21 октября на территории Читинской области вступил в силу региональный закон "Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины". Законопроект разработан администрацией Читинской области при поддержке региональной прокуратуры в рамках реализации мероприятий Межведомственной комиссии по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом незаконно заготовленной древесины. О работе комиссии, которая создана в июне 2007 года, и об изменениях, которые коснутся заготовки, транспортировки и экспорта древесины в связи со вступлением в силу нового регионального закона, 26 октября корреспонденту ИА REGNUM рассказал ответственный секретарь комиссии, заместитель начальника Управления лесами в Читинской области Андрей Ненштиль.

ИА REGNUM: Андрей Давыдович, каковы основные направления работы Межведомственной комиссии на нынешнем этапе?

Первое - отработка системы контроля движения древесины. Второе - организация взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти. По этим вопросам ещё в начале работы комиссии были сделаны серьёзные и обоснованные, на мой взгляд, замечания. Мы работаем над их устранением.

ИА REGNUM: Одним из первых результатов работы комиссии стали массовые проверки лесоприёмных пунктов. Что явилось результатом этой активности, проводились ли массовые закрытия пунктов по приёму древесины?

Нет, массовых закрытий лесоприёмных пунктов, которых в области насчитывается 260, не было. По результатам проведённых проверок деятельность 27 лесоприёмных пунктов согласно решениям мировых судей приостановлена на 90 суток. Полностью прекратить деятельность их деятельность мы не можем - это будет нарушением закона. Основная идея, концепция работы комиссии заключается в том, чтобы направить работу лесозаготовителей в законное русло.

ИА REGNUM: Выполняются ли решения мировых судей?

К сожалению, не всегда. Проблема, опять же, в организации взаимодействия и обмене информацией между разными структурами, отсутствие должного контроля исполнения принятых решений. Недавний выезд в Петровск-Забайкальский район показал, что из 12 закрытых решениями мировых судей лесоприёмных пунктов семь продолжали отгрузку древесины. То есть информация о приостановке их работы дальше судебных участков не шла. Ситуация эта стала известна межведомственной комиссии, и на последнем заседании мы обратили на это внимание службы судебных приставов. Вопрос этот уже отрегулирован.

ИА REGNUM: Лесоприёмные пункты с началом работы комиссии подверглись проверкам многих структур - и федеральных и региональных. Как было организованно их взаимодействие?

На первом этапе наблюдалось некая разрозненность в действиях проверяющих структур. Для того, чтобы упорядочить этот процесс и осуществлять именно комплексную проверку лесоприёмных пунктов, принято решение о создании в каждом муниципальном районе двух рабочих групп. Первая осуществляет рейды на территории лесного фонда, основная её задача - борьба с теми, кто осуществляет незаконные рубки. Вторая группа, работой которой руководит ОБЭП, проверяет лесоприёмные пункты. Каждая служба работает в составе этих групп по своим направлениям. Главам 13 так называемых лесных районов рекомендовано войти в состав этих групп для осуществления контроля, разработки графиков проверки лесоприёмных пунктов. У нас нет такой цели - парализовать работу лесозаготовителей. Есть те, кто умеет и хочет нормально работать. Поэтому все проверки мы постарались выстроить в систему, а все возникающие недоработки устраняются в рабочем порядке.

ИА REGNUM: Какова реакция владельцев пунктов приёма древесины?

Иногда проверяющим структурам отказываются предоставлять документы, кто-то говорит, что хозяина нет на месте, а все бумаги в Чите. Но какого-то массового отторжения или криминальных явлений нет.

ИА REGNUM: Насколько эффективна работа Межрайонного отдела по выявлению правонарушений и преступлений в лесной отрасли УВД Читинской области - так называемого лесного отдела, который создан в июне решением губернатора региона?

Лесной отдел - это составная часть комплекса мероприятий, спланированных и проводимых межведомственной комиссией. Если делать упор только на рейды, которые в лесных массивах проводят сотрудники этого подразделения, то результат будет незначительным. Проблема должна решаться в комплексе. Надо ловить черных лесорубов, но надо и перекрыть нелегальную заготовку древесины, сделать опору на тех предпринимателей, которые готовы работать по закону, развивать цивилизованную лесозаготовку. Нами принято решение разработать областную программу по развитию лесопромышленного комплекса, глубокой переработке древесины. Программа предполагает создание нескольких предприятий с годовыми объёмами до 2 млн кубометров. Программа будет рассчитана на период с 2008 по 2012 годы. Главам муниципальных образований также рекомендовано включить в программу развития районов раздел по глубокой переработке древесины.

ИА REGNUM: Межведомственная комиссия работает с начала июня. Произошёл ли за это время какой-то перелом в лесозаготовке?

Коренного перелома пока нет, но есть существенные подвижки. Я не буду называть цифры, которые не единожды озвучивались областным УВД, но ещё раз отмечу, что количество раскрываемых преступлений в лесозаготовке резко увеличилось. Стоит отметить, что у нас накопилось немало предложений, в том числе и от предпринимателей, которые предлагают свои пути решения проблемы. В августе и сентябре отмечено снижение объёмов экспорта необработанной древесины. Здесь, конечно, сыграло свою роль и увеличение экспортных пошлин на вывозимый круглый лес.

ИА REGNUM: Что дал областной закон, регламентирующий работу пунктов приёма древесины?

Этот закон - заключительное звено в цепочке отслеживания системы движения древесины от заготовки до экспорта. На этапе заготовки мы и раньше могли отслеживать процесс по выписанным лесорубочным билетам, перевозку отслеживали структуры УВД, а на этапе экспорта до принятия этого закона никаких вариантов контроля у нас не было. Теперь есть. Между Управлением лесами и Россельхознадзором заключён договор, согласно которому при выдаче фитосанитарных сертификатов проверятся достоверность предоставленных грузоотправителями сведений. Россельхознадзор имеет право не выдавать фитосанитарный сертификат при предоставлении недостоверной информации.

ИА REGNUM: Если можно, опишите процедуру, согласно которой заготовленный на территории Читинской области лес может быть законно экспортирован? В чём заключается проверка достоверности предоставляемых грузоотправителями сведений?

Прежде всего, нужно законно срубить лес. Для этого нужен лесорубочный билет. Это единственный документ, который удостоверяет право хозяйствующего субъекта на пользование лесными ресурсами. Лесорубочные билеты выдаются лесхозами на основании договора аренды или по результатам лесного аукциона. Это единственные варианты, при которых древесина может быть отправлена на экспорт. При выдаче лесорубочного билета для собственных нужд и при заготовке древесины по ордеру - по более низкой, кстати, цене - продажа её запрещена. Следующий этап - транспортировка. В областном законе чётко оговорен перечень документов, которые должен иметь грузоперевозчик. В их числе, естественно, лесорубочный билет. Лес привозится на пункт приёма, где должен быть заведён журнал. В нём указывается, от кого принята древесина, в каком объёме, её порода, происхождение, то есть лесорубочный билет, ИНН - для работы с налоговой инспекцией, номер и марка машины, на которой привезён лес. Дальше организация или частный предприниматель, который имеет в собственности подъездной путь, механизмы для погрузки леса, контракт на поставку древесины, оформляет заявку на выдачу фитосанитарного сертификата. В заявке он указывает в числе прочего лесорубочный билет и лесхоз, который его выдал. На основании соглашения между Россельхознадзором и Управлением лесами, о котором я говорил выше, заявка попадает в Управление лесами - структуру, в ведении которой находятся все лесхозы. Мы в течение суток проверяем заявку. Если проверка показала, что такой-то лесорубочный билет на такой-то объём древесины был действительно выдан таким-то лесхозом, то организация получает фитосанитарный сертификат. В противном случае включаются другие механизмы проверки.

ИА REGNUM: Что в этой схеме не работало раньше?

Раньше на пункте приёма не было информации о лесорубочном билете. Принималось всё подряд и от кого угодно. Фактически, это соответствовало федеральному законодательству. Областной закон вобрал в себя несколько пунктов и требований из федерального законодательства, обобщил их, позволил законодательно утвердить обязанность вести нормальный учёт принимаемой древесины.