Андрей Островский: Белорусские выборы: национализм властей, бессилие оппозиции, отсутствие России
В Белоруссии скоро выборы. Они пока не объявлены, но их приближение уже чувствуется в воздухе. И власти, и оппозиция начинают готовиться к выборам Президента, но каждая сторона готовится по-своему. У действующего Президента есть фора. Закон о президентских выборах принимается парламентом. Парламент в Белоруссии ручной. Он ничего не сделает без санкции из Администрации Президента. А Администрация пока не знает, когда объявить выборы - в конце этого или начале следующего года.
Вряд ли власть определится со сроками до июля. 1 июля достаточно значимая дата - с этого дня начинается развитие Таможенного союза на другом уровне. Но соглашение по этому уровню подписаны только Россией и Казахстаном. Белорусский премьер не приехал на подписание. Видимо, весь июнь белорусские лидеры будут вести торг с Россией и думать, как бы сделать хорошую мину при плохой игре. И 1 июля станет рубежом, после которого белорусские власти определятся с точными методами ведения предвыборной кампании и сроками её проведения. Формально президентская гонка началась.
Первым проявлением предвыборной активности белорусских властей следует считать начало редактирования Избирательного кодекса ещё в прошлом году. Белоруссия наконец-то прислушалась к настойчивым требованиям Запада, постоянно говорившего о недемократичности белорусского избирательного законодательства. Западные "партнёры" намекали, что Минску следует упростить доступ к выдвижению в кандидаты для партийных активистов. Естественно, что западные доброжелатели имели единственную мысль - дать представителям оппозиции возможность беспроблемного выдвижения в рамках белорусского законодательства. Лукашенко пошёл на это изменение, во всяком случае, предложение о либерализации Избирательного кодекса было одобрено белорусским Президентом перед телекамерами.
Не стоит думать, что Лукашенко прижали к стенке, вообще, Лукашенко практически неприжимаем. Предложение Запада совпало с политикой белорусского Президента. Всем известно, что оппозиция в нынешней Белоруссии - явление больше декоративное, чем эффективное. Но оппозиция имеет для власти свою практическую функцию. Она служит пугалом и страшилкой, если что-то в стране не так. Правда, сейчас на роль страшилки всё чаще назначают Россию, которая стала ответственна и за чисто внутренние белорусские проблемы. Но оппозиция всё равно нужна, ведь к концу года Россия опять станет другом, даже если она сама этого не желает. В конце года белорусам будет позарез нужна дешёвая нефть и дешёвый газ. Вот тогда-то оппозиция опять станет страшилкой, ведь от неё дешёвых энергоносителей не дождёшься. Во время выборов оппозиция нужна особо. И чем больше оппозиции, чем разнообразнее она, тем лучше. Смысл либерализации Избирательного кодекса очень прост - надо позволить выдвинуть свои кандидатуры как можно большему числу оппозиционеров. Тогда оппозиционный избиратель окажется перед выбором за кого голосовать. В итоге голоса оппозиционного электората распылятся на мелкие проценты. От власти же будет один кандидат, поэтому всем, кто готов поддержать власть или будет голосовать против оппозиции, не остаётся выбора. В итоге процент официального кандидата на фоне остальных будет очень значительным.
Белоруссия подходит к новым выборам в весьма плачевном состоянии. Особенно это касается социально-экономической сферы. Экономический кризис, которого в Белоруссии по приказу Президента не было, вдруг был "преодолён", всё по словам того же Президента. Но почему-то преодоление экономического кризиса не принесло улучшения экономической и социальной ситуации. Не случайно белорусский президент пытается всучить России мало что значащие для белорусской экономики предприятия в обмен на энергоносители по внутрироссийским ценам. "Белтрансгаз" и Мозырский нефтеперерабатывающий завод не очень интересуют российскую сторону. "Белтрансгаз" по причине того, что белорусская сторона не модернизировала его. Поэтому новому собственнику, т.е. России, нужно будет вкладывать деньги в предприятие, чтобы обеспечить себе прибыль и рабочие места для белорусов, связанных с отраслью. Вот так за соседский счёт белорусский президент сможет заявить, что он не допустил массовых увольнений и т.д. Мозырский нефтеперерабатывающий завод - это предприятие, перерабатывающее венесуэльскую нефть. Уже стало ясно, что продукт переработки будет иметь огромную себестоимость. Для того, чтобы он нашёл покупателя, нужно будет продавать его дешевле, т.е. себе в убыток. Результат такой экономической политики скажется на заводе через непродолжительное время. Именно поэтому белорусская сторона и хочет продать заведомо убыточное предприятие российскому бизнесу. Если что, то все проблемы, в которые попадёт завод, будут лежать на совести российской стороны. Очень логичный для белорусской власти предвыборный ход.
Отсутствие каких-либо видимых прорывов в экономике и социальной сфере будет сполна замещаться идеологией. Тут можно предположить несколько векторов идеологической активности. Во-первых, идеологическая вертикаль получит приказ (если уже не получила) во всю восхвалять "мудрую социально-экономическую политику государства в период кризиса". Скорее всего, этим займутся официальные профсоюзы. Они начнут высасывать из пальца примеры удачной социально-экономической политики. Профсоюзы хороши в распространении этой пропаганды именно потому, что они должны являться защитниками трудящихся.
Во-вторых, пропрезидентские общественные организации получат приказ развить буйную уличную активность в поддержку нынешнего курса на суверенитет и сопротивление "поглощению эффективной белорусской экономики агрессивным олигархическим капиталом из России". По всей логике, уличную активность должны возглавить молодые. В белорусском варианте - это Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ). Но в этом случае встаёт единственный, но важный вопрос: а смогут ли нынешние белорусские комсомольцы устроить что-нибудь сносно смотрящееся. Скорее, эти акции превратятся в примитивное шоу на потеху трезвомыслящим. Ну и ещё часть средств будет реализована на попсовые концерты для молодёжи. На концертах будут озвучиваться предвыборные президентские лозунги и песни сопливо-эстрадного содержания.
В-третьих, белорусская сторона с помощью своих проправительственных партий будет просить помочь в пропаганде левые партии в разных странах. Делаться это будет для того, чтобы можно было сказать: посмотрите, и в Германии или России тоже поддерживают кандидатуру Лукашенко. Проверить такую догадку будет легко, нужно просто подождать, что по этому поводу скажет Зюганов. Если российские коммунисты начнут вдруг восхвалять фикцию, которая заменяет белорусскую социально-экономическую сферу и создателя этой фикции, тогда догадка окажется верной.
В-четвёртых, примерную дату выборов можно будет установить по объявлению о подготовке страны к проведению Всебелорусского собрания. Это показное мероприятие, призванное визуально зафиксировать единение Президента и народа, всегда проходит накануне президентских выборов. Выступление Лукашенко на собрании является предвыборной программой, которую поддерживает большинство собравшихся. Потому что на собрание попадают те, кого облекли высоким доверием идеологические органы. На собрании будут произнесены уже поднадоевшие всем лозунги о первенстве суверенитета перед элементарным биологическим выживанием нации. Такие лозунги белорусскому Президенту необходимы. Они нужны для того, чтобы обезопасить себя от киргизского сценария. Бакиев потерял власть на фоне антироссийской политики и последовавшего вслед за этим подорожания жизни. Оплата услуг, предоставляемых гражданам собственным государством, повысилась настолько, что речь шла об элементарном выживании. Киргизы не захотели вымирать ради политических амбиций одного человека, поэтому по традиции, установленной самим же Бакиевым, они снова поднялись на революцию. Белорусский Президент тоже понимает, что порог терпения существует. Он зависит не только от чувства голода и неудовлетворённости социально-экономическим состоянием, но и от пропагандистской обработки. Лозунги белорусского национализма, скрытые за патриотической риторикой, должны повысить порог народного терпения. Поэтому пропаганда начнёт набирать обороты.
Со своей стороны белорусская оппозиция также готовится к выборам. Ей выгодно как можно более внезапное объявление даты выборов, потому что всегда можно реализовать деньги, выданные Западом, и объяснить традиционные неудачи происками властей. Но у оппозиции присутствует большая проблема: пока никто не хочет давать деньги на выборы. А выборы, на которых нельзя заработать, для оппозиции менее интересны. Оппозиционные политики не имеют единого кандидата на выборы. Каждый из более-менее значимых оппозиционеров заявляет о своих амбициях. Это хороший способ получить финансовую поддержку из-за рубежа и ничего не делать. Действительно, зачем напрягать силы, если итоги голосования и так ясны.
Некоторые эксперты связывают начало президентской гонки в оппозиционном лагере с акциями движения "Говори правду", во главе которого стоит белорусский поэт и по совместительству политик Владимир Некляев. Движение провело несколько акций, которые не вызвали никакого резонанса у белорусских граждан и разве что оставили какой-то след в памяти таких же оппозиционеров, следящих за новостями в собственной среде. По слухам, эта акция работала при помощи зарубежных средств и являлась пробным шаром. Запад проверял реакцию властей на оппозиционную активность. Реакция не заставила себя долго ждать и активистов, желающих говорить правду, арестовали. Правда, вскоре выпустили.
Оппозиционных политиков накануне выборов появляется много, но они всё больше стремятся оседлать финансовые потоки, потенциально возникающие из-за рубежа в периоды предвыборных баталий. Однако мировой финансовый кризис, ставшие традиционными неудачи оппозиционных политиков на всех без исключения выборах в Белоруссии, неспособность соорганизовать и повести за собой сколь более-менее серьёзную силу из молодёжи и прочих недовольных режимом не дают возможности получить такие желанные деньги. Поэтому некоторые оппозиционные лидеры постараются использовать синицу в руках и договориться о спонсировании их предвыборной кампании из президентских фондов. Всем будет хорошо, оппозиционные политики получат возможность подзаработать, а официальные власти будут иметь прогнозируемых людей в оппозиции.
Ещё одна проблема белорусской оппозиции - нежелание брать власть в свои руки. Проще говоря, оппозиция на современном этапе сделает всё, чтобы не выиграть выборы. Если она выборы выигрывает, то получает ряд проблем. Первое, это разрушенная экономика. Никому не хочется заниматься заведомо провальным делом. Второе, это крен белорусской оппозиции на Запад при условии, что энергоресурсы и прочие блага для народа (но не для элиты) находятся в России в виде дешёвых энергоносителей и кредитов по божеским процентам. Т.е. оппозиция должна или как Янукович сдавать некоторые позиции, которые так и не уступил предшественник, или научиться жить в ситуации постоянных голодных бунтов и активизации пророссийских сил. Самым главным условием России станет признание Абхазии и Южной Осетии, на которое оппозиция пойти не сможет. И как итог - потеря белорусской экономики как таковой. В общем, белорусской оппозиции выгодно не выигрывать выборы. Критиковать со второго места всегда легче и безопаснее.
Итак, выборы ещё только замаячили на горизонте белорусской политики, но две основные силы уже определились с методами и даже результатами. Вы спросите, а где же в этом раскладе пророссийские кандидаты? А их нет в Белоруссии. Россия за всё это время попросту не поддерживала потенциально пророссийских политиков. Я имею в виду не так называемую "пятую колонну", а политиков, которые видят будущее Белоруссии не как части Польши, а как восточнославянского государства. Таких политиков не существует. А если кто-то вам скажет, что они всё-таки есть, то можете считать это всего лишь народными сказками белорусских лесов и болот.