Камилжан Каландаров: Россия - Туркменистан: визы лучше отменить
Статья Председателя подкомиссии по национальным вопросам Общественной палаты РФ, Председателя общероссийского общественнного движения "Наша Россия", доктора философских наук Камилжана Каландарова (публикуется в авторской редакции)
Отрадно наблюдать в самое последнее время небывалую активность России в отношениях с Туркменистаном. После визита премьер-министра Фрадкова, очень скоро последовал визит главы российского МИДа в повестке дня которого - визит в Туркменистан президента России. Отрадно наблюдать, что наши отношения не ограничиваются только дипломатическим протоколом и ритуалом. Так, например, по последним сообщениям российский Газпром объявил тендер на строительство в Ашгабате собственного офисно-делового центра, а, также школы на 800 мест, и детского сада на 160 мест. Красноречивое свидетельство того, что дипломатия может служить не только большой политике, но и гражданскому обществу.
Активность России на туркменском направлении - серьезный залог ее будущих успехов в этом регионе. Но на этом пути нельзя забывать о вещах может и незначительных на первый взгляд, где-то даже формальных, но могущих стать серьезными помехами для будущих взаимоотношений между нашими странами. Например, визовый режим существующий сегодня между Российской Федерацией и Туркменистаном.
В современной международной практике визовый режим существует между странами очень слабо интегрированными между собой в политическом, экономическом и социокультурном плане и там, где представляется возможным, его если не отменяют вообще, то, по крайней мере, максимально либерализуют. Понятно, что визы для поездок граждан стран, ранее входивших в состав сверхинтегрированного СССР, выглядят если не нелепостью, то уж точно излишеством. Сегодня у России со странами бывшего СССР визовый режим существует со странами Балтии, Грузией и Туркменистаном. В отношении Балтии понятно: эти страны стали членами НАТО и ЕС, структур, в которые Россия не интегрирована. Визовый режим с Грузией был введен в контексте откровенно недружелюбных действий руководства этой страны по отношению к России. Для введения визового режима с Туркменистаном столь серьезных оснований не было.
Еще 23 декабря 1993 года, между Москвой и Ашхабадом было подписано соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства. Данное соглашение обеспечивало возможность этническим русским, а также другим гражданам бывшей Туркменской ССР иметь наряду с туркменским также и российское гражданство. Однако 10 апреля 2003 года Владимиром Путиным и прежним президентом Сапармуратом Ниязовым был подписан протокол о прекращении действия двойного гражданства. Насколько было логичным соглашение, по сути фиксирующее реалии отношений между российским и туркменским народами, сложившиеся в советский период, настолько же нелогичным представляется денонсация этого соглашения.
Тогда многие говорили, что Туркменбаши нажал на Россию и выторговал визовый режим в обмен на гарантию соблюдений газоэкспортных соглашений. Но автору этих строк несколько лет тому назад во время одного из последних визитов президента Туркменистана в Москву удалось в кулуарах Кремля побеседовать с Сапармуратом Ниязовым. На вопрос о том, почему предпринято введение визового режима, отмена соглашения 1993 года и некоторые другие меры, только ставящие помехи в отношениях между нашими странами, туркменский лидер как-то грустно взглянул и сказал:" Министры приходят и уходят, а народы остаются". Тем самым, думается, он как бы давал понять, что в решении этих вопросов он оказался заложником окружения и собственной бюрократии, среди которых, как сегодня ясно, были и непорядочные люди.
После отмены соглашения обладатели двойного гражданства, составлявшие довольно значительную часть населения, были вынуждены определиться только с одним из них и как следствие попадали в сферу визового режима при въезде в Россию или Туркменистан. Интересно, что с формальной международно правовой точки зрения соглашение о двойном гражданстве продолжает действовать поскольку протокол о его денонсации не был, как это предписывалось, ратифицирован парламентами России и Туркменистана.
То, что визовый режим создал серьезные помехи для внешней деятельности Туркмении, можно проиллюстрировать несколькими фактами. "Встала" начавшая было активно формироваться туристическая индустрия Туркменистана, в которую были вложены изрядные средства и которая была нацелена на турпоток именно из России и других стран СНГ. Однако из-за жесткого визового режима эти туристы, а также гости из дальнего зарубежья при посещении Центральной Азии отдают предпочтение Узбекистану и Казахстану, где визовый режим куда либеральней, а для граждан бывшего СССР виз вообще нет. Другой пример более красноречив. Сегодня консульский сбор за российскую визу в посольстве РФ в Ашхабаде составляет примерно 70 долларов. Это при том, что доход большинства граждан Туркменистана едва дотягивает до 26 долларов в месяц. В туркменском посольстве в Москве с визой также часто возникают сложности и неоправданные препятствия бюрократического характера.
Поэтому сегодня, в контексте активно идущих перемен в отношениях между Москвой и Ашхабадом, наиболее целесообразным видится отмена визового режима между нашими странами. Именно отсутствие, а не наличие такого режима наиболее объективно соответствует уровню и духу отношений между нашими странами. В конце концов, даже если исходить из того, что консульские сборы за визу являются одним из источников пополнения казны, то можно в качестве первых шагов существенно снизить стоимость виз, выдавать их по прибытии в аэропорту и т.п. И для этого шага нужна даже не столько сильная политическая воля, сколько здравомыслящее понимание нынешней ситуации.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- Шесть балконов жилого дома обрушились в селе в Орловской области
- МЧС сформировало федеральный оперштаб по ликвидации ЧП с разливом мазута
- СМИ: в Калифорнии из-за усиления пожаров эвакуировали музей Гетти