Лев Пономарев: при Калинине в России появилось 40 пыточных зон
Москва, 10 ноября, 2006, 22:10 — ИА Регнум. По просьбе ИА REGNUM информацию об отставке директора Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина прокомментировал исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев.
"Я надеюсь, что эта отставка будет принята, - сказал он. - Это позволит гуманизировать нашу систему исполнения наказаний. Считается, что при Калинине произошла некоторая гуманизация мест заключения. Действительно, были выделены средства, построены новые изоляторы, и условия содержания изменились в лучшую сторону. Но одновременно ужесточился режим. Мы получаем сообщения о том, что заключенных заставляют маршировать и петь песни, раздевают догола... Все это напоминает происходившее в тюрьме Абу-Грейб".
"Хотя Юрий Калинин не раз говорил, что это правозащитники вместе с уголовными авторитетами дестабилизируют ситуацию в колониях, на самом деле дестабилизировала ситуацию в колониях именно его деятельность, - подчеркнул Лев Пономарев. - Калинин является автором системы, которая все больше и больше утверждается в колониях; эта система садистская. Если раньше существовали только так называемые "пресс-хаты", то теперь уже целые колонии превращаются в "пресс-зоны". По данным, которыми располагает наша организация, мы составили список из 40 колоний, которые мы считаем пыточными. Там происходили массовые нарушения прав заключенных и массовые акции протеста в виде голодовок и членовредительства. Репутация у этих зон такая, что люди режут себе вены, лишь бы не попасть туда".
"Во многих регионах нет пыток, хотя проблемы, конечно, везде есть, - заметил Пономарев. - Нормальная ситуация, например, в колониях Краснодарского края, Смоленской области, но есть чудовищные мордовские лагеря, есть пыточные зоны в Нижегородской области, в Удмуртии, в Свердловской области. При том, что всего в России больше 600 колоний, 40 пресс-зон это много".
"Суть этой системы в том, что каждому вновь прибывшему в такую колонию предлагают записаться в так называемую самодеятельную организацию под названием "секция дисциплины и порядка", - пояснил правозащитник. - Осужденные, которые вступают в нее, вместе с красными повязками получают дополнительные льготы, и им передаются некоторые полномочия администрации, а главное - они получают право на насилие. Если говорить на языке заключенных, такие "активисты" называются "ссученными". Это люди нелучших нравственных качеств, и, конечно, они вызывают ненависть. Отношения, в которых они находятся с остальными заключенными, похожи на дедовщину в армии. Функции, которые они выполняют, можно сравнить с функциями "капо" в немецких концентрационных лагерях. Они выполняют грязную работу, в том числе заставляют записываться в секцию дисциплины и порядка других заключенных. Это делается для того, чтобы морально сломить человека. В случае отказа (а любой человек, имеющий чувство собственного достоинства, будет отказываться записываться в такую "самодеятельную организацию"), он подвергается не только насилию со стороны "ссученных", но и наказаниям, которые накладывает администрация колоний. В частности, к нам обратился бывший осужденный - человек, посаженный после того, как он в качестве свидетеля дал показания на процессе против милиционеров. В заключении начал помогать другим осужденным отстаивать их права. За это он подвергся преследованиям администрации и провел в одиночке два года! Он практически разучился говорить за это время. И это наказание было наложено на него без судебного решения - просто по решению администрации колонии. Такой конвейер по уничтожению личности человека мы наблюдали, в частности в Льговской колонии".
"Кроме того, - продолжил Лев Пономарев, - в последние годы участники секций дисциплины и порядка выполняют и еще одну работу. Под предлогом переполненности следственных изоляторов, на территории колоний создаются так называемые помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), где содержатся подследственные. Осужденные - члены секций - беспрепятственно заходят туда и выбивают признательные показания у тех подследственных, на которым им укажут. При этом применяются пытки, избиения, изнасилования, угрозы пытками, избиениями и изнасилованиями. Такое массово происходило, например, на территории ИК-2 в Екатеринбурге. Мы ведем сейчас уголовное дело по компании "ДДТ", все фигуранты которого прошли через ИК-2, и всех пытали. Сейчас дело находится в суде, и подсудимые намерены отказаться от своих показаний, данных под пытками. Интересно, однако, что несмотря на то, что на ее территории находится пыточный следственный изолятор, сама ИК-2 считается образцовой. Туда возят всех проверяющих, в том числе иностранцев. Известна она, в частности тем, что там есть живой уголок с живым крокодилом".
"Таких людей, - подчеркнул Лев Пономарев, возвращаясь к активистам секций дисциплины и порядка, - которые выполняют роль палачей, и самих регулярно избивают. Как раз сегодня мы получили информацию из Кемеровской области о том, что 31 октября в ИК-5 в Кемерово другими заключенными был убит член СДП, избивший и изнасиловавший двоих восемнадцатилетних осужденных. Второй осужденный, тоже член секции дисциплины и порядка, принимавший участие в изнасиловании и избиении, получил травмы и госпитализирован. А летом в той же колонии в результате жестокого избиения членами СДП один заключенный умер, а другой тяжело пострадал".
"Мы давно говорим, что секции дисциплины и порядка надо ликвидировать. Этим мы можем спасти сотни людей", - подчеркнул Пономарев.
"При Калинине возникла полная замкнутость системы исполнения наказаний, - продолжил правозащитник. - Именно он давал команду не пускать в места лишения свободы правозащитников и журналистов. Иногда в колонии не пускают даже адвокатов. Я сам столкнулся с этим, когда пытался встретиться с Михаилом Трепашкиным - мне отказали, честно объяснив, что поступила команда из Москвы".
"Я надеюсь, что приемник Юрия Калинина не пойдет по его стопам", - резюмировал он.
По мнению Льва Пономарева, последствием отставки Юрия Калинина может стать также возвращение Федеральной службы исполнения наказаний в подчинение Министерства юстиции РФ.