Если в Грузии сохранится потенциал возобновления военных действий, то уровень риска деятельности региональных трубопроводов значительным образом повысится. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM эксперт по проблемам энергетической безопасности, заместитель директора научно-исследовательского центра "Нораванк" Севак Саруханян. "То, что азербайджанская нефть перенаправлена в российские нефтепроводы, говорит о том, что Азербайджан ощущает на себе эти риски. И если угроза войны в долгой перспективе сохранится, то трубопроводы не территории Грузии значительным образом потеряют свою привлекательность", - заявил он.

Саруханян также выразил сомнения относительно заявлений некоторых азербайджанских аналитиков о том, что Азербайджан теряет в день около $70 млн. из-за остановки экспорта энергоносителей через Грузию. "В таком случае получается больше $20 млрд. бюджета в год, а Азербайджан о таком бюджете не заявлял. И что значит "Азербайджан теряет?" У нефтепровода ведь есть свои операторы. К тому же, никуда ведь нефть не пропадает, в море ее не сливают", - отметил он. Эксперт пояснил, что, в частности, мощность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан рассчитана на экспорт 50 млн. тонн в год, или миллион баррелей в день, что равняется одному проценту мирового потребления нефти. "Но в реальности трубопровод заполнен на 45-50%, то есть обеспечивает всего лишь полпроцента экспорта мировой добычи нефти. И поэтому оснований говорить, что это окажет влияние на мировую нефтяную конъюнктуру, нет", - подчеркнул он. Также Саруханян отметил, что нефтепровод в перспективе рассчитан и на казахтанскую нефть, которая сейчас поставляется в Баку танкерами и в ограниченном количестве. "Но пока по БТД экспортируются только азербайджанские запасы, которые в мировом объеме добычи малозначительны", - сказал он.

Саруханян также отметил, что другой важный региональный проект - трубопровод NABUCCO, по которому газ из Средней Азии планируется поставлять в Европу, сохраняет актуальность несмотря на войну. "Проект не потеряет привлекательность, пока не решен вопрос транспортировки среднеазиатского газа. Есть два направления - через Южный Кавказ, с выходом в Европу через Грузию и Азербайджан и второе направление - через Иран. Если проблемы на Кавкfзе будут сохраняться, то иранское направление станет более привлекательным, хотя мы и знаем, что у Ирана с Западом большие проблемы", - сказал Саруханян. "Пока западные страны являются активными акторами в регионе, возможность постройки газопровода сохранится, так как осуществление проекта связано с позициями Запада и США в регионе",- подчеркнул эксперт.