Рафаэль Мустафаев: Нужна ли Азербайджану война с Арменией?
Всякий раз после боевых столкновений, подобных произошедшему 18 июня на линии прекращения огня, риторика официального Баку и Еревана, ряда азербайджанских и армянских политиков и политологов заметно ужесточается. Стороны традиционно начинают обвинять друг друга в нарушении старой договоренности о прекращении огня, попытке срыва мирных переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и... всё остается на своих местах. До следующего раза, который наступает для всех, кроме жертв боевых столкновений.
Пожалуй, для стороннего наблюдателя, из двух точек зрения на конфликт большего интереса заслуживает азербайджанская, поскольку армянская - куда проще. Армения в результате карабахской войны оккупировала Нагорный Карабах и 7 районов, признанные мировым сообществом неотъемлемой частью Азербайджана. Назад она эти районы согласна возвратить только с условием признания независимости так называемой НКР и гарантий ненападения на это незаконное, согласно международному праву, образование. Свой компромисс в переговорном процессе Армения видит в том, чтобы под гарантии ОБСЕ армянская часть населения Нагорного Карабаха (изгнанная азербайджанская в расчет не берется) провела еще один референдум о независимости с легко предсказуемым положительным для нее результатом. Возможны небольшие расхождения по инструментарию, но в Ереване остаются едиными "обоснованные исторически" территориальные претензии, тесная корелляция азербайджано- и тюркофобии и повальное упование на Москву, которая по исторической дружбе и раскладу карт "обязана" по меньшей мере поддерживать продолжающийся "контроль" над пятой частью азербайджанских земель, а по большей - признать легитимность армянской власти в Нагорном Карабахе.
В Азербайджане же налицо лишь всеобщее согласие о необходимости освобождения оккупированных земель до последней пяди. Во всем остальном, начиная с пути (военного или переговорного) восстановления территориальной целостности страны имеются серьезные разногласия, которые становятся более выпуклыми после каждого безуспешного раунда азербайджано-армянских переговоров или боевого столкновения. Неудивительно, что и после 18 июня в ряде бакинских СМИ появились материалы, отражающие новые (некоторые - достаточно интересные) поиски рецепта превращения недопустимого статуса-кво в желанную картину.
Войне - нет, маневрам - да
За неимением возможности подробно рассмотреть в одной статье все предлагаемые рецепты, попробуем разобраться с "военными горчичниками", стоящими на первом месте среди предлагаемых "лечебных средств". Это не теряющее популярности предложение основано на вроде бы имеющем место превосходстве азербайджанской военной машины над армянской, хотя даже с учетом действительно хорошего оснащения и качественного инструктирования азербайджанских ВС, пожалуй, правильнее было бы говорить о паритете. При этом кое-кто из "лекарей" не учел следующее.
Во-первых, для достижения успеха наступающая сторона должна превосходить обороняющуюся в технике и живой силе в несколько раз. Причем под последней имеется в виду не "расходный материал" - вчерашние школьники, а высокие профи военного дела - артиллеристы, ракетчики, танкисты, летчики, зенитчики и пр. Напомним, что в карабахской войне профессионалов - своих и наемных - было куда больше у армянской стороны. Учитывая, что за послевоенные годы тысячи армян закончили российские высшие военные училища, а также периодические совместные учения государств ОДКБ, трудно предполагать, что Азербайджан добился превосходства в военных кадрах, которые, как и гражданские, "решают всё". Сюда же можно добавить не совсем забытую в Москве старую советскую традицию нашпиговывать считающиеся дружественными страны при малейшей для них опасности военными инструкторами. Чего стоит, к примеру, последовательная защита Северного Вьетнама от французов, американцев и китайцев, а потом и его победа над сайгонским режимом?! (Кстати, в том же Вьетнаме про Россию с казалось бы положенной особой теплотой и не вспоминают)
Не менее сомнительным представляется и техническое преимущество азербайджанской стороны над неприятелем. Армении не раз передавалось в крупных объемах российское вооружение, большая часть которого тут же оказывалась в Нагорном Карабахе и вокруг него. Туда же, по некоторым сведениям, перешла значительная часть техники, которую перегнали в Армению после расформирования военных баз РФ в Грузии. Наконец, не раз упоминалось, что в дислоцированной в Армении российской военной базе работает немало армян. Во что это может вылиться, азербайджанцы видели в феврале 1992 года во время штурма армянскими военными города Ходжалы, начавшегося с наступления танков и БТР-ов 366-го российского мотострелкового полка, в котором также в большом количестве служили армяне. Остается напомнить об имеющейся, судя по ряду публикаций СМИ, в Нагорном Карабахе современной системе ПВО, которая одновременно может поражать целый ряд воздушных целей.
Во-вторых, в последние месяцы в некоторых азербайджанских СМИ можно встретить интервью с зарубежными аналитиками, которые как бы напоминают Баку о военном пути решения конфликта, "констатируют" военное преимущество Азербайджана, исподволь подталкивая Баку к проведению маленькой победоносной операции. В то же время участились обстрелы азербайджанских позиций с противоположной стороны и наоборот, а также менее чем за неделю произошли два сравнительно крупных инцидента. Хочется напомнить, что схожая картина наблюдалась два года назад перед пятидневной августовской войной в Грузии. Тогда мир и не заметил начала войны - он смотрел Олимпийские игры в Пекине. Сейчас проходит не менее интересное событие - футбольный чемпионат мира в ЮАР...
В-третьих, если верить многочисленным публикациям СМИ и свидетельствам отслуживших солдат, нынешнее состояние азербайджанской (как и армянской, но эта тема отдельного разговора) армии трудно назвать образцовым. "Центр борьбы с коррупцией в вооруженных силах Азербайджана", "Военные журналисты" и другие НПО не раз приводили сведения о коррупции и неуставных отношениях, имеющих место в целом и отдельных армейских подразделениях. Поэтому в условиях отсутствия гражданского контроля над армией, тот факт, что военные расходы Азербайджана в текущем году достигнут 2 миллиардов долларов, превзойдя весь госбюджет Армении, не вселяет должный оптимизм. И просто удручает, что в результате часто критикуемой в масс-медиа весьма "избирательной" работы военкоматов и медкомиссий на службу вблизи линии прекращения огня могут попадать больные (порой и психически) призывники, но ни в коем случае не могут - дети крупных чиновников или просто зажиточных граждан. Было бы неверным не указать, что правительство не борется с этими негативными явлениями, но его успехи пока не очень заметны.
В-четвертых, наличие в Азербайджане министерства оборонной промышленности не означает, несмотря на определенные успехи, полноценного функционирования последней. То есть цель - как можно лучшее оснащение азербайджанских ВС, их техническое превосходство над противником - не достигнута. В то же время не стоит серьезно относиться и к сообщению армянской стороны о наличии у нее некоего суперустрашающего оружия. И Гитлер пытался запугать наступающие на Германию советские - с востока и союзные - с запада войска наличием такого же страшного оружия (им оказалась ракета ФАУ-2), но оно ему не помогло... Итак, что-то производит или закупает Баку, что-то - Ереван, но предположительно имеется некий паритет.
В-пятых, война может длиться несколько дней - дальше, как многократно указывалось, ее заставят прекратить великие державы. Учитывая, сколько техники и специалистов сосредоточено в Нагорном Карабахе и вокруг него, а также то, что почти все стратегические высоты находятся в руках армян, выстроивших за эти годы глубокую линию обороны, за эти дни удастся освободить в лучшем случае 2-3 оккупированных Арменией района. Потеряв при этом много людей и техники, а может и получив контрудар в направлении Гянджи со всеми вытекающими последствиями. Но стоит ли освобождать эти районы с такими потерями и рисками, если их и без того можно получить в качестве первого результата переговоров? Другой вопрос - усилит ли освобождение одного-двух районов позиции Азербайджана в переговорном процессе? А может, наоборот, ввиду того, что у армян неизбежно будут не только военные, но и некоторые гражданские жертвы, наступательная операция Азербайджана даст Еревану возможность выбить дополнительные гарантии безопасности оккупационного режима Нагорного Карабаха и даже добиться его признания?!
Естественно, что автор этих строк, как и любой азербайджанец, никогда не сможет смириться с оккупацией части своей родины, но не понимает: зачем лить воду на мельницу нынешнего неприятеля (нынешнего, потому что добрососедству азербайджанцев с армянами в будущем альтернативы нет)?..
Доказательный ряд можно продолжать, но, вроде, и без того ясно, что азербайджанскому "бронепоезду" лучше никуда не двигаться с запасного пути. Как минимум, до капремонта и модернизации. И как минимум пока, вопреки стараниям внутренних и внешних, вольных и невольных её поджигателей, новые военные действия надо отложить и вместо того попытаться обогатить арсенал политических средств. Уж лучше, простите, действовать по известной поговорке: война - фигня, главное - маневры...
- В Абхазии заявили, что не нуждаются в солидарности президента Грузии
- Шольц изобразил сожаление, что Зеленского не позвали на саммит G20
- В России растёт число библиотек будущего
- Си Цзиньпин: конфликт на Украине нужно разрешить миром — 997-й день СВО
- Кремль знал, что США будут искать «жучки» в подаренном Путиным Трампу мяче