Обзор самарских СМИ за 2 - 3 августа 2007 года.

АВТОВАЗ

"Представителям "Рособоронэкспорта" удалось не допустить широкомасштабной забастовки на ВАЗе, которая анонсировалась последние десять дней. Это не значит, что она не повторится - руководителей автозавода проверили на прочность в самый "мертвый" политический сезон, и они эту проверку выдержали с большим трудом", - сообщает газета "Самарское обозрение". Издание пишет: "Впервые за все время существования ВАЗа ситуация с забастовкой рабочих предприятия приобрела такой размах и психологический накал. Причиной для ее проведения стало традиционное требование сотрудников предприятия повысить им зарплату. Повысить ее предлагалось в соответствии с теми обещаниями, которые раздавала зимой 2007 года в ходе кампании в Самарскую губернскую думу партия "Единая Россия", т.е. до 25000 рублей. С автозаводом "Единую Россию" в глазах инициаторов забастовки объединял тот факт, что ее членами является большинство топ-менеджеров ВАЗа. За кампанию "ЕдРа" в Тольятти зимой отвечали также руководители ВАЗа. Сама по себе организация забастовки выглядела достаточно необычно. Организаторы таких акций, лидеры профсоюза "Единство", постоянно утверждали, что не имеют к забастовке никакого отношения. Им вторили представители независимого профсоюза на СП "GM-АвтоВАЗ", лидер которого Андрей Ляпин сообщил: "Мы вместе с Петром Золотаревым (лидер профсоюза "Единство") только консультировали представителей некоторых цехов. У нас есть опыт проведения забастовок. Забастовка на "Форде" показала, что это реальный способ побудить работодателя к серьезному диалогу, это эффективный инструмент, хотя и болезненный. Причем не только для работодателя, но и для работника. Я считаю, что работник имеет конституционное право на забастовку. Но у любого действия есть юридические последствия, к этому тоже надо быть готовыми"... Всю неделю истерика вокруг ВАЗа нарастала. Грядущая забастовка была анонсирована во многих федеральных СМИ. Петр Золотарев выступил в эфире "Эха Москвы", интернет-сайты и "живые журналы" беспрерывно освещали как саму забастовку, так и события вокруг ее организации. Нарастала напряженность и в руководстве завода. В конечном итоге она вылилась в конкретные действия. Стороны описывали их по-разному. На заводе происходящее неформально называли провокацией и говорили, что требования не имеют никакой логики. "В апреле, например, у нас средняя зарплата - 14 771 руб., на ГАЗе - 12 683 руб., на КамАЗе - 12 033 руб., на Уральском автозаводе (Миасс) - 11 932 руб. И ведь это все работающие предприятия", - уверял в рассылаемом по сети во все СМИ интервью лидер вазовского "официального" профсоюза Николай Карагин. Независимые профсоюзные лидеры (напомним уверявшие, что не имеют к происходящему никакого отношения) говорили, что зарплата на предприятиях, собирающих иномарки, заметно выше. По мере нарастания истерики стороны перешли к взаимным выпадам. Пресс-служба предприятия объявила о попытке не называемых "сил" использовать реформы на заводе в своих политических целях, а якобы не участвующие в забастовке профсоюзные лидеры стали говорить, что на рабочих оказывается административное и силовое давление. 30 июля в эфире радиостанции "Эхо Москвы" Петр Золотарев заявил: "Начальникам цехов, мастерам дали команду, они бегают и всех собирают, запугивают, выискивают с охраной предприятия активистов, кто писал, чего. Даже подключают органы милиции к расследованию этих мероприятий и запугиванию". Листовки с призывом принять участие в забастовке под лозунгом "Требуем обещанного "Единой Россией" повышения заработной платы до 25 тысяч рублей" стали распространяться на ВАЗе на прошлой неделе. Тогда же отдел милиции на ВАЗе начал проверку листовок на предмет содержания в них "экстремистских призывов". В связи с милицейской проверкой в минувшую пятницу после вечерней смены был задержан активист профсоюза "Единство" электромеханик Антон Вечкунин, в понедельник был допрошен еще один профсоюзный активист, распространявший на территории завода листовки, - Александр Афанасьев. В конечном итоге ситуация вылилась совсем не в то, что представляли себе организаторы акции и ее противники. Несмотря на превентивные меры руководителей ВАЗа, забастовка в сборочных цехах 45-2 (численность работающих 3000 человек) и 46-1 (численность работающих 700 человек) все же началась. Правда, не с начала утренней смены, как заявляли накануне представители независимого профсоюза "Единство", а в 11:00, в начале обеденного перерыва. На несанкционированном митинге, собравшем, по разным данным, от 150 до 450 рабочих, выступили лидер "Единства" Петр Золотарев и депутат Госдумы, основатель независимого ВАЗовского профсоюза единоросс Анатолий Иванов. После этого рабочие вернулись на свои места, и работа главного конвейера не пострадала. Однако, по словам Анатолия Иванова, забастовка продолжилась до конца первой смены, а по конвейеру двигались несобранные автомобили. По его мнению, руководство ВАЗа распорядилось не останавливать конвейер, чтобы осуществить "психологическое давление" на рабочих. Золотарев также заявил, что на конвейере усилена охрана, в которой задействованы и милиция, и "люди в штатском". По мнению председателя Федерации профсоюзов Самарской области Евгения Егорова, "усиленная охрана конвейера - оправданная профилактическая мера в рамках антитеррористических мероприятий. На ВАЗе - 110 тысяч рабочих, сложное оборудование". Представители группы "АвтоВАЗ" признают факт неукомплектации машин, но говорят, что она незначительная".

"Вазовская забастовка - самое громкое орудие политического воздействия в Тольятти", - продолжает "Самарское обозрение". Издание пишет: "Его создателем считается основанный в 1990 году независимый профсоюз "Единство", лидером которого был нынешний депутат Госдумы единоросс Анатолий Иванов. В 1994 году "Единством" был остановлен главный конвейер ВАЗа. В ответ было уволено 156 рабочих. Председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин уверяет, что когда начались суды, Анатолий Иванов и Сергей Ершов (есть протоколы судебных заседаний) отказались от ответственности. "Они, мол, не призывали к забастовке, а только консультировали. Они остались в стороне, а рабочих уволили с завода. И нашему профсоюзу пришлось за них просить тогдашнего генерального директора Каданникова", - уверяет Карагин. В 1996 году после двухнедельной остановки главного конвейера, также инициированной "Единством", менеджмент завода пошел навстречу требованиям забастовщиков зарплата рабочим была выплачена своевременно. Впоследствии профсоюз превратился не только в защитника прав рабочих, но и в стартовую площадку для его лидеров. Анатолий Иванов стал депутатом Государственной думы, а Петр Золотарев едва не обошел Николая Уткина на последних мэрских выборах в Тольятти. Еще до этого обещание забастовки на ВАЗе стало превращаться в самый действенный в Тольятти политический трюк, а к мэрским выборам его использовали все кому не лень. Даже Николай Уткин ради сохранения мэрского кресла устраивал выступления около ВАЗовской высотки. Как правило, на трюк велись. Повелись и новые руководители ОАО "АвтоВАЗ". Для них все произошедшее может иметь последствия в виде новой череды забастовок, только на этот раз они действительно могут получить политический подтекст. Главным итогом "сдувшейся" забастовки стала проба сил, вольная или невольная проверка реакции руководства предприятия в самый "мертвый" политический сезон. Проверка показала, что адекватных и действенных методов реагирования у руководства ВАЗа пока нет. Это понимают и непризнанные лидеры забастовки. Они считают, что главный козырь руководства завода, угроза сокращения, им не страшен. "Я не верю в способность руководства ВАЗа увольнять людей цехами. Машины кто-то должен делать. Сборочные цеха испытывают кадровый дефицит, там сильная ротация кадров именно из-за низкой заработной платы", - сказал Андрей Ляпин. Подобные заявление означают, что старое, как Тольятти, политическое орудие снова будет задействовано осенью. Возможно, уже в полную силу".

ЭКОНОМИКА

"Арбитражный суд Москвы начинает рассмотрение заявления межрегиональной инспекции ФНС №6 Москвы о признании банкротом ОАО "Волготанкер"", - сообщает "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Издание пишет: "Общая кредиторская задолженность компании составляет 4,8 млрд рублей, 3,9 млрд рублей из которых - долг по налогам, пеням и штрафам. В "Волготанкере" главным моментом в процессе банкротства компании называют сохранение ее целостности. В УФНС по Самарской области надеются, что процедура банкротства, в первую очередь, первый этап - наблюдение - не затянется, и называют прогнозный срок три года. Эксперты полагают, что налоговая служба хочет побыстрее "проскочить" стадию наблюдения, чтобы получить возможность влиять на процедуру распродажи имущества должника".

""Авиакор" хочет купить комплектующие с трех самолетов Ан-140, которые были собраны харьковским авиазаводом для "Азербайджанских авиалиний". Это позволит ему ускорить сборку Ан-140 в Самаре и их продажу российским авиакомпаниям", - сообщает газета "Ведомости". Издание пишет: "На этой неделе азербайджанское информационное агентство TrendCapital сообщило со ссылкой на исполняющего обязанности гендиректора Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) Сергея Задорожного, что "Азербайджанские авиалинии" (Azal), ХГАПП и "Авиакор" провели переговоры о покупке самолетов Ан-140. Представитель ХГАПП рассказал, что эти переговоры начались в июле. По его словам, один самолет сейчас находится в Азербайджане у Azal, а два других стоят на территории ХГАПП. Из них один собран, а другой - в стадии строительства. Сейчас речь идет о выкупе харьковским предприятием самолетов у Azal... "Авиакор" участвует в переговорах ХГАПП и Azal, поскольку заинтересован в большой части комплектующих и агрегатов этих самолетов для использования в собственном производстве Ан-140 на "Авиакоре", объяснил гендиректор компании "Авиаресурс-Холдинг" (держатель акций "Авиакора") Сергей Лихарев. "Комплектующие, установленные на этих самолетах, имеют нулевой ресурс, - говорит Лихарев, - и их использование могло бы ускорить сборку самолетов в Самаре". На какие именно комплектующие рассчитывает "Авиакор", Лихарев не объяснил. По его словам, объем сделки будет определяться в случае успешного исхода переговоров между ХГАПП и Azal...Аналитик банка "Траст" Евгений Шаго считает, что "Авиакору" с украинских самолетов могут понадобиться двигатели и авионика. Комплект двигателей с одного самолета может стоить около $4 млн, авионика - еще около $1 млн, т. е. если "Авиакору" удастся договориться о покупке комплектующих со всех трех самолетов, сумма сделки может составить до $15 млн. "Ан-140 сделал себе плохую рекламу в Азербайджане, но в Якутии самолет хорошо себя зарекомендовал", - говорит Шаго. В ближайшие пять лет спрос на этот самолет у российских авиакомпаний может составить 30 машин, оценил он".

"В ноябре 2007 г., 15 лет спустя после начала строительства, в самарском метро может начать работу девятая станция - "Российская". Губернская дума одобрила выделение 300 млн руб. для завершения "Российской" и перегона до следующей станции - "Алабинской"", - сообщает газета "Ведомости". Издание пишет: "Недостающие 300 млн руб. для завершения строительства станции "Российская" (началось в 1992 г.) и подготовки перегона до "Алабинской" депутаты выделили из профицита областного бюджета, сообщил министр финансов Самарской области Павел Иванов. "Российская", сказал он, может быть введена в эксплуатацию к ноябрю 2007 г. Осталось выполнить 30% работ по отделке, пусковой наладке и монтажу оборудования, говорит руководитель управления по технадзору за строительством метрополитена министерства строительства и ЖКХ Самарской области Александр Рассказов. На эти деньги будет подготовлен перегон до следующей станции - "Алабинская", которую планируется ввести в 2009 г. Осталось построить около 30 м перегона. Всего в текущем году на финансирование метрополитена было выделено 627,1 млн руб. (482,8 млн руб. - из федерального бюджета, 144,3 млн руб. - из областного), рассказал пресс-секретарь председателя комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской губернской думы Сергей Герасимов. С учетом 300 млн руб. сумма, выделенная в текущем году на "Российскую", составит 927,1 млн руб. По данным облправительства, с начала строительства на станцию было выделено более 1,5 млрд руб. До 2006 г. ежегодное финансирование не превышало 100 млн. 300 млн руб. достаточно для завершения запланированных работ, считает аналитик ИК "Финам" Владислав Исаев... Cейчас в правительстве области рассматривается программа финансирования строительства метрополитена на 2008-2010 гг. стоимостью около 6,5 млрд руб., добавил Рассказов. По его словам, финансирование в таком объеме позволит к 2010 г. ввести в эксплуатацию станцию "Алабинская". Сегодня Самарский метрополитен остается убыточным. Как ранее говорил Рассказов, метро в мегаполисе будет приносить прибыль, когда его протяженность составит минимум 25-30 км".