Возможность активных призывов к бойкоту или даже переносу зимних Олимпийских Игр 2014 года в Сочи становятся в поствыборной период все более вероятной.

К сожалению, в очередной раз Олимпийские Игры могут стать заложниками большой политики в самых циничных ее проявлениях. Россия сейчас, в отличие от СССР периода 1979-1980 годов, не находится в состоянии войны (как известно, именно ввод советских войск в декабре 1979 год в Афганистан cтал формальным поводом для бойкота 22-х Летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году). Для начала масштабной кампании по бойкоту уже зимних ОИ-2014 в Сочи нужен серьезный информационный повод. Грузинские власти прекрасно понимают это.

Вообще тема предстоящих ОИ в Сочи (точнее - их безопасность) наряду с вето на вступление России в ВТО стала в последние годы основным рычагом давления Тбилиси на Москву в абхазском и югоосетинском вопросах. После снятия вопроса о присоединении России к ВТО, Грузия, судя по всему, будет максимально осложнять России проведение столь важных для ее имиджа зимних ОИ. К какой тактике могут прибегнуть Саакашвили и его окружение для достижения этой цели? Особое внимание отводится работе с международными организациями, прежде всего с МОК. Туда уже передано обращение грузинских беженцев из Абхазии с призывом не проводить игры рядом "с оккупированными Россией территориями". Глава "временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии " Шота Малашхия подчеркнул, что кампания за перенос зимних ОИ-2014 года будет базироваться на трех факторах: факторе безопасности, экологическом факторе и историческом факторе.

Анализ планов Тбилиси стоит начать с исторического фактора. Грузия уже в течение нескольких лет пытается разыграть карту черкесско-адыгского сепаратизма на территории России, активно поднимая тему "геноцида черкесского народа во время Кавказской войны". Еще в мае 2011 года парламент Грузии признал "геноцид черкесского народа" как преступление против человечества, совершенное Россией в ходе и после Кавказской войны XIX в. Грузинские СМИ тогда особо подчеркивали, что Красная Поляна - место проведение многих олимпийских соревнований - место трагическое для всего адыго-черкесского этноса.

С весны 2010 года проходят постоянные семинары и конференции в Грузии, посвященные тематике "черкесского геноцида". В марте 2010 года вашингтонский Jamestown Foundation и Международная школа кавказских исследований при государственном университете им. Ильи Чавчавадзе организовали в Грузии конференцию "Неизвестные нации. Непрекращающееся преступление: Черкесы и кавказские народы между прошлым и будущим". На этой конференции трагедия черкесов в ходе крайне противоречивой и взаимно кровавой Кавказской войны 1863-1864 годов была названа "первым геноцидом в современной истории (за которым последовали геноцид армян и Холокост)". После первой конференции последовали уже открытые призывы к переносу ОИ-2014 из Краснодарского края России.

Jamestown Foundation организовал вторую конференцию в Вашингтоне. Она носила название "Сочи в 2014 году: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет тому назад?" Черкесские участники конференции призвали к объединению трех черкесских территорий на Северном Кавказе (Адыгеи, Кабарды и Черкесии) в единую республику. Отдельно ставился вопрос о судьбе шапсугов, черкесского этноса, исторически проживающего в районе Большого Сочи. Многие черкесские организации и активисты выражают удовлетворение тем, что черкесский вопрос внесен в международную повестку и что российские власти не могут больше его игнорировать. Вместе с тем, черкесское сообщество неоднозначно отнеслись к тому, что данный вопрос был поднят в Тбилиси. Черкесы хорошо помнят политику фактического геноцида грузинских властей в отношении родственного абхазского народа.

Но пока у России нет системного ответа на данный вызов. Нельзя сказать, что в Москве не понимают потенциальную угрозу сепаратизма, поддерживаемого из Грузии. Но ответных информационных мер явно недостаточно и их эффективность оставляет желать много лучшего.

Для обоснования необходимости переноса ОИ из Сочи Тбилиси также пытается задействовать "экологический фактор" По мнению грузинских властей, Россия нанесла Абхазии, которую Грузия считает своей оккупированной территорией,"непоправимый экологический ущерб на сумму 15 млрд долларов". В Тбилиси считают, что вывоз материалов для строительства из Абхазии приведет к размыву береговой линии и спровоцирует экологические проблемы для всех стран бассейна Черного моря. Такая позиция явно рассчитана на международный резонанс: еще весной 2010 года эксперты ООН раскритиковали олимпийскую стройку в Сочи. В специальном докладе они обвиняют российских чиновников в затягивании принятия решений, связанных со снижением негативного влияния подготовки к Олимпиаде на экологию. Ранее Всемирный фонд дикой природы и "Гринпис" отказались сотрудничать с российской госкорпорацией "Олимпстрой", так как, по мнению экологов, их требования игнорировались. Российские власти не согласны с такой позицией и призывают общественные организации не "заваливать" олимпийский проект. Учитывая вес Всемирного фонда дикой природы и "Гринписа" в формировании общественного мнения на Западе, абсурдные на первый взгляд требования Тбилиси могут найти достаточно широкую поддержку.

Все эти действия грузинских властей, безусловно, неприятны, но не могут радикальным образом повлиять на проведение ОИ-2014 года в Сочи. Много опасней может стать разыгрывание "фактора безопасности" ОИ. Россия может стать уже не первой целью использования информационной кампании о "недостаточной безопасности Олимпийских Игр". Был уже опыт проведения летних ОИ в Пекине в 2008 году. Она стала одним из самых политизированных спортивных мероприятий за всю историю олимпийского движения. Тогда, напомним, в самом преддверии Олимпиады-2008 США и их союзники развернули беспрецедентную информационную войну с Китаем: основным аргументом был весьма болезненный для Пекина тибетский и уйгурский вопросы. Дошло до того, что Международное агентство по атомной энергии предупредило организаторов Олимпиады в Пекине, что во время проведения Игр-2008 может быть совершен теракт с применением так называемой грязной бомбы (правда, возможность проведения этого теракта не связывалось напрямую с деятельностью уйгурских сепаратистов). Властям Китая удалось не допустить крупных инцидентов во время проведения летних ОИ в Пекине, но эта информационная кампания принесла Пекину много головной боли и потребовала новых крупных финансовых ассигнований.

Грузинские власти исходят из того, что самый эффективный способ добиться переноса ОИ-2014 из Сочи - резко дестабилизировать ситуацию в регионе, включая и прилегающую к району Большого Сочи Абхазию. Боевые действия разной степени интенсивности смогут стать идеальным информационным поводом для начала полномасштабной медийной кампании за перенос места проведения ОИ-2014. Не стоит забывать, что грузинские власти уже использовали инфраструктуру, созданную чеченскими боевиками в Панкисском ущелье, для дестабилизации ситуации на российском Северном Кавказе.

Сохраняя в целом благосклонное отношение к Москве, МОК досконально отслеживает ситуацию вокруг столицы зимней Олимпиады 2014 г. и в окружающих регионах. Пока МОК старался не реагировать на грузинские инициативы, но начало боевых действий около столицы ОИ-2014 года может оказать самое серьезное давление на позицию олимпийских чиновников в Лозанне. Может ли Россия каким-либо способом нейтрализовать эту угрозу?

Понятно, что обеспечение безопасности вокруг ОИ-2014 - чуть ли не основная задача российских правоохранительных органов и органов безопасности России. Безусловно, такие меры не могут быть лишними, но решить все только методами подавления невозможно. Много важнее обеспечить лояльность грузинских властных и экономических элит. Добиться их нейтральности можно за счет подключения грузинских бизнес-кругов к олимпийским мега-проектам в Сочи. Ревность в Грузии вызывает и тот факт, что Абхазия уже получила весьма значительные выгоды от дождя инвестиций в предолимпийский Сочи. Михаил Саакашвили, несмотря на явную неприязнь к России и особенно к ее руководству, не сможет игнорировать мнение своих бизнес-элит в условиях усиления политической напряженности внутри Грузии. Остается надеяться, что посыл России будет адекватно оценен в Грузии.