Принятие Румынии и Болгарии в ЕС оказалось большой ошибкой: интервью Вернера Вайденфельда
Ситуацию внутри Евросоюза в условиях финансового кризиса, перспективы дальнейшего расширения ЕС и отношений с соседями проанализировал 16 марта в интервью ИА REGNUM директор Центра прикладных политических исследований при Мюнхенском университете, член совета директоров Фонда Бертельсманна Вернер Вайденфельд.
ИА REGNUM: Каковы на данный момент приоритеты политики расширения ЕС?
После успешного вступления восьми восточно-европейских стран в Евросоюз в 2004 году, сегодня политика расширения ЕС сосредоточена на странах бывшей Югославии и Албании. Перспектива членства была предоставлена этим странам на заседании Совета ЕС в Салониках в 2003 году. Однако, прогресс затрудняется несколькими факторами. В первую очередь, по-прежнему не решены многие проблемы касательно статуса, и неясно, что будет с Косово и Боснией и Герцеговиной в будущем. Во-вторых, Сербия как ключевое государство в регионе еще не является членом ЕС. Несколько стран-членов ЕС под руководством Нидерландов все еще блокируют временное Соглашение о стабилизации и ассоциации (САС) с Белградом, потому что Белград еще не передал Ратко Младича Гаагскому трибуналу. Несмотря на то, что соответствующее соглашение с ЕС было подписано в 2008 году, нет прогресса в проведении реформ в Боснии. Недавний отказ нескольких стран-членов ЕС разрешить Еврокомиссии подготовить доклад о перспективах вступления Черногории в союз ясно демонстрирует, что нет никакого согласия среди членов ЕС относительно нового этапа расширения в ближайшем будущем. Даже для Хорватии, продвинувшейся дальше всех в переговорах по вступлению в ЕС, нет никакой гарантии, что она станет полноправным членом в течение ближайших лет. Конечно, ЕС стремится в конечном счете установить стабильность на Западных Балканах, но по внутренним причинам - большей частью из-за неясного будущего Лиссабонского договора - не хочет далее продвигать процесс расширения и, таким образом, выполнять роль по-настоящему стратегического игрока. Исключением является Исландия. Если в Рейкьявике действительно есть политическая воля для вступления в ЕС, то он может быть приглашен в союз без особого сопротивления со стороны других европейских столиц.
ИА REGNUM: Как вы расцениваете финансовую политику ЕС в отношении новых членов в условиях финансового кризиса?
Большинство стран Восточной Европы серьезно пострадают от финансового кризиса. Что же касается ЕС в целом, то кризис будет проверкой на готовность стран-членов Евросоюза продемонстрировать солидарность с его новыми членами. Однако, ожидания не должны быть слишком завышены, так как ни одно правительство в ЕС не должно быть заинтересовано в укреплении протекционистских тенденций, которые окончательно подорвут единый европейский рынок. Потому недавнее предложение Венгрии относительно пакета помощи для восточно-европейских государств было отвергнуто на саммите Евросоюза. Это стало бы опасной тенденцией, если бы каждое государство думало в первую очередь о себе, а уже затем о Европейском союзе. Надеюсь, следующие недели покажут, что у стран-членов достаточно "европейского мышления" для того, чтобы управлять кризисом объединенными усилиями. Достигнув в этом успеха, ЕС сможет доказать, что это не только экономическое, но также и реальное политическое объединение.
ИА REGNUM: Насколько велика вероятность того, что ЕС будет более прагматически относиться к выделению средств государствам-членам и введет более жесткий контроль над их расходованием?
В этом отношении многое действительно зависит от масштабов финансового кризиса. Если он будет продолжительным, то он, конечно, повлияет на бюджет ЕС с точки зрения замедления в экономике. Впрочем, в истории европейской интеграции финансовая перспектива никогда не уменьшалась. Маловероятно, что это произойдет в будущем, так как это одновременно символизировало бы фундаментальный шаг назад в проекте европейской интеграции.
ИА REGNUM: Не было ли, на ваш взгляд, ошибкой столь поспешное принятие в ЕС в начале 2007 года Румынии и Болгарии? Оправдывают ли политические мотивы их принятия необходимость дотировать их экономику, а также проблему (и сопутствующие ей экономические и социальные проблемы) мигрантов из этих стран, которые доставляют столько хлопот ЕС?
Стало ясно, что Румыния и Болгария еще не были готовы для членства, когда они присоединились к ЕС в 2007 году. И внутри самого Евросоюза многие считают приглашение этих двух стран преждевременным решением. Не нужно забывать, что решение имело большей частью политическую подоплеку, так как это была награда для обеих стран за стабильность в течение 1990-х годов. Но это оказалось большой ошибкой - гарантировать членство государству до того, как оно пройдет проверку на выполнение требований, необходимых для того, чтобы присоединиться к союзу. ЕС получил урок из этого опыта, который в определенной степени объясняет, почему некоторые страны-члены сегодня проявляют осторожность, когда речь идет о переговорах с западно-балканскими государствами. В некотором смысле сегодня эти страны - жертвы преждевременного решения Евросоюза о присоединении Румынии и Болгарии. Что касается миграции румын и болгар в другие европейские государства, еще слишком рано оценивать их реальное влияние на социально-экономическую ситуацию в Европе. В то время как некоторые государства подобно Германии по-прежнему блокируют иммиграцию, Испания получила выгоды от трудовой миграции в последние годы. Хотя, с увеличением безработицы в Испании новые иммигранты, возможно, все чаще будут сталкиваться с дискриминацией, которая может иметь серьезные социальные последствия.
ИА REGNUM: Насколько жизнеспособной вы считаете инициативу ЕС "Восточное партнерство" в условиях финансового кризиса? Насколько в этих условиях возможна ее реализация и сопоставим ли ожидаемый политический эффект от ее реализации с необходимыми вложениями в проект?
Глобальный финансовый кризис будет иметь лишь минимальное влияние на запуск и выполнение программы "Восточное партнерство". В целом, несмотря на все финансовые проблемы, ЕС не будет ограничивать свои внешние отношения только восточными соседями и при этом, конечно, останется верным своим предложениям по программе "Восточное партнерство". Однако Евросоюз не сможет предоставить дополнительную финансовую защиту для стран программы. Так или иначе, интереснее всего то, как страны ЕС найдут компромисс относительно финансовой конфигурации программы "Восточное партнерство" по сравнению с фондами, которые будут выделены соседним странам Средиземноморского союза. Рассмотрев этот вопрос, мы поймем, какие стратегические интересы страны-члены ЕС преследуют в рамках политики европейского соседства.
ИА REGNUM: В условиях сконцентрированности Европы на собственных экономических проблемах есть ли перспективы стать членами ЕС у потенциальных и уже имеющихся претендентов, в частности Украины и Молдавии?
Страны ЕС уже отвергли предложение Австрии об оказании поддержки банкам в юго-восточной Европе, т.е. помощи странам, которые уже тесно связаны с ЕС. Это демонстрирует пределы солидарности, которые в последнее время уже стали заметны внутри ЕС. Несмотря на то, что еще восточнее такие страны как Молдавия или Украина очень сильно пострадают от финансового кризиса, Евросоюз не хочет обеспечить им финансовую защиту по очень простой причине: как правительства стран - членов ЕС смогут объяснить подобный шаг своим избирателям?
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Глава Якутии Николаев назвал тяжёлой историей пожар в военном изоляторе