"Пусть Россия уступит Азербайджану небольшой кусок своей земли": Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
Перестрелки
Всю неделю азербайджанские СМИ пестрели ставшими уже традиционными сообщениями о том, что армянская сторона продолжает нарушать режим прекращения огня. Так, по сообщению бакинской "525-й газеты", "подразделения Вооруженных сил Армении с позиций на территории села Беркабер Иджеванского района Армении подвергли обстрелу места дисклокаций ВС Азербайджана на территории села Гызылгаджилы Газахского района".
Analitika.az сообщает "об обстреле с безымянных высот Ноемберянского района и позиций у села Азатамут Иджеванского района Армении позиций азербайджанских войск, расположенных близ села Гушчу Айрым Газахского района".
Day.Az сообщает об обстреле азербайджанских позиций вблизи села Юсифджанлы Агдамского района, а также вблизи сел Немирли, Джавахирли и Сарыджалы Агдамского района, Гойарх, Сейсулан и Гызыл Оба. Согласно передающейся в течение недели информации, обстрелам подвергались также позиции азербайджанских ВС вблизи села Гервенд и на безымянной высоте Физулинского района, сел Шурабад, Юсифджанлы Агдамского района, села Куропаткино Ходжавендкого района, сел Чилебюрт и Гызыл Оба Тертерского района".
Пленные
Как сообщает бакинская газета "Зеркало", солдат N-ской воинской части Министерства обороны Азербайджана Гасанов Рафик Рахман оглу (1989 года рождения) попал в плен к армянам. Это произошло при неизвестных обстоятельствах 8 октября 2008 года на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск. Согласно газете, данную информацию сообщили в Госкомиссии по делам граждан, попавших в плен, взятых в заложники и пропавших без вести. В сообщении отмечается, что, согласно поступившей информации из азербайджанского представительства Международного Комитета Красного Креста (МККК), сотрудники армянского представительства МККК 16 октября посетили удерживаемого в Армении Гасанова. По их словам, условия содержания и обращения с пленным азербайджанским солдатом соответствуют нормам международного гуманитарного права. Госкомиссия по делам граждан, попавших в плен, взятых в заложники и пропавших без вести, предпринимает соответствующие меры по освобождению солдата.
Армянская сторона подтвердила факт нахождения на своей территории солдата ВС Азербайджана Гасанова Рафига Рахман оглу, 1989 года рождения. Как сообщил АрмИнфо руководитель Рабочей группы Госкомиссии Армении по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших Армен Каприелян, в настоящее время выясняются обстоятельства и причины появления военнослужащего ВС АР на территории Армении. В то же время, Каприелян напомнил, что в азербайджанском плену вот уже несколько месяцев, с 25 мая текущего года, удерживается армянский военнослужащий Паруйр Симонян, 1989 года рождения. "Еще во время передачи гражданина Азербайджана Арзу Эйюбова 14 августа представители Госкомиссии Азербайджана заверили нас, что по вопросу Симоняна в скором времени будет информация. Однако прошло более двух месяцев, а информации до сих пор нет. Мы давно уже привыкли к чрезмерной наглости наших азербайджанских визави в решении вопросов возвращения пленных армян на родину и их откровенному игнорированию наших официальных запросов, но никогда не свыкнемся с таким произволом. Как и в предыдущих случаях, мы уже обратили внимание не только МККК, но также другой влиятельной международной организации, на случай с Паруйром Симоняном", отметил руководитель Рабочей группы.
Плененный солдат азербайджанской армии Гасанов Рафик сообщил в письме, адресованном своей семье, что чувствует себя нормально. Письмо доставили сотрудники представительства в Азербайджане Международного Комитета Красного Креста (МККК), сказал Trend News в пятницу отец солдата Рахман Гасанов. "Я чувствую себя хорошо, не волнуйтесь, все хорошо", говорится в письме. По словам отца, его сын не владеет грамотой, поэтому письмо вместо него написал сотрудник МККК. Каким образом Гасанов попал в плен, солдат не сообщает. Семья Гасанова передала через МККК ответное письмо. Пленного дважды посещали сотрудники представительства в Армении, сказали в комитете. Сообщается, что обращение с ним и условия его содержания соответствуют международным гуманитарным правовым нормам. ("525-я газета").
Бюджет и учения
В государственном бюджете Азербайджана 2009 года на оборонные расходы предусмотрено выделить 1 млрд 205 млн манат. Это означает, что по сравнению с 2008 годом оборонные расходы сокращены на 8%. Однако, считает бакинская "525-я газета", при внимательном рассмотрении бюджетного пакета можно понять, что расходы на оборону вовсе не сократились. Дело в том, что в разделе "Промышленность, строительство и полезные ископаемые" проекта бюджета 2009 года предусмотрено направить инвестиций на оборону 548 млн манат. В бюджете же 2008 года эти инвестиции составляли всего 100 млн манат. Из этих 548 млн планируется 39,5 млн потратить на проекты по оборонному комплексу, а 507,5 млн на закупку оборудования и техники для оборонных целей. Таким образом, заключает газета, если приплюсовать к выделенным для обороны страны 1 млрд 205 млн манатам 548 млн манат, то получается, что в 2009 году военные расходы по сравнению с 2008 годом выросли на 343 млн манат или же на 24,8%.
25-26 октября в Нагорном Карабахе прошли тактические учения Армии обороны НКР с вовлечением всех видов боевой техники. На учениях присутствовали президенты, верховные главнокомандующие Нагорного Карабаха и Армении Бако Саакян и Серж Саргсян. Как сообщает ИА REGNUM, по завершении учений состоялся военный парад. "В течение последних лет мы неоднократно заявляли о том, что независимость и безопасность НКР не подлежат спекуляциям и торгам. Мы всегда являлись сторонниками мирного решения карабахской проблемы, но не за счет нашей независимости и свободы. Мы заплатили очень дорогую цену за независимость и свободу и не вправе ставить их под угрозу", заявил журналистам президент Нагорного Карабаха, верховный главнокомандующий Бако Саакян по итогам состоявшихся тактических учений Армии обороны НКР. Высоко оценив итоги учений, глава карабахского государства отметил: "Наши вооруженные силы в очередной раз продемонстрировали высокую боевую готовность, и мы еще раз убедились, что действия, которые были продемонстрированы сегодня как учебные, могут быть применены в случае, если Азербайджан попытается выяснить свои отношения с нами посредством силы. Как сегодня сказал министр обороны НКР, в случае необходимости наши соединения готовы не только перевести военные действия на территорию противника, но и перекинуть их вглубь Азербайджана". Отвечая на вопрос о судьбе занятых в ходе военных действий территорий, президент НКР сказал: "Эти территории были освобождены в начале 90-х годов и сегодня они закреплены в Конституции НКР и квалифицируются как "зона безопасности". Саакян отметил, что Степанакерт готов начать переговоры с Баку без каких-либо предварительных условий. "Сегодняшнее затягивание решения проблемы обусловлено тем, что мы не являемся полноправной стороной переговоров", сказал Бако Саакян, подчеркнув, что все вопросы должны решаться при участии народа Нагорного Карабаха.
Сопредседатели обсуждают "другие вопросы"
Минская группа ОБСЕ служит как полицейский, которым пугают маленьких детей. Об этом Day.Az заявил председатель Движения интеллигенции Азербайджана Эльдяниз Гулиев, комментируя предстоящий визит сопредседателей в регион. По его словам, данная организация не в силах решить карабахскую проблему, так как ее сопредседатели преследуют свои цели. "Сопредседатели Минской группы готовы решить все проблемы за исключением карабахского конфликта. Как Россию, Францию, так и США, кроме собственных интересов больше нечего не интересует", отметил он.
Визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, запланированный на следующую неделю, отложен. Об этом корреспонденту ANS по телефону сообщил сопредседатель МГ ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Он добавил, что точная дата визита пока не определена. "Визит сопредседателей в регион не планируется. Правда, французский сопредседатель МГ Бернар Фасье намеревался один посетить регион, но и его визит был отложен. Одно могу точно сказать, что наш визит в регион до конца этого месяца не планируется. Мы еще не обсуждали дату предстоящих визитов. Так как в настоящее время сопредседатели должны обсуждать другие вопросы, связанные с нагорно-карабахской проблемой". ("Analitika.az").
Газета "Аравот" сообщает, что в ходе состоявшейся в Ереване региональной конференции по Программе Черноморской безопасности посол США в Армении Мари Йованович сочла "безусловным", что в карабахском вопросе есть определенный прогресс, в частности, стороны ведут переговоры вокруг конкретного документа. Однако, как отметила посол, США раздумывают, "продолжает ли Минская группа ОБСЕ оставаться жизнеспособной, стоит ли продолжать переговоры именно в таком формате?" США пытаются найти такое соглашение по разрешению нагорно-карабахского конфликта, которое будет поддерживать территориальную целостность Азербайджана, сказал Trend News заместитель помощника госсекретаря США, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. "США стремятся найти соглашение, которое будет взаимно согласованно, будет соблюдать территориальную целостность Азербайджана и включать в себя дополнительные международные принципы", сказал Брайза. ("525-я газета").
Россия
"Карабахская проблема есть и ее нужно решать. Армения готова продолжить переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе Мадридских предложений", заявил на совместной с президентом России Дмитрием Медведевым пресс-конференции президент РА Серж Саргсян. По его словам, в основе предложений лежит принцип самоопределения наций и несколько других важных для Армении вопросов. "Мы считаем, что карабахская проблема должна быть решена на основе компромиссов", отметил Саргсян. В свою очередь, Медведев подчеркнул, что августовские события в регионе показали бесперспективность военного решения конфликтов. "Один из уроков грузино-осетинского конфликта состоит в том, что проблемы нужно решать переговорным путем и на основе международного права. Я надеюсь, что стороны готовы к подвижкам в переговорном процессе. В самое ближайшее время состоится встреча президентов Армении, Азербайджана и России, и она пройдет в РФ", сказал Медведев, добавив, что Россия в рамках Минской группы ОБСЕ и впредь будет содействовать поиску взаимоприемлемых решений по Нагорному Карабаху. (PanARMENIAN.Net). Наряду с этим, отмечает бакинская "525-я газета", время проведения трехсторонней встречи на пресс-конференции отмечено не было, однако слова Дмитрия Медведева "в ближайшие дни" указывает на то, что встреча может реализоваться в начале ноября. Газета напоминает, что намерение России провести у себя встречу руководителей Азербайджана и Армении ранее было выражено и главой МИД России Сергеем Лавровым. Лавров отметил, что в карабахских переговорах остались "2-3 нерешенных вопроса", и заявил о наличии выгодной возможности для достижения сдвигов в процессе. Газета отмечает также, что последние две встречи президентов Азербайджана и Армении (июнь 2007, июнь 2008) осуществились также в России, и что со времени своего избрания президентом Медведев в пятый раз встретился с президентом Армении, а с главой Азербайджана у него было три встречи и несколько телефонных разговоров.
Президент России Дмитрий Медведев провел телефонную беседу с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. Как сообщили в пресс-службе Кремля, в ходе беседы 22 октября "главы государств обсудили практические вопросы подготовки планируемой на ближайшую перспективу встречи на высшем уровне по нагорно-карабахскому урегулированию с участием президента России. Как отмечает ИА REGNUM, накануне глава России завершил официальный визит в Армению, где провел переговоры с главой Армении Сержем Саргсяном. "Мы готовы искать решения. Не буду комментировать нюансы, так как это переговорный процесс, но надеемся, что вскоре будет встреча трех президентов и надеюсь, что она пройдет в России", отметил Медведев.
"Проблема существует и ее надо решать. Армения готова продолжать переговоры на основе Мадридских принципов. Что представляют собой "Мадридские принципы"? Каждый из вас может ознакомиться с этим документом в интернете. Кажется, сопредседатели разместили его в депозитарии соответствующей организации. Ничего секретного там нет. Эти принципы позволяют признать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение и еще несколько важных для нас моментов. Самое главное, что мы убеждены: проблема может быть решена путем переговоров на компромиссной основе", сказал Серж Саргсян, отвечая на вопрос российского журналиста. "Августовские события показали, что любой сложный вопрос должен решаться путем переговоров на основе международных принципов. Ничего другого, что могло бы принести положительный результат, не существует. Что касается вопроса о том, в какой стадии находится процесс урегулирования, то оценивать уровень достигнутых на сегодняшний день договоренностей - штука сложная. Тем не менее я надеюсь, что мы находимся в продвинутой стадии. Мы достаточно подробно говорили об этом с Сержем Азатовичем, но я не буду комментировать нюансы, потому что это переговорные нюансы, и в этом их ценность. Надеюсь, в скором времени состоится встреча трех президентов для обсуждения этой темы. Надеюсь также, что она пройдет в России", отметил Дмитрий Медведев. ("Айоц ашхар").
Активизация роли России в нагорно-карабахском вопросе связана с региональными интересами Москвы, сказал журналистам посол России в Азербайджане Василий Истратов. Москва ожидает ответа официального Баку на приглашение президента РФ Дмитрия Медведева провести встречу президентов Азербайджана, Армении и России в Москве, сказал посол. "Президент Азербайджана еще не сообщал о своем согласии или отказе", сказал посол. По словам дипломата, в рамках Минской группы ОБСЕ разработано много наработок по урегулированию конфликта, но они не приняты до конца, так как не устраивали обе стороны. "Не надо говорить о конкуренции между форматами, они должны помогать друг другу", считает Истратов. Дипломат с сожалением отметил, что ситуация на Кавказе сейчас сложная. "Это является аргументом того, что надо искать выходы, а не ждать их, и надо договариваться", сказал посол. ("525-я газета").
Газета "Лрагир", накануне визита в Ереван Дмитрия Медведева, со ссылкой на "довольно достоверные источники" писала, что Медведев намерен обсудить с Сержем Саргсяном вопрос размещения российских войск на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских войск. Издание пишет, что эту "миссию" должн осуществить то же подразделение, которое во время грузино-осетинской войны вошло на территорию Грузии. Кроме того, пишет газета, речь будет идти об основании российской военной базы в армянском городе Иджеван - "оттуда российские ВС (3 бригады, 6000 военнослужащих) могут блокировать Грузию, Азербайджан и контролировать коммуникации". "Российский вариант урегулирования карабахской проблемы - размещение, с "согласия" Армении и Азербайджана, своих войск в зоне конфликта и возвращение территорий, является, фактически, последней и опасной попыткой России установить свой контроль на Южном Кавказе. Это опасно не только для региона, но и для самой России, поскольку результатом такой попытки может стать не только потеря Южного Кавказа, но и серьезные процессы на Северном Кавказе, в особенности, в Ингушетии и Дагестане.
Похоже, Кремль на прошлой неделе оказался на шаг впереди Вашингтона: президент России объявил о приглашении армянского и азербайджанского лидеров на переговоры в Москву, что может иметь определяющее значение для процесса урегулирования нагорно-карабахской проблемы. По мнению электронного издания ArmeniaNow, намерение России играть более решающую роль в качестве посредника в затяжном конфликте между Арменией и Азербайджаном отчетливо проявилось в начале этой недели - в ходе официального визита в Ереван Дмитрия Медведева. По мнению издания, приглашение президентов Армении и Азербайджана в Москву вызвано решением расстроить планы Вашингтона. Вместе с тем, газета замечает, что в списке приглашенных Медведевым отсутствует представитель Карабаха. Глава МИД НКР Георгий Петросян в этой связи подчеркнул: "Судьба Карабаха не может быть решена без участия самого Карабаха".
Сегодняшняя ситуация вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта во много напоминает весну 1994 г., когда по итогам двухлетних переговоров по прекращению огня в Нагорном Карабахе, проходивших в рамках Минской группы СБСЕ, Россия взяла инициативу в свои руки, и в мае того же года было подписано соглашение о прекращении огня, которое кстати, в целом действует и по сей день. По мнению "HAYINFO", параллель между событиями, а точнее вывод об активизации роли России, просматривается из смысла сделанного в начале этой недели президентом Дмитрием Медведевым заявления о возможной скорой встрече глав России, Армении и Азербайджана в Москве. Судя по накалу страстей и активности дипломатов, встреча может состояться уже в ближайшие недели. Алиев-младший, по всей вероятности, уже согласился на эту встречу, о чем свидетельствует публикация содержания его телефонного разговора с Медведевым. Издание считает, что при этом Вашингтон "оказался в самом неловком положении со своим "спецом" по Кавказу Мэтью Брайзой", который сразу после окончания пятидневной войны заявил, что России придется выйти из Минской Группы. В данной ситуации, считает "HAYINFO"фактически, США сами вынуждены искать вход на трехсторонние переговоры: "В этом контексте, правдоподобными кажутся версии ряда СМИ относительно целей блиц-визита замгоссекретаря США Дэниела Фрида в Армению. Не исключено, что они заключались в обеспечении участия Вашингтона в московских переговорах". Совсем скоро аналитиками и политологами будут сделаны выводы об абсурдности или правдоподобности таких выводов, но все они будут едины в одном - предстоящая встреча может стать знаковой, заключает издание.
От инициативы России по урегулированию Карабахского конфликта следует ожидать три варианта развития событий, заявил в беседе с 1news.az азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. По его словам, Россия стремится реабилитировать подмоченную оккупацией Грузии репутацию. В то же время, выведя переговорный процесс за рамки МГ ОБСЕ, Россия намерена продемонстрировать полную гегемонию в кавказском регионе. "О том, что 95% вопросов, касающихся урегулирования этого конфликта, уже решены, политики разных уровней говорят более 10 лет. Остается нерешенным вопрос статуса Нагорного Карабаха и ширина коридора между Карабахом и Арменией, на который будет распространяться статус Нагорного Карабаха. Вот эти два вопроса претендует решить Россия, организуя трехстороннюю встречу. Надо отметить, что в Армении Карабах стал поводом к многочисленным мифам о "возвращении исконно армянских земель в лоно матери-Армении". Если власти согласятся на автономию, то армянская общественность может спросить: "У Карабаха была вполне нормальная автономия - НКАО, так какого черта армянский народ втянули в эту мясорубку?" У азербайджанской правящей элиты также есть мифы, заключающияся в том, что только они призваны решить Карабахскую проблему. При первом варианте развития событий президент России Дмитрий Медведев долго и красочно говорит о миротворческих устремлениях России, желании установить в регионе стабильность и мир. Затем осторожно подмигивает Саргсяну и оставляет двух президентов наедине с тем, чтобы они решили нерешенные вопросы. Понятно, что президенты Армении и Азербайджана ни о чем не договорятся, и Россия заявит, что, мол, Москва сделала все возможное, но ничего не получилось. Второй вариант: стороны договариваются о выводе армянских войск с оккупированных районов по периметру Нагорного Карабаха, там размещаются миротворческие силы, состоящие в подавляющем большинстве из российских войск. Вообще в Карабах потенциально согласятся вернуться 20% азербайджанских беженцев. Это те, которые не смоли обустроиться в условиях дикого капитализма, желающие заниматься фермерским хозяйством, и просто патриоты своих родных мест. Нерешенным остается вопрос статуса, но при этом открываются коммуникации, восстанавливаются экономические связи с Арменией. Наконец, третий вариант, в который мало верится, так как он требует проявления воли и прагматизма со стороны России и Армении. Причем, третий вариант самый выгодный и приемлемый для всех сторон конфликта и России, которая получит весь азербайджанский газ, похоронит надежды Запада проложить путь центральноазиатскому газу через Азербайджан в Европу. Армения освобождает оккупированные территории, Россия и Армения дают гарантии безопасности населению Нагорного Карабаха и в этом регионе размещаются российские миротворцы, Нагорный Карабах получает статус Аландов или Нахчыванской Автономной Республики, проводится демилитаризация всего карабахского региона, включая низменный Карабах, открывается железнодорожное сообщение между Арменией и Азербайджаном, начинается осуществлении экономической реконструкции Нагорного Карабаха. Кстати, при этом варианте, то есть фактического урегулирования конфликта, население Карабаха претендует получить мощные инвестиции со всего мира, сохраняя максимальное самоуправление". Ализаде отметил, что информации о российской инициативе недостаточно, поэтому пока трудно судить, какой из этих вариантов наиболее реален.
По мнению бакинской "Зеркало", сегодня необходимо разработать общую четкую схему урегулирования конфликта. Однако Россия, считает газета, с одной стороны, не заинтересована в разработке подобной схемы, которая предопределила бы окончательную конфигурацию урегулирования, а с другой - вряд ли может предложить нечто приемлемое для обеих конфликтующих стран, не нанося вреда собственному влиянию в регионе. Вместе с тем, считает газета, Россия пытается использовать сепаратные переговоры, притом организованные на самом высоком уровне, чтобы сохранить процесс урегулирования конфликта под контролем Москвы, но не более.
Попробуем обобщить всю негативную информацию, накопленную за последние недели в сфере карабахского урегулирования, которая внушила серьезную тревогу различным общественным кругам. Все началось с заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что до окончательного урегулирования нагорно-карабахской проблемы осталось решить всего 2-3 вопроса, в том числе возможность совместно распоряжаться Лачинским коридором. Казалось, для нарушения относительного внутриполитического спокойствия в Армении достаточно было громкого заявления Лаврова, как за ним сразу последовало другое, вполне созвучное высказываниям главы российского МИД заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы, в котором на фоне обязательного упоминания о сохранении территориальной целостности Азербайджана американский посредник с удовлетворением констатировал реальную возможнсть урегулирования конфликта в ближайшие месяцы. После этих заявлений в Армении началась настоящая политическая и политологическая суматоха, сопровождающаяся явно упадническими настроениями. О крайне неблагоприятной ситуации вокруг Карабаха наперебой начали говорить различные политические и общественные организации. В прессе появились утверждения о достигнутом с официальным Ереваном окончательном согласии в вопросе возвращения в ближайшем будущем шести из семи так называемых "оккупированных" районов. Весь этот комплекс вопросов по Карабаху приобрел такую серьезность, что, если верить лидерам оппозиционного движения "Армянский Национальный Конгресс", отодвинул на второй-третий план необходимость добиваться решения внутриполитических вопросов. Наконец, прибавим к этому заявление о серьезной возможности подписания до конца года некоего документа по проблеме НК, которое сделал несколько дней назад в Ереване заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид, и тогда станет ясно, что это не очередные слухи или некие спекулятивные разговоры. Тревога в обществе нарастает еще и по той причине, что власти на уровне по меньшей мере президента или министра иностранных дел хранят гробовое молчание. ("Аравот").
Турция
Как сообщает газета "Азг", турецкая газета "Радикал" отреагировала на визит президента РФ в Армению публикацией под заголовком "Растет спрос на Армению". Согласно "Радикалу", армянский визит Дмитрия Медведева был охарактеризован в российской прессе, как проявление "призвать Ереван к порядку". Турецкая газета выразила мнение, что еще после августовских событий в Южной Осетии и Абхазии Россия предприняла посредническую миротворческую миссию между Арменией и Азербайджаном, чтобы ослабить на Кавказе влияние Запада, и далее продолжает: "Президент России Медведев после встречи с президентом Сержем Саргсяном в рамках 2-дневного визита в Армению заявил, что для урегулирования вопроса Нагорного Карабаха он, на правах хозяина дома, организует армяно-азербайджанскую встречу". По мнению "Радикала", визит Медведева противоречит усилиям Запада, направленным на распространение своего влияния в Армении, так как этим визитом было подчеркнуто, что единственным другом Еревана является Россия. Особое значение предложению Медведева провести в Москве 3-стороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России придает также сайт "Turkishni.com": "Это не случайно и, пожалуй, обусловлено вероятностью провалить инициативу премьер-министра Турции Реджепа Таипа Эрдогана по созданию "Платформы стабильности и безопасности на Кавказе", так как предложение президента Медведева, в отличие от инициативы Эрдогана, полностью реально, а Россия имеет все возможности для ее осуществления".
"За время своей работы в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН Турция приложит максимум усилий для разрешения замороженных конфликтов в кавказском регионе, включая нагорно-карабахский конфликт". Об этом в ходе прессконференции заявил посол Турции в Азербайджане Улус Килик. По его словам, турецкая дипломатия около пяти лет прилагала усилия для того, чтобы занять место в Совете Безопасности ООН. "Для Турции это большая ответственность перед мировым сообществом. Наша внешняя политика основывается на тезисе "мир во всем мире", заявил турецкий дипломат. Он добавил, что Турция попытается оказать поддержку в решении всех замороженных конфликтов, включая также нагорно-карабахский, относительно которого в Совбезе ООН было принято 4 резолюции. "У Турции широкие возможности в разрешении международных и региональных проблем", резюмировал посол. (АрмИнфо).
"Мы хотим видеть разрешение проблемы между Азербайджаном и Арменией. Мы искренне хотим этого, и готовы внести в данный процесс свой вклад". Как сообщает "АПА", об этом на встрече с американскими журналистами заявил президент Турции Абдулла Гюль. Он отметил, что вопрос посредничества Турции был поднят по предложению Сержа Саргсяна во время его визита в Ереван: "Посредничество Турции было предложено не мною. Это предложение в ходе нашего разговора в Ереване выдвинул Серж Саргсян. А я сказал, что любая проблема на Кавказе затрагивает не только две страны, она затрагивает весь регион, и привел ему в качестве примера недавние события в Грузии". Гюль отметил, что, по его мнению, разрешение любых проблем на Кавказе приведет только к прогрессу: "После моего визита в Армению наметился значительный прогресс. После визита в Армению я побывал в Азербайджане и встретился с моим коллегой Ильхамом Алиевым. Затем прошла встреча глав МИД Азербайджана, Армении и Турции в Нью-Йорке". Президент Турции также подчеркнул, что между Турцией и Азербайджаном есть очень важные энергетические трубопроводы: "Во всех своих заявлениях я всегда отмечал, что как только проблемы с Арменией разрешатся, она сможет принимать участие во всех этих проектах".
По словам руководителя турецкой делегации в ПАСЕ Мовлуда Чаушоглу, во время визита Абдуллы Гюля в Ереван вопросы, касающиеся геноцида или открытия границ не обсуждались. Речь шла только об урегулировании карабахского конфликта и вывода Арменией войск с оккупированных территорий. Другие вопросы на встрече не обсуждались", сказал он. "Ваши проблемы мы считаем также своими проблемами. В дальнейшем вы увидите, что усилия Турции, направленные на урегулирование армяно-азербайджанских отношений увенчаются успехом", сказал Чаушоглу в беседе с Day.Az.
Позиции, мнения и оценки
Нагорный Карабах никогда не получит статус независимого государства, заявил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. "Никогда, ни сегодня, ни завтра, ни через 10, ни через 50 лет Нагорному Карабаху не будет дана независимость", отметил он на официальной церемонии инаугурации. По словам Алиева, решение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта является основным приоритетным направлением внешней политики Азербайджана. "В этом направлении, к сожалению, мы пока не достигли никаких результатов, но наравне с этим могу отметить, что в процессе переговоров позиция Азербайджана и выдвинутые с нашей страны основные принципы нашли большую поддержку", подчеркнул Алиев. Президент отметил, что "сегодня переговоры ведутся на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана". "Это не вызывает и не может ни у кого вызывать сомнений. Я считаю, что предпринимаемые нами шаги привели к укреплению наших позиций в переговорном процессе, активизации участвующих в этом процессе сторон, и сегодня мировое сообщество открыто признает, что для успешного развития нашего региона замороженные конфликты должны найти свое решение", заявил Алиев. "Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена. Территориальная целостность Азербайджана не является, не была и никогда не будет темой переговоров", сказал Алиев. По его словам, азербайджанский народ, азербайджанское государство никогда не согласятся на отторжение Нагорного Карабаха, "являющегося исторической азербайджанской землей". "Укрепляя нашу государственную независимость, мы восстановим нашу территориальную целостность. Нормы международного права на нашей стороне. Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции о выводе армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий.Нашу позицию поддерживают различные международные организации", отметил Ильхам Алиев. ("Analitika.az").
Российская газета "Время новостей" в статье "Это ласковое слово Карабах", посвященной визиту президента России Дмитрия Медведева в Ереван, отмечает, что одной из главных тем переговоров стал вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Говоря о проблеме, президент Армении Серж Саргсян сказал: "Это ласковое для меня слово - Карабах". Он заявил, что Армения "готова продолжать переговоры на основе мадридских принципов", благодаря которым "народ Нагорного Карабаха сможет реализовать свое право на национальное самоопределение". Саргсян уверен, что этого можно добиться "на основе компромисса и прямых переговоров", пишет издание. В свою очередь, Медведев отказался комментировать эту деликатную тему, подчеркнув, что "Россия согласится на любую форму мирного решения, к которому придут Армения и Азербайджан". Российский лидер надеется, что "в ближайшее время в России может состояться встреча трех президентов по карабахскому урегулированию". По словам автора статьи, "очевидно, что после победы Ильхама Алиева на президентских выборах в Азербайджане в Баку и Ереване, а также в Минской группе ОБСЕ по карабахскому урегулированию снова готовы надеяться, что наступает очередное "окно возможностей".
"После предпоследней встречи президентов Армении и России Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева ситуация на Кавказе качественно изменилась, и мы теперь имеем дело с новым регионом. Россия на сегодняшний день считает, что в регионе существуют 5 государств, с одним из которых - Грузией у нее отношения приостановлены", сказал в ходе состоявшегося телемоста Ереван-Москва первый зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин. По его словам, безусловно, возникает вопрос, как себя проявит НКР. "Конечно мы представляем, что в последнее время по инициативе властей Армении сдерживались шаги Карабаха по сотрудничеству с Южной Осетией и Абхазией. В Армении считали, что карабахская проблема имеет качественные другие параметры. Но за этим стояла надежда армянской стороны на то, что удастся разрешить этот конфликт в благоприятном для Еревана ключе", - отметил Затулин и добавил, что России крайне невыгодно, если Армении и Азербайджану не удастся смягчить или разрешить нагорно-карабахский конфликт, и если с чьей-либо стороны будут предприняты действия аналогичные событиям в Грузии. "Надо отметить, что в период войны в Южной Осетии было отмечено обострение ситуации на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Карабаха. Давно уже разработан пакет урегулирования, который предусматривает одновременное фактическое признание независимости НКР и освобождение прилегающих к Карабаху семи районов", подчеркнул директор Института стран СНГ. По его словам, до и после визита президента РФ в Ереван было сделано очень много заявлений о том, что на высшем уровне речь идет о конкретных вариантах по урегулированию карабахского конфликта, который в течение определенного времени был заморожен. "Необходимо исключить всякого рода насилие в регионе, нужно исключить вмешательство третьих стран, которые по каким-то причинам захотят растравить еще свежие раны", отметил Затулин. (PanARMENIAN.Net).
"Если молчание официальных лиц Армении в вопросе Карабаха будет продолжаться, то можно будет сделать вывод, что оно равносильно согласию с последними громкими заявлениями Абдуллы Гюля, Мэтью Брайзы и Сергея Лаврова касательно урегулирования нагорно- карабахского конфликта". Такое мнение выразил в беседе с АрмИнфо директор Института политических, экономических и правовых исследований Андраник Теванян. "Процессы, которые происходят вокруг Армении и Нагорного Карабаха в последнее время, не могут не вызывать озабоченность, однако я не думаю, что договоренности в вопросе Карабаха, даже если они существуют, соответствовали бы последним громким заявлениям, хотя заявления эти для армянской стороны действительно неблагоприятные", отметил он. По словам Теваняна, этот процесс начался с визита президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван. "Все полагали, что основной темой беседы между двумя президентами станет вопрос открытия границы без всяческих предусловий, однако сейчас уже, на основании сделанных заявлений, можно констатировать, что на этой встрече обсуждался вопрос Карабаха и именно в контексте вывода армянских войск с освобожденных территорий. Это, конечно, недопустимо, но пока не было ни официальных опровержений, ни подтверждений этому, так что делать какие-либо выводы еще рано", резюмировал Теванян.
Представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маргарян на встрече с соотечественниками в Тегеране 22 октября заявил: "Для нас неприемлемо, чтобы за счет прав будущих поколений Армения согласилась на какое-либо предусловие ради открытия границы. Для нас неприемлемо, чтобы Турция взяла на себя роль посредника в армяно-азербайджанских отношениях или в вопросе Карабаха. Для нас неприемлемо любой ценой стать участником предложенного Турцией Кавказского проекта без Ирана". ("Аравот").
По мнению руководитель департамента политических исследований Кавказского института СМИ Сергея Минасяна, наблюдающаяся в последнее время активность вокруг Нагорного Карабаха стала результатом фундаментального изменения системы безопасности в регионе после завершения краткосрочной августовской войны между Россией и Грузией. Минасян считает, что изменения коснулись роли России на Южном Кавказе. По его словам, потеря Россией влияния на Грузию и полное отсутствие российско-грузинских отношений превратили Южный Кавказ в территорию, где у России остаются еще два государства и конфликт вокруг Нагорного Карабаха как серьезный рычаг влияния на них. Именно в этом контексте можно объяснить предложение российского президента Дмитрия Медведева организовать встречу лидеров Армении и Азербайджана и сыграть тем самым решающую роль в урегулировании конфликта. Руководитель Центра исследований глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян полагает, что Россия стремится обменять Нагорный Карабах на гарантии того, что экспорт азербайджанских нефти и газа будет проходить по ее территории. "Если Россия хочет, чтобы нефть и газ проходили по ее территории, предлагаю следующее: Россия - большая страна, поэтому уступить Азербайджану небольшой кусок земли площадью в 5 000 кв. км для нее не проблема. Не думаю, что это правильно, когда Россия решает свои проблемы за счет Нагорного Карабаха". ("ArmeniaNow").
По мнению председателя организации "Европейская интенграция" Карена Бекаряна, "главное - не допустить процессов, которые поставили бы под угрозу безопасность Нагорного Карабаха". "Безопасность Нагорного Карабаха - это безопасность Армении", сказал Бекарян в ходе состоявшегося в Степанакерте круглого стола в рамках программы "Карабахские беседы". Он сказал, что за годы независимости Армения не смогла решить карабахскую проблему, хотя сумела сохранить статус-кво. При этом Бекарян заметил, что не пожелал бы Нагорному Карабаху признания, аналогичного признанию Абхазии и Южной Осетии. По словам Бекаряна, Россия пытается перехватить ицициативу в регионе Южного Кавказа именно сейчас, когда США заняты выборами. В ходе дискуссий прозвучали мнения о необходимости более активного и твердого отстаивания Нагорным Карабахом своих позиций и интересов. Выступавшие отметили, что различные ветви власти и общественность Нагорного Карабаха должны активнее высказываться, в частности, по обсуждаемым ныне "мадридским принципам" урегулирования, более конкретно определить задачи и свое место в современном мире. (АрмИнфо).
Каждый сантиметр отданных Азербайджану территорий обернется будущими невосполнимыми потерями. Об этом в ходе парламентского брифинга заявил член фракции партии АРФ Дашнакцутюн Ара Нранян. По его словам, компромиссы в ходе переговорного процесса не должны происходить в одностороннем для Армении порядке и за счет исторической справедливости и права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Пример Сербии достаточно показателен, сербы рассчитывали, что смогут "откупиться" малыми потерями и от "них отстанут и откроют дорогу в Европейский Союз", а в результате потеряли Косово, и теперь возникла реальная угроза потери других территорий, убежден парламентарий. Отдать что-то означает потерять все, это для армянской стороны категорически неприемлемо, заявил Нранян. (АрмИнфо).
Признание со стороны Армении независимости НКР ухудшит ситуацию, прежде всего, в самой Армении. Об этом сообщил в интервью бакинской газете "Эхо" азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. "Тем самым они докажут, что не считаются с мнением, как Запада, так и России", подчеркнул он, откликаясь на заявление экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна о том, что, исходя из сложной геополитической ситуации в Кавказском регионе, которая может отрицательно повлиять на справедливое урегулирование карабахского конфликта, парламент Армении должен признать независимость Нагорного Карабаха. В свою очередь, политолог Лейла Алиева отметила, что Армения ничего не теряет, признав независимость НКР. 'Особенно после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. И тем более, что никаких особых последствий для России после этого не последовало. Но если не будет какой-либо серьезной поддержки со стороны Запада или России, то Армения на это не пойдет, так как она должна быть уверена в том, что ее действия повлекут цепочку событий, которые могут иметь последствия для разрешения конфликта в их пользу', отметила Алиева. По мнению профессора Западного университета, политолога Фикрета Садыхова, в данный момент армянское руководство не пойдет на признание независимости НКР. Это, считает он, будет противоречить, прежде всего, тем принципам, которые они провозглашают - мирные переговоры, сотрудничество с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, и так далее. "Это полностью подорвет авторитет Армении. С другой стороны, думаю, что если даже Армения признает независимость "НКР", что от этого она выиграет? Кто еще, кроме Армении, может признать независимость НКР? Это смешно, и армяне имеют жалкий вид, когда они выступают с подобными заявлениями", сказал политолог.
На вопросы Day.Az отвечает бывший госсоветник Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде
По инициативе президента России в Москве в скором времени состоится встреча президентов Азербайджана, Армении и РФ. Что можно ожидать от этой встречи?
Я думаю, ничего достичь не удастся. Москва просто демонстрирует свое превосходство над остальными членами Минской группы. Когда Россию де-факто исключили из Минской группы, регион конфликта с отдельной миссией посетил представитель США М. Брайза, а вслед за ним - представитель Франции Б. Фасье, который, правда, выступал в роли адвоката России, много разглагольствуя о том, что она тоже остается членом Минской группы. И вот сейчас Россия в ответ на эти визиты доказывает, что может пригласить обоих президентов к себе. Предложение России не может быть направлено на нормальное урегулирование. Москва может предложить лишь освобождение нескольких или даже всех семи районов вокруг Нагорного Карабаха при условии ввода туда российских вооруженных сил под видом миротворцев, то есть, предлагая заменить армянскую оккупацию на российскую. На размещение там международных сил Россия согласия не даст, иначе она организовала бы эту акцию совместно с американцами и французами. России нужно разместить в Карабахе свою 58-ую армию. Но устраивает ли это Азербайджан?
Ну, Азербайджан уже однажды категорически отверг идею размещения в зоне карабахского конфликта российских миротворцев, что сегодня с благодарностью вспоминают все те, кто действительно желает скорого решения конфликта.
Это решение Будапештского саммита ОБСЕ не допустило сюда Россию. Я был участником этого саммита, и именно на этом саммите Россия выбивала себе мандат для того, чтобы в одностороннем порядке ввести в Карабах войска. И тогда все европейские страны отвергли это предложение и приняли решение о размещении в регионе международных вооруженных сил, где российские войска, если я не ошибаюсь, не должны превышать 20%. Но представители МИД Азербайджана в числе вопросов, по которым Баку и Ереван смогли прийти к согласию, называют как раз договоренность о том, что в будущем миротворческом контингенте не могут быть представлены страны - члены Минской группы.
То есть от попытки перехвата Россией инициативы в карабахском урегулировании в свои руки нам ничего хорошего ждать не следует?
Абсолютно. Россия может предложить только мадридские принципы, о них же говорит Армения. То есть сейчас Россия настолько слаба, что Армения может спокойно отвергнуть все ее предложения, и плюс ко всему, предать их огласке, выйти из-под российского контроля и примкнуть к Западу, попросив вон со своей территории российских военных. Армения прекрасно знает, что Азербайджан не собирается на нее нападать.
Может ли все-таки в Армении в условиях таких противоречий между Америкой и Россией возобладать здравый смысл и желание распутать карабахский узел с Азербайджаном самостоятельно, без привлечения сторонних посредников?
Зачем тогда проводить переговоры в Москве? Пусть президенты договорятся и проведут переговоры на нейтральной территории, как Гейдар Алиев вел переговоры с Робертом Кочаряном в Швейцарии, а Москва рвала и метала. Я хорошо помню это время. Российский посол Блохин не знал, что делать, все выпытывал у меня: "О чем они там говорят? Почему нас не информируют?" Тогда была попытка договориться, минуя Россию. Ответом же России был расстрел армянского парламента. А Г. Алиев с Р. Кочаряном действительно договорились. Если бы их договоренность не была подорвана Россией, наши семь районов вокруг Нагорного Карабаха с 1999 года были бы свободными. Причем договоренность президентов по одному вопросу была исключительной: они договорились, что армяне уходят без каких-либо условий и незамедлительно на их место вступает азербайджанская армия. А сейчас об этом никто не хочет говорить, потому что каждый хочет добиться ввода туда своих т.н. "миротворческих" сил.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин заявил, что транзит газа через Украину невозможен из-за иска Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Американское СМИ заявило о дискредитации США со стороны их партнёров
- В Краснодарский край прибыла установка для откачки мазута из танкеров