В преддверии Всероссийской переписи населения, которая будет проводиться в октябре, ряд черкесских национальных организаций призвали закрепить статус черкесов как единого народа. Они предложили кабардинцам Кабардино-Балкарии, адыгейцам Адыгеи и шапсугам Краснодарского края в ходе переписи обозначить свою национальность как "черкес". Сторонники такого шага утверждали, что деление на три народа - адыгейцы, черкесы и кабардинцы - было искусственно проведено советской властью в 1920-е годы и не отражает общего происхождения населения, зарегистрированного под этими названиями. Вместе с тем, в СМИ неоднократно высказывалась точка зрения, что сторонники объединения адыгейцев, кабардинцев и черкесов под единым этнонимом "черкес" готовы также бороться за идею создания "Черкесии" как единого региона в составе РФ (призывы такого рода неоднократно звучали на черкесских съездах, проходивших в 2008-2010 гг. в Карачаево-Черкесии, однако не попадали в их резолюции).

С тем, чтобы выяснить настроения по данному вопросу в черкесской среде, ИА REGNUM Новости провело опрос руководителей ряда национальных общественных организаций. Ниже их ответы, отражающие довольно значительный разброс мнений, публикуются без комментариев.

Аскер Сохт, руководитель Краснодарской краевой черкесской общественной организации "Адыгэ Хасэ": Фиксация единого самоназвания "черкес" не связана с политическими проектами. Это лишь констатация самого факта единства народа, который на родном языке весь без исключения называет себя "адыгэ". Идея образования единого субъекта федерации Черкесии - лишь виртуальный проект. Этот вывод я делаю на том основании, что ни в Адыгее, ни в Кабардино-Балкарии он не обсуждается ни на каком уровне.

Мухамед Хафицэ, председатель общественного движения "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии: Я не подерживаю идею о том, чтобы во время переписи представители кабардинского, черкесского и адыгейского народов записались черкесами. Это не согласуется с названиями Кабардино-Балкарской Республики и Республики Адыгея, которые образованы от названий населяющих эти республики народов. Если переименовать народы, то по логике выходит, что и республики надо будет переименовывать. Поэтому я считаю, что нам необходимо во время октябрьской переписи выбрать компромиссный вариант, записаться следующим образом: черкес с уточнением в скобках - адыг, кабардинец-черкес, адыгеец-черкес. Что касается мнений о том, что идея записаться "просто" черкесами - один из шагов борьбы за создание единого субъекта под названием "Черкесия", то не исключено, что для авторов этой идеи она таковым шагом и является. Но они не учитывают того, что действующее законодательство разрешает только укрупнение регионов, но не их разделение.

Мугдин Чермит, депутат парламента (Госсовета-Хасэ) Адыгеи: Решение о необходимости идентификации национальности для кабардинцев, черкесов, адыгейцев и шапсугов родилось не на пустом месте. Но чтобы идея имела под собой основание, Международная черкесская ассоциация обратилась в Российскую Академию наук с просьбой помочь в решении этой проблемы - обозначить конкретный этноним. После консультаций из РАН пришел ответ: как этноним лучше всего использовать слово "черкес". Это общепринятый термин, понятный не только в России, но и за ее пределами. Лично я за то, чтобы адыги именно так идентифицировали свою национальную принадлежность. Хотя уже есть категорические мнения о том, что некоторые ветви не хотят называть себя "черкесами", к примеру, хакучинцы - это одна из ветвей шапсугов. Понятно, что это личное дело каждого, но МЧА обратилась с просьбой к таким лицам указывать не только свою народность, но и приписывать к ней общий этноним "черкес", например - "шапсуг-черкес" или "бжедуг-черкес".

Ильяс Сообцоков, руководитель Адыгейской региональной общественной организации возрождения национальных традиций адыгского (черкесского) народа "Адыгэ Хасэ": В предстоящей переписи в графе национальность напишу "черкес". Что касается перспектив создания Черкесии как единого региона, то на эту тему можно долго рассуждать, но ответ очевидный только один - в данном вопросе позиция России должна быть однозначной. Если быть объективным, то надо отметить, что на протяжении столетий черкесы в отличие от других народов Кавказа в отношениях с Россией всегда были на ее стороне. К сожалению, Россия в период Кавказской войны предала доброе отношение черкесов, и на нынешнем этапе истории не надо повторять ошибок. Черкесы для России - это стабилизирующий фактор на Кавказе и безусловно сильное влиятельное лобби во внешней политике на Ближнем Востоке, Турции. Положительная позиция России в черкесском вопросе, несомненно, стала бы основным аргументом черкесских национальных движений в пресечении экстремистских настроений в черкесском обществе и развитии пророссийских настроений.

Тимур Жужуев, руководитель молодежного отделения черкесского общественного движения "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии: Речь идет об историческом наследии народа, который весь мир знает как черкесов - под этим названием мы вошли в историю. Единое название имеет большое значение для самосознания народа, сохранения его культуры и языка, духовного объединения этноса вне зависимости от вероисповедания, которые исповедуют наши соплеменники (например, моздокские кабардинцы- христиане). И народы России поймут, что мы являемся не маленькими разрозненными этносами, мы - один народ, численность которого в России составляет около 1 миллиона человек. В зарубежной диаспоре таких проблем нет, там все адыгские субэтносы называют себя черкесами. В СССР, нас искусственно разделили, теперь мы хотим исправить эту ошибку. Многие народы мира - русские, немцы, французы, итальянцы и т.д. прошли подобные этапы в своей истории, объединившись под одним названием.

Представитель общественной организации "Адыгэ Хасэ" Адыгеи: Может быть, кому-то и не хотелось бы писать в графе "национальность" "черкес", однако мы не должны повторить ошибок переписи 2002 года, когда многие адыги написали в этой графе "бжедуг", "шапсуг" и т.д., причем часто "делали" себе национальность не по этническому, а географическому принципу. Именно такие необдуманные шаги во многом негативно сказались на возможности узнать статистическую целостность адыгского народа. Разногласия в вопросе этнической и родовой принадлежности могут иметь место. Поэтому в ходе переписи мы должны занять единую позицию в этом вопросе.