Процесс международного признания и осуждения Геноцида армян - необратим: интервью Гайка Демояна
Гайк Демоян - директор Музея-института Геноцида армян
ИА REGNUM: Г-н Демоян, уже довольно долгое время турецкое общество обсуждает предложение Анкары о создании совместной комиссии историков для исследования событий начала 20-го века в Турции. Каково ваше мнение о политике Турции в отношении Армении и как вы оцениваете это предложение Анкары?
К сожалению, ожидать каких-либо существенных изменений в позиции Турции в отношении Армении не приходится. Этому способствует и отсутствие серьезных подвижек в урегулировании карабахского вопроса. Чего добилась Турция занятием жесткой позиции в отношении Армении? По большему счету ничего. Очевидно, что Турция не смогла достичь желаемого результата политикой давления на Армению. Кроме того, представила себя в некрасивом свете попытками принудить Армению отказаться от исторической правды. Нежелание устанавливать двусторонние отношения с Арменией лишь доказывает продолжение турецкой государственной политики в отношении армян, что затрудняет последующий диалог между двумя народами. Создается ощущение, что добрая половина энергии турецкого МИДа уходит на отрицание армянского геноцида и на убеждение международных организаций и парламентов в том, что геноцид армян - это армянский вымысел. Государственная элита Турции упорно отказывается верить в то, что в конечном итоге серьезных результатов такой позицией добиться невозможно. Официальная Анкара оказалась в весьма невыгодном положении, продолжая тратить огромные средства на противодействие признанию факта Геноцида армян, ведь процесс международного признания и осуждения геноцида армян в Османской империи - необратим.
ИА REGNUM: Можно ли считать Турцию проигравшей стороной в этом вопросе?
Некоторые турецкие СМИ считают сегодняшнюю политику противостояния процессу международного признания Геноцида армян уже проигранной и выдвигают предложения по нейтрализации последствий международного признания путем введения новых сценариев действий. Считаю неудачу политики отрицания большим моральным поражением Турции. В этом повинно руководство и интеллектуальная элита государства, поставившие свою страну в изначально проигрышное положение. Турецкое общество и в будущем будет подвергаться новым психологическим ударам от последующих признаний, и в результате страна окажется в своеобразной цивилизационной изоляции, выдержать которую будет не так просто для турецкого национального и государственного самосознания.
ИА REGNUM: В чем заключаются эти удары, и к каким последствиям они могут привести?
Политика отрицания может способствовать дальнейшему развитию турецкого национализма, который и стал в свое время инструментом совершения Геноцида армян, греков, ассирийцев, и продолжает являться инструментом политики дискриминации национальных меньшинств Турции сегодня. Новые всплески национализма грозят выходом турецкого общества из-под контроля силовых структур Турции и, так называемого, "глубинного государства". Цивилизационная изоляция может способствовать кризису национального турецкого самосознания, в особенности, у представителей западного и националистического мировоззрения, что может превратить Турцию в классическое "расколотое общество", что приведет к: снижению ценности кемалистской идеологии, пересмотру существующих установок относительно восприятия собственной истории и официальной интерпретации исторических событий, к увеличению общественных дебатов вокруг вопроса геноцида вне контроля официальной историографии и дискредитации последней. Возможна также и резкая поляризация между гражданским обществом и властными структурами, в первую очередь силовыми ведомствами Турции. Мои слова не означают, что мы желаем дестабилизации ситуации в Турции. Но история демонстрирует, что, несмотря на мощь, геополитическое положение и союзнические отношения, все государства в конечном итоге расплачиваются за содеянное. Международное признание Геноцида армян приведет к дискредитации турецкого государства и народа в глазах международного сообщества, что, в свою очередь, станет следствием изменения ценностной системы в турецком обществе.
ИА REGNUM: Предполагает ли признание Геноцида армян компенсацию со стороны Турции за содеянное преступление, или же армянской стороне придется довольствоваться лишь самим фактом признания?
Дальнейшая демократизация турецкого общества предполагает также готовность к устранению последствий геноцида, например, возможности заселения территории Западной Армении потомками армян, спасшихся от геноцида. Любое противодействие этому будет являться поощрением политики младотурок и согласием с результатами политики геноцида. Геноцид - это тягчайшее преступление против человечества, и расплата за содеянное должна быть соответствующей. Армянская сторона не соглашается с возможностью политического торга на тему, затрагивающую историческую память и память переживших геноцид, эти вопросы ни под каким предлогом не могут быть предметом обсуждений и каких либо компромиссов. Другая проблема заключается в юридическом оформлении и гарантиях для армянского населения Западной Армении на территории Турции. Она лежит уже в контексте перспектив вступления Турции в Европейский Союз. Наша задача заранее определиться с формой возмещения ущерба и планом действий после получения компенсации. Не исключено, что последствия признания в глазах Турции представляются еще более проблематичным вопросом, нежели само признание геноцида на официальном уровне.
ИА REGNUM: А можно ли рассматривать Армению в качестве будущей союзницы Турции?
Не исключено что со временем при определенном раскладе сил в регионе Армения может стать для Турции государством-партнером. Если сегодня Турция выступает с позиции силы, то вполне возможно, что завтра эта политика будет расценена как недальновидная. Добиться силой каких-либо уступок от Армении не представляется реальным. Скорее наоборот: Турция сама должна пойти на конкретные уступки для приобретения еще одного союзника в регионе, где в скором времени таковых у нее может и не остаться.
ИА REGNUM: Как вы прокомментируете развития событий вокруг Антидефамационной лиги и позицию еврейских структур по вопросу признания геноцида армян?
Полагаю, что позиция еврейских структур в вопросе признания Геноцида армян неоднозначна, что проявляется в диаметрально противоположных позициях и оценках в еврейском обществе - от полного отрицания в угоду турецкой стороне, до безоговорочного признания исторического факта Геноцида армян и характеристики позиции отрицателей как аморальной.
Достаточно сказать, что такие организации как Ассоциация исследователей Холокоста или Международная организация исследователей Геноцида, официально признали и квалифицировали события в Османской Империи времен Первой мировой войны и после нее как геноцид. Ежегодно сотни граждан, прибывающие в Армению из Израиля, посещают Мемориальный комплекс и Музей-институт Геноцида армян. Значимым был приезд главного раввина Израиля Йоны Мецгера в прошлом году, а также посещение делегации лондонских Либеральных евреев во главе с раввином Дани Ричем в текущем. Рискну предположить, что этот год будет особенным в части увеличения посещений Музея и мемориального комплекса геноцида армян гражданами Израиля. Это говорит о том, что в израильском обществе очевидна тенденция роста интереса к теме Геноцида армян.
ИА REGNUM: На днях Конгресс США приступает к обсуждению 106-ой Резолюции, предполагающей официальное признание Геноцида армян Америкой. Как вы оцениваете недавнее обращение бывших Госсекретарей и министров обороны к спикеру Палаты представителей? И на что вообще может повлиять эта резолюция?
Относительно совместного обращения американских политиков я думаю, что это было ошибкой или неверным выбором с их стороны, так как своими подписями они поставили под удар репутацию и историю собственной страны, выступив на стороне проигравшей турецкой политики отрицания. Сама суть этого текста может вызвать разве что глубокое разочарование и досаду. Ведь в тексте письма даже не дается квалификация совершенному Турцией преступлению, факт геноцида не отрицается, и не признается, и цинизм проявляется в том, что авторы как будто говорят о неважности вопроса - был геноцид или не был, так как США все равно остаются союзником Турции в силу ее выгодного географического положения.
Люди, подписавшиеся под этим обращением, поставили под удар репутацию США, американского народа и обесценили его историческую память. По моему глубокому убеждению, эта резолюция имеет большее значение для истории США и исторической памяти американского народа, нежели, для армяно-турецких отношений. Что я имею ввиду. История Геноцида армян тесно переплетена с историей самой Америки. В начале 20-го века США провели колоссальную гуманитарную акцию по спасению сотен тысяч армян и других христианских народов от турецкой политики истребления, что приносит честь любой стране и ее истории. Десятки тысяч армян, спасшихся от геноцида, нашли приют на американской земле, ставшей для них второй родиной. Тысячи армян впоследствии будут воевать за свою вторую родину и их заслуги будут оценены должным образом. Я думаю, что 106 Резолюция должна стать данью нашей общей истории и памяти тех, кто боролся во имя человечества и цивилизации. Этот документ должен стать основополагающим в мировой истории и истории американского государства, для которого истинные демократические ценности и права человека всегда должны стоять выше любых геополитических интересов. Этот документ станет прецедентом для других государств, не только в деле признания и осуждения геноцида армян, но и в деле предотвращения будущих преступлений против человечества.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Наёмники из Бразилии создали группу Expeditionaries в составе ВСУ
- Окончено расследование уголовного дела в отношении Сидики* о теракте