Красноярский край: Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 июня 2003
"Красноярский лес уходит по дешевке".
(Независимая газета 26.06.03. Ю.Чувашев)
Администрация края вынуждена прибегать к исключительным мерам в борьбе с незаконной порубкой древесины
В Красноярском крае растет количество "лесных" преступлений, ущерб от которых выражается в особо крупном размере. И если раньше основными преступлениями в лесной отрасли были кражи леса, то сейчас практически половина правонарушений квалифицируется по ст. 260 УК РФ (незаконная порубка). По данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), в крае в прошлом году зафиксировано 416 таких преступлений, незаконно вырублено 34 тыс. кубометров леса, ущерб составил свыше 92 млн. руб.
Два года назад по инициативе УБЭП краевая прокуратура отправила на места указания о том, что, согласно правительственному постановлению, полный ущерб по фактам незаконной вырубки должен исчисляться в соответствии с таксами, введенными правительством страны еще в 1998 г., то есть возмещение ущерба должно быть кратным. Но с августа 2002 г. начались проблемы, зачинщиком коих стало решение Кежемского районного суда, который вынес оправдательный приговор по уголовному делу по факту незаконной порубки, а районный прокурор отказался от обвинения в части определения ущерба согласно установленным нормам оплаты. С тех пор уголовные дела по ст. 260 УК РФ стали тормозиться судами или разваливаться. Аргументация оппонентов УБЭП сводится к тому, что исчислять ущерб необходимо по фактической стоимости древесины, исходя из попенной платы (количества пней, оставленных после порубки), которая составляет сущие гроши по сравнению с тем вредом, который наносится лесу. Нелегальным лесорубам куда выгоднее заплатить штрафы и вывезти отборную древесину. До тех пор пока повышающие таксы заморожены, уголовное преследование им не грозит. В результате сегодня надо вырубить 25 га леса (6 тыс. куб. м), чтобы ущерб составил сумму, необходимую для возбуждения уголовного дела. Но до таких крайностей доходит редко, а потому нарушители благополучно уходят от уголовной ответственности.
Главное следственное управление ГУВД края, чтобы избежать впредь оправдательных приговоров, дало команду все дела приостановить. В поисках выхода из сложившейся ситуации руководство УБЭП обращалось во все мыслимые инстанции: от краевой администрации и прокурора края до ГУБЭП МВД России. В свою очередь, главное следственное управление ГУВД края обращалось за разъяснениями в Следственный комитет МВД РФ и Верховный суд. Из ГУБЭП МВД РФ в Красноярск пришел ответ, что при возбуждении уголовных дел по фактам незаконной порубки леса необходимо руководствоваться установленными таксами. Не так давно и Генпрокуратура еще раз подтвердила эту позицию. Однако сдвинуть дело с мертвой точки все равно никак не удается. Краевая прокуратура ждет решения Верховного суда.
Нельзя сказать, что в крае не занимаются этой проблемой. В программе реанимации лесного комплекса региона, которую готовит рабочая группа под руководством мэра Канска Сергея Гурова, немало говорится о борьбе с преступлениями в отрасли. Сергей Гуров подчеркивает, что система будет работать под управлением и контролем со стороны государства и что необходимо создание краевой службы государственного лесного контроля. Однако разработка этой программы идет далеко не гладко.
Во время недавнего заседания президиума губернаторского совета губернатор Александр Хлопонин подчеркнул, что пока программа восстановления лесного комплекса не будет принята, администрация края никому из лесозаготовителей лицензии выдавать не будет, прекращается и сдача лесных массивов в долгосрочную аренду. По сути, это последние инструменты, с помощью которых власть региона еще может реально регулировать правонарушения в лесной отрасли.
"Управлять, а не разбазаривать".
("Красноярский рабочий", 26.06.03)
Курс на приватизацию предприятий, полностью или частично относящихся к объектам государственной собственности, остается неизменным. Неужели государство является настолько плохим управленцем, что подконтрольные ему предприятия не выдерживают никакой конкуренции с частным капиталом и неминуемо попадают в число банкротов?
Многие аналитики и представители госвласти, в том числе должностные лица краевой администрации, дают утвердительный ответ на этот вопрос. Продажу предприятий с краевой долей собственности они рассматривают как источник пополнения бюджета. С такой точкой зрения согласны далеко не все депутаты краевого парламента. Действительно, бюджет надо пополнять. Нельзя не согласиться и с тем, что управление от лица государства зачастую осуществляется не лучшим образом. Но под этими лозунгами нельзя безоглядно разбазаривать краевую собственность. Тем более что мы имеем печальный опыт продажи таких предприятий, когда деньги были "проедены" в считанные недели, а край лишился контроля над целыми отраслями.
Именно поэтому сегодня назрела острая необходимость принятия краевого закона о приватизации. На прошедшей в начале июня сессии Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели очередной проект закона о приватизации, внесенный губернатором. О том, как проходило обсуждение и что за этим стоит, рассказывает председатель ЗС Александр УСС:
- Предлагаемый администрацией края законопроект о приватизации государственного имущества определяет полномочия краевых властей в сфере приватизации, схему планирования этой деятельности, порядок оплаты и распределения вырученных денежных средств. Но в проекте закона по-прежнему нет принципов приватизации, нет государственного подхода. Предлагается каждый год принимать прогнозный план, но на основании чего? Тем не менее закон принят в первом чтении. И я думаю, в сложившейся ситуации это совершенно правильный подход.
В чем заключался основной предмет разногласий в депутатской среде? Дело в том, что предыдущая краевая администрация так и не смогла подготовить пакет документов или хотя бы один закон, который бы определял принципы и процедуру приватизации объектов краевой собственности, порядок взаиморасчетов и так далее. Общий подход так и не был выработан. Мы начали ставить такого же рода вопросы перед нынешней администрацией. Закона нет до сих пор. Поэтому ряд депутатов, в частности председатель комиссии по экономической политике и собственности В. Н. Севастьянов, счел невозможным рассматривать отдельные объекты приватизации без общего подхода. Такая логика имеет право на существование.
Если администрация не справляется с подготовкой подобного закона (чему есть и объективные причины, в КУГИ, например, произошла смена руководителя), то мы, депутаты, можем и обязаны написать его самостоятельно. И принять, даже если администрация будет против. В свое время, как вы помните, мы приняли закон о региональной энергетической комиссии, о представителях государственной власти в акционерных обществах с краевой долей собственности. Преодолели вето губернатора и дошли даже до Верховного суда, отстояли свою правоту.
Вторая причина расхождений среди депутатов была связана с тем, что до сегодняшнего дня нет перечня объектов, не подлежащих приватизации. Нам предлагается список предприятий и объектов, которые могут быть проданы. Следовательно, все иное не приватизируется? Кто-то из депутатов считает необходимым выделить группу объектов, которые нельзя приватизировать никогда, ни при каких условиях. Значит, их надо перечислить и списком внести в качестве поправки в этот закон. Меня только удивляет тот факт, что на этом перечне настаивают люди, которые в свое время дружно голосовали за передачу акций "Красугля" в доверительное управление, что и привело к утрате краем контроля над угольной отраслью. Значит, тогда считали возможным отдать угольные разрезы, а теперь бьются, образно говоря, за склады или магазины. Это, по меньшей мере, несерьезно. Точнее, нечестно.
Поэтому мы договорились действовать так. Принять в первом чтении закон, который предложил губернатор. Мне кажется, новый руководитель КУГИ Вадим Медведев основательно готовился к обсуждению закона на сессии и действительно озабочен судьбой краевой собственности. Теперь, между чтениями, предстоит "пообъектно" обсудить, что приватизировать, а что нет.
"Этапы трудной учебы".
("Красноярский рабочий", 26.06.03, Елена Дмитриева)
Продолжая известное изречение о богатстве России, которое будет прирастать Сибирью, можно сказать, что будущее Сибири будет прирастать не столько таблицей Менделеева, скрытой в ее недрах, сколько человеческим потенциалом, которому предстоит осваивать эти богатства и управлять ими. Превратится ли когда-нибудь наш край из сырьевого придатка России и мира в развитый регион, зависит от тех, кто сегодня учится в вузах, школах и ходит в детский сад, то есть от системы образования. В то же время в самой этой системе так много острых проблем, что впору призывать общество к ее спасению. Об этом наш разговор с председателем постоянной комиссии Законодательного Собрания края по науке и образованию, доктором педагогических наук, профессором Валерием УСАКОВЫМ.
- Валерий Иосифович, что сегодня представляет собой краевая система образования и какие задачи она решает?
- Ранее образовательная система состояла из этапов, каждый из которых должен был подготовить ребенка, молодого человека к следующему. Семья готовила к детскому саду, сад - к школе, школа - к профессиональному лицею и вузу. Это была государственная парадигма. Но на определенной ступени развития общества она перестала работать и не устраивала ни родителей, ни педагогов, ни производственников. Основополагающим моментом стало развитие личности. Из этого мы и должны исходить в выстраивании образовательных программ, методик, структуры учреждений краевого образования. Одна из задач - создание сети учреждений, которая отвечала бы потребностям и условиям края, прежде всего географическим (территории ведь большие), и которая могла бы предоставить возможность для обучения и развития всем детям. Как прописано в Конституции, образование должно быть всеобщим, бесплатным и доступным.
- Но элементы системы остались прежними: детский сад, школа, профессиональное среднее и высшее образование. Давайте начнем с детских садов. 50 процентов детей сегодня в детсад не ходят. В первых классах они не успевают за своими сверстниками в освоении школьной программы, им тяжелее адаптироваться на психоэмоциональном уровне.
- Здесь действительно есть проблема. За последние 10 лет здания детсадов отдали под конторы, под спальные корпуса кадетов, под что угодно. Предприятия сняли с баланса ведомственные детсады, перепрофилировали их, кстати сказать, нарушив тем самым федеральное законодательство. В итоге половина детей сидит дома. А ведь они должны развиваться в соответствии с их возрастными особенностями. И это целая наука. Многие родители, к сожалению, не знают, как надо заниматься воспитанием и развитием своего ребенка. Большую тревогу вызывает не только интеллектуальная подготовка, но и физическое состояние, здоровье детей. Из детсада в школу только 48 процентов детей приходят здоровыми.
- Так, может быть, нужно открывать новые дошкольные учреждения? По опыту многих моих знакомых знаю, что устроить ребенка в сад - непростое дело.
- Беда в том, что мы утратили материальную базу. В прошлом году в крае не было сдано в эксплуатацию ни одного дошкольного или учебного учреждения! При этом край до сих пор считается донором. А вот в дотационной Орловской области только за первое полугодие 2003 года введены 34 новые школы.
- Вы заговорили о следующей ступени образования -школе. Что мы имеем здесь?
- Вопрос стоит так: какое содержание образования должна дать школа? Нет сомнений, что в начальной и средней школе нужно давать базовые знания. На старшей ступени необходимо дифференцировать программы - по интересам, по способностям ребенка. Не вижу беды, если школьник с гуманитарными наклонностями "не тянет", например, математический цикл наук.
- Часто приходится слышать о региональном компоненте образования. Что это такое?
- За последние десять лет у нас случилось невероятное. Государство перестало контролировать едва ли не все содержание образования. Создавались сотнями какие-то невероятные программы, учебники вообще писали все, кому не лень. Дописались в итоге до того, что в некоторых учебниках по истории утверждалось, что главный вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесла Америка. Еще живы участники войны - и такое заявлять! К счастью, государство одумалось. Был введен государственный стандарт образования. В его рамках 30 процентов учебного времени отдается регионам - мы сами определяем объем знаний по истории края, географии, политическому устройству региона и так далее. Законодательное Собрание вышло с инициативой о закреплении регионального компонента образовательного стандарта посредством закона края. Первую поправку в закон об образовании мы внесли, сейчас готовится содержательная часть стандарта. Осенью, надеюсь, законопроект будет готов.
- Выделите наиболее острую проблему среднего профессионального образования.
- Профессиональное образование выпускники школ получают более чем в пятидесяти профессионально-технических лицеях и училищах. И здесь проблем более чем достаточно. Учебно-производственная база, а это станки, оборудование, агрегаты, изношена на 80 процентов. Но, как говорится, нет худа без добра. Мы должны переходить на подготовку специалистов совсем иного качества. Даже рабочие профессии должны отвечать перспективным требованиям, появившемуся современному оборудованию. Мы ведь и компьютером-то зачастую учим пользоваться как печатной машинкой, а не как средством, создающим интеллектуальный продукт. Будущее за информационными, высокотехнологичными и наукоемкими профессиями, и система профтехобразования должна это учитывать.
- А вузы?
- Высшая школа в крае представлена 14 государственными вузами и неконтролируемым количеством филиалов разного рода академий Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и так далее. Последние не имеют ни базы, ни кадров и при этом активно продают дипломы, не подкрепленные знаниями. Для развития производства Красноярского края специалист с таким дипломом - ноль. Он может занять чужое место на производстве, может протиснуться всякими способами в органы власти и управления - и будет тормозить работу из-за неполученных знаний. Здесь у нас явный непорядок. Мы заслушали администрацию края, попросили подготовить аналитический доклад о состоянии высшего образования. Доклад был сделан, но депутатов нашей комиссии он не устроил. Мы вернули его на доработку с тем, чтобы получить реальную картину состояния высшей школы в крае и потом предпринимать надлежащие законодательные меры.
- В последнее время в крае стало развиваться меценатство. Состоятельные люди вкладывают деньги и в учреждения образования. Например, Анатолий Быков патронирует детский дом "Иван да Марья", Сергей Ким помогает одному из детских домов. Недавно вот открылся лицей имени Хазрета Совмена. Как вы относитесь к такой тенденции?
- Как и всякий нормальный человек. Замечательно, что люди думают о детях, помогают обездоленным. Проблема в другом. Детский дом, даже если это и дворец, как в последнем приведенном примере, остается детским домом. У детей нарушены социальные связи, и чем больше они оторваны от реалий жизни, тем сложнее им будет адаптироваться к ней в дальнейшем. Боюсь, что и у выпускников лицея возникнут схожие, если не большие проблемы, хотя очень хотел бы ошибиться в своих прогнозах. В этом смысле мне кажется гораздо более перспективным развитие патронатных семей. Практика показывает, что ребятишки, прошедшие через подобные семьи, гораздо более социально адекватны и с большим успехом находят свое место в жизни. Именно поэтому разработка краевого закона о патронатных семьях стоит в первоочередных планах Законодательного Собрания и нашей комиссии.
- Над чем еще работает комиссия?
- Идет реформирование образования в целом по стране. Мы должны быть в русле тех тенденций, которые ощущаются на федеральном уровне и отражаются российским законодательством. Каждый такой законопроект мы анализируем в плане применения на территории края и затем поддерживаем его или не соглашаемся. Обосновываем свое мнение и после рассмотрения на сессиях направляем в Государственную Думу. Каждый месяц работаем над двумя-тремя законами. Как я уже говорил, идет процесс подготовки краевого закона о региональном компоненте образовательного стандарта, о патронатных семьях. Держим на контроле выполнение закона "Об образовании в Красноярском крае". Часто выезжаем в учебные заведения в районы края, работаем с населением.
"За здоровье надо платить".
("Красноярский рабочий", 26.06.03)
Постоянную комиссию Законодательного Собрания края по здравоохранению и санаторно-курортному делу возглавляет Сергей Васильевич Натаров. Сегодня он рассказывает о проблемах краевого здравоохранения, о путях их решения, о том, над чем работает комиссия.
- Сразу скажу, что проблемы краевого здравоохранения не отличаются существенно от общероссийских. К сожалению, медико-демографическая ситуация свидетельствует об уменьшении численности населения, причем в селе эти процессы идут значительно интенсивнее, чем в городе. Высокий уровень смертности, особенно среди мужчин, старение населения, рост социально значимых заболеваний - вот неполный букет проблем, с которыми столкнулось наше общество. По данным краевого управления здравоохранения, в 2001 году рождаемость на одну тысячу жителей края составила 9,8 человека, а смертность -14,4. Только за этот год убыль населения составила 13 992 человека. Общая продолжительность жизни в крае составляет 63,4 года. В структуре смертности 47 процентов занимают болезни системы кровообращения, 18 процентов - травмы и отравления, 13 процентов - новообразования (онкология).
Перед нами как перед государственной властью стоит одна большая задача - сделать все возможное, чтобы стабилизировать ситуацию и сохранить государственную направленность системы здравоохранения. С одной стороны, предотвращая глубинные, социальные и экономические причины этих негативных процессов, с другой - укрепляя систему краевого здравоохранения. Речь идет о развитии базы медицинских учреждений, о внедрении новых технологий, об укреплении кадрового потенциала, о стабильном финансировании.
Комиссия выделила ряд приоритетов в своей работе. Прежде всего это совершенствование законодательной и нормативной базы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, а также разграничение предметов ведения и полномочий между краевыми и муниципальными органами здравоохранения. Справившись с этими задачами, мы сможем более четко решать проблемы финансирования отрасли, наладить действенный контроль за расходованием средств, закрепить кадры, прежде всего на селе.
Особое внимание мы уделяем контролю за исполнением программы государственных гарантий оказания населению края бесплатной медицинской помощи. В 2003 году разница между расчетной и утвержденной стоимостью программы составляет около двух миллиардов рублей, и это без капитальных вложений. Если сравнить затраты по оказанию медицинской помощи на одного жителя края в 1994 и 2002 годах (в сопоставимых ценах), то мы увидим, что они уменьшились с 170,8 до 134,4 рубля. В прошлом году программа была недофинансирована на 35-40 процентов от утвержденной суммы. Мы считаем, поскольку эта программа утверждена губернатором края, необходимо, чтобы она была полностью профинансирована и исполнена на всей территории края. У нас рождается такое предложение - принять программу государственных гарантий в форме закона края. В этом случае можно установить более эффективный и жесткий контроль за финансированием и расходованием средств.
Депутаты, входящие в состав комиссии - А. А. Жериков, В. Е. Оськина, А. Н. Швыткин и я как председатель, -часто встречаемся с работниками здравоохранения, проводим выездные заседания. И всякий раз на этих встречах буквально во всех выступлениях слышно одно и то же: "недостаточное финансирование". Причем не только из краевого бюджета, но и из бюджета ФОМС, из муниципальных бюджетов. Особую тревогу вызывает финансирование по статьям на приобретение медикаментов, питания, медицинского оборудования, на содержание зданий. Учреждения вынуждены покупать медикаменты более дешевые и малоэффективные. Денежная норма расходов на питание больных устанавливается исходя из фактически выделенных финансовых средств, что намного ниже обоснованных норм. Физический и моральный износ медицинского оборудования составляет около 80 процентов. В течение последних 7-10 лет практически не проводился капитальный ремонт зданий, в которых расположены больницы, поликлиники и лаборатории.
Необходимо предпринимать срочные меры для стабилизации здравоохранения. В связи с этим комиссия приняла решение о проведении публичных слушаний по вопросу об оказании медицинской помощи населению. В рамках этих слушаний мы надеемся из первых уст узнать о самых болезненных точках здравоохранения и, выслушав ведущих специалистов отрасли - практикующих врачей, ученых, работников здравоохранения края, наметить конкретные шаги по выходу из кризиса. Один из таких шагов -совершенствование системы управления здравоохранением. Не секрет, что даже те средства, которые выделяются из бюджета, можно было бы расходовать более эффективно. Это прямая обязанность управленческих структур. Это понимает и Совет администрации края, утвердивший своим постановлением план действий по совершенствованию системы управления здравоохранением.
В конце апреля был представлен проект концепции развития здравоохранения Красноярского края на 2003-2006 годы. Он был рассмотрен на секции по социальным вопросам, которая действует в рамках координационного совета ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В разработке концепции принимали участие ведущие специалисты здравоохранения, научные работники Красноярской государственной медицинской академии, представители краевой администрации и местного самоуправления, фонда ОМС, страховых компаний и общественности.
В проекте предусмотрены практически все направления здравоохранения: укрепление базы лечебных учреждений, подготовка медицинских кадров, система профилактики и лечения самых распространенных в крае заболеваний, создание геронтологических центров, развитие акушерства и педиатрии, а также научной медицины. Первоначальный вариант этого документа получил поддержку ведущих специалистов, работа над ним продолжается. Мы надеемся, что принятие концепции будет способствовать улучшению медицинского обслуживания и обеспечит доступность медицины каждому жителю края.
В заключение хочу поздравить всех работников здравоохранения края с прошедшим недавно Днем медика. Врачи и медсестры, несмотря на усталость, на невысокие заработки, каждый час, каждую минуту облегчают чью-то боль, спасают чью-то жизнь. Низкий поклон им за это. А жителям края традиционно желаю сибирского здоровья. И не забывайте - болезнь легче предупредить, чем вылечить.
Сергей НАТАРОВ, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по здравоохранению и санаторно-курортному делу.
"Просчет, пожалуйста...".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 25.06.03, Ирина Максимова)
ИЗ ЗАКОНА "О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ": Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным собранием Красноярского края и подотчетным ему.
Председатель и аудиторы СП назначаются ЗС края сроком на 5 лет. Председателю СП устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада первого заместителя губернатора края и надбавок к этому окладу.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами СП своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Принципы деятельности СП: законность, объективность, независимость и гласность.
ЗА СРОКОМ ДАВНОСТИ
Недавно "МК" в Красноярске" опубликовал расследование, посвященное финансовой подоплеке строительства домов для переселения жителей поселка Коркино "Красноярским краевым Фондом жилищного строительства" (ККФЖС). Напомним, первоначально государство планировало потратить 118 миллионов рублей (в ценах 2000 года с НДС). Однако сегодня, использовав уже 113 миллионов, ККФЖС построил только "коробки" двух домов. На их завершение и строительство третьего здания директор фонда Владимир Безносое просит у краевой администрации еще... 171 миллион бюджетных рублей.
Финансовые "нестыковки", да и себестоимость строительства (даже в начале этого года в микрорайоне Северном можно было купить 20 тысяч кв.м. жилья, необходимых для переселения всего Коркино, в новых "долевых" домах за 200 млн рублей, - и это уже со строительными "накрутками") вызывают недоумение у любого здравомыслящего человека.
Владимир Безносов убеждал корреспондента "МК" в Красноярске", что Жилищный фонд проверяли ГФУ, ФСБ, прокуратура и Счетная палата. И никто, мол, не обнаружил нарушений: деньги потрачены по назначению. В этом, впрочем, никто и не сомневается. Вопрос заключается в эффективности использования бюджетных денег. Из всех перечисленных г-ном Безносовым органов на этот вопрос может и должна отвечать только Счетная палата. Тем не менее начальник одной из ее инспекций Надежда Егорова, подписывая два года назад Акт проверки Фонда жилищного строительства, ни строки не уделила ни целесообразности схемы передвижения бюджетных рублей, ни стоимости квартир, которая у фонда оказалась значительно выше, чем у других строительных организаций краевого центра. Корреспондент "МК" в Красноярске" попытался узнать мнение Надежды Михайловны на этот счет и осведомиться о причинах, побудивших ее позвонить в краевой государственный Экологический фонд (который являлся заказчиком строительства домов) и поинтересоваться у его нового директора, почему тот не перечисляет деньги Фонду жилищного строительства. Дело даже не в том. что директор Экофонда тогда еще не получил письменного приказа на перечисление суммы. Вопрос в другом: какое отношение к этому имеет инспектор Счетной палаты? Однако Надежда Егорова заявила, что без разрешения председателя Счетной палаты края не вправе общаться с прессой. Иван Ланчинский популярно объяснил, что ворошить дела давно минувших дней не имеет смысла. "У нас цены на уголь и электроэнергию завышены, население постоянно переплачивает, бюджет из-за этого ежегодно теряет около двух миллиардов рублей, - вот о чем надо писать", - порекомендовал Иван Алексеевич и добавил, что проверка Жилфонда Счетной палатой в ближайшее время не планируется.
СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Новейшей истории Красноярского края известны случаи, когда инспекторы и аудиторы Счетной палаты заявляли претензии организациям по поводу куда менее значительному, нежели тот, о котором сейчас идет речь. Взять, к примеру, недавнее посещение все той же Надеждой Егоровой государственного учреждения "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края".
По рассказам сотрудников Центра, Надежде Михайловне отказали в проведении проверки, так как она не предъявила никаких документов, дающих на то право. "На что начальник инспекции Егорова прореагировала крайне негативно, позволяла себе повышать голос на руководителя; после снова необоснованно потребовала предоставления документов, причем ее интерес, в основном, проявлялся в отношении расчетной ведомости на заработную плату ГУ "ЦРПЭП". Егорова постоянно сравнивала размер денежного содержания работников Центра со своим, а не с действующим штатным расписанием, утвержденным заместителем губернатора. Егорова Н.М. продемонстрировала предвзятое отношение к ГУ "ЦРПЭП", выказав этим заказной характер своего визита. По нашему мнению, истоком такого поведения является дружба с бывшим директором краевого государственного Экофонда Магдалиной В.В., которая является фигурантом уголовного дела, возбужденного по деятельности фонда в период ее работы". Так пишут в жалобе председателю Счетной палаты работники "Центра реализации программ по экологии и природопользованию". Они же впоследствии отметили любопытный факт: в Главное финуправление края акт проверки Центра поступил на день раньше появления в Центре самой Надежды Егоровой...
Кстати было бы напомнить о деятельности Экологического фонда в период управления им Верой Магдалиной (о чем в свое время писал "МК" в Красноярске"). Фонд действительно не раз проверялся сотрудниками краевой Счетной палаты, которые особых нарушений не находили. В отличие от правоохранителей, заинтересовавшихся организованной при Экофонде фирмой "Конверсионный технопарк". Однако неоднократные официальные просьбы милиции провести аудиторскую проверку "Технопарка", результаты которой могли бы "развязать им руки", председатель Счетной палаты Иван Ланчинский оставил без внимания.
Не нашлось у подчиненных Ивана Алексеевича времени и на ревизию в таком интересном госучреждении, как "Дирекция краевой целевой программы". За 14 месяцев существования (с августа 2000 по октябрь 2001 года) эта контора выполнила всего два мероприятия. Первое: заключила договор с МУПП "Водоканал" (на финансирование строительства в Красноярске канализационной насосной станции на улице Ватутина), причем юристы признают контракт ничтожным -1,5 млн рублей, как выяснилось, следовало перечислить в форме субсидии, предоставляемой краевым бюджетом бюджету города. И второе: "Дирекция", в соответствии с программой приобретения жилья для жителей села Атаманово, проживающих в квартирах с повышенной концентрацией радона, перечислила 240 тысяч рублей на покупку квартиры для семьи Евсюковых. Деньги находятся в распоряжении некого гражданина Куимова, до сих пор являющегося собственником квартиры, так как договор купли-продажи не оформлялся, а семья Евсюковых живет на прежнем месте. Интересно, что расходы на содержание "Дирекции краевой целевой программы" всего за полгода составили более 1,3 миллиона бюджетных рублей: около 400 тысяч рублей - зарплата и премии сотрудникам, 178,5 тысячи - расходы на ГСМ, аренда "Лэнд Крузера" и тому подобное.
Впрочем, эти факты не заинтересовали начальника инспекции Счетной палаты Надежду Егорову, которую очевидцы не раз заставали за любезной беседой с главным бухгалтером "Дирекции" Галиной Шёстаковой. Говорят, в офисе Счётной палаты Галина Васильевна (побывавшая в свое время главбухом и "Фонда губернаторских программ", и одноименного "Центра") - частый гость, с цветами и сувенирами...
СОКРАЩЕНИЕ ЩЕКОТЛИВОЙ СИТУАЦИИ
Напомним, весной 2003 года в ЗС края разразился скандал. Ведомство Ивана Ланчинского потребовало у законодателей отставки аудитора Ольги Смолиной - якобы за профнепригодность. Ольга Николаевна, отвергая обвинение, заявила на одной из комиссий ЗС о давнем личностном конфликте с Иваном Ланчинским. И призналась: аудиторы работают на проверках предвзято, - такое отношение, мол, заранее задает сам Иван Алексеевич, установивший в Счетной палате абсолютный диктат своей власти. Многие наблюдатели в это с легкостью поверили. Ведь еще не забылись скандальные проверки краевых управлений печати и культуры, Театра им. А.С. Пушкина и филармонии, а также участие Ивана Ланчинского в агитации за одного из кандидатов во время губернаторской выборной кампании (помните "письмо ста"?)...
Стоит заметить, что аудитор Ольга Смолина возглавляла как раз то направление деятельности Счетной палаты (контроль за государственными внебюджетными и целевыми бюджетными фондами), в котором работала и инспекция Надежды Егоровой. Похоже, Ольге Николаевне изначально была уготована роль "свадебного генерала": иначе как объяснить, например, что несколько имеющихся в распоряжении "МК" в Красноярске" заключений Счетной палаты подписаны начальником инспекции Егоровой, тогда как это законная обязанность аудитора, несущего ответственность за содержание документа? Кстати, Надежду Михайловну перевели в подчинение другому аудитору за несколько дней до сокращения курируемого Ольгой Смолиной направления. Таким образом Иван Ланчинский и депутаты, видимо, решили выйти из щекотливого положения - не оценивая профессионализм аудитора (это могло повлечь переоценку работы всей Счетной палаты и ее председателя), а сократив одно из семи аудиторских направлений. Отныне проверять финансовую чистоплотность государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов может любой аудитор, на которого укажет Иван Алексеевич. Регламент краевой Счетной палаты это предусматривает...
С появлением в России Счетных палат аудиторские проверки стали популярным явлением: ими пугали взрослых, как детей - Бабой-Ягой. Вскоре, правда, наблюдательные граждане заметили странную тенденцию: не всегда Счетная палата "пугает" те организации, которые, казалось бы, необходимо проверять в первую очередь. Напротив: порой делает сногсшибательные выводы на основании банальных финансовых ляпов, которые тяжкими назвать очень сложно. Иными словами, аудиторы превратились в ревизоров, чьи предложения по изменению или предотвращению некой неправомерной финансовой ситуации все чаще сводятся к рекомендации "рассмотреть в Законодательном собрании". И при этом они нередко заигрываются в политику. Счетная палата Красноярского края, похоже, не стала исключением из этого удручающего правила.
"ФПГ интересует лес".
("Известия-Промышленность-Красноярск", 26.06.03; НИА по Красноярскому краю, 25.06.03)
В администрации Красноярского края прошло заседание секции Координационного совета по экономической политике, собственности и природопользованию под председательством Всеволода Севастьянова. Первый вопрос, который обсуждали депутаты, касался лесопромышленного комплекса Красноярского края.
Как известно, в Красноярском крае сосредоточено около 10% лесных ресурсов России, и возрождение лесопромышленной отрасли является одним из важнейших факторов развития территории. В настоящее время к возрождению отрасли проявили интерес компании "Русский алюминий" и "Интеррос".
На заседании депутатами было предложено несколько законов, которые необходимо разработать на уровне Красноярского края, например,закон о природных ресурсах, закон о растительном мире, закон о платежах за лесные ресурсы и т д. В очередной раз краевые парламентарии отметили необходимость развития в крае лесоперерабатывающего производства. Сейчас на территории края находятся 183 ле-соперерабатывающих предприятий. Объем экспорта в последнее время увеличился в 35 раз, причем основная масса продукции реализуется в дальнее зарубежье.
В администрации края разрабатывается программа развития лесопромышленного комплекса региона до 2010 года, которая должна быть представлена на рассмотрение Законодательному собранию в сентябре. Однако ряд депутатов отмечали недостатки в разработке этой программы. В рабочей группе очень много теоретиков и явно недостает профессионалов-производственников. Юрий Захаринский отметил, что была проведена достаточно большая работа, которая была начата практически с нуля. Захаринский говорил и о том, что простое наведение порядка в лесопромышленной отрасли уже через несколько месяцев может дать около 2-3 млрд. рублей в бюджет края. В ходе обсуждения депутаты пришли к выводу, что закон этот безусловно нужен, так как ощущается недостаток в нормативно-правовой базе.
"Единая Россия": по местам".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 25.06.03, Василий Лобов)
На прошлой неделе в Красноярске завершился процесс формирования местных Советов сторонников "Единой России". Предложения создать районные Советы исходили от районных организаций партии. Последним появился Совет сторонников в Советском районе.
Анатолий МАЛИНОВСКИЙ, заместитель председателя регионального Координационного совета сторонников партии "Единая Россия":
- Институт сторонников партии "Единая Россия" закреплен в Уставе партии, в п. 4.6. Для чего это необходимо? Во-первых, есть люди, которые не желают состоять ни в одной из партий. Партий у нас много, в периоды всплесков политической активности их число значительно возрастает. И те, кто тяготеет к политической жизни, разделяет убеждения той или иной партии, но вступать в нее по тем или иным причинам не хотят, - безусловно, могут стать сторонниками партии. Для этого достаточно устного заявления: "я Хочу быть сторонником партии, разделяю стоящие перед ней программные цели и задачи и хочу оказать конкретную помощь в их осуществлении". Во-вторых, многие перед вступлением в партию желают присмотреться к ней, обдумать свое решение, взвесить все "за" и "против". И, наконец, третье: есть категория людей, которые по своему служебному положению не могут состоять ни в одной партии, но по убеждениям являются сторонниками "Единой России".
Региональное учредительное собрание сторонников "Единой России" проведено 12 апреля нынешнего года. Тогда же избран Координационный совет, который возглавил глава Красноярска Петр Иванович Пимашков. В состав совета вошли председатель Совета ректоров Красноярского края Эдуард Бука, президент ОАО "Пикра" Евгения Кузнецова... Сегодня Советы сторонников созданы в двадцати восьми районах Красноярья. Краевой форум сторонников партии "Единая Россия" состоялся 7 июня. Делегаты - представители различных социальных групп населения ("Женщины", "Муниципальные служащие", "Предприниматели", "Спортсмены") - формулировали наказы, которые будут использованы при работе над социально-экономической программой "Единой России" на Всероссийском форуме сторонников партии, который состоится 28 июня в Москве.
У Анатолия Дмитриевича сейчас работы много. Он представляет всегда занятого главу Координационного совета Петра Пимашкова на собраниях сторонников в районах, рассказывает о "Единой России", отвечает на вопросы желающих пополнить ее ряды. Таковых, кстати, за последнее время находится все больше. Официальное число членов партии "Единая Россия" в Красноярском крае - 33 тысячи человек. Сторонников примерно вдвое больше. "Единороссы" могут свысока поглядывать на кусающих локти конкурентов: в последнее время центральные СМИ все чаще и громче говорят о необходимости качественной модернизации социально-экономических партийных программ. Проще говоря, партдокументам накануне выборов в Госдуму необходимо придать "региональный" характер. Или хотя бы видимость такового. Впрочем, не только в нынешних выборах дело. Согласно "новым веяниям" в избирательном законодательстве, партиям в местных парламентах будет выделяться не менее половины депутатских мандатов. Привычное противостояние "наших" и "федералов" отошло в прошлое. Москва переживает период "регионализации". Правда, для большей части политбомонда "новые веяния" ограничиваются громкими лозунгами, что, в общем, неудивительно: большинство из ныне существующих партий были и остаются клубами политической элиты.
"Единороссы" к переменам оказались подготовлены гораздо лучше конкурентов. Нет программы? Так ведь ее надо составить с учетом стратегических требований, которые формулирует президент, и наказов, которые составляет народ. Президент свои требования высказал в Послании Совету Федерации (построение гражданского общества, создание конкурентоспособной рыночной экономики, современной армии и достойных условий жизни для всех граждан). Наказы составлены, и 28 июня будут учтены при работе над программой. Время великих потрясений, похоже, прошло.
Не считают так только все еще многочисленные коммунисты. Но если на своих "правых" конкурентов "единороссы" просто не обращают внимания, то о коммунистах они могут с полным на то основанием говорить, повторяя историческую фразу, произнесенную великим российским реформатором Петром Столыпиным 23 мая 1907 года: "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!" Это, разумеется, всего-навсего цитата. Но - цель указана. Сказал же в своем Послании президент о необходимости "консолидации", "мобилизации интеллектуальных сил" и "соединенных усилиях органов власти, гражданского общества, всех людей в стране".
Один из инструментов этой консолидации у "Единой России" уже есть. Это институт сторонников партии. Насколько эффективно он будет использован - покажет ближайшее будущее.
"Выборы до гробовой доски".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 25.06.03)
Призрак грядущих выборов многих заставляет задуматься о том, насколько кандидатская мозаика будет раздражать сетчатку электорального глаза новыми персонами, или - "радовать" глаз уже знакомыми лицами. Как прогнозируют наблюдатели, часть известных красноярцам деятелей, скорее всего, еще помаячит на нашем горизонте. Причем, в традиционной для некоторых из них роли подставных кандидатов.
По слухам, например, намерен порадовать массы своими неповторимыми выступлениями г-н Оскирко - "новосибирский Жириновский", от которого местные "соколы" шарахались как от чумы.
Любители "левостороннего" политического движения, конечно, мечтают увидеть среди своих столь оглушительно удачливого дебютанта, как господин-товарищ Глазьев. И в то, что этот козырь может при раздаче лечь на другой регион, верить не хотят. В борьбе против правящего режима и олигархов он является целительным средством для местных левых.
Есть и реальный шанс "вспомнить о смерти". В кругу политтехнологов говорят, что когорту нетрадиционных кандидатов украсит не кто иной, как Герман Стерлигов. В последнее время привычные агитки против абортов (те самые, с изображением треснувшей головы младенца) появляются в сопровождении надписей следующего содержания: Врачи, производящие аборты,/Убийцы неродившихся детей -/Пусть после вашей дьявольской работы,/ У вас сочится кровь из-под ногтей.
Это, без сомнения, стиль стерлиговских листовок. Дизайн тоже похож. Но главное - распространители этих перлов поговаривают, что копеечку за свой богоугодный труд они получают от неких лиц, несущих идею в народ с именем Германа Стерлигова на устах.
Расчет на дивиденды от такой ранней подготовки почвы очевиден. По мысли пиарщиков, существенная часть противников абортов (вряд ли у кого-то не вызывают сочувствие погубленные дети) в "час икс" плавно переходит под знамена гробовщика... Кстати, последний против своего бизнеса не очень-то и грешит. Вспоминается ария Смерти из рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты": "Пользуйтесь природой, делайте детей, сыпьте их в копилку будущих смертей".
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Суд оштрафовал Тамару Эйдельман* за дискредитацию армии