Баку дезавуирует Россию, США и Францию в составе МГ ОБСЕ: интервью Гайка Котанджяна
Интервью начальника Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, доктора политических наук, генерал-майора Гайка Котанджяна
Какие цели преследуются в заявлении замминистра иностранных дел Азербайджана о том, что "статус Нагорного Карабаха не является целью Минской группы ОБСЕ и не может быть предметом обсуждений с Арменией"?
Гайк Котанджян: Власти Баку взялись за решение задачи, со всей очевидностью выходящей за пределы исключительно их компетенции. Своими действиями азербайджанские власти пытаются убедить мировое сообщество в том, что применение к армянам Карабаха принципа всеобщего уважения прав и свобод человека, закрепленного в Уставе ООН как универсальная норма, является исключительно внутренним делом Азербайджана. Их целями являются дезавуирование Минской группы ОБСЕ и устранение России, США и Франции из ее состава в связи с системным подходом этих государств к применению принципов и норм международного права при разрешении Карабахской проблемы.
Что лежит в основе подобной позиции Азербайджана?
Гайк Котанджян: Суть в том, что бакинские политики пытаются навязать мировой общественности свое конъюнктурно-местное толкование международного права в применении к урегулированию и разрешению Карабахского конфликта. И делают это с апломбом "законодателей и непререкаемых толкователей" международного права не только у себя дома, но и в международных аудиториях. Глава соседнего государства, чиновники МИД в заявлениях о приверженности бакинских властей к разрешению конфликта "в строгом соответствии с международным правом" упорно сводят данное соответствие лишь к одной из общеизвестных норм международного права - принципу территориальной целостности и игнорированию других норм, применяемых при рассмотрении проблем, подобных Карабахской. В этом контексте игнорирование принципа равноправия народов и права народов на самоопределение носит сугубо манипулятивный характер. Данный однобокий подход Баку к нормам международного права не может оказать серьезного воздействия на профессионально обусловленные позиции Сопредседательства МГ ОБСЕ.
Вернемся к правовому аспекту проблемы. Каковы обязательства государств, на примере Азербайджана, по соблюдению норм и стандартов международного права в системе национального права?
Гайк Котанджян: Официальные лица Азербайджана заявляют, что "вопрос статуса Карабаха может быть решен только на основе внутреннего законодательства Азербайджана" и деятельность Минской группы по консультациям со сторонами конфликта о статусе якобы представляет собой вторжение во внутренние дела Азербайджана. Симптоматической иллюстрацией является несоответствие Конституции Азербайджанской Республики сути международно-правовой нормы о принципе и праве народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой путем волеизъявления в условиях полной свободы, сформулированной Уставом ООН и Международными пактами о правах человека 1966 года. Как известно, эти документы в системе международных отношений являются договорами, закрепляющими обязанность государств соблюдать и уважать общепризнанные основные принципы и нормы международного права, в первую очередь - права и свободы человека. Речь идет о тех принципах международного права, которые составляют его наиболее устойчивое ядро и являются универсальным критерием оценки международной законности поведения государств.
Применяя принятые в международном сообществе критерии законности, как бы вы оценили соответствие поведения Азербайджана в отношении Карабахского урегулирования его международным обязательствам?
Гайк Котанджян: Норма Конституции Азербайджана "об изменении территории путем референдума среди всего населения Азербайджана" противоречит другой норме того же документа, сформулированной в статье "Высшая цель государства". Согласно данному определению "права и свободы человека и гражданина, перечисленные в настоящей Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика". В данном случае речь должна идти о вышеупомянутых международных договорах.
Таким образом, утверждения азербайджанских властей о своей приверженности в разрешении Карабахского конфликта международному праву не соответствуют действительности. Поведение Азербайджана с точки зрения целостного отражения общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции, а также в практике урегулирования Карабахского конфликта не соответствует критерию международной законности.
Каково Ваше мнение о голосовании членов Минской группы против резолюции Генассамблеи ООН по Карабаху, предложенной Азербайджаном?
Гайк Котанджян: Судя по официальным заявлениям России, США и Франции до и после Генассамблеи, они проголосовали против в связи с тем, что азербайджанский проект противоречил, во-первых, общепризнанным основополагающим принципам и нормам международного права, а также критерию международной законности их применения. Во-вторых, поведение Азербайджана не соответствует сбалансированному подходу Минской группы к применению в урегулировании и разрешении Карабахского конфликта системы принципов международного права. Сто воздержавшихся членов ООН фактически продемонстрировали понимание взвешенной позиции России, США и Франции.
Как бы вы объяснили мотивацию тех 39 членов ООН, которые проголосовали за резолюцию?
Гайк Котанджян: Данные государства, в основном представляющие Организацию Исламская Конференция и ГУАМ, выступили в поддержку Азербайджана с позиций, более характерных для времен холодной войны, - по принципу блоковой солидарности. Вместе с этим часть из стран, поддержавших одностороннюю инициативу Азербайджана, служит базой международного терроризма.
Азербайджан угрожает по итогам голосования пересмотреть свою политику в отношении России, США и Франции. Чем объяснить неуважение Азербайджана к вкладу Минской группы в процесс мирного урегулирования и агрессивность Баку в отношении России, Франции и США?
Гайк Котанджян: Азербайджан осознает предназначенную ему роль в европейской энергетической политике как "историческую" миссию геоэкономической и геостратегической конкуренции России. Баку, играя на стратегических интересах ЕС и США, России, Ирана, Турции и Центральной Азии, пытается максимально повысить свои ставки таким образом, чтобы применить этот ресурс для силового противоправного продавливания своих интересов в Карабахском урегулировании. В этих целях Азербайджан теперь уже позволяет себе шантажировать и Россию, и США, и Францию, и Минскую группу в целом. По мнению ряда международных экспертов Азербайджан теряет чувство реальности.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Бывшего генсека НАТО Столтенберга избрали главой Бильдербергского клуба
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену
- У хоккеиста Кузнецова диагностировали закрытую черепно-мозговую травму