"КоммерсантЪ - Среднее Поволжье" опубликовал сегодня материал под заголовком "Губернатор пошел в народ".

В статье говорится о соцопросе, который выгоден прежде всего "Единой России" в предверии выборов в городские парламенты:

"Правительство Самарской области намерено провести конкурс по изучению общественного мнения и политической ситуации в муниципалитетах. В частности, чиновники хотят выявить новых лидеров общественного мнения и отношение граждан к действующей власти и СМИ. Принять участие в тендере уже изъявили желание ряд социологических организаций. Наблюдатели уверены, что такие исследования обычно проводятся перед какими-либо выборами, что, по их мнению, может говорить о начале избирательной кампании кандидатов от "Единой России" в самарскую и тольяттинскую гордумы. Впрочем, они не исключают, что желание изучить настроения общественности связано с финансово-экономическим кризисом.

Правительство Самарской области объявило тендер на проведение социологического исследования "Общественно-политическая ситуация в Самарской области" в Самаре, Тольятти и Сызрани. По результатам конкурса власти намерены изучить общественно-политическую ситуацию в каждом отдельном муниципалитете. В ходе опроса также должны быть выявлены новые лидеры общественного мнения и наиболее актуальные проблемы населения. Кроме того, правительство намерено оценить отношение населения к различным субъектам власти и деятельности партий и общественных организаций, выяснить представления населения о прозрачности деятельности власти, а также изучить отношения к областным и муниципальным СМИ. Планируется, что в процессе опроса общественного мнения будут задействованы более 200 экспертов. Всего будет опрошено 3 тыс. респондентов из крупных городов области - Самары, Тольятти и Сызрани. Конкурс на проведение исследования назначен на 13 ноября текущего года. Его победитель получит из бюджета Самарской области 3,8 млн рублей. Результаты социологического исследования фирма-победитель должна будет обнародовать к 22 декабря 2008 года.

Ряд экспертов полагает, что проведение такого опроса весьма актуально перед предстоящими выборами депутатов городских парламентов: сначала весной будущего года в Тольятти, затем осенью - в Самаре. Наблюдатели уверены, что результаты исследований будут наиболее выгодны "Единой России", претендующей на абсолютное большинство мандатов. Источник "Ъ" в регполитсовете "Единой России" подтвердил, что в настоящий момент партия проводит консультации и разрабатывает стратегию проведения муниципальных выборов, в том числе согласовывает список будущих кандидатов.

Будут ли опубликованы результаты исследований, чтобы ими могли воспользоваться другие партии и кандидаты, вчера в департаменте по информационной политике и связям с общественностью областного правительства сказать не смогли.

Директор консалтингового центра "Социальная динамика и информация" Юрий Эйрих соглашается с тем, что результаты исследований так или иначе могут быть использованы в выборной кампании "медведей", однако считает, что это не основная их цель. "Думаю, что опрос проводится с целью выработки стратегии развития области в условиях нынешнего кризиса", - говорит господин Эйрих. Примерно такой же точки зрения придерживается тольяттинский политолог Сергей Дьячков: "Вероятно, в условиях финансово-экономического кризиса власть не уверена в своих возможностях активного влияния на электорат с помощью политтехнологий или других способов".

По информации "Ъ", в конкурсе готовы принять участие несколько организаций, занимающихся социологическими исследованиями. Так, готов подать заявку исследовательский центр "Свободное мнение", Самарский институт делового образования. Участники рынка не исключают, что в конкурсе примет участие агентство социальных исследований "Аврора", а также фонд социальных исследований, центр гуманитарных технологий и исследований "Социальная механика". Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский сообщил, что организация не будет принимать участие в тендере. "У крупных исследовательских организаций, в том числе и у нашей, к концу года много маркетинговых заказов. Потому что в это время все начинают сбрасывать маркетинговые бюджеты, и мы физически не сможем взяться еще и за этот заказ", - говорит он.

Стоит отметить, что ряд наблюдателей сомневается в прозрачности проведения конкурса и в профессионализме его победителя. Самарский политолог Фаина Юрина полагает, что возникновение данного тендера "связано с желанием определенных людей заработать на этих исследованиях". "Скорее всего, на них будут работать обычные халтурщики, которые сами у себя выиграют этот конкурс, а результаты представят с потолка", - полагает политолог. Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский считает, что в конкурсе, скорей всего, победит непрофессиональная команда социологов. "Я не исключаю, что конкурс может выиграть какая-нибудь прачечная. Наше областное правление торгов организует торги по сравнению с другими регионами ниже среднего уровня. Оно почему-то не заинтересовано в улучшении качества заявок. В итоге все проходимцы, которых выгнали из других регионов, концентрируются у нас", - говорит он".