Перестрелки

По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения вооруженных сил Армении 26 января с 09:10 до 09:25 с позиций близ села Джоджугмарджанлы Джабраильского района Азербайджана подвергли обстрелу места дислокаций азербайджанских войск. С 11:15 до 11:30 и с 23:20 до 23:39 с безымянных высот на территории Физулинского района, 27 января с 02:35 до 03:50 с перерывами с позиций близ сел Сарыджалы и Шурабад Агдамского района был открыт огонь по местам дислокаций азербайджанских ВС. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны Азербайджана. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

Day.Az сообщает, что 30 и 31 января армянская сторона с позиций, расположенных вблизи села Юсифджанлы и Сарыджалы Агдамского района, села Гервенд Физулинского района, села Куропаткино Ходжавендского района, а также около деревни Сейсулан Тертерского района и безымянных высот Геранбойского района обстреляла расположенные напротив позиции азербайджанской армии. "Огонь велся из автоматов и пулеметов. Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

В свою очередь пресс-служба Министерства обороны Нагорного Карабаха сообщает, что в ночь с 30 на 31 января с.г. азербайджанская сторона нарушила режим прекращения огня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, по данным пресс-службы, противник открыл беспорядочную стрельбу из стрелкового оружия разного калибра в сторону позиций Армии обороны НКР в направлении Горадиза, Караханбейли, Куропаткино, Башкарвенда и др. Несущие боевое дежурство подразделения Армии обороны НКР предприняли адекватные действия и подавили огонь, не понеся при этом потерь. Согласно сообщению пресс-службы МО НКР, подразделения Армии обороны НКР полностью контролируют ситуацию на линии соприкосновения и в случае необходимости готовы нейтрализовать любой агрессивный шаг, предпринятый со стороны противника.

По сообщению "525-й газеты", армянская сторона 1 февраля подвергла обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана села Горадиз Физулинского района. В тот же день, пишет газета, были обстреляны позиции азербайджанских войск вблизи села Куропаткино Ходжавендского района, села Тапгарагойунлу Геранбойского района. Потерь нет.

В ночь с 1-го на 2-е февраля и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана по вине азербайджанской стороны вновь имели место случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, об этом говорится в сообщении пресс-службы министерства обороны НКР. В частности, отмечается, что противник обстрелял из различных типов мелкокалиберного стрелкового оружия, в том числе из "Черной стрелы", позиции Армии обороны НКР в южном (Горадизском), восточном (Куропаткинском), северо-восточном (Талишском) и северном (Гюлистанском) направлениях. После адекватных действий карабахских постовиков противник прекратил огонь. Осуществлявшие боевое дежурство подразделения Армии обороны НКР не понесли потерь.

По сообщению 1news.az, 2 и 3 февраля армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана "сразу в нескольких направлениях фронта". 2 февраля позиции Национальной армии обстреливались с безымянных высот Физулинского района, со стороны села Сейсулан Тертерского района и близ села Тапгарагоюнлу Геранбойского района. 3 февраля огонь был открыт со стороны села Сарыджалы Агдамского района и безымянных высот Физулинского района. "Ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

В свою очередь карабахская сторона обвинила Азербайджан в нарушении режима прекращения огня. В ночь со 2 на 3 февраля и в течение дня противник нарушил режим прекращения огня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, передает Armenia Today сообщение пресс-службы Министерства обороны НКР. "Со стороны передовых позиций азербайджанской армии из мелкокалиберного оружия были обстреляны карабахские позиции на Гадрутском, Аскеранском и Мартакертском оборонительных участках. После ответных шагов подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь. В результате нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня карабахские военнослужащие потерь не понесли", говорится в сообщении.

Согласно сообщению пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха, несмотря на то, что по сравнению с предыдущими днями на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана оперативная ситуация была относительно спокойной, тем не менее, в ночь с 3 на 4 февраля азербайджанская сторона нарушила короткими очередями из стрелкового оружия режим прекращения огня на южном, юго-восточном и восточном направлениях. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МО НКР, "после адекватных действий военнослужащих Армии обороны НКР огонь с азербайджанской стороны был прекращен - потерь нет".

Мониторинг

Мониторинг, проведенный 27 января согласно мандату личного представителя действующего председателя ОБСЕ на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск близ села Борсулу на юге Нафталанского района Азербайджана, прошел без инцидентов. Об этом Trend News сообщили в пресс-службе Минобороны Азербайджана. Со стороны Азербайджана мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Владимир Чоунтулов. С противоположной стороны линии соприкосновения войск мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Питер Ки и Иржи Аберли.

Переговорный процесс

28 января в Цюрихе состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Подробности встречи не сообщаются. Накануне в Цюрихе встретились главы МИД двух стран Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедъяров и сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. (PanARMENIAN.Net).

После встречи в Цюрихе президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна, министры ИД обоих государств выступили с заявлением. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров сказал, что переговоры ведутся в рамках принципов территориальной целостности Азербайджана. По его словам, готовящиеся в настоящее время и существовавшие ранее принципы явились предметом обсуждения. "Есть несогласованные вопросы, связанные с базовыми принципами. Оба президента высказали свои мнения в обстановке взаимопонимания. Конечно же, это трудный процесс. Однако нужно предпринимать дальнейшие шаги. Другого пути нет". Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян отметил, что переговоры прошли на основании базовых документов. "Оба президента отметили наличие определенной динамики в направлении урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Ппрезиденты еще лучше понимают позицию сторон, те трудности и препятствия, которые имеются на пути к урегулированию. В настоящий момент речь идет о разработке и согласовании принципов, и только лишь после достижения определенных согласований стороны начнут работы вокруг принципов в направлении достижения рамочного документа". Принимавший участие на встрече американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза сказал, что выслушал обсуждения министров иностранных дел, отметив наличие положительных идей сторон. "Мы являемся свидетелями динамики и развития. Это положительный элемент". "Если сами президенты положительно оценили встречу, не думайте, что мы придерживаемся иного мнения". С таким заявлением выступил французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье. (Analitika.az). Как сообщает PanARMENIAN.Net, армянская сторона оценила результаты встречи в Цюрихе как конструктивные и положительные. В ходе встречи стороны представили свои позиции по нынешнему этапу переговорного процесса. В результате встречи президенты Армении и Азербайджана дали указания главам МИД обеих стран продолжить переговоры при сотрудничестве с сопредседателями МГ ОБСЕ. "Серж Саргсян и Ильхам Алиев выразили желание, чтобы сопредседатели МГ ОБСЕ продолжили свои усилия в согласовании подходов сторон конфликта. Была достигнута договоренность о визите сопредседателей МГ ОБСЕ в регион в скором будущем", говорится в сообщении пресс-службы президента Армении.

Мы надеемся, что в ближайшем будущем стороны, для урегулирования конфликта мирным путем, придут к общему мнению по вопросам, по которым имеются разногласия. Как передает Day.Az со ссылкой на радио "Азадлыг", об этом говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, распространенном после швейцарских встреч представителей Азербайджана и Армении. Сопредседатели отметили, что для сторон нынешняя ситуация лучше чем "статус-кво". "Целью сопредседателей является поиск справедливого и сбалансированного решения нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, предусмотренных в Хельсинкском заключительном акте - территориальной целостности, права на самоопределения и не применения силы", говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Касаясь темы цюрихской встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, ереванская газета "Площадь" пишет: "Несмотря на заявления главной стороны конфликта - карабахских властей и общественности - о том, что без Нагорного Карабаха окончательного урегулирования достичь невозможно, фактически, и на этот раз вопрос участия в переговорах карабахской стороны затронут не был. И, конечно же, и на этот раз никакое рамочное соглашение подписано не было. Более того, министр Налбандян сказал, что базовый документ должен еще разрабатываться. То есть, никаких конкретных результатов цюрихская встреча не дала. Иначе говоря, это был очередной виток сторон и сопредседателей по замкнутому кругу карабахского вопроса".

Бакинская газета "Эхо" также пришла к выводу, что в Цюрихе "скорее всего, ничего особенного не произошло и в этот раз". Иначе пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим не заявил бы журналистам в тот же день следующее: "Нагорно-карабахский конфликт может быть решен только на основе уважения международного права и соблюдения территориальной целостности Азербайджана. Это наша однозначная позиция, и мы не собираемся ее менять. Армянская сторона должна понять, что любые другие варианты решения нагорно-карабахского конфликта, не соблюдающие территориальную целостность Азербайджана, не направлены на мирное решение проблемы". Можно предположить, пишет газета, что, скорее всего, президенты согласовывали между собой содержание своих дальнейших публичных заявлений. "Ведь ранее Эльмар Мамедъяров отмечал, что внешнеполитические ведомства Азербайджана и Армении работают над уточнением базовых принципов конфликта. "Очень важно, чтобы после предстоящих встреч министров иностранных дел и президентов двух стран в Швейцарии, мы на основе уже этих встреч ответили предложениям сопредседателей", заявил он на днях".

Встреча в Цюрихе не привела к подвижкам в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, что и следовало ожидать. Так что особо комментировать нечего. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян. "Я не думаю, что какой-то прорыв возможен в 2009 году до тех пор, пока не будет окончательного признания НКР и не начнутся прямые переговоры между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, как признанными и равноправными сторонами. Это азбука любого переговорного процесса. Те предложения, которые исходят от азербайджанской стороны, по очевидным и понятным причинам, неприемлемы для народа Нагорного Карабаха. Их неконструктивность все более очевидна и для зарубежных экспертов и дипломатов, что, в очередной раз, продемонстрировала прошедшая на днях в Москве международная конференция "Конфликты на Южном Кавказе: проблемы безопасности личности". Позиция НКР нашла понимание на конференции", подчеркнул Заргарян.

"Самым существенным итогом встречи была сама встреча. Как оказалось, прав был на этот раз сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, который не ожидал от цюрихской встречи каких-либо результатов". ("Капитал", Ереван).

Возглавляющий недавно созданный в Нагорном Карабахе Общественный совет по вопросам внешней политики и безопасности Масис Маилян полагает, что очередная встреча президентов Армении и Азербайджана была посвящена обсуждению "технического" документа к базовым принципам урегулирования, переданного посредниками сторонам в Хельсинки в декабре 2008 года. До встречи в Давосе в интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель комиссии по внешним сношениям карабахского парламента Ваграм Атанесян заявил, что в Давосе никакого прорыва не будет. "Не исключаю, однако, вероятность более конкретного разговора по базовым принципам карабахского урегулирования", сказал Атанесян. Экс-советник президента Нагорного Карабаха, политолог Манвел Саркисян считает, что в конце прошлого года стороны обозначили более жесткие позиции, что означает отдаление от точек соприкосновения. Он подчеркнул, что в Давосе произошла очередная встреча президентов - не более. "Хотя бы потому, что у Армении сейчас есть более актуальные проблемы, в частности, обсуждение доклада об Армении в ПАСЕ. Вряд ли в такой ситуации кто-то станет предлагать конкретные вещи. Хотя неблагоприятный для Армении фон ПАСЕ мог быть использован, чтобы получить согласие Армении на так называемый технический документ по карабахскому урегулированию", заметил политолог.

"Главным результатом встречи президентов Армении и Азербайджана в Цюрихе можно назвать подтверждение приверженности поиску урегулирования конфликта мирными средствами. Это было одним из главных пунктов и достижений подписанной ранее Майндорфской декларации, которая, тем не менее, была поставлена под сомнение рядом воинственных заявлений подписавшего ее Ильхама Алиева, ответственных сотрудников аппарата президента и МИД Азербайджана". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, такого мнения придерживается карабахский независимый аналитик Давид Карабекян. По его словам, вопреки разноречивым оценкам выяснилось, что стороны пытаются конкретизировать принципы, на основе которых должен быть разработан проект документа о всеобъемлющем урегулировании конфликта. "Несмотря на реляции азербайджанской стороны о том, что руководство Армении под давлением международных организаций и влиятельных стран практически приняло модель урегулирования в рамках территориальной целостности Азербайджана, согласившись на вывод сил из сопредельных с бывшей НКАО районов, стороны еще не подошли к выработке основы урегулирования", сказал Карабекян. По его словам, "использование для характеристики итогов переговоров формулировок "территориальная целостность", "самоопределение", "статус" и др. свидетельствует о том, что, выделив базовые вопросы урегулирования, стороны пытаются приступить к согласованию большого комплекса сложных и вызывающих острые противоречия вопросов и стараются переосмыслить ход и достижения переговоров последних лет".

Итак, осталась позади еще одна - первая в новом 2009 году - встреча президентов и глав МИД Армении и Азербайджана по вопросу нагорно-карабахского урегулирования, состоявшаяся 28 января в Цюрихе Основной вопрос, который, пожалуй, интересует общества конфликтующих сторон - удалось ли добиться хоть какого-то продвижения в процессе переговоров? Как отмечает ИА "Де-Факто", большинство экспертов и политологов особых надежд на швейцарскую встречу Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева не возлагали. И даже американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, обычно отличающийся неугасаемым оптимизмом, накануне рандеву двух президентов также признался, что серьезных подвижек не ожидает. По мнению агентства, причины заключаются в позиции сторон, "а точнее - в их абсолютной полярности по ключевым вопросам урегулирования". Тем не менее, пишет "Де-Факто", хочется думать, что швейцарские встречи президентов и глав МИД Армении и Азербайджана не стали дежурной консультацией и уж тем более имитацией переговорного процесса. "В любом случае, даже при отсутствии ощутимого результата, диалог сторон конфликта помогает поддерживать процесс урегулирования "на плаву", не дает ему угаснуть. А следовательно, в определенной мере снижает риск возобновления войны. Все это, заключает агентство, несомненно, создает условия для дальнейшего поиска реалистичного решения проблемы в ходе переговоров. "Полноценных, с обязательным участием официального Степанакерта".

Без участия Арцаха в качестве полноправной стороны переговорного процесса урегулировать азербайджано-карабахского конфликта невозможно. Об этом заявил президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян PanARMENIAN.Net. Как отметил Саакян, это признают и международные посредники, например, сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Комментируя попытку азербайджанской стороны настоять на верховенстве принципа территориальной целостности государства, президент НКР заметил, что Азербайджан трактует международное право по-своему, но это вовсе не означает, что трактовка правильная. "В международном праве нет и не может быть примата принципа территориальной целостности над принципом права наций на самоопределение. И ярким тому подтверждением является признание независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии. Уверен, что единственный механизм всеобъемлющего решения азербайджано-карабахского конфликта - признание факта самоопределения Арцаха", отметил Саакян. Глава карабахского государства подчеркнул, что для Арцаха нет возврата в прошлое, Арцах никогда и не при каких условиях не будет частью Азербайджана. "Не может быть подвергнуто сомнению также и обеспечение безопасности НКР во всех измерениях. Что касается остальных вопросов, то мы готовы обсуждать их с Азербайджаном", добавил президент НКР. Глава Нагорного Карабаха также отметил, что в республике есть все условия для стабильного развития. "Это и природные ресурсы и, самое главное, человеческий капитал. Мы будем продолжать укреплять нашу независимую государственность, развивать экономику, строить демократическое, правовое и социальное государство, неуклонно повышать благосостояние наших граждан. Уверен, у нашего народа и его государственности многообещающее будущее", сказал он.

Процесс урегулирования

Карабахский конфликт должен быть решен на основе резолюций Совета безопасности ООН о немедленном выводе армянских войск с оккупированных азербайджанских земель, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью американской газете "Wall Street Journal". "В переговорах достигнут прогресс, но этого не достаточно", заявил Алиев. Он отметил, что переговоры продолжаются уже длительное время, 15 лет между Арменией и Азербайджаном действует режим прекращения огня, "но, к сожалению, конфликт все еще не разрешен". "Наша позиция абсолютно ясна. Конфликт должен быть разрешен на основе норм международного права, резолюций Совета безопасности ООН о немедленном выводе армянских войск с наших территорий. Но, к сожалению, Армения не соблюдает нормы международного права, и это является основной причиной неразрешенности конфликта", подчеркнул президент. Комментируя возможное влияние августовских событий в Грузии на карабахскую проблему, глава государства отметил, что страны, непосредственно вовлеченные в переговорный процесс, сопредседатели Минской группы - США, Россия и Франция - после конфликта в Грузии открыто объявили, что признание Нагорного Карабаха не является предметом переговоров, и те события не могут создать прецедент. ("Интерфакс-Азербайджан").

Позиция Армении по урегулированию карабахской проблемы остается четкой и однозначной - следует добиваться международного признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Об этом на состоявшейся в Цюрихе встрече с представителями армянской общины Швейцарии заявил президент Армении Серж Саргсян. Как сообщает АрмИнфо, в ходе встречи Серж Саргсян сообщил членам армянской общины о своей встрече в Давосе в рамках всемирного экономического форума с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По его словам, на встрече продолжились переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "В том, что мы будем добиваться международного признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение, вы можете быть уверены, иной задачи мы перед собой не ставим. И сказки, рассказываемые некоторыми людьми, что мы якобы способны под каким-то давлением пойти на односторонние компромиссы в урегулировании карабахской проблемы, не соответствуют действительности. Мы не можем жертвовать нашей общенациональной задачей и национальным стремлением во имя решения неких второстепенных задач", - подчеркнул Саргсян.

На вопросы Trend News отвечает директор Европейских программ Международной Кризисной Группы (CrisisGroup) Сабина Фрейзер

Возможно ли разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта в 2009 году?

Ключом к урегулированию конфликта являются лидеры и народы Азербайджана и Армении. Это, в первую очередь, азербайджанцы и армяне, в том числе из Нагорного Карабаха, которым необходимо найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Это решение должно быть достигнуто путем мирных переговоров, а также учитывая права человека и основополагающие интересы всех заинтересованных сторон в конфликте, для обеспечения стабильного, устойчивого и справедливого мира. Внешние игроки, будь то Минская группа ОБСЕ, или отдельные государства, могут играть лишь второстепенную роль в формировании динамики конфликта и помощи сторонам прийти к миру. Мы не можем полностью исключить возможность подписания мирного соглашения в 2009 году. Однако даже если Армения и Азербайджан подпишут мирное соглашение, то потребуются годы, чтобы укрепить доверие между азербайджанцами и армянами, которые должны научиться мирно сосуществовать в Нагорном Карабахе и в других местах. Таким образом, решение нагорно-карабахского конфликта - долгосрочный процесс. Мы не можем исключать возможности значительного прогресса на пути к миру в 2009 году. И Армения, и Азербайджан продолжают переговоры при содействии Минской группы ОБСЕ на основе Мадридских принципов. Августовский кризис в Грузии увеличил важность для международного сообщества в скорейшем урегулировании конфликтов на Южном Кавказе. Несмотря на то, что Московская декларация, подписанная в ноябре азербайджанским, армянским и российским президентами, преимущественно воспринимается, как попытка России улучшить свой международный имидж после войны в Грузии. Однако она стала важным событием, так как это первый документ, подписанный между Арменией и Азербайджаном с 1994 года, призывающий к политическому урегулированию конфликта. Турция также расширяет свои региональные усилия на Кавказе. Нормализации армяно-турецких отношений положительно повлияет на нагорно-карабахский мирный процесс. Таким образом, учитывая последние достижения, есть некоторые основания для осторожного оптимизма. Однако, как я уже сказала, решение таких сложных проблем, как нагорно-карабахский конфликт - долгосрочный процесс, и окончательное разрешение займет не менее десяти лет. Для начала этого процесса крайне важно, чтобы руководители всех сторон постарались создать среди своего населения правильное понимание Мадридских принципов и поощряли меры укрепления доверия между обществами двух стран.

Возможно ли, на Ваш взгляд, возобновление военных действий?

Война может вспыхнуть в любое время до тех пор, пока конфликт не урегулирован, и две армии сталкиваются в окопах. Августовская война в Грузии показала, насколько хрупким является статус-кво в регионе. Но у нее был и эффект сдерживания в том смысле, что она показала, какие катастрофические последствия может повлечь возобновление боевых действий. Это возлагает особую ответственность на плечи лидеров Азербайджана и Армении не допустить аналогичного сценария в Нагорном Карабахе, который представляет собой еще большую проблему в обеспечении региональной и европейской безопасности, чем война в Грузии в августе 2008 года. Лидеры Азербайджана и Армении должны выиграть от усиливающегося внимания со стороны международного сообщества к Южному Кавказу и использовать их помощь для достижения мирного урегулирования.

Как Вы думаете, какие же принципы в проекте рамочного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта остались несогласованными?

Предложения Минской группы, официально представленные министрам иностранных дел Армении и Азербайджана на Мадридском саммите ОБСЕ в ноябре 2007 года, являются основой сегодняшних переговоров. Эти предложения, известные также как "базовые принципы" - результат ряда встреч глав МИД Армении и Азербайджана с 2004 года в Праге, названный "пражским процессом". Эти предложения известны, и ранее были разработаны в соответствующих докладах Кризисной группы "План мира" (2005) и "Рискованная война" (2007). Эти предложения предусматривают определение окончательного статуса Нагорного Карабаха путем всенародного голосования на последнем этапе мирного процесса, после того как будут предприняты все остальные меры доверия, включая отказ от применения силы, постепенный вывод армянских сил с оккупированных территорий, возвращение перемещенных лиц в свои дома и возобновление торговли и связи. У сторон, однако, есть значительные разногласия по вопросу о возвращении Кельбаджарского и Лачинского районов, формы голосования, которое будет определять итоговый статус Нагорного Карабаха, и по вопросу о возвращении азербайджанских переселенных лиц в Нагорный Карабах до того, как пройдет это голосование. Минская группа в настоящее время работает со сторонами конфликта по преодолению оставшихся разногласий, целью чего является подписание азербайджанским и армянским лидерами "базовых принципов". Кризисная группа считает, что продолжающиеся переговоры на основе Мадридских предложений, - наилучшие рамки для мирного урегулирования конфликта. В Азербайджане широко распространены ошибочные представления и шаблонный тип мышления по поводу этих предложений, как будто они представляют собой скрытый заговор с целью узаконить отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Аналогичные опасения существуют и в Армении. Крайне важно, чтобы руководители Азербайджана и Армении информировали и консультировались с обществом своих стран по поводу предложений Минской группы. Повышение гражданской осведомленности и дискуссий с азербайджанскими и армянскими коллегами очень важно для достижения прогресса в мирном процессе.

В СМИ распространилась информация по передаче Армении российского вооружения на сумму около 800 миллионов долларов. Как Вы считаете, не приведут ли такие действия к подрыву мирного процесса?

Я прочитала об этом в азербайджанских СМИ и на данном этапе мне трудно судить об этой проблеме. Российская сторона опровергает это сообщение, а у нас нет независимого подтверждения этой претензии. Однако, если это правда, этот факт, несомненно, подрывает позицию России в качестве председателя Минской группы ОБСЕ и беспристрастного посредника в нагорно-карабахском конфликте. Передача оружия также противоречит резолюции Совета Безопасности ООН 853 (1993), которая настоятельно призывает государства "воздерживаться от поставок любого оружия и боеприпасов, которые могли бы привести к эскалации конфликта или продолжению оккупации территории". Кризисная группа считает, что любые поставки оружия, как в Армению, так и в Азербайджан, до тех пор, пока нагорно-карабахский конфликт не разрешен, служат лишь подрыву мирного процесса, приводят к дальнейшей милитаризации и служат тому, что и без того скудные ресурсы используются не в интересах населения. (Analitika.az).

Необходимости в чужих миротворческих контингентах для решения карабахского конфликта нет. Об этом на пресс-конференции в Ереване, посвященной Дню армянской армии, заявил генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян (Командос). Генерал-майор выразил сомнение в том, что международные организации способны сохранять нейтралитет и равновесие армянской и азербайджанской сторон. Несмотря на то, что миротворцам создан положительный имидж, их действия в Косово вызвали много вопросов, тем более, что у таких сил всегда есть заказчик. "Обычно это страны НАТО, в том числе, нередки случаи работы на Турцию. Так как армянская сторона имеет печальный опыт участия внешних миротворцев, имеется в виду операция "Кольцо", помощь чужих миротворческих континентов нам вряд ли понадобится", сказал Тер-Тадевосян. PanARMENIAN.Net напоминает, что в апреле-июне 1991г. находящиеся в распоряжении комендатуры района чрезвычайного положения и оргкомитета по НКАО (В.П.Поляничко, генерал Сафонов) войска, а также переданная в распоряжение МВД Азербайджанской ССР 23-я дивизия СА (полковник Будейкин), совместно с сформированными отрядами ОМОН МВД Азербайджана предприняли крупномасштабную военную операцию по депортации армянского населения Нагорного Карабаха - так называемую операцию "Кольцо".

Оружейный скандал

Азербайджан направил заявление по поводу информации о передаче российского оружия Армении в Саудовскую Аравию и, через нее, в другие исламские государства. Как сообщает 1news.az, заявление МИД также распространено среди остальных государств Организации исламской конференции (ОИК). В заявлении МИД Азербайджана выражается категорический протест в отношении вооружения страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ одной из сторон карабахского конфликта. Мы получили ответ российской стороны по поводу информации о безвозмездной передаче Россией Армении вооружения на 800 млн долларов. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами сообщил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Эта информация находится в центре нашего внимания. Нас к этому вынуждает факт безвозмездной передаче в 1996 году Россией Армении вооружения на сумму миллиарда долларов", сказал он.

Ответ Министерства иностранных дел России на ноту Азербайджана касается только списка оружия, представленного азербайджанской стороной. Об этом, передает бакинская "525-я газета", заявил посол России в Азербайджане Василий Истратов. Сотрудник "АПА" задал дипломату вопрос: "В ноте МИД России говорится, что Министерством обороны РФ не передавалось и не продавалось в 2008 году армянской стороне вооружений и военной техники по номенклатуре и в количествах, которые стали предметом некоего документа. Значит ли это, что в ином количестве и номенклатуре за этот период оружие передавалось?" Отвечая на вопрос, Истратов заметил, что глава МИД Лавров говорил о том, что военно-техническое сотрудничество Россия ведет со многими странами, включая также Азербайджан и Армению: "Данный ответ касается только представленного списка, однако это не означает, что РФ никогда и никоим образом не продавала и не передавала российское оружие Армении. Данный документ является фальшивкой, вот это самый главный вопрос". Дипломат сказал, что не владеет информацией о том, в каком объеме, в какие сроки и на каких условиях это оружие передавалась.

Находившись с рабочим визитом в Москве, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев встретился со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым. Как сообщает "525-я газета", на встрече, в частности, состоялись обсуждения, связанные с сообщением о передаче Россией Армении оружия на 800 млн долларов. Сердюков заявил, что его страна не передавала Армении в 2008 году оружие в указанных объемах и номенклатуре. Однако, отмечает газета азербайджанские депутаты не верят утверждениям России. Член Комиссии парламента по вопросам обороны и безопасности Эльман Мамедов заявил "525", что это не первое снабжение вооружением Армении со стороны России: "Россия передает Армении не только оружие, но и одежду, продукты питания. У Росии имеется две крупные военные базы в Армении. Российские военные размещены не только в Армении, но также и на оккупированных территориях Азербайджана. Это очень опасно для региона. Я неоднократно говорил и сейчас хочу повторить, что то что Россия является страной-сопредседателем, ее участие в мирном процессе, противоречит всем принципам и международным юридическим нормам. Поэтому, необходимо либо отказаться от Минской группы ОБСЕ, либо отстранить Россию от сопредседательства. Россия - участник в возникновении этого конфликта и сейчас продолжает свое участие. Поэтому, парламент должен проявить резкое отношение к данному вопросу". Депутат Сиявуш Новрузов считает, что факт вооружение Армении Россией должен быть вынесен на обсуждение на уровне международных организаций: "Этим необходимо доказать, что вооружение Армении опасно не только для Азербайджана, но и для всего региона. Ведь существуют международные договора, в которых отражено количество военой техники, которым может обладать то или иное государство". Новрузов считает, что вопрос должен быть вынесен на обсуждение на уровне ПАСЕ, ООН, НАТО. Депутат, отметивший, что знаком со списком и видами отправленного в Армению вооружения, заявил, что срок пригодности этого оружия истек: "После длительного пользования это оружение должно быть выбрашено как старый метал. Естественно, что бы ни было, незаконная отправка этого воружения в Армению является преступлением. Несмотря на это, это вооружение намного отстает от военой техники, которой владеет Азербайджан, не надо попросту беспокоить общественность". Депутат Захид Орудж также считает, что вооружение опасно не только для Азербайджана, но также и для всего региона: "Учитывая это, я поддерживаю обращение моих коллег к руководству парламента. Официальная Москва пытается скрыть факт передачи оружия". Орудж напомнил, что страна, которую она вооружает, оккупировала 20 процентов азербайджанских земель: "В таком случае, какая цель в вооружении страны численностью населения в 3 миллиона. Что хочет сделать Россия? Россия должна вновь внести ясность в этот вопрос, и если на вооружения не было, то это должно быть обосновано достоверными фактами".

"Сегодня Баку очень удобно использовать информацию о передаче оружия Армении для того, чтобы выступить за резкое изменение статус-кво в процессе Нагорно-Карабахского урегулирования", пишет завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов. По его словам, это - повод для критики роли Москвы и для требований ее выхода из состава Минской группы. "С такими лозунгами уже стали выступать и депутаты Милли Меджлиса Азербайджана, и влиятельные эксперты. Очень часто стали повторяться и сравнения нынешнего Азербайджана (страдающего от российского вероломства) с Грузией (пострадавшей от него же в дни "горячего августа" 2008 года). Для сторонников сравнительного анализа вывод очевиден: Россия - виновница того, что в Нагорном Карабахе никак не наступит справедливый мир. Отсюда логически следует другое умозаключение - вывод России из игры (в частности, из Минской группы), торпедирование Московской декларации (какие же декларации можно подписывать с двурушниками?), пересмотр статус-кво с возможным переманиванием Запада на свою сторону. В общем, знакомый по событиям в соседней Грузии сценарий "разморозки" конфликта. Возлагать ответственность на Россию страны на постсоветском пространстве за 17 лет после распада СССР хорошо научились. В самом деле, не надо никакой рефлексии по поводу собственной политики, своих просчетов и неумения достигать компромиссов", отмечает Маркедонов. ("Республика Армения").

Мы не знаем источник, который выступает под анонимом "американский дипломат" и цитируется азербайджанской прессой. Об этом PanARMENIAN.Net заявили в пресс-службе посольства США в Ереване. "У посольства США в Армении нет информации о том, что Россия передала вооружение Армении. Российское и армянское правительства отрицают эту сделку. Мы уверены, что Армения остается приверженной своим обязательствам по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ)", подчеркнули в пресс-службе посольства США.

Инициированная Азербайджаном информационная утка по поводу передачи Россией вооружения Армении на Западе возымеет весьма ограниченный практический эффект. Такое мнение высказал руководитель департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян в статье, опубликованной на сайте Politcom.ru. Как отмечает эксперт, все это происходит в условиях, когда официальный Баку сам инициирует региональную гонку вооружений, угрожает своим многомиллиардным военным бюджетом, пытается шантажировать Армению и Карабах "скорым" началом войны. Одним из логичных объяснений, по мнению Минасяна, могут быть факторы, лежащие во внутреннем поле Азербайджана. "Теперь, после многолетних демонстративных и громогласных заявлений высшего азербайджанского руководства о начале в самом ближайшем будущем боевых действий, ему очень трудно объяснить населению своей страны, почему же тогда Азербайджан не начинает наконец-то свою победоносную войну для "освобождения Карабаха". И тут вдруг появляется очень удобная причина для внутриобщественной "легитимизации" невозможности начала Азербайджаном войны в Карабахе: русские вновь дали столько оружия армянам, что мы опять не можем начать войну". Таким образом, с одной стороны, власти Азербайджана нагнетают реваншистские настроения среди населения страны, а с другой - пугают его российско-армянским военным сотрудничеством. С точки зрения Минасяна, Азербайджан пытается использовать очередной повод активизации армяно-российского военного сотрудничества для получения новых пропагандистских дивидендов на Западе. "Однако и тут ситуация также не такая простая. Несмотря на имеющиеся и с каждым разом все более усиливающиеся субъективные (а местами даже иррациональные) антироссийские стереотипы на Западе, союзник России и член ОДКБ Армения никогда не рассматривалась на Западе как исключительно пророссийский актор кавказской региональной политики. Нагорный Карабах в восприятий западной политической элиты никогда не стоял в одном ряду с Абхазией, Южной Осетией или Приднестровьем, а Азербайджан никогда не рассматривается как такое же безусловно прозападное государство, как Грузия, и поэтому заслуживающее поддержки Запада", отмечает эксперт. По словам эксперта, "давно существует четкое осознание того, что на Южном Кавказе Армения при любых внешних обстоятельствах всегда будет намного "прозападнее" Азербайджана, и одновременно Ереван будет восприниматься Москвой как намного более близкий региональный партнер и военно-политический союзник, чем Баку". ("Де-Факто").

Независимый военный эксперт Азад Исазаде считает, что, в принципе, оружейный скандал между Азербайджаном и Россией удалось замять. "И тут вопрос состоит не в том: удалось доказать факт передачи российского оружия Армении или нет, а в том - насколько этот оружейный скандал актуален для сегодняшнего Азербайджана, нужно ли нам это доказывать. Дело в том, что кому-то необходимо было слить информацию или дезинформацию в прессу и вызвать скандал между Азербайджаном и Россией. Кому это было выгодно, необходимо выяснять МНБ и военной разведке", считает Исазаде. По мнению Исазаде, дальнейшего развития этот оружейный скандал не получит, все уйдет в песок и на двусторонних отношениях между Россией и Азербайджаном данный скандал никак не отразится. "Но периодически, когда каким-то политикам в Азербайджане будет выгодно вспоминать об этом скандале, он опять будет всплывать в местной прессе. Западу разжигать этот скандал не выгодно, не имея на руках доказательств", отметил он. И всё же, по мнению эксперта, видимо, азербайджанская сторона все же располагает некими косвенными фактами поставок российского оружия в Армению. "Поэтому ведутся переговоры, а фактически торги, дабы решить этот вопрос с выгодой для обеих сторон. К примеру, наша страна за молчание может попросить Россию закрыть глаза на какие-то действия Азербайджана, или добиться поставок соответствующего количества оружия в Азербайджан", заключил Исазаде. ("Эхо").

Хроника Степанакерта

Как сообщает официальный сайт МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am, 2 февраля министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Георгий Петросян представил коллективу МИД НКР новоназначенного заместителя главы внешнеполитического ведомства Вардана Барсегяна. Ранее Барсегян занимал должность Постоянного представителя НКР в США.

Согласно "Де-факто", новым постоянным представителем Нагорно-Карабахской Республики в Соединенных Штатах Америки назначен Роберт Аветисян. Пять представителей фракции "Демократия" парламента Нагорного Карабаха намерены выйти из фракции. Председатели парламентских комиссий по государственно-правовым вопросам и обороне и безопасности Гарик Григорян и Рудик Мартиросян уже подали заявления о выходе из фракции. По словам депутатов, разногласия во фракции проявились во время обсуждений бюджета на 2009 г., по проекту которого фракция сделала довольно резкое заявление, хотя и проголосовала "за" документ. В 33-местном парламенте "Демократия" обладает 16-ю мандатами. 12 мандатов принадлежат партии "Свободная Родина", один из лидеров которой - Ара Арутюнян - является премьер-министром Нагорного Карабаха. В случае если 5 депутатов покинет фракцию "Демократия", первенство в парламенте перейдет к "Свободной Родине". ("Кавказский узел").

Представительство Нагорно-Карабахской Республики во Франции открыло сайт www.haut-karabagh.com, содержащий как общие сведения о Нагорном Карабахе, так и новости общественно-политической жизни НКР. На новом интернет-ресурсе помещены статьи об истории, экономике, культуре и внешей политике НКР, а также информация о деятельности Представительства НКР во Франции, гуманитарных программах в Нагорном Карабахе и др. Для желающих посетить Нагорный Карабах предусмотрен справочник по туризму. Дважды в месяц сайт представит видеорепортажи и информационный бюллетень о новостях региональной геополитики. Ведутся подготовительные работы по созданию аналогичных сайтов в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в ряде европейских стран. (www.nkr.am).

С 1 марта 2009 года компания "Карабах Телеком" планирует снижение тарифов на услуги сотовой связи в Нагорном Карабахе на 10-30%. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, по словам директора компании "Карабах Телеком" Ральфа Йерикяна, связь имеет жизненное значение, и руководство компании, несмотря на отрицательное влияние мирового финансового кризиса, будет стремиться к тому, чтобы услуги населению оказывались как можно более эффективнее. Вместе с тем директор "Карабах Телекома" отметил, что Азербайджан всячески пытается воспрепятствовать налаживанию компанией партнерских связей с международными операторами. Тем не менее, компания на сегодня имеет роуминговые договоренности в 80 странах мира с порядка 120 операторами.

В Нагорно-Карабахской Республике отметили 17-летие обороны села Каринтак Шушинского района НКР. Как сообщает собкор АрмИнфо в Степанакерте, в мероприятии по этому случаю приняли участие депутаты Национального Собрания НКР, высокопоставленные чиновники, руководители Шушинской райадминистрации, жители села. Открывая мероприятие, руководитель общины Каринтака Мхитар Арушанян отметил, что жители села одолели многократно превосходящего по силам противника благодаря своему духу. В ходе мероприятия было зачитано послание министра обороны Республики Армения Сейрана Оганяна, в котором, в частности, отмечалось, что Каринтак стал важной опорной точкой для освобождения в дальнейшем города Шуши. "Каринтак победил в неравном сражении и еще раз доказал, что народ, поднявшийся на борьбу за свое существование, непобедим", - отмечалось в послании. Многие защитники села награждены орденами "Боевой крест" 1-й и 2-й степеней, различными боевыми медалями. По рассказу очевидцев, в ночь с 25 на 26 января 1992 года два азербайджанских подразделения ОМОН окружили село Каринтак с целью уничтожения жителей и разграбления их имущества. Противник рассчитывал путем молниеносной операции овладеть селом в течении 2 часов, однако встретил неожиданное сопротивление. Имея всего 40 автоматов и несколько самодельных винтовок и гранат, каринтакцы, благодаря самоотверженным и согласованным действиям, смогли отбить намного превосходящего по силе врага. На помощь жителям Каринтака прибыли отряды самообороны из близлежащих сел Шош, Сызнек, Схнах, Кармир гюх. В этом бою азербайджанцы оставили убитыми 136 человек. С карабахской стороны погибло 22 человека, в том числе 12 из села Каринтак. Оборона села Каринтак считается одной из блестящих побед карабахцев в навязанной им Азербайджаном войне и имеет большое военно-стратегическое значение.