Чингиз Велиев: Саакашвили сердится на казахских инвесторов
Саакашвили разгневан. В этот раз под горячую руку попала Казахстанская компания КазМунайГаз (КМГ). Президент Грузии недавно решил показать инвесторам, занятым в гостиничным бизнесе, кто в Грузии хозяин. В список компаний, работой которых Саакашвили был недоволен, КМГ попал случайно, так как к гостиничному бизнесу он никакого отношения не имеет, этим видом бизнеса занимается компания КМГ "Сервис", но когда Саакашвили нервничает, из всех казахстанских компаний единственно выговариваемой становится КМГ. Ведь в Грузии многие объекты принадлежат разным казахстанским инвесторам, в том числе и банку БТА. Так что названия всех сразу и не упомнишь.
Но Саакашвили не ограничился только высказыванием недовольства работой казахстанских инвесторов, и изъявил желание обсудить данный вопрос с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. И действительно, он довел до сведения своего коллеги свою неудовлетворенность работой казахстанских компаний в Грузии. После переговоров президентов казахстанцы получили "зеленый свет" для своей работы и заняли особое место в гостиничном и строительном секторах Грузии. Но и здесь не обошлось без курьеза. В частности, Саакашвили в очередной раз раскритиковал КМГ, которая приобрела санаторий на курорте Ликани в Боржомском районе Грузии, хотя по праву это критика должна быть адресовано компании КМГ "Сервис".
Саакашвили выразил свое неудовольствие тем, что инвесторы из Казахстана "приобрели Ликани, разрушили, ничего не сделали и много людей оставили без работы". По его словам, также неудачными были их проекты в Тбилиси и в других городах Грузии. В частности, при приобретении гостиниц в Батуми, проживавшим в них беженцам были выданы деньгами настолько мизерные компенсации, что те не смогли купить на них достойное жилье. Это также стало предметом разговора Михаила Саакашвили и Нурсултаном Назарбаевым.
КМГ решил добиваться рассмотрения своей аппелляционной жалобы в Верховном суде Грузии. КМГ получив отказ в судах районного и городского уровня, решил добиваться правды в Верховном суде. По словам представителя, КМГ не хотелось бы доводить дело до Международного Арбитража.
Напомним, что в прошлом году Национальная регулирующая комиссия Грузии по энергетике и водоснабжению приняла решение о введении в "КазТрансГаз Тбилиси" специального управляющего от грузинской стороны. Основанием для такого решения были долги в размере $40 млн государственной корпорации нефти и газа Грузии за поставленное "голубое топливо".
Одна из причин долгов - это неплатежи населения, которые за долгие годы научилось обходиться без газа. С казахстанской стороны было сделано многое, в том числе инвестировано в станцию, обеспечивающую газом население. Но казахстанцы не могли стать полицейскими, чтобы выбивать оплату у населения, которое во время последних военных действий пережило нелегкие времена. Грузия с советских времен славилась тем, что если есть возможность не платить, то население непременно этим пользовалось, причем, в массовом порядке.
Согласно Межправительственным соглашениям между Грузией и Казахстаном, обе стороны взяли на себя обязательства: казахстанская сторона вкладывает инвестиции, а грузинская должна обеспечить должные условия для работы. Однако с приходом нового управляющего было поставлено условие по пересмотру технических требований и перевода делопроизводства на грузинский язык. При этом прежде не было учтено, что потери из-за изношенности оборудования и самой системы составляли 70%. После проведения казахстанцами модернизации они сократились в три раза.
Все эти передряги с грузинским языком объясняются тем, что казахстанцы отказались покупать более дешевый газ у Госнефтекомпании Азербайджана SOCAR, лишив тем самым дохода Государственную корпорацию нефти и газа Грузии. Вместо этого они покупали газ у Газпрома по завышенной цене. Это происходило до тех пор, пока компании Грузии, Азербайджана и Казахстана не решили вопрос поставок газа в Грузию и цен на них.
Но население не платит за газ, долги Грузии составляют $2,5 млрд, Саакашвили сердится, путая названия. Поэтому сомнительно, что кто-то получит дивиденды с грузинского рынка сбыта электроэнергии.