Последний в этом списке был первым инициатором в Архангельске обращения к властям с требованием официально признать "коренной народ поморы". Про Овчинникова прямо сказано в программе, что он участник нескольких "международных проектов". Кстати, и сам "Поморский институт" создан с подачи норвежцев именно для облегчения передачи грантовых средств Запада на политическую деятельность этносепаратистов, лишь маскируемую под науку.

Не трудно заметить, что объектом норвежской политики "мягкой силы" в Архангельске выступает, в частности, Юридический институт САФУ. Сейчас норвежцы предлагают российским студентам в его стенах образование у себя полностью на норвежские деньги по программе бакалавриата по курсу "права коренных народов" (Indigenous Peoples' Rights). Работающий в норвежских интересах в САФУ в Архангельске ассистент этого института Максим Задорин сейчас занят "поиском" представителей "коренных малочисленных народов Севера" для направления на учебу в Норвегию. Оказывается, в рамках "сотрудничества" между юридическим институтом САФУ университетом Тромсе в Норвегии существует возможность прохождения обучения в зарубежном вузе по курсу "права коренных народов". При этом предусмотрено еще и квотирование мест для студентов из России из числа представителей коренных малочисленных народов. На кафедре международного права юридического института САФУ, где работает Задорин, сейчас числится шесть человек преподавателей. У трех из них имеются публикации, связанные с проблематикой коренных народов. Не обойдены норвежским вниманием и студенты. В декабре 2011 года в Институте социально-гуманитарных и политических наук, директором которого является другой проводник норвежских интересов в сфере университетского образования в Архангельске - проф. Андрей Репневский, была проведена научная студенческая конференция с весьма характерным провокационным названием: "Россия-Скандинавия: на пути к общему культурному пространству". На ней 40% (4 из 11) студенческих докладов были посвящены проблематике "коренных народов". В аудитории на конференции присутствовал лоббист норвежских интересов в Архангельске почетный консул Норвегии Андрей Шалев. В Архангельской области не сегодняшний момент, заметим мы, нет "коренных и малочисленных народов". Их нужно создать - считают в Норвегии. Об этом и свидетельствует отмеченная нами активность по этому направлению в САФУ.

"Помор" Иван Мосеев в интервью Герасименко в "Коммерсанте власть" трактует свои контакты с норвежцами как "настоящую народную дипломатию". "Мы обходимся без указок и помощи федерального центра", - утверждает поморский самозванец. И Герасименко, разумеется, склонна этому верить на слово. Хороша эта "народная дипломатия" по Мосееву, скажем мы. С той стороны, оказывается, в ней участвуют в качестве "норвежских поморов" и "народных дипломатов" такие влиятельные в Норвегии политические фигуры, как генеральный секретарь норвежского Баренц-секретариата Рюне Рафаэльсен, член парламента Норвегии Коре Сименсен, советник по программам Интеррег Евросоюза Й.Мартин и, наконец, сам экс-министр иностранных дел Норвегии, отец нынешнего премьера Торвальд Столтенберг. На открытой лекции в Северном Арктическом Федеральном университете в феврале 2011 года Столтенберг отметил, что традиции поморско-норвежских отношений являются главной предпосылкой Баренцева сотрудничества, а сами поморы и северные норвежцы являются носителями общей идентичности, т. н. "северности". (5) Нынешние упорные поиски "нордмена" на Русском Севере профессурой Института регионологии САФУ, таким образом, можно считать выполнением прямого указания Столтенберга.

В случае с "поморами" в Архангельске мы имеем дело, говоря старинным русским языком, с "воровской затейкой" провинциальной интеллигенции. Этот архангельский эпизод новой российской Смуты очень напоминает нам историю той старой Смуты времен Минина и Пожарского. Вот она. В 1607 году в Литве в городке Пропойске ротмистр пан Меховецкий заметил у корчмы под забором в канаве пьяного забулдыгу. Эге, - спросил пан Меховецкий у пана Зеновича, - а не напоминает ли тебе вот тот бродяга ликом и станом царя Московского? Да, похож, - ответил пан Зенович. Так появился на Руси Тушинский Вор. В нашем случае бывший министр иностранных дел Норвегии Турвальд Столтенберг - отец нынешнего норвежского премьера не побрезговал в компании архангельского поморского самозванца Мосеева отметиться, суп с ним поесть и протекцию ему при случае оказать. И даже сам себя "помором" Столтенберг публично поименовал. Так, Мосеев с норвежской подачи без какого-либо надлежащего образования и стал руководить наукой в Северном Арктическом Федеральном университете. Поморский самозванец оказался директором "Поморского института", якобы "изучающего" "поморов" - на самом деле, мнимый "коренной народ Арктики". Сам Столтенберг украсил в честь этого свои седины предложенным ему Мосеевым колпаком "арктического папуаса". Чему тут удивляться? Сандомирский воевода пан Мнишек в свое время дочь Марину за московского Вора, беглого монаха-расстригу выдал. В случае же со Столтенбергом его понять можно. Речь идет, разумеется, не о шапке Мономаха и Кремле, а о богатствах энергетических ресурсов в российском секторе Арктики.

Герасименко в своей статье в "Коммерсанте-Власть" утверждает: "Норвегия очень серьезно относится к отношениям с Россией и, не имея возможности сравниться военным и экономическим потенциалом, налаживает связи с жителями российского Севера", "с Архангельской областью они всегда предпочитали дружить, даже почетным консулом сделали не норвежца, а местного жителя Андрея Шалева". Впрочем, почетных консулов, заметим мы, во всем мире всегда принято выбирать из местных жителей. А как же иначе? Существенней здесь другое. Журналист "Коммерсанта" упорно не хочет замечать, что за спиной "слабенькой", "бедненькой" и "добренькой" Норвегии, на самом деле, стоят США, Великобритания, ЕС, весь Запад и НАТО с их военно-политической мощью. Материал Герасименко опубликован 11 июня. Почему тогда московский журналист старательно не заметила последний визит 1 и 2 июня госсекретаря Соединенных Штатов Хиллари Клинтон в Норвегию. Клинтон после пребывания в столице Норвегии городе Осло в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север этой страны в город Тромсе. Здесь на месте госсекретарь обсудила со своим коллегой, представляющим союзную по НАТО страну, проблемы борьбы за Арктику и арктические ресурсы. Американцы обсуждали с норвежцами возможность "интернационализации" ресурсов Арктики и Северного Морского пути. Они хотели бы "устанавливать правила" для этого региона мира. США и Норвегия собираются использовать институт Арктического совета для установления контроля над Арктикой и ее ресурсами. Впрочем, что там Герасименко в Москве, главный русскоязычный норвежский пропагандистский информационный ресурс Баренц-региона - BarentsObserver, обычно сообщающий нам о каждом выступлении северокорейских баянистов в Тромсе, теперь о скандальной пресс-конференции 2 июня 2012 года Клинтон и Сторе в этом городе упорно помалкивает. Может быть регулярно выступающий на страницах этого норвежского информационного ресурса с антироссийскими по духу и содержанию материалами почетный консул Норвегии в Архангельске и "пока не помор", как он выражается, Андрей Шалев объяснит наконец причину этого затянувшегося молчания BarentsObserver и честно расскажет наконец нам всем своим соотечественникам о норвежско-американских кознях в Арктике?

Список ссылок:

1. Герасименко О. Мы на своей земле не хозяева // http://kommersant.ru/doc/1947315; Мосеев И. С поморами поступают, как колонизаторы с папуасами // http://svpressa.ru/politic/article/55798/?from=0

2. Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности // Социологические исследования. 2009. № 10. C. 62.

3. Семушин Д. Поморье и поморы: структура одного исторического мифа // Арктика и Север. 2012. № 7. С. 45-58. http://narfu.ru/aan/article_index_years.php?ELEMENT_ID=36508

4. Шабаев Ю.П. Европейский Север России: конфликтный регион. С. 19 // www.syktsu.ru/files/a1d8493a892fd1f0da3ea9e7fcb04e8a.doc

5. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2010 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Под. ред. В.А.Тишкова и В.В.Степанова. М., 2011. С. 269.