Отмечаемое сегодня, 28 ноября, в Эстонии 90-летие начала так называемой Освободительной войны 1918 - 1920 годов вызывает немало вопросов, на которые трудно найти ответы. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM историк и журналист Михаил Петров, автор ряда книг о проблемах истории Эстонской Республики, "в официальной эстонской историографии так называемая Освободительная война - сплошное белое пятно, порождающее вопросов больше, чем можно получить ответов".

По мнению Петрова, противоречия начинаются с самого определения "освободительная". Официальная историография описывает характер войны 1918-1920 годов, как освободительный "от насильнической большевистской России", но фактически в конце 1918 - начале 1919 годов война на территории Эстонии и за её пределами война велась против эстонских большевиков, поддержанных большевиками российскими. Фактически, считает Петров, "освободительная" война начинается как гражданская война в Эстонии.

"Возьмем, для примера, один из наиболее чудовищных эпизодов этой войны, рассказывает Петров, - январский расстрел священнослужителей иудейского, православного и лютеранского вероисповеданий в подвале Тартуской Кредитной кассы, совершенный отступающими эстонскими большевиками. Жестокость кажется немотивированной, если не знать, что Эстляндская Трудовая Коммуна своим декретом в конце 1918 года объявила вне закона священнослужителей всех вероисповеданий на территории Эстонии". "Это чисто эстонское изобретение, до которого не додумались даже российские большевики", - утверждает Петров.

"Одновременно эстонская армия, выступая в союзе с Северо-западной русской Белой армией против российских большевиков, фактически приняла активное участие в гражданской войне на территории России на территории нынешних Псковской и Ленинградской областей. Однако к весне 1919 года ситуация резко изменилась, - продолжает Петров. - Участие в гражданской войне в России стало тяготить и руководство Эстонии, и эстонскую армию, тем более что гражданская война на территории самой Эстонии фактически прекратилась, а эстонские большевики начали активную агитацию за выход Эстонии из войны против России".

По утверждению Петрова, у отмечаемого в Эстонии 23 июня Дня Победы "весьма любопытное происхождение". В июне 1919 года эстонская армия предприняла карательную экспедицию в Латвию. Официальное объяснение латвийского похода - "защита южных рубежей Эстонии от российских большевиков и германской армии". Но, продолжает Петров, в Латвии эстонская армия сражалась не против немцев как таковых, но против латвийского ландесвера (земельного ополчения) под командованием немецкого генерала Рюдигера фон дер Гольца, на две трети состоящего из латышей и только на одну треть из остзейских немцев.

Таким образом, считает Петров, фактически без каких-либо юридических оснований Эстония приняла участие в гражданской войне на территории Латвии с целью свержения правительство Андриевса Нидры и восстановления правительства Карлиса Улманиса. 22 июня 1919 года основные силы ландесвера потерпели поражение под Цесисом (Вынну), а 23 июня эстонский генерал Пыддер издал приказ, объявляющий эту дату Днем победы. Потери эстонской армии в латвийском походе составили 251 человек убитыми и 1.041 человек ранеными.

Таким, по мнению Петрова, является объяснение исторического парадокса Освободительной войны: война велась "за освобождение от России", а День победы знаменует "победу над немцами". Все это, считает Петров, позволяет считать Освободительную войну 1918 - 1920 годов "очень странной войной".

Петров считает, что события 1918-1920 годов ничуть не потеряли бы своего значения для истории Эстонии, если бы именовались не "освободительными", а "гражданскими", а историческая правда позволила бы сохранить в составе эстонского народа тех эстонцев, которые исповедовали коммунистическую идеологию. "Они, и это, несомненно, тоже являются фактическими соучастниками и жертвами эстонской истории", - заключает Петров. "Для целостности эстонского народа важен каждый эстонец вне зависимости от его политических убеждений и судьбы", - считает эстонский историк и журналист.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, НКО "Эстонский воинский мемориал" в ноябре обратилось к правительству с обращением, в котором сообщило, что памятник погибшим в ходе "Освободительной" (гражданской) войны в Эстонии 1918-1920 годов военнослужащим армии Эстонской Республики, расположенный в Нарве, находится в плачевном состоянии, разваливается и проржавел и ему необходима самая срочная помощь.