Горсовет Северодвинска предложил горожанам обсудить тезисы развития города в XXI веке (Архангельская область)
Совет депутатов Северодвинска (Архангельская область) выступил с инициативой разработки Концепции развития города.
Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости заместитель председателя горсовета Константин Журавлев, депутаты предлагают всем общественным силам принять участие в обсуждении тезисов концепции развития города. Так, предложения обсудить ее отправлены в образовательные учреждения, на крупные предприятия, активным предпринимателям города. "Именно Ваши знания и опыт в решении городских проблем, в вопросах развития вашей сферы деятельности, Ваша активная гражданская позиция позволят создать не формальный документ, а принципиально новый механизм выработки современных и эффективных решений. Нам важны как положительные, так и отрицательные Ваши отзывы, Ваши замечания и предложения.", - говорится в обращении к тем, чье мнение хотят узнать депутаты.
ИА REGNUM Новости публикует тезисы концепции развития Северодвинска:
"ТЕЗИСЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРОДВИНСКА В ХХI ВЕКЕ
Нашей целью является возрождение и процветание нашего славного северного города Северодвинска. Города свободных, счастливых людей, уверенных в себе и своём будущем. Для достижения этой цели необходимо объединить усилия тех, кто своим умом и своими руками создаёт настоящее себе и своим близким. Тех, чьим умом, волей, энергией возродится слава Северодвинска.
Сегодня нужны не туманные рассуждения о помощи городскому хозяйству и надежды на виртуальных инвесторов, а четкая и ясная Концепция действий, прямо и понятно отвечающая на вопросы горожан о перспективах развития города.
Концепцией развития Северодвинска в XXI веке будут руководствоваться горожане, предприятия, органы местного самоуправления. Понятно, что для этого во всех структурах необходимо повысить эффективность работы, обеспечить взаимопонимание и поддержку между руководителями и исполнителями.
Требуется обеспечить постоянный и позитивный контакт с каждым общественным объединением, с каждым трудовым коллективом. Социальные и экономические проблемы Северодвинска, учитывая специфику нашего города, не решатся без социального партнёрства людей наёмного труда и работодателей. Город вступил в рыночную экономику, и партнёрские отношения с градообразующими предприятиями у города складываются по-новому. Не всегда успешно, не всегда взаимовыгодно. Время требует выстроить новую систему социального партнёрства.
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ В ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Наибольшее число вопросов горожане задают по проблемам ЖКХ. Причины понятны. Жилищно-коммунальное хозяйство только сейчас начинает переходить на рыночные условия. Десятилетия наши дома, наша коммунальная инфраструктура копили проблемы. Сегодня решать их придётся одновременно с переходом ЖКХ в рынок. Это удваивает количество проблем. Город уже ощутил на себе, что опоздание с изменением форм управления домами привело к отказу включения Северодвинска в федеральное финансирование ремонта жилья и расселения ветхого и аварийного жилого фонда. Потери составляют сотни миллионов рублей. Для примера: Архангельск только за 2008 - 2009 годы получил из федерального фонда более 700 миллионов рублей на эти цели.
Можно приводить много других примеров, но лучше назвать главную причину проблем ЖКХ в Северодвинске - мы не умеем адекватно содержать и развивать жилищное и коммунальное хозяйство в условиях рыночной экономики. Сложнейшей остается проблема реального включения жильцов в процесс управления собственными домами. Поскольку другой экономики пока не будет, задачами в сфере ЖКХ становятся:
- создание рынка добросовестных и ответственных управляющих компаний в Северодвинске и организация действенного муниципального и общественного контроля за их работой, используя опыт соседей и полностью исключив риски для горожан;
- создание муниципальной нормативной правовой базы обслуживания жилья управляющими компаниями с жёстким муниципальным воздействием на тарифы по жилищным и коммунальным услугам, муниципальным контролем за текущим и капитальным ремонтом жилья;
- организация субсидирования из муниципального, областного и федерального бюджетов затрат на обслуживание и ремонт ветхого жилья;
- создание условий для обеспечения высокой конкуренции в сфере ЖКХ, введение жёстких конкурсных процедур по отбору подрядчиков на реализацию муниципальных жилищных и коммунальных услуг, в том числе и по внутригородским перевозкам пассажиров, с целью сокращения цен и тарифов на эти услуги;
- лоббирование на областном уровне программы ремонта городских дорог в Северодвинске, по типу программ, принятых для других муниципальных образований Архангельской области;
- создание городской программы строительства внутриквартальных, пристроенных и накрышных газовых котельных, позволяющих резко снизить стоимость отопления квартир в жилых домах;
- расширение социальной базы получателей жилищных субсидий с включением в реестр получателей жилищных субсидий временно не работающих граждан, многодетных семей и граждан пенсионного возраста.
- введение за счёт средств городского бюджета обязательного страхования жилых помещений в деревянных жилых домах с целью социальной защиты проживающих в них горожан от возможных аварий и иной порчи жилья.
Сложнейший вопрос реформирования муниципального транспортного предприятия и допуска частников к перевозкам пассажиров на городском транспорте, так и нерешённый в Северодвинске, в том числе по чисто психологическим причинам. Город вынужден дотировать из своего бюджета общественный транспорт на десятки миллионов рублей ежегодно в отличие от своих соседей в Архангельске, не финансирующих городской пассажирский транспорт вообще. Задача - внедрить рыночные отношения для улучшения транспортного обслуживания населения с уменьшением бюджетных расходов.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Будущее нашего города немыслимо без возрождения строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Жизнь показала, что в рыночных условиях строительство жилья только за счёт бюджета или за счёт средств предприятий не спасает ситуацию. В городах, подобных нашему, развивается способ кооперативного жилищного строительства, при котором треть затрат по возведению многоквартирного дома несёт бюджет (это, как правило, стоимость проекта, земли, инженерной инфраструктуры и организационно-операционные расходы), треть стоимости платит работодатель, ещё одну треть вносят в рассрочку будущие жители. Применяя муниципальные гарантии застройщикам и будущим жильцам, можно даже в наше кризисное время наладить строительство таким способом. Главное понять, что все наши действия должны вписываться в рыночный механизм строительства и сохранять социальный механизм помощи и защиты будущего жильца.
Организация жилищно-строительных кооперативов, а так же новые формы участия местного бюджета в строительстве жилья индивидуальными дольщиками, использующими ипотечную систему, с участием бюджетных ассигнований поможет решить вопрос со строительством жилья для работников бюджетных учреждений, а так же строительством квартир для собственников жилых помещений в домах ветхого и аварийного жилого фонда. Бюджетное софинансирование жилищно-строительных кооперативов и форм ипотечного кредитования позволяет не только вовлекать неиспользуемые сегодня средства населения, строя на каждый рубль затрачиваемых бюджетных средств в два, а то и в три раза больше квартир, чем при строительстве социального жилья только за счёт бюджетных вложений, но и сразу решать вопросы будущего достойного содержания и эксплуатации таких многоквартирных домов.
Организации строительства с участием муниципальных и государственных ресурсов в виде бесплатного предоставления земли и проектно-строительной документации, в виде подвода к стройке коммуникаций и последующего благоустройства, значительно повысила бы объём участия населения в строительстве жилья.
Опыт последнего десятилетия заставляет пересмотреть и подходы к проектированию будущей застройки. Дома, построенные по новым экологичным и ресурсосберегающим проектам, позволяют экономить при будущей эксплуатации до 40 процентов затрат на жилищные и коммунальные услуги на квадратный метр площади жилья в сравнении с домами существующих проектов. Комплексное малоэтажное строительство с развитием социальной инфраструктуры - такой видится будущая застройка Северодвинска. Не должны остаться без внимания и попытки строительства индивидуальных жилых домов для постоянного жительства в местах дачной застройки. При условии создания там органов территориального общественного самоуправления мы сможем обеспечить развитие в дачных посёлках социальной инфраструктуры, сделать их удобными для постоянного проживания.
Задачами в сфере строительства жилья станут:
- создание муниципальной правовой базы, обеспечивающей превентивное выделение земельных участков под кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, расширение селитебных территорий (комплексной застройки);
- организация жилищных кооперативов с участием муниципалитета и работодателей;
- развитие новых форм строительства с использованием ипотечного кредитования, поддерживаемого бюджетным софинансированием;
- градостроительное регламентирование будущей застройки с учётом новых требований к безопасности и комфортности проживания, энергосбережения и экономичности содержания жилья;
- комплексность застройки территории, позволяющая максимально использовать средства частных инвесторов в строительстве не только жилых квартир, но и социально-культурных объектов, офисных помещений, детских и спортивных площадок;
-постоянная поддержка имеющихся в городе муниципальных, областных и федеральных программ строительства жилья, создание новых программ жилищного строительства, предоставление застройщикам климата наибольшего благоприятствования.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Город - это живой организм, растущий и совершенствующийся, он может болеть, может останавливаться в своём поступательном движении, может стать дискомфортным, невозможным для проживания. Главная цель - расширение возможностей города как удобного и комфортного места для проживания, труда и предпринимательства. Для этого необходимо изменить методологию работы с основным муниципальным градостроительным документом - Генеральным планом Северодвинска. Как и город, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Необходима разработка регламентов градостроительных зон в составе Правил землепользования и застройки Северодвинска. Это позволит создать условия для устойчивого развития города, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создать условия для привлечения инвестиций в строительную отрасль. Именно работа над регламентами градостроительных зон предоставит возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Действия:
- работа над постоянным совершенствованием Генерального плана города Северодвинска, с учётом изменившейся демографической и градостроительной ситуации;
- работа над последовательным градостроительным зонированием Северодвинска, разработка и публичное одобрение градостроительных регламентов, видов разрешённого использования земельных участков, работа по устранению бюрократических препонов в вопросах отвода земельных участков застройщикам;
- дальнейшее совершенствование городской нормативной правовой базы в области градостроительства и землепользования;
- разработка и введение экономических механизмов (аренда, выкуп, налогообложение, санкции и т.д.) эффективного и в интересах горожан использования городской земли;
- разработка комплексной транспортной и дорожной схемы, учитывающей долгосрочные перспективы развития города и агломерации;
- рекультивация земель и территорий нефункционирующих промышленных и транспортных предприятий.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ В СЕВЕРОДВИНСКЕ
Образование. Общим фоном для этой отрасли социальной сферы Северодвинска стало несоответствие научного, интеллектуального потенциала работников тому месту, которое они занимают среди коллег в Архангельской области. Потенциал явно не используется в полной мере. Сегодня закон позволяет бюджетным учреждениям (а это все школы, учреждения культуры, спорта) получить хозяйственную самостоятельность. Но при этом органы местного самоуправления обладают правом контроля за всем, что происходит в городских учреждениях образования. Если школа станет муниципальным автономным учреждением, она получит возможность самостоятельно расходовать свои средства - решать, какие задачи для неё приоритетны, а не следовать жёстким и не всегда правильным указаниям "сверху". Возникает возможность заинтересовать сотрудников сегодняшних муниципальных учреждений в конечном результате своего труда. Автономизация - это в первую очередь снижение издержек, более рациональное и эффективное управление учреждением.
В дошкольном образовании сокращение издержек и повышение качества услуг возможно через развитие новых форм работы с детьми. Это развитие сети дошкольных учреждений надомного, семейного типа. Такие "мини садики", где специалист - воспитатель, нянечка работают дома с группами детей в 4-5 человек по индивидуальным заказам родителей, распространяются в городах центральной России, и этот опыт также подходит нам.
Все очевиднее становится проблема отставания системы профессионально образованием от потребностей городской экономики и бизнеса.
Систему образования не перевести на новые рельсы без активной и грамотной общественной инициативы. Роль и значимость попечительских, наблюдательных органов в деятельности образовательных учреждений закреплена законодательно. Но населением эти механизмы пока используются очень слабо.
От социальноактивной деятельности учебных заведений в микрорайоне (в городе) теперь будут зависеть не только моральные, но и экономические стимулы.
Задача в сфере образования - поддержание устойчивого и более высокого уровня образовательных услуг в городе в сравнении с остальными городами севера России за счет:
- приоритетного, опережающего финансирования муниципальных учреждений образования, повышения заработной платы и социальной защищённости работников образования и науки;
- стимулирования перехода образовательных учреждений в формы автономных муниципальных учреждений, развития надомных форм предоставления образовательных услуг;
- создания за счёт бюджетных и частных средств помещений для образовательных учреждений всех видов собственности;
- формирования государственно - муниципального образовательного кластера, услуги которого будут котироваться не только горожанами, но и среди регионов - соседей;
- организации муниципальной правовой, институциональной и материальной поддержки создания и устойчивого развития муниципальных и иных образовательных учреждений, в том числе развития негосударственного высшего образования;
- адаптации системы профориентации к требованиям рынка труда в городе и регионе;
- стимулирования создания системы образования по типу "обучение в течение всей жизни".
Здравоохранение.
Как никогда актуальны для нашего города вопросы качества медицинских услуг населению. В городе реализуются федеральные и областные программы в сфере здравоохранения, ведётся диспансеризация работающих и пенсионеров, но всего этого мало для ощущения заботы о здоровье горожан со стороны государства и муниципалитета. Обостряется кадровая проблема.
Задача: резкое повышение качества оказания медицинских услуг населению города и формирование медицинского кластера, услуги которого будут котироваться на севере России. Для этого есть желание, осталось проявить волю и умение.
Действия:
- создание правовой, институциональной и экономической основы для материального стимулирования работников сферы здравоохранения к повышению качества оказания медицинских услуг;
- создание комплексной муниципальной программы развития системы здравоохранения Северодвинска с включением:
плана содействия исполнению мероприятий национального проекта "Здоровье" на 2011 - 2014 годы;
мероприятий по проведению дополнительной диспансеризации горожан;
- организация и развитие новых, в том числе выездных форм работы, введение диспетчеризации и электронных форм записи на приём, изменение графика работы медицинских учреждений;
- создание в городе специализированного центра, ориентированного на обслуживание работников предприятий, осваивающих шельф, а также обслуживания северных территорий и оказывающего медицинские услуги, а также услуги по рекреации и реабилитации;
- снижение смертности от управляемых причин, несчастных случаев, заболеваний, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний;
- развитие учреждений родовспоможения и создание современных перинатальных центров, содействие семьям с детьми и стимулирование рождаемости;
- расширение спектра медицинских услуг, в том числе предоставляемых на конкурентной, коммерческой основе;
- создание системы обслуживания горожан семейными врачами общей практики и создание сети кабинетов шаговой доступности для их работы.
Состояние окружающей среды и экологическая работа.
Несмотря на принимающиеся меры и на то, что наши градообразующие предприятия практически не увеличили выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уровень загрязнения воздуха в Северодвинске остаётся высоким. Это обусловлено увеличением выбросов в атмосферу от автотранспорта и предприятий электроэнергетики. По некоторым показателям постоянное превышение допустимых показателей составляют до 2 - 4 ПДК. Для улучшения экологической ситуации в Северодвинске необходим вынос движения грузового и легкового транзитного транспорта за черту жилой застройки, перевод ТЭЦ на газовое топливо, другие мероприятия. Но всё это решается медленно и бесконтрольно.
Одной из главных задач местного самоуправления должна стать задача комплексного планирования энергобаланса Северодвинска с учётом прихода в город "большого газа". Строительство в городе внутриквартальных газовых котельных по примеру наших соседей: Вологды, Ярославля, городов центральной России, позволит не только решить проблему существующих объединённых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, не только снизить тарифы на теплоноситель, но и закрыть, наконец, угольные котлы ТЭЦ-1, отравляющие атмосферу города, устранить навсегда угрозу прорыва дамбы золоотвала.
Молодёжная политика.
К сожалению, традиционная система образования и молодежная политика, сложившиеся у нас за последние полтора десятилетия, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, духовно зрелой, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в современном обществе. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции приведут уже в самом недалеком будущем к серьёзным проблемам.
Несмотря на то, что в среде молодежи области растет престиж образования, особенно высшего, остаются проблемы с трудоустройством на работу по специальности после окончания ВУЗа. Социальной проблемой стало пьянство и другие виды зависимости среди молодых. Еще одна доминантная проблема молодёжи - скрытая или явная безработица. Предлагаемые вакансии представляют собой либо не престижную, либо низкооплачиваемую работу. В перспективе это может угрожать обществу разочарованием молодежи, падением в ее сознании ценности работы, ростом социальной нестабильности в обществе.
Едва ли не самой главной проблемой в современном обществе молодежь называет жилищную. Еще одна категория, нуждающаяся в определённом внимании, - молодежь, испытывающая трудности интеграции в социум.
В ближайшие годы основной опорой, площадкой реализации молодёжной политики в Северодвинске должны стать муниципальные учреждения образования, культуры и спорта. Именно здесь будет вестись работа с молодёжью, воспитание следующих поколений жителей Северодвинска.
Кроме чисто образовательных программ городу необходимо принять долгосрочные муниципальные программы по культурному, патриотическому, физическому воспитанию и оздоровлению детей, подростков и молодежи.
Каждой школе образовать и вести классы со спортивной специализаций. В каждой школе должны быть специализированные классы по профессиональной ориентации выпускников, их ранней адаптации к условиям рыночной экономики. Город должен развивать детские и молодёжные общественные объединения, которые должны подхватить функции работы с молодёжью во внеучебное время.
Необходимо разработать мероприятия по развитию молодёжного предпринимательства. Традиционные формы работы с молодёжью и для молодёжи только часть наших задач. Новые поколения северодвинцев будут оставаться и жить в нашем городе если город будет им интересен, если каждый из них почувствует здесь себя нужным. Не только квартиры или работа привлекают молодёжь, хотя без того и другого тоже не обойтись, привлекает и закрепляет молодых в городах возможность самореализации, устойчивая и саморазвивающаяся молодёжная среда - часть городского социума, интересный досуг. Необходимо использовать опыт наших соседей, в том числе северных городов Скандинавии. Где муниципалитеты совместно с государством, крупными предприятиями и организациями создают специальную молодёжную городскую социальную и предпринимательскую инфраструктуру. Молодёжные клубы, регулярные фестивали и спортивные соревнования для молодых, бизнес инкубаторы и школы начального менеджмента при каждом профессиональном учебном заведении, молодёжные квоты и даже специальные фарм-подразделения для молодых при каждом предприятии, конкурсы лучших бизнес проектов и предложений молодых профессионалов с гарантией профессионального роста и ротации в фирме участнице таких муниципальных проектов - всё это нам необходимо развивать и научиться этим пользоваться. Город, думающий о своём будущем, должен иметь разнообразные программы поддержки молодого поколения. Задача городских властей привлечь, а если "не привлекаются", то и понудить городские предприятия, к реализации таких проектов. У Северодвинска не будет будущего, если у молодёжи не будет достойного и интересного настоящего.
Работа с ветеранами.
Северодвинск постепенно становится возрастным городом. Треть населения - пенсионеры. Проблемы, которые волнуют ветеранов, - низкие доходы, трудовая занятость, досуг, недостаточная социальная защита. Органы местного самоуправления не решают вопросы пенсионного обеспечения пожилых людей, но в остальных вопросах роль муниципалитета должна стать активной и значимой.
Надо активизировать деятельность первичных ветеранских организаций и клубов по месту жительства, там где их нет - создать вновь, вести поиск новых форм работы с пенсионерами, максимально использовать огромный профессиональный потенциал, энергию и желание трудиться людей пожилого и среднего возраста в совместном решении насущных задач городского сообщества. Следует использовать опыт других городов, развивая предоставление ветеранам услуг по занятию физической культурой и дополнительному образование по отдельным специальностям. Нужно приблизить услуги организации культуры к непосредственному потребителю, сделать доступными для самых широких слоёв населения, особенно для пенсионеров и ветеранов.
Поддержка социально значимых инициатив граждан (этот блок дорабатывается)
Все больше жителей Северодвинска самостоятельно (практически стихийно) решают проблемы благоустройства, организации досуга. Они без лишней шумихи тратят личное время, вкладывают собственные средства. Значительное число готово в этом участвовать при небольшой поддержке со стороны городских властей. Необходимо создать более эффективный механизм вовлечения такого потенциала, пересмотреть подходы к финансированию и организации данного направления местного самоуправления.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В Северодвинске сложилась особая для северных городов ситуация. Огромную зависимость от градостроительных предприятий отрицать невозможно. Постоянная цель и задача - всемерная помощь в развитии северного судостроения и судоремонта. Вместе с тем диверсификация экономики Северодвинска тоже основная задача. Вхождение в программу поддержки моногородов станет базой для преобразования городских сфер жинедеятельности. Наряду с развитием градообразующих предприятий городу сегодня выгодно развивать ещё три стратегии экономического развития.
Северодвинск с момента образования имел на своей территории достаточно высокую концентрацию научного и наукоемкого производства. Численность специалистов, занятых в научно-производственном комплексе, объем научно-технической продукции и стоимость основных фондов отвечают критериям, установленным для наукограда. Обязательным условием соответствия города термину "наукоград" является также активная инновационная деятельность. Статус наукограда в соответствии с Федеральным Законодательством даёт возможность значительных бюджетных поступлений из Федерального бюджета, а также инвестиционных и иных преимуществ при распределении государственных заказов. Поэтому первая стратегия связана с разработанной в городе программой устойчивого экономического развития Северодвинска как города - наукограда на основе развития его научно-технического, производственного и образовательного потенциала.
Второй стратегией экономического развития станет ориентирование бизнеса на услуги в области освоения шельфа арктических морей России и возрождения Северного морского пути. Не только строительство морских платформ для добычи углеводородного сырья, но и вся инфраструктура обслуживания должна создаваться в нашем городе. По приблизительным расчётам специалистов, в том случае, если в городе удастся сосредоточить функцию по обслуживанию добычи морских природных ресурсов, проекты развития транспорта и переработки сырья, создание центров обучения профессиям, востребованным на добывающих, ремонтных, исследовательских и транспортных предприятиях, понадобится до 20 тысяч новых рабочих мест. Цель - занять достойное место на этом рынке.
Третья стратегия экономического развития Северодвинска исходит из задач второй. Для развития предприятий, обслуживающих шельфовые месторождения и Северный морской путь, нужен морской порт. Северодвинск и морской порт в Северодвинске настолько естественны и совместимы, что только специально предпринимаемые усилия на уровне некоторых федеральных структур до сих пор мешают появлению в Северодвинске морского порта. Не просто так первый заморский гость - Ричард Ченслер выбрал наши берега для начала морской торговли с Европой. К сожалению, много лет эта тема была искусственно закрыта и будущее Северодвинска, как одного из северных портов России, не обсуждалось. Пришла пора доказать федеральному центру, что Северодвинский морской порт - это наиболее выгодное для государства обустройство береговой инфраструктуры северных морских перевозок. Из двух возможных вариантов размещения порта - в районе Северодвинска и в районе губы Сухое море в рамках областных стратегий развития глубоководных портов Архангельской области более предпочтительным является создание порта в Северодвинске. Этот вариант позволит создать новый порт, с учетом современных и перспективных технических и логистических решений. Дополнительным проектом, обеспечивающим полноценное функционирование создаваемой транспортной схемы, станет строительство высокоскоростной магистрали между Архангельским транспортным узлом и районом нового порта с выделением проезжей части для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также мостов, дорог и развязок, объединяющих существующую транспортную систему с новой. Эта стратегия предполагает создание порядка 5 тыс. новых рабочих мест.
Для развития предлагаемых стратегий необходимо:
- вести разработку и реализацию правовых актов, обеспечивающих создание институциональных, системных и конкурентных преимуществ развития бизнеса в Северодвинске и выстраивать на их основе долгосрочную экономическую политику;
- обеспечить неукоснительную для всех органов местного самоуправления и их подразделений работу по устранению барьеров деятельности бизнеса в Северодвинске, в том числе в сфере морских перевозок и морской транспортной логистики;
- создать в городе исследовательский и внедренческий центры по разработке технологий освоения шельфа, стимулировать развитие современных наукоёмких, энергоэффективных, производств товаров и услуг;
- стимулировать бизнес к созданию рабочих мест с уровнем заработной платы выше, чем в среднем по городу;
- привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты, а также проекты, связанные с созданием высокотехнологичных и инновационных производств, особенно ориентированных на работу в связке с хозяйствующими субъектами Архангельска и Новодвинска.
Малое и среднее предпринимательство.
Хотя в 2006-2010 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и на региональном уровнях, по данным Федеральной службы государственной статистики в 2008-2009 годах тенденция развития малого бизнеса в Северодвинске ухудшилась и это крайне тревожный сигнал. Резкое сокращение доступа малых предприятий и предпринимателей к финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования усугубляет проблему.
Необходимо учитывать и высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в городе и области. Доля малых предприятий, ориентированных на другие регионы и экспорт, очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий в Северодвинске оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса.
Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы.
Ответом должна стать муниципальная инфраструктура поддержки малых предприятий. Спрос малых предприятий на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставлялись рынком, должен быть обеспечен во время кризиса, в том числе и за счёт муниципалитета. Нужна поддержка деятельности тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микро финансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
Муниципальная программа поддержки малого бизнеса должна стать одной из основных задач. Её основой станет осуществление мер, направленных на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство. В том числе - это меры в области имущественной поддержки (льготные аренда и выкуп муниципальных помещений), меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий Северодвинска (разумный городской протекционизм), в том числе со стороны градообразующих предприятий, меры в области информационной поддержки. Существенное улучшение условий для ведения предпринимательской обеспечит создание открытой для всех информационной системы учета свободных и арендованных земельных участков, муниципальных помещений, переданных в аренду, хозяйственное ведение или по другим основаниям. Кроме того, должны быть приняты организационно - финансовые усилия по поддержке малого предпринимательства. Не потребуют особых расходов и не приведут к снижению общих поступлений в городской бюджет меры в области сокращения административных барьеров и меры в области налогового регулирования.
Конечная цель всех мероприятий по созданию условий для развития предпринимательства - Северодвинск должен стать городом, комфортным для ведения бизнеса, с высокой степенью занятости и достойной заработной платой, инвестиционно - привлекательным и с постоянно растущей долей доходов от данной сферы в местном бюджете".
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Медведев назвал этнические анклавы потенциальными рассадниками экстремизма