Одно из самых болезненных внутренних противоречий в Казахстане в очередной раз выплеснулось на страницы прессы. В межэтническом поле республики немало полемичных тем - но, пожалуй, эта - является самой сложной по степени внутреннего накала. Речь идет о взаимоотношениях так называемых "нагыз" казахов и "шала" казахов. Казахи против казахов. Казахи "правильные", чтящие традиции, но главное - знающие родной язык - против казахов "городских", "асфальтных", говорящих преимущественно по-русски и находящихся в поиске этнической идентификации. Два совершенно разных менталитета - в рамках одного народа.

При этом одна из самых тяжелых проблем, доставшихся в наследство от советской империи, - до сих пор мало изучена и живет своей, обособленной жизнью. Это в последние годы тема постепенно начала выходить за рамки обсуждения одной только казахскоязычной сферы. Случаются и дискуссии. Есть даже книги о сосуществовании двух культур, объединенных единым этническим кодом. Но все же - этого явно недостаточно.

Тема, о которой мало говорят - а в Казахстане в принципе не жалуют открытое обсуждение сложных проблем - обречена со временем обрастать слухами и домыслами. До этого момента не было ни одной внятной и? главное, системной попытки хотя бы осознать котёл, в котором на медленном огне варятся представители, как это принято говорить в официальных документах, "более 120 этносов". Равнодушное отношение государства - формирует среду, в которой проблему пытаются оседлать силы, считающиеся маргинальными. А со временем скрытое вялотекущее противостояние вполне может попасть в политическое поле - и тогда оно станет неуправляемым. Как раз - в силу малой изученности. Но главное - внутренние противоречия титульной нации неминуемо отразятся на инородцах, которые считают Казахстан своей родиной.

"Общая идеология найдена и она, по сути, делит казахскую часть казахстанского общества на две части"

Новый виток противостояния "настоящих" казахов с "асфальтными" отмечают авторы ресурса Better.kz. Выражается он, по мнению наблюдателей сайта - в полном игнорировании новой городской казахскоязычной культуры - и теми, и другими. Порой кажется, что проблема повисла в воздухе, не опираясь вовсе на надежный фундамент народных масс. Однако вопрос - сложно назвать надуманным. Особенно - в условиях, когда языковой аспект комплекса вопросов используется в качестве борьбы за вполне осязаемые ресурсы.

"Нагыз-казахи в сложном положении. Знание казахского языка фактически единственное их конкурентное преимущество перед шала-казахами. Терять его не хочется, но и увеличивать казахскоязычное поле им тоже объективно надо. Однако шала-казахи - это в первую очередь носители индивидуалистической городской культуры, и когда к ним начинают обращение со слов "ты должен...", в ответ запросто звучит "иди на..." Попытка зайти в интернет и там достучаться до сердец и душ русскоязычных соотечественников закончилась полным фиаско. Казахскоязычные и нагыз-казахские сайты, за исключением быть может одного Абай.кз, мало посещаемые и отнюдь не делают погоды в общественно-политической тематике... При этом Юрий Мизинов, руководитель знаменитого казахстанского ресурса Zona.kz не раз подчеркивал, в том числе и во всеуслышание через интернет-ТВ, что его ресурс открыт для оригинальной казахскозычной продукции. Но воз и ныне там. В общественном транспорте паренек контролер читает почти что рэп, объявляя остановки, собирая деньги за проезд, заставляя уступать старшим место - все пассажиры казахи не могут скрыть улыбок. По телефонам бродят казахские рингтоны, флэш-мульты - т.е. все это есть и оно кипит. Городская субкультура уже формируется. Но представьте такого моралиста как среднестатистический казахский "зиялы кауым" (читай писатель) который дал бы всему этому свободу...

Иными словами, надо заметить, что при всем при том, внутренняя среда нагыз- и шала-казахов отнюдь не единая. Там достаточно широкий спектр переходных и смешанных групп, которые сами не знают: к какому из навязываемых идеологами раскола лагерей они относятся. Внутри нагыз-казахов за последние годы резко усилилась трайбалистская борьба. Если взять Южно-Казахстанскую область, то там противостояние между дулатами и коныратами [крупные родовые объединения - ИА REGNUM Новости] никогда не прекращалось, а по мере отъезда европейцев в Россию, а шала-казахов в Алматы и Астану только усилилось. Для нагыз-казахов шала-казахи что-то вроде жупела, с помощью которого они микшируют внутренние противоречия.

Среди шала-казахов достаточно много билингвов, которые общаются как на казахском, так и на русском языке. В идеологах нагыз-казахов их отпугивает то, что не сделав казахский язык привлекательным для невладеющих им, они активизировали борьбу с русским языком. То есть даже владеющие казахским языком шала-казахи понимают, что на карте мира есть не только Казахстан, а лозунги замыкания в своих этнических границах и культурных достижениях не отвечают естественному вектору на развитие. Для вконец асфальтовых космополитов из числа шала-казахов лидеры нагыз-казахов вообще предстают в качестве законченных мракобесов. Они не собираются как татары в Казани учить татарский язык в специальных кружках. Татары опасаются потерять идентичность в масштабе большой России, тогда как казахам в Казахстане никому ничего доказывать не надо. Но это, что называется, по идее "ничего доказывать не надо". А на самом деле тому же сельскому мигранту в любой стране и любой национальности ой еще как надо "доказывать", раз ты не желаешь жить аграрием...

Давление нагыз-казахов на шала-казахов продиктовано борьбой за ресурсы. В том числе и на государственной службе. В условиях, когда более 90% чиновников - этнические казахи, менее образованные и менее компетентные нагыз-казахи педалируют казахский язык в качестве единственного конкурентного преимущества. Здесь уже аргументом выступает не то, что шала-казахи не говорят по-казахски, а то, что говорят "плохо"..."

Тему подхватывает Dialog.kz - и развивает ее в совершенно другом ключе - как раз политическом. По версии авторов материала - национал-патриоты в Казахстане создали противостояние между "настоящими" и "асфальтными" искусственно, точно нащупав нерв борьбы за умы представителей титульной нации. И теперь проблема, став, по сути, политическим лозунгом, просто обречена на какое-то развитие.

""Проблема шала-казахов" стала называться проблемой "шала-казахов и нагыз-казахов", а это уже совершенно разные понятия, которые имеют несопоставимые исторические перспективы. Сегодня эту проблему поднимают национал-патриоты, и, вполне возможно, она станет той пешкой, которая рано или поздно пролезет в дамки и откроет перед нацпатами небывалые возможности. Раньше основой национал-патриотических выступлений были системные подчас проблемы, которые, тем не менее, на что-то колоссальное не претендовали. "Желтоксан", проблемы казахоязычного населения, государственные язык и прочие тренды национал-патриотических организаций, при всей своей актуальности, на роль идеологического стержня не тянули и не тянут. Тем более что социальные проблемы худо-бедно решаются, а самих национал-патриотов никто не трогает, не дразнит и, судя по последним годам, не слушает. Да и их голоса как-то постепенно затихали. Однако сегодня общая идеология найдена и она, выходя далеко за рамки национал-патриотических организаций и движений, охватывает огромную категорию людей, подпадающих под понятие нагыз-казахи, и по сути, делит казахскую часть казахстанского общества на две части.

Известный казахский писатель Смагул Елубай, выступая недавно в дискуссионном клубе "АйтPARK", отметил, что предпоследним этапом формирования шала-казахов стало освоение целины. Именно тогда, по мнению писателя, казахи на собственной земле оказались в меньшинстве, и именно в то время произошел тектонический разлом в казахском обществе. Оспаривать эту точку зрения нет смысла, однако со всей ответственностью можно говорить о том, что появление термина нагыз-казахи стало еще одним тектоническим разломом, который не только разделил казахов, но и поставил их в противоборствующие позиции. Кстати, уже упоминавшийся писатель С.Елубай давал и другие "крепкие" характеристики. Например, "мутанты" (читай - шала-казахи..). Другими словами, разлом стал той самой линией идеологического фронта, который был создан невидимыми для простого казахстанца стратегами. Самое страшное то, что фронт этот касается любого казаха, потому что любой из нас, так или иначе, оказывается в стане одной из противоборствующих сторон. Конечно, о крупномасштабной войне речи пока еще не идет, потому что диверсионная работа еще не закончена, однако, многие люди из числа нагыз-казахов всерьез настроены на то, чтобы вести полномасштабное противостояние против тех, кто "шала".

Вывести из себя шала-казахов, дабы спровоцировать их на участие в этой афере, будет не так просто. Хотя бы потому, что сегодня они являются объектом агрессии, при этом, нисколько не воспринимая нападки на личный счет. Кроме того, шала-казахи не централизованы, они не объединены одной целью - они попросту не понимают, зачем все это нужно, и не собираются против кого-то бороться. И вряд ли они всерьез воспринимают статус, которым их наградили без их же ведома.

Как бы то ни было, "проблема шала-казахов и нагыз-казахов" будет муссироваться и подниматься все более глобально и все более активно. Уже сейчас можно видеть, что она превращается в идею-фикс для некоторых слоев казахстанского общества. Будет ли это полномасштабное противостояние двух непримиримых врагов, или останется маленькой войнушкой лидеров "нагыз-казахов" против невидимого врага - посмотрим. Но пристальное внимание государства к внутреннему казахскому междусобойчику просто необходимо. Иначе тектонический разлом может превратиться в настоящую пропасть. И в этом уже совсем мало смешного".

Не лишним будет отметить, что проблема вполне может усугубиться - в частности, потому что очень большим раздражителем в Казахстане является позиция русских и славянских организаций. Ведь по сути все то, что раздражает "настоящих" - "нагыз" - казахов в "шала" - "асфальтных" соплеменниках - русская и русско-культурная часть казахстанского общества - давно высказывают в рамках осознанной позиции. И здесь нет надобности вдаваться в детали - само положение русского языка и отношение немалой части общества к проблематике вызывает дикое раздражение в среде воинствующих "национал-патриотов". Далеко ходить за примерами нет надобности: сайт Russians.kz публикует заведомо полемичное интервью с Петром Кузьменко, заместителем председателя Республиканского славянского движения "Лад" в Казахстане.

"Проблема, грубо говоря, заключается в том, что русским предлагают примат "номадизма" взамен великой русской культуры. Вместе с сырым, некодифицированным казахским языком. Нам предлагают, так сказать, раствориться в степной культуре, на что русское население в массе своей вряд ли согласится. И для этого у него есть свои неоспоримые резоны.

Подростком я прочёл от корки до корки полное собрание сочинений Фенимора Купера, Майн Рида, Стивенсона, Жюль Верна. Потом читал практически всех русских писателей-классиков, Золя, Гюго, Драйзера, Фейхтвангера и др. Как все советские люди. Затем Кафку, Джойса и других "модных" писателей. Естественно, на русском, а не на суахили.

Может ли степная цивилизация предложить сегодня подрастающему русскому поколению в республике шедевры мировой литературы, изложенные на языке номадов? Сомневаюсь. Так же как сомневаюсь в том, что можно построить современные завод или пароход на основе технической документации на казахском языке. А ведь к ней ещё нужны кучи справочной литературы...

Между тем, языком в Казахстане русских и русскоговорящих продолжают дожимать. Планово и "концептуально", под жёстким нажимом казахских национал-патриотов. В итоге - смена топонимики, языковые барьеры при приёме на госслужбу, сокращение уроков русского языка и литературы, уменьшение количества образовательных грантов, неправомочные требования знания казахского языка при обращении граждан в госорганы, таблички, визуальная информация на госязыке и пр., и пр. Всё, как везде в республиках эсэнгэвии. Единственный критерий: где-то хуже, где-то чуть получше. Нормой стало проведение различных официальных мероприятий без перевода на русский язык. Оратор подчёркнуто говорит на казахском, хотя аудитория в значительной части состоит из русских и русскоговорящих. Чеши что хочешь - за язык не схватят. И чешут. Что же это такое? Как в этих обстоятельствах русскому человеку, вроде бы ограждённому пресловутыми правами и свободами, чувствовать себя включённым в казахстанский социум и не ощущать себя парией?

...И, судя по всему, апологетов казахизации в республике ничего не смущает. Ни растущий кадровый голод, ни клановые "киргизские разбои". Видимо, они полагают, что закон "сообщающихся сосудов" не для них писан. Считают, что ни наркоторговцы, ни моджахеды до них не доберутся. А ведь Казахстан - это собственно исторически-ментальный, чисто киргиз-кайсацкий слепок с родоплеменной Киргизии. С той лишь только разницей, что здесь за счёт притока нефтедолларов социально-экономическое положение населения получше".

"Почему в Казахстане с таким вниманием и сочувствием следят за судьбой московского мэра?"

Взаимоотношения России и Казахстана обсуждаются в СМИ. Но порой взгляд на межгосударственное сотрудничество обретает причудливые формы - от гаранта сохранения евразийского пространства в лице Нурсултана Назарбаева - до Юрия Лужкова, который бы мог приложить свои таланты в степях республики.

Нетипичный для себя материал публикует формально российский Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова. Речь в фельетоне идет о том, почему казахстанская элита с таким вниманием следит за противостоянием федеральных и московских властей России. Авторы статьи сетуют, что нет сейчас возможности пристроить мэра Москвы в степях Казахстана. Скажем, акимом Астаны. А может, они предупреждают таким образом Ак Орду, что потенциал Кремля в ближайшие месяцы резко возрастет.

"Но почему в Казахстане с таким вниманием и сочувствием следят за судьбой московского мэра? Во-первых, потому что в самой казахстанской элите многие политики поддерживают теплые дружеские отношения как с самим мэром, так и с ключевыми фигурами в его окружении. Да и сам президент, надо отдать ему должное, никогда, подчеркиваю это слово - никогда не отворачивался от опальных, тем более тех, с кем его судьба свела до распада СССР.

Самый яркий пример тому, о котором наслышаны немногие - это встреча Назарбаева и Примакова буквально через сутки после того, как Ельцин отправил его в отставку. Для Назарбаева такого рода сюжеты - это вопрос не только большой политики, но и личного восприятия взлетов и падений сильных мира сего. Хотя, казалось бы, советская номенклатурная традиция ориентировала на обратное - не звонить, не узнавать, не здороваться.

Так что окончание эпохи Лужкова, возможно, и не окажет какого-то серьезного влияния на российско-казахстанские отношения. Но, несомненно, это серьезный информационный повод для тех представителей национальной элиты, которые пытаются предугадать, с кем именно Астане придется иметь дело на российском политическом рынке в ближайшие два года. Отставка Лужкова может продемонстрировать возросший потенциал президентского аппарата, а, следовательно, если брать персональные расклады, то самого Д.А.Медведева.

Так что, смешанные чувства казахстанских руководителей во всей этой ситуации с Лужковым вещь неизбежная - слишком много всего намешано. И, может быть, действительно жаль, что свободное движение трудовых ресурсов между нашими странами - дело далекого будущего. Уж кому-кому, а Юрию Михайловичу в бескрайних степях точно нашлось бы место".

Авторы интернет-газеты "Контур", рассуждая о евразийском пространстве - представляют публике главного гаранта его сохранения. Им ожидаемо оказался Нурсултан Назарбаев. "...Вопрос состоит в том, чтобы "передать" этот интеграционный посыл следующим поколениям национальной элиты, которая несет ответственность за сохранение тех позитивных трендов, которые привели к формированию Таможенного Союза. Есть ли надежда на то, что знамя евразийской интеграции будет передано в надежные руки? Если отталкиваться от настроений значительной части российской и казахстанской элиты, то, увы, такой уверенности, скорее всего, нет. Дело даже не в том, что "сырьевой менталитет" противоречит базисному тезису "за интеграцию надо платить". Дело в другом. Временами создается впечатление, что принцип равноправной интеграции и евразийского партнерства интересен только самому Нурсултану Назарбаеву и узкому кругу старой гвардии, которых собственно и можно назвать истинными евразийцами в полном смысле этого слова. Для Москвы более интересная и актуальная тема - придушить с помощью ТС минского батьку. А Казахстан это, конечно, хорошо и вроде как братья, но явление второго порядка в сравнении с геоэкономическими играми вокруг нефти и газа.

Тут даже трудно провести черту между хорошим и очень хорошим, в смысле, кто задает тон в этой прагматике - Путин или Медведев. Но то, что российская элита воспринимает евразийскую проблематику, в большей степени, как инструментальный момент многим дальновидным людям представляется очевидным. Ну, а про Лукашенко и говорить нечего. Это сильный тактик, но в его ситуации и вовсе не до стратегий.

Что делать Казахстану в ситуации, когда налицо противоречие между технологией евразийской интеграции и ее идеологической составляющей? Не таится ли в этой метафизической западне проблема для национальной элиты следующего поколения? Признаться, на этот вопрос, скорее всего, не ответит ни один, даже самый осведомленный эксперт. Это уже из области иррационального.

Но хорошо бы понять, а существует ли на самом деле этот замечательный евразийский проект? Или это такая же виртуальная идея, как Союзное государство России и Белоруссии, которое легко испарится при возникновении первых же недоразумений между главными фигурами на политической шахматной доске? Именно поэтому лично у меня существует твердая уверенность, что главный гарант евразийского партнерства это действительно Нурсултан Назарбаев. Что бы там не писали и не говорили скептики в Москве, Астане и Минске".

"Литер" обозначает новые вехи Таможенного Союза. Газета, владельцем которой является, по сути, партия власти "Нур Отан", размышляет на тему расширения сотрудничества стран Таможенного союза с Китаем. И перечисляет количество и сложность возникающих проблем. "Пекин заинтересован в сотрудничестве со странами Таможенного союза. Последние тридцать лет плоды реформ пожинало в основном население восточных провинций соседнего государства, где росла не только экономика, но и уровень жизни людей. Достаточно сказать, что сегодня Шанхай больше напоминает западные города. Причем на такое положение указывают не только небоскребы, но и образ жизни жителей мегаполиса. Здесь увеличивается количество "белых" и "серых" воротничков - представителей среднего класса, которые больше внимания уделяют собственному профессиональному развитию и здоровью.

Однако западные провинции Поднебесной все еще отстают от восточных регионов по темпам своего развития. Сократить подобный разрыв Пекин может за счет активного экономического сотрудничества со странами Таможенного союза. По сути, эти соседние государства выступают для Поднебесной аналогом рынков Соединенных Штатов и Объединенной Европы. Они обеспечивают рост производства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, выступая заодно гарантами мира и покоя в его западных провинциях".

"Речь идет в целом о тенденциозной, необъективной оценке органов внутренних дел"

Криминализация Казахстана - один из самых очевидных трендов последнего времени. Волна тюремных бунтов, прокатившаяся по стране, эхом отзывается в политике республики. И ведь действительно трудно сказать - то ли чиновники устроили форменный беспредел, то ли власть настолько срослась с бандитизмом, что порой даже самим сотрудникам полиции трудно сказать, кто есть кто в сложившейся иерархии. Радио "Азаттык" - одна из структур, которая всегда и охотно освещает беспорядки, происходящие в пенитенциарной системе Казахстана. Порой - количество и тон материалов наводят на мысль, что речь идет об осознанной редакционной политике - поддерживать заключенных по всей стране.

"Восемь заключенных одной из тюрем Долинки порезали себя. По официальным данным, они выдвигали "незаконные" требования. В предполагаемых "предсмертных" письмах осужденных говорится о невыносимых условиях. Утром в понедельник, 20 сентября, восемь заключенных колониии АК-159/7, расположенной в поселке Долинка Карагандинской области, совершили акт членовредительства, сообщила нашему радио Азаттык пресс-секретарь областного департамента комитета уголовно-исполнительной системы Наталья Горина. По ее словам, осужденные выдвинули требования: разрешить свободное передвижение по территории учреждения, получать передачи от родственников без ограничений веса. Как говорит Наталья Горина, в настоящее время проводится служебное расследование, но она не знает, сколько заключенных госпитализировано".

Любопытную деталь отмечает газета "Экспресс-К". На фоне тюремных бунтов - жертвой постоянных угроз со стороны криминалитета стал министр внутренних дел Серик Баймагамбетов. "Угрожают, как говорит министр внутренних дел, регулярно. - Я могу сказать, что в отношении сотрудников органов внутренних дел поступают угрозы физической расправы. Пугают и меня, - заявил Серик Баймаганбетов. - Я знаю, чьих рук это дело. Но конкретных людей сейчас называть не буду.

Как сообщает агентство "Интерфакс Казахстан", министр подчеркнул, что все эти "кулачные движения" связаны с его профессиональной деятельностью. - МВД ведет борьбу с оргпреступностью, наркобизнесом, и естественно, что в поле нашего особого внимания находится определенная категория людей, которая недовольна осуществляемыми нами мерами, - отметил глава МВД. - Мы возбудили и расследуем ряд серьезных уголовных дел, и это вызывает шквал необоснованной критики, передергивания фактов. И это касается не только меня, речь идет в целом о тенденциозной, необъективной оценке органов внутренних дел".

Еще одна характерная деталь - громкое дело о расстреле в центре Павлодара бывшего акима [мэра] Экибастуза Рамахана Жуматаева закончилось судебным пшиком. Что тоже характеризует определенным образом ситуацию в стране. Об этом пишет "Литер". "Алмазия Жуматаева пришла в редакцию "Литера" как в очередную инстанцию на пути поиска справедливости. Последний приговор в отношении убийц ее мужа, оглашенный в конце июля, поверг семью Жуматаевых и близких друзей жертвы в очередной шок. "Все два года, пока длилось следствие и затем судебные заседания, - это моральный ад. После каждого судебного решения чувствую, что нашу семью расстреляли...", - говорит отчаявшаяся женщина. Убийство Рамазана Жуматаева, совершенное в мае 2008 года в самом центре Павлодара, вызвало огромный резонанс не только в Павлодарской области, но и во всей стране. Бывший аким Экибастуза, а в последние годы успешный и известный бизнесмен, пользовался большой популярностью в родном краю. Поэтому за ходом рассмотрения дела в отношении организаторов и исполнителей убийства следили не только родные и близкие убитого, но и простые жители области, и всякий раз он вызывал недоумение. Всего по делу о заказном расстреле средь бела дня в оживленном районе города проходили пять человек. На скамье подсудимых оказались четверо, один из непосредственных исполнителей все еще в бегах. Однако сам факт задержания организаторов убийства ничего не решил. Первый оправдательный приговор в отношении подсудимых прозвучал 28 августа 2009 года. Свой шокирующий вердикт огласили присяжные. Однако в связи с подачей кассационной жалобы в Верховный суд с потерпевшей стороны 12 января 2010 года приговор был отменен.

- Оправдательный вердикт по факту убийства Рамазана Жуматаева был отменен в связи с процессуальными нарушениями, допущенными в суде, - прокомментировала "Литеру" в одной из публикаций руководитель пресс-службы Верховного суда Гульнара Бектурова. - Дело направлено на новое судебное рассмотрение теперь уже в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Павлодарской области".

При этом - власти Казахстана решили пойти на гуманизацию уголовного законодательства. Не так давно вышел законопроект, нормы которого позволят декриминализировать целый ряд "составов преступлений". И это, скорее всего, решение без пяти минут окончательное. Иначе официальный рупор "Казахстанская правда" не опубликовала бы на своих страницах интервью с вице-министром юстиции Дулатом Куставлетовым. "Планируется ввести институт административной преюдиции путем установления уголовной ответственности за повторное совершение правонарушений в течение определенного времени. Деяния, относящиеся в настоящее время к категории преступлений небольшой и средней тяжести, будут также декриминализованы. Благодаря данным мерам снизится индекс заключенных и количество граждан, имеющих судимость. Значительный объем работы от органов уголовного преследования будет передан уполномоченным государственным структурам, осуществляющим контрольные и надзорные функции. Деятельность правоохранительных органов сосредоточится на предупреждении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. В этом же контексте будет проведена переоценка степени тяжести отдельных преступлений со смягчением наказаний в необходимых случаях. Расширится сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе в виде штрафов, общественных работ и ограничения свободы, а также альтернативных аресту мер пресечения".