Погибшая в годы Великой Отечественной войны советская подводная лодка П-1 "Правда" объявлена братской могилой. Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в ходе подводных поисковых работ на дне Финского залива дайверы VIII международной экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы-2012" однозначно идентифицировали найденную недавно советскую подводную лодку П-1 "Правда", на которой погибли 54 человека экипажа в 1941 году в боевом транспортном походе на полуостров Ханко. В связи с этим 5 мая состоялась церемония увековечения памяти погибших моряков. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отслужил панихиду по погибшему экипажу подводного корабля на месте его гибели в Финском заливе Балтийского моря.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель проекта дайвер Разведывательно-водолазного клуба Константин Богданов, "работы на глубине 75 метров вели участники VIII международной подводной поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы-2012" Константин Богданов (руководитель), Николай Кудряшов, Алексей Важинский, Дмитрий Чистилин, Михаил Иванов и группа дайверов финского клуба "Мурена" города Порвоо. Мы провели панорамную подводную фото- и киносъёмку, и установили памятную табличку с именами погибших моряков на одно из орудий подводной лодки "Правда", лежащей на дне моря на глубине 75 метров".

Впервые в истории подводной поисковой деятельности в России сразу же после проведения погружений был оформлен паспорт воинского захоронения. Официальное оформление этого важного военного документа совершил заместитель начальника управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов. Документ заверил капитан гидрографического судна "Сибиряков" корабельной печатью.

Теперь эта братская могила будет нанесена на все морские карты Финского залива и корабли при проходе данной точки будут отдавать дань памяти погибшим морякам. Как отметил Константин Богданов, "нынешний сезон наших подводных поисковых работ уже на старте стал поистине уникальным во всех отношениях. Судите сами, во-первых, сама подводная лодка П-1 "Правда", найденная на дне Финского залива - единственная оставшаяся из своей серии. Напомню, это IV серия постройки субмарин начала 30-х годов предвоенной истории СССР. Во-вторых, такого ещё не было, чтобы тут же, на месте подводных работ, сразу же после возвращения дайверов-поисковиков на поверхность, был официально оформлен паспорт захоронения и объект объявлен братской могилой. Этот факт говорит о большом доверии ответственных органов российского государства нашей международной подводной экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы", которая уже восемь лет ведёт поисковую деятельность в водах России и сопредельных стран. В-третьих, реализовано уникальное взаимодействие Балтийского флота ВМФ России, Русской Православной Церкви и общественной поисковой организации".

Касаясь дальнейших планов VIII экспедиции "Поклон кораблям Великой победы-2012", руководитель проекта подтвердил, что "прошедшей акцией не завершаются наши поиски в глубинах Балтийского моря: у нас есть ещё несколько, так называемых, "подозрительных точек", в которые дайверы экспедиции совершат погружения в ближайшие дни".

Справка. Подводная лодка П-1 "Правда" погибла в первом в истории Подводного флота СССР транспортном походе. Её моряки пожертвовали своими жизнями, пытаясь помочь своим товарищам на блокированной врагом военно-морской базе "Ханко" в устье Финского залива. Лодка была загружена боеприпасами, медикаментами и продовольствием. IV серия советских эскадренных субмарин состояла из 3 единиц, две из которых, пережив войну, пошли на слом, и, таким образом, ship-wreck - лодка П-1 "Правда" в Финском заливе - является единственной материальной памятью о подлодках этого типа.

Проект подлодки IV серии был утверждён Реввоенсоветом СССР в 1931 году, и 21 мая на Балтийском заводе в Ленинграде был заложен головной подводный крейсер, а 19 декабря 1931 г. - ещё два корабля. Они получили названия в честь центральных газет: "Правда", "Звезда" и "Искра". Впоследствии к ним добавили и буквенно-цифровые обозначения: П-1, П-2, П-3 соответственно. Водоизмещение: надводное - 955 т, подводное - 1690 т; суммарная мощность: двух дизелей МАН - 5400 л. с., двух электромоторов - 1100 л. с.; скорость хода: надводная - 18,7 узла, подводная - 8,3 узла. длина наибольшая - 90 м, ширина 8 м, осадка 2,83 м. Вооружение: 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм (запас торпед - 10 шт.), два 100-мм орудия, один 45-мм полуавтомат (на П-3 в 1942 году был заменён на 37-мм автомат), один 7,62-мм пулемёт. Экипаж - 53-54 чел.