"Яблоко" и СПС: Готовящиеся поправки в законодательство угрожают правам собственников и избирателей
Москва, 14 ноября, 2006, 18:05 — ИА Регнум. Пресс-конференция, посвященная проблемам совершенствования законодательства в области земельно-имущественных отношений, ЖКХ и местного самоуправления, состоялась 14 ноября в Москве. Как заявили участники пресс-конференции - председатель политсовета СПС Никита Белых, заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы, член комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Иван Новицкий и депутат МГД предыдущих трех созывов, председатель экспертного совета при фракции "Яблоко - Объединенные демократы" в МГД Дмитрий Катаев - внесенный в Госдуму пакет соответствующих законопроектов позволит властям субъектов Федерации не начинать передачу придомовых земельных участков собственникам жилья в многоквартирных домах. Местное руководство получит при этом возможность произвольно сносить любые дома, в том числе в целях коммерческого строительства, компенсируя собственникам "стоимость" жилья без учета стоимости земли. Законопроекты предполагают также отмену прямых выборов мэров столиц субъектов Федерации.
По словам Сергея Митрохина, в настоящее время внимание общественности не приковано к обсуждаемому вопросу; между тем, он крайне важен и касается буквально каждого гражданина России. В настоящее время в Госдуме находятся несколько законопроектов, направленные на внесение изменений в Гражданский, Градостроительный, Земельный, жилищный кодексы и ряд других законов (около 35). В последний раз так существенно законодательство менялось только при принятии 122-го Федерального Закона, подчеркнул Митрохин. Данные поправки - это контрреволюция в законодательстве. Они касаются всей окружающей среды, как природной, так и городской. Предлагается очень существенно повлиять на нее в целях реализации национального проекта "Доступное жилье". "Мы, кончено, ничего не имеем против этого проекта - наоборот, мы горячие сторонники развития жилищного строительства в России. Однако цена, которую предлагается заплатить за этот проект, представляется совершенно чудовищной, - констатировал Митрохин.
По его словам, в стране есть определенный экономический рост, и есть всплеск спроса на жилье. С другой стороны, нет ни адекватных экономических предложений жилья, ни развития (только количественный рост), так как нет реальных реформ. Реализуемые сегодня нацпроекты - это способ освоения нефтяных денег, но развития реальных экономических, кредитно-финансовых институтов нет, и это также является причиной роста цен на недвижимость. В стране не появляются новые территории, которые осваивались бы с соответствии с логикой экономического развития, подчеркнул Митрохин: например, за последние 15 лет в России не появилось ни одного города - значит, не происходит освоения территорий. Тем не менее, поставлена задача на верхнем уровне - резко увеличить объем вводимого жилья. Но его предлагается строить там, где оно уже есть - в городах. Фактически, предлагается строить по застроенному - это основная идея вносимых изменений. При этом понятие уплотнительная застройка хорошо знакомо москвичам и жителям других крупных городов, и она вызывает большое недовольство.
Еще ряд изменений предполагает выселение для освобождения мест для нового строительства. Эти нормы вызывают ожесточенное сопротивление у москвичей, а теперь их предлагается реализовать и на федеральном уровне. До настоящего времени в законодательстве существует защита от произвола при градостроительной деятельности: это право граждан на земельные участки под домами. На местах оно выполняется не всегда, часто саботируется, в том числе и в Москве, но формально оно существует. Если же эти законы будут приняты, то это право будет если не ликвидировано, то очень серьезно сокращено путем расширения перечня "государственных и муниципальных нужд", которые позволяют выселять граждан и сносить их дома. Сейчас такие нужды реализуются в исключительном порядке; теперь же они могут быть дополнены за счет жилищного строительства (ранее к безотлагательным нуждам относились только дорожные развязки, участки железной дороги и т.д., но не жилая застройка). Таким образом, фактически к каждому жителю могут однажды прийти и, мотивируя это необходимостью возвести новый дом на месте его жилища, выселить. При этом, если в Москве действует норма, согласно которой переселение должно осуществляться в пределах округа, в регионах такого правила нет, то есть выселить можно фактически куда угодно.
Также предлагается отменить государственную экологическую экспертизу при градостроительной деятельности. Это может кончиться тем, что строительство будет вестись везде, где сейчас это делать запрещено - вплоть до особо охраняемых зон, заповедников и т.д., что грозит совершенно разрушить экологию. Сейчас это возможно только после сложной процедуры перевода земель из одной категории в другую; поправки же предлагают эту необходимость отменить, если строительство запланировано в Градплане, пояснил Митрохин. "Мы считаем, что эти поправки нанесут колоссальный ущерб гражданам России, - подытожил Митрохин. - Это существенный шаг назад, деградация законодательства".
По словам Ивана Новицкого, важно, чтобы градпланы не применялись произвольным образом. с оной стороны, программы жилищного строительства должны выполняться., но не за счет упрощенного подхода без выкупа земельных участков с учетом самой земли, а не только зданий. В этом есть определенная сложность, так как не везде еще на территории России произведено межевание и определена кадастровая собственность. В частности, только набирает силу процесс "дачной амнистии". "Наложение таких законопроектов может не отвечать интересам жителей, - констатировал Новицкий. - Ограничения прав собственника приводит к социальной напряженности и конфликтным ситуациям - мы сегодня видим это, например, в Москве".
Дмитрий Катаев добавил, что обсуждению подлежат как минимум шесть законопроектов, общим объемом приближающихся к объему Гражданского кодекса. По его словам, решения будут приниматься исключительно административными методами: например, если в результате конкурса, та или иная компания получит право на освоение территории, то должна будет расселить людей, еще до того, как получит землю, а получит ли она ее - будет решать чиновник. Понятно, к чему это приведет. Надо ли развивать территории? Безусловно, надо. Но в том, как это должно быть, должны принимать участие люди, подчеркнул Катаев.
Как добавил Никита Белых, в нынешних условиях задачей политических партий, особенно оппозиционных, является создание целостной картины происходящего в общественном сознании. Сейчас эта картина называется "Вертикаль власти и суверенная демократия в действии", отметил Белых. По его словам, СПС совместно с "Яблоком" подготовил обращение, в которым выражает опасение в связи с готовящимися изменениями в законодательство, так как сегодня под угрозой ликвидации не только право собственника, но и права избирателей: не следует забывать и о других предложениях власти - в частности, проекте отмены минимального порога явки на выборах и отмены выборности мэров городов. "Скоро мы поймем, что наша собственность ничем не гарантирована, так как, например, гараж может быть снесен в связи с очередной муниципальной нуждой - очевидно, по инициативе особо нуждающегося чиновника - а дом могут снести, неожиданно признав его ветхим, - отметил Белых. По его словам, в этих условиях у СПС и "Яблока" практически нет разногласий, и привлекать внимание общества и экспертов к указанным проблемам партии намерены сообща.
- Симоньян: после обращения Путина надо подождать, кто первый даст заднюю
- Запуск «Орешника» Россией назвали сигналом Западу, а не Украине
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Белый дом перекладывает ответственность на Россию за эскалацию конфликта
- Пять беспилотников ВСУ уничтожили силы ПВО в Брянской области