Правительство Партии справедливости и развития ведёт подготовку новой конституции Турции, которая должна заменить принятый в 1982 г. основной закон и ознаменовать окончательный переход страны к демократии. Одним из главных вопросов является учёт требований различных этносов, населяющих Турцию. Требования курдов в той или иной степени давно известны и более или менее чётко артикулированы. Наиболее принципиальными из них являются конституционное признание курдской идентичности и введение в государственный оборот на территории Турецкого Курдистана курдского языка в сфере образования (а также в других районах, где большинство составляют курды) и делопроизводства. Однако всё чаще слышны требования других мусульманских этносов, которые в значительной степени были ассимилированы. Ныне некоторые представители этих этносов и их организации пытаются предотвратить свое окончательное растворение в рамках турецкой нации.

Несколько дней назад организация Инициатива черкесских народов заявила о необходимости учёта в новой конституции Турции этнического многоцветия страны и создания круглосуточного телеканала на черкесском языке, о чём представила свои предложения в комиссию по подготовке конституции турецкого парламента [1].

Политика турецких властей по отуречиванию всех нетурецких мусульманских народов (евреи, армяне и греки признавались турецкими властями в качестве национальных меньшинств), проводимая с самого начала создания Турецкой Республики, в первую очередь была направлена на курдов, являвшихся крупнейшим нетурецким этносом Турции и представляющим, по сути, единственную преграду на пути ассимиляционной политики. Другие народы, подвергаясь ассимиляционному давлению, не могли оказать никакого сопротивления турецким властям. Если бы турецким властям удалось "решить" курдскую проблему, ассимилировав и/или уничтожив курдов, в Турции никогда бы не стоял национальный вопрос.

Провал проекта ассимиляции курдов, являвшийся, по сути, одним из важнейших в политике турецкого государства, основанного на идеологии кемализма, положил начало процессу изменений государственной идеологии турецких властей по отношению к курдам и фактически обрушивает всю систему Турции, направленную на отрицание идентичности других нетурецких мусульманских народов.

Поэтому идейные кемалисты считали, что открытие государственного курдоязычного круглосуточного телеканала TRT-6 де-факто признаёт курдов отдельной нацией, и требовали возбуждения уголовного дела против премьер-министра Эрдогана [2].

Ряд аналитиков сразу же после начала государственного вещания на курдском языке стали заявлять о постепенном открытии в Турции "ящика Пандоры" [3], имея в виду начало периода этнизации в стране и возникновение национальных проблем.

Примечательно, что после того, как в 2004 г. в Турции было начато вещание на нетурецких языках, турецкая газета Yeni Şafak оценила численность курдов в 20-25 млн, лазов - в 9,2 млн, черкесов - в 7 млн, боснийцев - в 3 млн, албанцев - в 500 тыс., грузин - в 400 тыс., армян - в 280 тыс., ассирийцев - в 50 тыс, евреев - в 30 тыс. В Турции проживают ещё арабы, греки, помаки [4]. Курдские наблюдатели комментировали эти данные как свидетельство "отсутствия [этнических] турок" в Турции, имея в виду, что бо́льшая часть нынешнего населения Турции не является этническими турками [5].

Следует отметить, что ещё в 1990-х усиление курдских национальных чувств в Турции способствовало (наряду с другими факторами, конечно) росту этнического самосознания среди черкесов Турции [6]. При этом курды выступают именно с общедемократических позиций, считая, что права, касающиеся обучения на родном языке и использования "родных" языков, должны быть предоставлены не только курдам, но и всем другим этносам, населяющим Турцию. Не случайно в курдских СМИ большое значение уделяется требованиям черкесов и других этносов.

Как известно, основной поток переселенцев с Северного Кавказа в османскую империю пришёлся на 1863-1864 гг. и продолжался в течение полувека. Для османских властей переселяющиеся северокавказские народы являлись инструментом реализации определённых внутри- и внешнеполитических целей. Около половины переселенцев была расселена на территории балканских владений Порты для подавления национально-освободительных движений балканских народов. В Турецком Курдистане и Армении на них была возложена задача обороны османских границ в конфликтах с Россией, а также проведение вместе с курдами карательных операций против армян [7]. Кроме того, черкесы использовались в качестве военной силы против курдов и арабов [8].

Черкесы, в отличие от курдов, никогда не требовали от турецкого государства получения каких-либо национальных прав, считаясь одной из наиболее лояльных групп населения. Многие представители черкесской диаспоры традиционно занимают высокие посты в армии, других силовых структурах и на гражданской службе. Однако, несмотря на это, черкесы так и не выдвинули "из своей среды сколько-нибудь значительную прослойку национальной интеллектуальной элиты, способную сформулировать концепцию этнического развития в новых условиях" [9]. Политика отуречивания привела к тому, что подавляющее большинство черкесской молодёжи не владеет черкесским или абхазским языком, будучи в значительной степени ассимилированной. В связи с этим с начала 2000-х годов в Турции всё чаще стали раздаваться голоса, что в Турецкой Республике дискриминации подвергались не только немусульманские общности - курды и алавиты, но и черкесы [10]. Открытие языковых курсов, как отмечалось, не решает проблему изучения языка.

Несмотря на то, что турецкие власти не сомневаются в лояльности черкесской диаспоры, в Турции всё же существует опасение, что культурное возрождение турецких черкесов может быть использовано внешними силами против Турецкой Республики. Следует отметить, что ещё в конце XIX в. османские власти жёстко пресекали попытки отдельных черкесских интеллектуалов, направленные на развитие языка и культуры, подвергая черкесских деятелей суровым преследованиям [11]. Ныне турецкие власти особенно опасаются в этом вопросе действий Евросоюза, зная умелую работу западных держав с меньшинствами.

Черкесы априори не могут представлять, в отличие от, например, курдов, никакой угрозы турецкому государству, поскольку для них характерна географическая распыленность, высокая степень урбанизации, они не имеют в Турции исторической родины и могут претендовать лишь на роль влиятельной диаспоры.

Сразу же после начала работы TRT-6 лидеры черкесской общины Турции начали просить турецкие власти ввести преподавание в университетах страны "черкесских языков" и литературы (турецкие власти объединяют под понятием "черкесы" всех представителей черкесской группы языков - черкесов, абхазов, адыгов, а также зачастую и представителей нечеркесских кавказских народов) и организовать радио- и телевещание на черкесских языках. В настоящее время TRT осуществляет телевещание на черкесском языке в получасовом объёме в неделю. Однако эти передачи, как и существовавшее до создания TRT-6 30-минутное курдоязычное вещание, не пользуются никакой популярностью, поскольку передают информацию об устаревших событиях и идут в неудобное для телезрителей время.

5 января 2009 г. президент Турции Абдулла Гюль принял руководителей Федерации кавказских ассоциаций (ФКА), в которую входят несколько десятков черкесских организаций. ФКА считает, что численность черкесов в Турции составляет около 6 млн человек. Однако эта цифра представляется сильно завышенной (как минимум в несколько раз). Кроме того, нередко к черкесам в Турции относят представителей всех северокавказских народов, бежавших сюда во время и после Кавказской войны в XIX веке, в том числе нечеркесоязычных народов - ираноязычных осетин, тюркоязычных карачаевцев и балкарцев, дагестанцев, чеченцев.

Положительно оценив создание TRT-6, руководство ФКА обратилось к президенту Гюлю с просьбой о создании подобного телевещания для черкесов, а также о развитии при университетах кафедр черкесского языка и литературы [12] для подготовки дипломированных филологов, которые смогли бы осуществлять преподавание на курсах "черкесских языков". Такие кафедры были открыты несколько лет назад, но испытывают сильную нехватку специалистов. При этом представители черкесской общины, как и курды, отмечали необходимость включения обучения языкам (в т.ч. черкесскому) в систему народного образования, а не просто изучения языков на факультативных курсах. По их мнению, после 80 лет запретов нетурецких языков, курсы являются ни чем иным, как продолжением их уничтожения, и турецкие власти должны оказывать всяческое содействие в процессе возрождения языков, а не просто предлагать изучать их на курсах [13]. Черкесские активисты, отмечая значительный вклад черкесов в развитие Турции, подчёркивали, что черкесский язык в Турции находится на грани уничтожения [14]. В феврале 2011 г. черкесы требовали уже введения образования на черкесском языке [15]. В марте 2011 г. черкесы в Анкаре провели митинг с требованием обучения на черкесском языке [16]. В середине апреля 2011 г. в Анкаре черкесскими организациями был организован ещё один митинг, на котором глава Инициативы черкесских народов Меретуко Кенан Каплан заявил, что со дня создания Турецкой Республики проводилась политика "ассимиляции и социального исключения". На митинге раздавались лозунги в поддержку "родного языка". М.К.Каплан отметил, что черкесы требуют получения образования на родном языке, изменение концепта гражданства (не турки по национальности, а граждане Турции), позитивную дискриминацию и изменения конституции, принятой после военного переворота 1980 года, а также открытие государственного телерадиоканала с вещанием на черкесском языке [17]. В целом черкесские организации единодушны по 2 основным требованиям - телерадиовещание и образование на родном языке. 21 мая 2011 г. в Стамбуле черкесы провели шествие, посвящённое 147-й годовщине депортации [18], требуя предоставления культурных и образовательных прав, необходимых для предотвращения ассимиляции [19].

При этом черкесские организации, понимая, что Турция вряд ли в ближайшем будущем пожелает и сможет создать отдельный телеканал на черкесском языке, просили начать черкесоязычное вещание на TRT-6, который действует лишь на курдском языке. Они считали, что поскольку телеканал TRT-6 называется "Языки" (турецкие власти, несмотря на 24-часовое курдоязычное вещание на канале, избегают слова "курд" в его названии), то на этом телеканале должны транслироваться не только курдоязычные программы. Однако декурдизация TRT-6 путем вещания на нём не только по-курдски будет рассматриваться курдами в качестве антикурдского шага, а значительная часть курдов, особенно находящихся в орбите ПРК, заявит об обмане со стороны турецких властей и провале их проектов. Однако ныне черкесы, как уже отмечалось, требуют создания отдельного черкесоязычного государственного телеканала.

В политическом отношении основной упор черкесских организаций направлен на оказание поддержки адыгам, абхазам и черкесам на Северном и Западном Кавказе. Турецкие власти потенциально могут использовать черкесскую диаспору в Турции для усиления своего влияния в этом регионе.

Лидеры черкесской общины в Турции просили турецкие власти оказать поддержку Абхазии [20] - признать независимость этой республики. Однако, понимая, что Турция вряд ли пойдёт на подобный шаг, настаивали хотя бы на экономическом сотрудничестве (в т.ч. возобновлении морского сообщения между Трабзоном и Сухумом, которое действовало в середине 90-х годов, организации авиарейсов Трабзон - Сухум). Турецкие бизнесмены имеют ограниченные экономические отношения с Абхазией, представляющей для них определённый интерес в связи с тем, что этот регион является своеобразным чистым листом. При этом для оправдания перед официальным Тбилиси этих отношений с Абхазией, турецкие власти указывают и на якобы "влиятельную" черкесскую диаспору.

Для России повышение влияния черкесов несёт существенные угрозы. Турецкие черкесы считают, что царская Россия совершила по отношению к черкесам "геноцид". Создание независимой Абхазии рассматривалось ими в качестве шага на пути создания Большой Черкесии, в которую вошли бы обширные районы Северного Кавказа - Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария, часть Краснодарского края и др. [21] Однако ныне очевидна полная утопичность подобной идеи.(Примечание ИА REGNUM: в 2008-2012 гг. лидеры российских черкесских организаций неоднократно публично опровергали наличие у них цели создать единое черкесское государство или единый черкесский регион в составе РФ.)

Начало полномасштабного вещания на "черкесских языках" распространило бы влияние Турции на Абхазию и республики Северного Кавказа, поскольку в этих республиках вряд ли возможно создание телевидения того качества, которое может быть создано в Турецкой Республике. Таким образом, Турция фактически создала бы рынок "черкесоязычных" электронных СМИ, став при этом наиболее важным его игроком. Поэтому для Турции, несмотря на некоторый риск, всё же создание черкесского телевидения не несёт никаких серьёзных угроз, предоставляя, напротив, возможность проведения активной политики на Северном и Западном Кавказе. При этом Турция не может быть заподозрена Россией в каких-то скрытых планах, поскольку действия Анкары обусловлены именно процессом демократизации и требованиями черкесских организаций предоставить им права по примеру курдов.

В этом смысле возможна своеобразная реанимация политики младотурок, которые в рамках своей доктрины пантюркизма придавали особое значение роли северокавказской диаспоре, что создало в период их правления определённые предпосылки для этнического развития черкесов. Большую культурно-просветительскую деятельность осуществляло созданное в 1908 г. в Стамбуле Черкесское общество взаимопомощи (ЧОФ), результаты работы которого публиковались в еженедельной восьмиполосной газете "Гуазэ". ЧОФ издало также десятки книг, брошюр, бюллетеней и журналов [22]. Тогда же в Стамбуле была открыта черкесская школа с преподаванием на адыгском языке, после чего подобные школы стали создаваться в некоторых сельских районах проживания северокавказцев [23].

Естественно, возрождение, этническое развитие и консолидация черкесов в Турции неминуемо приведёт к желанию установления связей с черкесскими интеллектуалами на Северном Кавказе, отправке учебных материалов и добровольцев-преподавателей. В будущем, возможно, получат определённое распространение и идеи репатриации на историческую родину, тем более, что абхазо-адыгские народы находятся в сложной демографической ситуации. Не случайно в качестве наиболее благоприятного пути этнодемографического развития Абхазии рассматривается массовая репатриация этнических абхазов из Турции и стран Ближнего Востока [24].

Этот процесс несёт, как уже отмечалось, для России определённые вызовы, поскольку Турция стала бы крупнейшим игроком в сфере современных черкесоязычных медиа в условиях почти их полного отсутствия, или наличия, но низкого качества, "районного" уровня в Российской Федерации. Анкара может получить дополнительный рычаг распространения геополитического влияния.

[1] Çerkez daxwaza televîzyonek 24 demjimêrî dikin. [Черкесы требуют круглосуточное телевидение] // ANF, 25.04.2012. [курд. яз.]

[2] "Ataturkçiyan" li dijî Erdogan lêpirsîna TRT-6 xwastin. ["Ататюркисты" требуют возбуждения уголовного дела против Эрдогана по вопросу TRT-6.] // http://www.avestakurd.net, 11.01.2009. [курд. яз.]; Emrulla Bayrak. Atatürkist Thought Association decries Kurdish-language TV // Today's Zaman, 13.01.2009.

[3] Weşana Kurdî cesaret da Çerkezan! [Курдское вещание придало храбрости черкесам!] // www.rizgari.com, 06.01.2009. [курд. яз.]

[4] Ali Sali. Lehçelerde nüfus savaşı // Yeni Şafak, 25.10.2004.

[5] Li gor miraceetên bo RTUK-ê hatine kirin tirk tune ne. [По расчётам, которые сделаны для RTUK, [этнических] турок [в Турции] нет.] // http://www.xoybun.com, 25.10.2004. [курд. яз.]

[6] Yahan Kaya. Political Participation Strategies of the Circassian Diaspora in Turkey // Mediterranean Politics, Vol. 9, No. 2 (Summer 2004), pp. 232.

[7] Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции (социально-политические аспекты этнической эволюции во второй половине XIX и в ХХ в.). // "Диаспоры", № 1 2001, с. 165-166. [164-195].

[8] Yahan Kaya. Political Participation Strategies of the Circassian Diaspora in Turkey...p. 224.

[9] Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции... // "Диаспоры", № 1 2001, с. 169.

[10] Yahan Kaya. Political Participation Strategies of the Circassian Diaspora in Turkey... pp. 221-239.

[11] Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции... // "Диаспоры", № 1 2001, с. 170.

[12] Şeş milyon çerkez jî televizyonê dixwazin. [Шесть миллионов черкесов тоже хотят телевидение] // www.netkurd.com, 06.01.2009. [курд. яз.]

[13] 'Ên din' ên Tirkiyeyê zimanê xwe yê zikmakî dixwazin. ["Другие" в Турции также хотят родной язык] // http://www.roj.tv, 20.02.2010. [курд. яз.]

[14] Çerkes jî perwerdehiya zimanê zikmakî dixwazin. [И черкесы хотят образования на родном языке] // www.rizgari.com, 21.02.2011. [курд. яз.]

[15] Çerkez daxwaza perwerdeya bi zimanê xwe dikin. [Черкесы требуют образования на своём языке] // www.netkurd.com, 21.02.2011. [курд. яз.]

[16] Serkan Demîrel. Çerkez jî rabûn piyan. [Черкесы тоже поднялись] // [Газета] Azadiya Welat, 12.03.2011. [курд. яз.]

[17] Circassians in Turkey rally for their rights // HDN, 18.04.2011.

[18] Circassians in Turkey mark anniversary of alleged genocide // HDN, 22.05.2011.

[19] 'Me berê Tirkî nedizanî, niha em zimanê xwe nizanin'. ["Раньше мы не знали турецкий, теперь мы не знаем свой язык"] // ANF, 22.05.2011. [курд. яз.]

[20] Karasar, Hasan Ali. Saakashvili Pulled the Trigger: Turkey between Russia and Georgia / SETA Foundation for Political, Economic, and Social Research. SETA Policy Brief. August 2008, No: 20. P. 5.

[21] См. Мурат Гукемухов. Черкесам нужен свой субъект // "Коммерсантъ", 24.11.2008.

[22] Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции...// "Диаспоры", № 1 2001, с. 171-172.

[23] Чочиев Г. Северокавказская диаспора в Турции...// "Диаспоры", № 1 2001, с. 171-172.

[24] Багапш Н.В. Этнодемографическое развитие Абхазии: территориальный аспект. Автореф. дисс... канд. геогр. наук./ МПГУ. М., 2010.