"Совершенствование отношений с Россией - одна из наших главных задач": интервью председателя Верховного совета Крыма Виктора Плакиды
Председатель Верховного совета Автономной Республики Крым Виктор Плакида прокомментировал 20 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM состояние дел в регионе.
ИА REGNUM: Какое, на ваш взгляд, самое "узкое место" в Автономной Республике Крым?
Если в шутку, то в Крыму два "узких места": Перекопский перешеек и Керченский пролив. И оба влияют на "самочувствие" автономии. Поэтому мы стараемся как можно лучше строить и отношения с Россией, и улучшать свое место и положение в Украине. Развитие автономии сегодня больше всего сдерживает уровень развития инфраструктуры, который отстает от потребностей ХХІ века. Это общая беда постсоветских республик. У нас отсталые системы обеспечения городов и сел теплом, водой, источниками энергии, несовременный транспорт.
Мы поставили перед собой амбициозную задачу - вывести крымский курорт на современный мировой уровень, но для этого надо решить массу именно инфраструктурных проблем. У нас недостаточно гостиниц европейского уровня, портов для круизных яхт, здравниц с современным уровнем лечения. Надо улучшать уровень связи, банковского обслуживания, транспорт, сферу общественного питания. Поэтому мы тут двигаемся двумя путями: с одной стороны улучшаем существующую материальную базу, с другой - поставили задачу осваивать новые регионы Крыма, которые до сих пор развиты недостаточно. Как курорты открылись для нас новыми возможностями демилитаризированный Донузлав, а также Тарханкутский полуостров, Керченский полуостров, где есть запасы минеральной воды и лечебных грязей по качеству выше сакских, Арабатская стрелка.
В Крыму разрабатывается стратегия развития автономии до 2017 года, и мы планируем, что за это время Крым сможет увеличить количество принимаемых туристов и курортников по меньшей мере в два раза. Недавно мы рассмотрели эту проблему на заседании Совета министров. В уходящем году мы практически на 30 процентов увеличили освоение средств на строительство, модернизацию и реконструкцию курортной отрасли. С 2000 года в отрасль направлено 142 миллиона долларов США инвестиций, в том числе в первом полугодии нынешнего года 7,4 миллиона долларов. Сегодня на курортах автономии реализуется 33 инвестиционных проекта общей стоимостью свыше 244 миллиона долларов. Совместно с Всемирной туристической организацией мы завершаем генеральный план устойчивого развития сельского туризма в Крыму, создана Крымская ассоциация сельского зеленого туризма. Согласно данным специальных подсчетов за 2006 год Крым с целью отдыха посетили около 5 миллионов человек, всего на 1,5 процента меньше прошлогоднего, однако в сводный бюджет автономии от курортных регионов поступило свыше 766 миллионов гривен, что на 19 процентов больше, чем в 2005 году. Сейчас платежи в бюджет от курортных регионов составляют 45,5 процентов всех поступлений. Это говорит о том, что именно курорт - главная отрасль экономики автономии, на которую должны работать все другие составляющие.
ИА REGNUM: Вы высказали в прессе мнение по поводу того, что с приходом Виктора Януковича в новое правительство Украины в нем "определилась политическая сила". Будет ли теперь меняться характер политических и экономических взаимоотношений Крыма с Киевом?
Характер отношений Крыма с Киевом определен Конституцией Украины и Конституцией Крыма, которые закрепили результат референдума о воссоздании автономии, состоявшегося в Крыму в 1991 году. Характер и политических и экономических отношений центра и автономии меняется постоянно, он совершенствуется. Дело в том, что в Украине сегодня пришли к выводу, что раньше в стране недостаточно внимания уделяли развитию регионов. Украинские ученые разработали так называемую теорию нового регионализма, которая предусматривает, что регионам должно быть предоставлено больше самостоятельности и полномочий в решении внутренних проблем. Эта теория является идеологической основой Партии регионов. В то же время она предусматривает повышение ответственности региональных элит за общую социально-политическую обстановку в стране. Мы руководствуемся лозунгом "Сильные регионы - сильная страна!" и рассматриваем процессы укрепления регионов в непосредственной связи с благополучием страны. Более того, в Крыму, как известно, с самого начала существует парламентская республика, в то же время в Украине эта форма государственного устройства только испытывается. И не без проблем. Поэтому мы говорим, что Крым в этом отношении может быть испытательным полигоном и примером для всего государства. Ведь тот период конфликтов между ветвями власти, который сегодня переживает Украина, Крым пережил в 1998-2002 годах. Потом все образовалось. Мы же с самого начала создали в Крыму правящую коалицию, которая сформировала правительство, и успешно работаем. В силу всех этих факторов мы направляем свои усилия на укрепление и расширение полномочий автономии. Мы сегодня успешно формируем бюджет, определяем для себя языковую политику, постепенно наводим порядок в разграничении имущественных отношений, проводим приватизацию госсобственности, реформирование аграрного и других секторов экономики. Цель этой обширной работы - стабильность и благополучие автономии и крымчан.
ИА REGNUM: Будут ли меняться региональные связи Крыма с Россией и другими странами ЕЭП?
Безусловно. Совершенствование отношений с Россией и другими странами СНГ - одна из наших главных задач. Крым заключил за последнее время несколько десятков договоров с российскими регионами. Недавно мы также вели переговоры в Москве. И наши отношения постоянно улучшаются. Мы улучшаем транспортное сообщение между Крымом и регионами России, особенно в пиковое курортное время. Постоянно возрастают инвестиции российского бизнеса. В Крыму долго и плодотворно работает Национальный резервный банк. Мы создаем для российских инвестиций самую благоприятную обстановку. Но проблема сегодня не в увеличении количества договоров, а в их выполнении. Достигнутые договоренности выполняются недостаточно. Вина в этом есть как наша, так и российской стороны. Мы совместно так и не построили мост через Керченский пролив, о котором много говорили несколько лет назад, так и не синхронизировали потребности России и возможности Крыма в детском курорте, не решены некоторые другие проблемы. Вместе с тем, ситуация сегодня характеризуется тем, что Крым открыт для сотрудничества всему миру. Так, недавно мы провели переговоры с Китайской провинцией Хайнань, достигли важных договоренностей о сотрудничестве в области промышленности, сельского хозяйства и культуры.
ИА REGNUM: Представитель президента Геннадий Москаль после ваших высказываний о ваших переговорах в Москве о поставках газа в Крым обвинил вас в популизме...
Я бы сказал, что само это обвинение со стороны представителя президента само и было верхом популизма, потому, что с его стороны в этой проблеме были только слова, мы же с нашими российскими коллегами решали насущные проблемы жизни крымчан, а именно: обеспечение автономии энергоносителями. Тем более, что наши договоренности в Москве лежат в русле общих украинских договоренностей с Москвой, достигнутыми нашими коллегами из "Нефтегаза Украины" и Минтопливэнерго. Полагаю, что они будут закреплены во время предстоящего визита президента России Владимира Путина в Украину.
ИА REGNUM: Можете ли вы утвердительно ответить, что Крым в полной мере пользуется правами, закрепленными в Конституции автономной республики?
Конечно, нет. Мы стараемся максимально использовать наши полномочия, но порой для этого еще недостает условий. Например, сегодняшний бюджетный процесс, принятый в Украине, не в полной мере соответствует тому варианту, который описан в нашей Конституции. Там предусмотрен фактически одноканальный бюджет. Однако для этого нам предстоит решить много экономических проблем, в первую очередь - достигнуть значительно большей рентабельности производства, повысить прибыльность курортов. Это требование - составная часть той новой региональной политики, о которой я говорил выше. С другой стороны, Крым - один из наиболее активных регионов Украины, в котором развивается практика местного самоуправления. Именно у нас состоялось несколько общегосударственных семинаров, круглых столов, симпозиумов и конференций по этой проблеме, где изучался опыт Крыма. В Крыму впервые в Украине создана Ассоциация органов местного самоуправления, которая активно работает.
ИА REGNUM: Будет ли сказываться на взаимоотношениях с председателем Кабинета министров Украины, возглавляющим Партию регионов, ваши симпатии (а также принадлежность спикера крымского парламента Анатолия Гриценко) к этой партии?
Партия регионов составляет основу правящей политической коалиции, которая пришла к власти в Крыму. Таков был выбор крымчан. И они вправе рассчитывать на то, что Кабинет министров, который возглавляет глава Партии регионов, будет оказывать реальную поддержку в решении крымских проблем. В большинстве случаев мы единомышленники с руководством нынешнего Кабинета министров Украины, с представителями антикризисной коалиции в парламенте страны. Мы находим понимание и поддержку в Кабинете министров. Крыму в необходимых объемах предоставляются субвенции и дотации, мы ощущаем практическую помощь в тех вопросах, которые не можем решить сами.
ИА REGNUM: Что можно ожидать крымчанам от бюджета-2007?
Сегодня мы разрабатываем бюджет будущего года. Предполагается, что общий объем доходов автономии будет составлять без малого 2 миллиарда гривен. Финансовый ресурс местным бюджетам Крыма из государственного бюджета Украины планируется увеличить в 2 раза, или на 683,3 млн. грн. по сравнению с 2006 годом, поэтому объем сводного бюджета прогнозируется в размере 3 миллиардов 144,2 млн. грн., что на 32,5 % больше по сравнению с бюджетом 2006 года. Это позволит увеличить финансирование учреждений образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты населения на 314,8 млн. грн. В целом расходы автономии возрастут на 25,1 % по сравнению с нынешним годом, а это значительный темп продвижения вперед. При этом мы стараемся дополнительно предусмотреть средства на выплату заработной платы, стипендий (они возрастут на четверть!). На питание детей в школах-интернатах и больных в больницах мы выделим на 48,8 % больше нынешнего, на оплату энергоносителей предусмотрим больше на 20 %. Планируется также, что в 2007 году удельный вес целевых субвенций из Государственного бюджета Украины в объеме общего фонда сводного бюджета Крыма возрастет почти в 2 раза по сравнению с нынешним и составляет 847,1 млн. грн. При этом главным приоритетом бюджета 2007 года остается финансовое обеспечение решения социальных проблем, повышение благосостояния населения.
Выплаты льгот и субсидий населению увеличатся по сравнению с 2006 годом в 1,8 раза и составят 594,4 млн. грн. Это компенсирует расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги в связи с повышением тарифов. Выплата помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства увеличится по сравнению с 2006 годом в 2 раза. На инвестиционные проекты планируется 270,9 млн. грн., или на 72,7 млн. грн. больше, чем в 2006 году. Очевидно, что новый бюджет позволит осуществить целевые капитальные вложения и решить ряд социально-экономических проблем в автономии, провести мероприятия по энергоснабжению, водоснабжению и газификации населенных пунктов, осуществить строительство и ремонт автомобильных дорог, реализовать программы обустройства депортированных граждан и кредитования молодых семей.
ИА REGNUM: Все коммунальные тарифы для крымчан увеличились в разы, но бюрократические препоны, несмотря на обещания чиновников убрать их, отталкивают малоимущее население от оформления субсидий. Оно начинает протестовать против новых тарифов неплатежами. Замкнутый круг? Надо понимать, что мы находимся в переходном периоде, когда происходит активное реформирование ЖКХ. Дело в том, что это хозяйство дальше в таких условиях существовать не могло, ибо тарифы покрывали только малую толику затрат. Это характерная черта всего постсоветского хозяйства. Поэтому сущность реформы должна состоять в том, чтобы перевести наше ЖКХ на самоокупаемость, чтобы оно, как и любая другая отрасль, работало согласно экономическим законам. Однако с этим много проблем. Во-первых, тарифы должны подниматься не одним скачком, а постепенно. Во-вторых, не все крымчане сегодня в состоянии заплатить по новым тарифам, поэтому государство установило субсидии и доплачивает тем людям, в которых сумма коммунальных платежей превышает 20 процентов общего дохода семьи. Раньше получение субсидий было довольно сложной процедурой, и в Крыму обращались за ними не больше 5 процентов тех, кто имел на это право. В других регионах Украины этот процент был значительно выше. Крым страдал от этого, поскольку в автономию могли приходить значительно большие суммы государственных субсидий.
Чтобы развязать этот узел, правительство установило упрощенную систему получения субсидий, количество необходимых бумаг, времени и сил значительно уменьшилось. Мы полагаем, что теперь процент получающих субсидии будет значительно выше, однако и это временная мера. С одной стороны органы власти на местах будут помогать оформить субсидии всем, кто будет иметь сложности с этим, с другой стороны, мы будем заботиться о росте доходов крымчан, таким образом, спустя 3-5 лет мы достигнем того, что проблема оплаты тарифов и экономика ЖКХ не будут представлять проблемы. В масштабах всего Крыма это и сегодня проблема не острая, терпимая. Хотя нам и приходится регулярно заниматься неплатежами, но уровень оплаты за энергетические ресурсы у нас составляет в среднем 90-95 процентов, что плохо, хотя и выше, чем в некоторых других областях Украины. Мы должны пройти через это. Такой сложности проблему, унаследованную нами, с наскоку не решить, а только терпением, толерантностью, плановыми, щадящими мерами. Я бы сказал, мудростью...
ИА REGNUM: Комиссия, которую вы возглавляете, выделила крымско-татарским самозахватчикам более тысячи гектаров земель, а Виктор Янукович призвал главу меджлиса Мустафу Джемилева к себе в советники. Тем не менее, число "земельных" пикетов в общей сумме даже растет, а экстремизм, если вспомнить последние события в Бахчисарае и Судаке, не спадает. Может быть, ваш путь в этом вопросе должен быть совсем не таким, какой намечен в Киеве и Крыму?
Во-первых, мы не выделяли землю "самозахватчикам". Во-вторых, наш путь не в Киеве "намечен", а отвечает реальным требованиям ситуации. А она очень сложная, и ее нельзя объяснять только экстремистскими проявлениями. Верховная рада и правительство Крыма зарезервировали больше тысячи гектаров земли для выделения нуждающимся как крымским татарам, так и крымчанам других национальностей, нуждающимся в этом. Именно эта мера позволила снизить напряженность. Многие самозахваты сегодня уже освобождены, и число их не увеличилось, а уменьшилось по сравнению с тем, которое было в тот момент, когда в Крыму был период безвластия. Наши здравые меры привели к тому, что у нас уже произошел перелом во взаимоотношениях органов власти с населением. Он пошел не в русле конфронтации, как было раньше, а в русле переговоров и договоренностей. Мы, кстати сумели решить и проблему в Бахчисарае - и с рынком, и с местом для строительства как мечети, так и православного храма. Сегодня можно сказать, что Бахчисарай уже не является очагом противостояния, хотя и там, конечно, решены еще не все проблемы. Эти факты свидетельствуют, что при наличии доброй воли с обеих сторон любые проблемы решаемы.
Тут надо понимать, что государственные органы власти должны воспринимать крымских татар не как какую-то враждебную нам силу, как поголовных экстремистов, а как граждан Украины, составную часть общества, которую нельзя выселить на Луну, и с потребностями и интересами которой надо считаться, и учитывать их и в работе, и в бюджете, использовать в общей работе на благо страны. Возможно, вы знаете, что в Украине реализуется программа интеграции крымских татар и других пострадавших от депортации, в украинское общество, поскольку многие их проблемы еще не решены. Государство помогает им со строительством жилья, с устройством на работу, с восстановлением национального образования и культуры, возвращает им отнятые ранее религиозные святыни. Этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы, поэтому возникают проблемы. Однако наши ресурсы ограничены, и если объяснить это людям и показать реальные возможности, и сделать при этом все, что можно, то конфликтов не будет. Именно для того, чтобы процесс примирения общества, интеграции его в единое благоприятное русло шел успешнее, глава Кабинета министров Виктор Янукович принял решение назначить народного депутата Украины Мустафу Джемилева своим советником, и это мудрая мера главы Партии регионов. Мы стараемся двигаться таким путем, чтобы "добрая война" заменялась не плохим, а действительно хорошим миром, чтобы это открывало новые перспективы всем слоям украинского общества, права и интересы которых, как вы понимаете, равны, и мы учитываем это в равной степени.
ИА REGNUM: Не так давно председатель комитета Верховной рады Украины Леонид Грач со ссылкой на документы Службы безопасности Украины заявил в прессе, что в Крыму у татар есть вооруженные формирования. Проявило ли ваше правительство интерес к этому заявлению? Не проявятся ли вдруг эти предостережения какими-нибудь явлениями, как это бывало в отдельных случаях после заверений населения в "контролируемости ситуации"?
Напомню вам, что Служба безопасности Украины уже несколько раз опровергала заявления Леонида Грача такого рода. Кроме того, надеюсь, вы понимаете, что у нас информации значительно больше, в том числе и из нескольких спецслужб. Уверяю вас, Верховный совет и правительство Крыма полностью контролируют обстановку в Крыму и не допустят наличия незаконных вооруженных формирований. Особенность нынешнего времени состоит в том, что время от времени публикуется много экстремистских заявлений. Одни заявляют об оружии у крымских татар, другие утверждают, что общественные организации крымских казаков являются некими вооруженными формированиями. И в том, и в другом случае это явное преувеличение. Акции протестов в Крыму действительно часты, и не только со стороны крымских татар, однако видеть в них вооруженные выступления означало бы не реально оценивать обстановку. Верховная рада и правительство Крыма не могут себе этого позволить. Чтобы контролировать ситуацию, развивать демократические методы управления, совершенствовать государственное устройство мы должны владеть реальной информацией, и поверьте, у нас для этого достаточно сил, средств, источников информации, в том числе и таких, которые недоступны Леониду Грачу.
Для нормализации общественно-политической ситуации в Крыму мы проводим большую работу. Значительная часть ее - гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, помощь крымским татарам и гражданам других национальностей в обустройстве, в решении экономических и социальных проблем. Большую роль в этом сыграли решения Совета национальной безопасности и обороны Украины и указ президента Украины Виктора Ющенко. Мы получили максимум помощи со стороны Киева. В целом мы должны работать так, чтобы и крымские татары, и русские, и украинцы, и армяне, и греки и все другие люди разных национальностей, живущих в Крыму, считали нас "своим правительством", а не чуждой противостоящей силой, а тем боле враждебным образованием. Только тогда мы достигнем гармонии в обществе. Мы не можем следовать безответственным предложениям, ибо мы отвечаем за благополучие Крыма.
ИА REGNUM: На расширенном заседании коллегии Минобразования Крыма перед началом учебного года ваш министр Валерий Лавров заявил, что языковой проблемы в школах Крыма не существует, а есть "искажение реальных фактов со стороны отдельных средств массовой информации", что и было отмечено в вашей правительственной газете. Вы согласны с этим мнением?
Я был бы рад сказать, что проблемы нет, но я погрешил бы против истины. А слова министра надо понимать таким образом, что на момент начала учебного года все проблемы в образовании, связанные с языковой проблемой, были устранены в той мере, в которой нам это позволяли ресурсы и обстановка. Языковая проблема в Крыму существует. Она состоит в том, что мы должны удовлетворить потребности в образовании, в общении с органами власти, и в получении информации на родном языке людей всех национальностей. Пока мы этого не смогли сделать. Я считаю, что оптимальной для Крыма была ситуация, сконфигурированная в первой конституции Крыма 1992 года, когда в автономии имели статус государственных русский, украинский и крымско-татарский языки. Это снимало многие проблемы. Ситуация, когда в многонациональной автономии статус государственного имеет только украинский язык неадекватно отражает потребности общества, однако такое положение содержится в нынешней Конституции Крыма, к слову, разработанной в свое время конституционной комиссией под руководством Леонида Грача. Поэтому нам приходится сейчас двигаться практически по минному полю. Ниже потребностей общества у нас организовано обучение на украинском и крымско-татарском языках, и хотя статистика свидетельствует, что в республике 7 школ обучения на украинским языке и 14 школ - на крымско-татарском, спецшколы по изучению английского, немецкого, французского языков. 21 декабря открываем еще 3 школы с обучением на крымско-татарском языке в Старом Крыму, Джанкойском и Симферопольском регионах. В 2007 году планируем строительство школы с украинским языком преподавания в поселке городского типа Ленино и так далее.
Мы недавно выступили с резкой критикой мер Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию, которые вели к сокращению объемов вещания в Крыму на русском языке. Провели по этому вопросу круглый стол, есть заявление фракции Верховной рады. В то же время, органы власти должны заботиться о том, чтобы крымчане, особенно молодые, в совершенство овладевали государственным языком, иначе они будут неконкурентоспособны на рынке труда. Кроме того, ставят вопросы об обучении детей на родном языке и крымские армяне, болгары, мы обязаны сохранять историческое наследие караимов и крымчаков, в том числе их культуру и язык. Я думаю, что решить эти проблемы комплексно мы сможем в том случае, если удастся развить инфраструктуру образования - построить еще несколько национальных школ, создать вечерние и воскресные школы, усовершенствовать программы обучения, в достаточной мере обеспечить школы и вузы кадрами преподавателей необходимой квалификации и ответственности...
ИА REGNUM: Как вы относитесь к гипотезам СМИ о том, что глава правительства является "переходной фигурой"?
Как к факту, подтверждающему, что чувство юмора все еще не покидает наших оппонентов. Я уже говорил, что мы пришли всерьез и надолго, именно по этой причине мы стараемся решать все проблемы основательно и на пользу всем крымчанам. Если бы мы чувствовали себя временщиками, мы бы занимались популизмом, подыгрывали бы тем или иным течениям. Но история так распорядилась, что именно на нас лежит большая ответственность за реформирование всех отраслей жизни в Крыму на началах настоящей демократии и с пользой для народа. И мы не можем себе позволить потакать ни безответственным прожекторам, ни еще более безответственным экстремистам. Мы стараемся работать так, чтобы через пять лет избиратели сказали: вот Партия регионов оправдала наши ожидания, и мы еще раз за нее проголосуем.