"Двухуровневая система образования необходима, если мы хотим стать полноправными участниками Болонского процесса": интервью председателя совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимира Васильева
Председатель совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики профессор Владимир Васильев убежден в том, что бакалавр должен стать полноправным участником рынка труда. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по словам Васильева, пока еще среди петербургских выпускников бакалавров не более 1%, но ситуация изменится.
ИА REGNUM: Владимир Николаевич, на ваш взгляд, в чем будет заключаться самая большая проблема внедрения двухуровневого образования? Где, собственно, место бакалавра? И нужен ли он в принципе?
Двухуровневая система необходима, если мы хотим к 2010 году стать полноправными участниками Болонского процесса, но нам, прежде всего, надо будет приучить российского работодателя к тому, что человек, получивший степень бакалавра в вузе по той или иной специальности, - полноправный участник рынка труда. Пока же у нас в Санкт-Петербурге, где двухуровневая система фактически уже существует 15 лет, среди выпускников вузов бакалавры составляют не более 1%.
ИА REGNUM: Невозможно как-то даже представить выпускника-медика с дипломом бакалавра.
Безусловно, вы правы. Ряд специальностей - медицинские, те, которые связаны с безопасностью государства, так называемые тяжелые технологические специальности, связанные со сложными технологиями оборонно-промышленного комплекса, сохранят сквозную подготовку специалитета. Число таких специальностей, думаю, будет небольшим. В 2007 году Министерство образования и науки РФ планирует создать государственные образовательные стандарты третьего поколения. А это требует и определенных законодательных изменений. Лишь после этого будет выпущен в свет перечень направлений подготовки специалистов. Но, так или иначе, основная часть студентов все же пойдет по линии бакалавров.
ИА REGNUM: Известно, что в США в магистратуру поступают обычно не более 30% выпускников бакалавриата.
Пока мне тяжело что-то говорить в процентном отношении. Это должен сказать рынок, экономика. Для меня очевидно, что бакалавриатом будут охвачены социально-экономические и гуманитарные системы подготовки, часть естественно-научных и инженерно-технических специальностей, те, которые связаны с подготовкой эксплуатационников, так называемых линейных инженеров, которые не принимают стратегических решений. Думаю, более 50% подготовки в высшем образовании страны уже реально может быть двухуровневой.
ИА REGNUM: 15 февраля 2007 года было подписано соглашение между советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским отделением Российского союза промышленников и предпринимателей. Есть ли уже конкретные результаты работы в рамках этого соглашения?
Самое главное в соглашении - фиксация того, что мы - руководство вузов и работодатели наших выпускников - работаем совместно. Вряд ли мы могли такое подписать даже три года назад, когда предъявляли друг другу взаимные претензии - "вы не так учите", "а вы не говорите, кого вы хотите получить после университетской аудитории". Первый важнейший и принципиальный вопрос решен - только совместными усилиями вузовского профессорско-преподавательского сообщества и работодателей мы сможем подготовить востребованных специалистов. Второе - в соглашении прописано, что и крупные предприятия, и ассоциации малого и среднего бизнеса будут отныне принимать участие не только в традиционной студенческой практике, принимая у себя будущих специалистов, но и реально входить в учебный процесс, помогать вузам материально, ориентировать соответствующих будущих специалистов на те или иные конкретные рабочие места. У нас создан и координационный совет - 10 человек от совета ректоров и 10 - от союза промышленников и предпринимателей. Причем принципиально в этот совет вошли первые лица - ректоры и руководители предприятий. Сейчас мы разрабатываем план конкретных мероприятий нашего соглашения, который должен быть готов к 10 апреля. Временные рамки соглашения мы обозначили до 2011 года, причем до 2008 года это будет первый этап, когда мы скорректируем наши решения в связи с изменением законодательства и рынка, а потом, ближе к полноправному вхождению России в Болонский процесс, конечно, будет еще корректировки работы. Но в итоге мы поставили перед собой довольно понятную и достижимую задачу - чтобы через пять лет после подписания соглашения около 50% выпускников петербургских вузов после получения диплома работали по выбранной специальности. Пока эта цифра в Санкт-Петербурге достигает лишь 30%.
Но у нас есть и конкретный пример согласованной позиции и сотрудничества работодателей и ректоров. Еще до утверждения правительством РФ перехода на двухуровневую систему образования Минобрнауки РФ планировало провести эксперимент по подготовке бакалавров в средних специальных учебных заведениях - ссузах. Эта идея даже была озвучена на ежегодной коллегии Рособразования. И после этого мы - совет ректоров и Санкт-Петербургский союз промышленников и предпринимателей - выступили с единой позицией: мы написали в Минобрнауки письмо, в котором заявили, что подобный эксперимент не только противоречит существующей нормативно-правовой базе, но и снижает качество высшего образования. Потому что бакалавриат - это уровень высшей школы. К тому же это противоречит Болонскому процессу. Мы не получили ответа, но пока о подобном эксперименте ничего не слышно и, надеюсь, слышно не будет.
ИА REGNUM: Вуз, который вы возглавляете - Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), в этом году стал одним из победителей конкурса инновационных вузов в рамках национального проекта "Образование". Расскажите о ваших инновационных программах.
Наш проект, с которым мы вышли на конкурс, носит название "Инновационная программа подготовки специалистов нового типа в области информационных и оптических технологий". На первый взгляд, слова "информационные" и "оптические" не стыкуются. Но оптика, свет - это физическая основа для информационных технологий. Кроме того, наш вуз готовит специалистов мирового уровня по разработкам программного обеспечения. За два года мы в рамках инновационного проекта должны будем подготовить 15 новых магистерских программ, связанных именно с этими областями. Мы разработаем эти программы и в электронном виде для системы дистанционного обучения, что крайне важно не только для нашего университета, но и для других вузов. Программы будут созданы в тесном сотрудничестве с работодателями - с профессиональными ассоциациями как в области оптики, так и в области разработки программного обеспечения. Кроме того, аккредитация и сертификация наших выпускников также будет проводиться работодателями, помимо государственных дипломов, они будут получать и профессиональные сертификаты от внешних экспертов, как это делается на Западе.
На создание этих программ мы объявим открытый конкурс. В конце апреля опубликуем его условия на нашем сайте. Кроме того, в рамках проекта мы планируем стажировки преподавателей не только в России, Европе и США, но и в Южной Корее, Японии, на Тайване - там многому можно научиться в плане инжиниринга и внедрения разработок. Стоимость проекта в целом 700 млн. рублей, 582 млн. - это федеральные средства, остальные - привлеченные нами.
ИА REGNUM: Ваш вуз уже давно славится как кузница программистских кадров и чемпионов мира по программированию. Отражен ли в инновационном проекте поиск талантливой молодежи?
Да, поэтому второе, что мы планируем, - это создание системы сквозной непрерывной подготовки, начиная со школьников. У нас уже есть богатый опыт по поиску по всей России будущих талантливых программистов через интернет-школу, Академию информатики и программирования, работу с конкретными школами. Но сейчас мы решили в создание этой системы добавить еще один серьезный элемент - мотивационный, привлечь к этому работодателей. Сейчас ситуация такова, что рынок в области информационных технологий далеко не насыщен. Да, мы отбираем почти 100% будущих талантливых разработчиков. Но есть еще те школьники, которые могут пойти к нам, а могут с тем же успехом пойти учиться на юриста или экономиста, они не определились. Поэтому мотивационный элемент важен, мы должны уже на этом этапе - предпрофильной подготовки в школе, этапе выбора вуза продемонстрировать возможности будущей карьеры, работы. Третье - наш проект ориентирован на внедрение научных и опытно-конструкторских разработок в ту или иную продукцию или услуги, в их коммерциализацию. Для этого на базе университета мы уже создаем инкубатор малых предприятий в области информационных и оптических технологий, в будущем инкубатор должен носить, безусловно, межвузовский характер. Ребят надо научить, что такое рынок, что такое маркетинг, составление бизнес-плана, юридическим и экономическим тонкостям, продвижению на рынке помимо того, что эти студенты станут специалистами в области IT.
ИА REGNUM: С какого курса студент может прийти в инкубатор и начать работать на малом предприятии?
В 2007-2008 годах мы рассчитываем инкубировать около 30 малых компаний общей численностью порядка 300-400 человек. Опыт показывает, что самой младшей командой, которая может прийти и предложить интересные с точки зрения коммерциализации проекты, могут быть студенты 4-5 курсов.