В Латвии на латышском языке издана книга "Черновики будущего: Латвия 1934 - 1941 годы". Авторы - глава фракции "Центра согласия" в Сейме Янис Урбанович, президент союза журналистов Латвии, доктор наук Юрис Пайдерс, председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. В книге опубликованы сотни документов, посвящённые предвоенному периоду развития Латвии и истории её вхождения в состав СССР. Многие документы публикуются впервые.

Основными тезисами книги являются:

- Фактическая интеграция Латвийской республики в СССР началась 5 октября 1939 года с подписанием обеими странами двухстороннего международного договора, а не, как принято многими считать, 17 июня 1940 года.

- Латвийская политическая элита приняла принципиальное решение не противодействовать включению Латвии в сферу влияния СССР, надеясь избежать участия страны во Второй мировой войне и рассчитывая в условиях военной блокады переориентировать внешнюю торговлю страны с Запада на СССР.

- Экономика Латвии смогла бы продержаться только первые девять месяцев с начала Второй мировой войны и при условии отсутствия боевых действий на её территории.

- Латвийское правительство добровольно приняло решение о вхождении в сферу интересов СССР, так как считало, что это будет "меньшим злом", чем вхождение в сферу интересов Германии.

Авторы книги призывают отказаться от термина "оккупация" применительно к ситуации 1939-1940 годов и использовать термин "добровольное решение латвийской элиты о вхождении в сферу интересов СССР".

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM Новости, терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии, однако, не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида, теория "оккупации", по мнению властей современной Латвии, позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные" свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д..