Больше половины литовцев хотят блокады Калининграда: Литва за неделю
Блокада Калининградской области - разговоры или реальность? Неофициальная позиция Литвы. Президента Литвы стала беспокоить "безопасность" калининградского транзита. Премьер Литвы: "Ремонт начнется, когда нужно будет". В.Ландсбергис призвал "блокировать" Калининградский транзит. Литовцы - за блокаду Калининградской области (опрос). Литовские СМИ отражают беспокойство России намерениями Литвы. Стратегия Литвы в схватке с Россией - твердый кулак? "Если Mažeikių nafta не купят поляки, она достанется россиянам". Литовского дипломата убило "КГБ Белоруссии". Литовцы почти завоевали Калининград. Президент Литвы отказал в предоставлении гражданства американской баскетболистке. Притесняются российские школы в Клайпеде. От вступления в ЕС больше всех выиграли крестьяне Литвы (статистика). Литовцы не умеют устанавливать новые компьютерные программы (опрос).
Главные темы литовских СМИ прошлой недели - угроза блокировать Калининградскую область в ответ на приостановку поставок российской нефти на Мяжейкяйский нефтеперерабатывающий завод и "политическое убийство", как считают литовские правые, литовского дипломата, работника госбезопасности в Бресте.
Блокада Калининградской области - разговоры или реальность?
Неофициальная позиция Литвы? Несмотря на успокаивающие сообщения российских СМИ о том, что Литва "отказалась" мстить России за "нефтяную блокаду", делать выводы преждевременно. Подобные сообщение основывались на заявлениях министра сообщения Литвы о том, что Литва не собирается "по политическим мотивам" мешать Калининградскому транзиту. Но, как отмечают литовские издания, никто в Литве и не собирается оглашать истинную причину возможных действий Литвы.
Являются ли разговоры о том, что на литовских железных дорогах может начаться ремонт "в ответ" на ремонт нефтепровода в России, чем-то серьезным? "Если затянется "ремонт" нефтепровода к Мяжейкяй, может быть ограничен военный транзит в Калининград" - озаглавливает материал BNS. Литва предупредила Россию, что если затянется "ремонт" нефтепровода, из-за которого прекращены поставки сырья на Mažeikių nafta, может быть начат ремонт идущей через Литву железной дороги и ограничен объем военного транзита в Калининград. (BNS)
18 августа имела место встреча секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки с временным поверенным в делах посольства России Дмитрием Цветковым. На встрече были обсуждены проблемы поставок российской нефти и железнодорожных тарифов. Информированный источник заявил BNS следующее: "В ходе разговора была отмечено, что Литва внимательно отслеживает ситуацию вокруг поставок нефти на Mažeikių nafta и надеется, что так называемый "ремонт" скоро закончится. Однако независимо от функционирования нефтепровода, предприятие будет и дальше готово принимать нефть со стороны моря". Имеется в виду терминал в Бутинге, куда нефть на Mažeikių nafta пока поставляется танкерами. Правда, она стоит дороже, чем та, которая поступала по нефтепроводу. Начало ремонта российского нефтепровода в Литве воспринимают как "месть Кремля" Литве за то, что та согласилась на продажу Мяжейкяйского нефтекомплекса (МНК) не российской компании, а польскому концерну PKN Orlen.
Тот же вышеупомянутый источник сказал следующее: "Российская сторона была информирована, что в ближайшее время могут быть начаты комплексные ремонтные работы на наиболее изношенных участках железной дороги, которые ведут в Калининградскую область, в том числе и на отрезке Кена-Кибиртай. Из-за этого может быть ограничено движение пассажирских поездов, а также до минимума уменьшены перевозки на этих участках некоторых специальных грузов, в том числе и военных".
Официальные лица Литвы не подтверждают, но и не отрицают подобную информацию. Передавая мнение президента Литвы, его пресс-атташе Рита Грумадайте заявила: "Нет заявлений официальных должностных лиц Министерства иностранных дел по этому вопросу", а "хорошо информированные источники мы не можем комментировать, потому что нет официальных заявлений". Как пишут некоторые литовские обозреватели, можно не сомневаться, что их и не будет, как их нет и со стороны российских официальных лиц в отношении прекращения поставок нефти. Литва нашла адекватный ход на российскую версию "ремонта" нефтепровода и рано или поздно может начать "ремонтировать" в ответ жизненно важный для России путь в Калининградскую область.
Президента Литвы стала беспокоить "безопасность" калининградского транзита. Что руководство Литвы не собирается "спасать" поставленный под вопрос российский транзит через Литву, свидетельствует ряд заявлений. Так президент Литвы Валдас Адамкус, отметив важность брюссельских договоренностей по Калининградскому транзиту, в то же время неожиданно стал акцентировать важность "безопасности" движения через Литву грузов и пассажиров. Более того, Литва может начать ремонты, потому что она ответственна за эту безопасность. "По мнению президента Валдаса Адамкуса, осуществляя программу Калининградского транзита, Литва обязана обеспечить безопасность пассажиров и грузов, поэтому, если имеется необходимость, железнодорожные пути должны ремонтироваться", пишет BNS.
Адамкус: "Мы обязались перед международным сообществом пропустить Калининградский транзит, однако вместе с тем мы должны обеспечить и безопасность тех поездов, тех пассажиров, которые путешествуют через территорию Литвы. Если возникнет необходимость ради обеспечения безопасности железных дорог провести ремонтные работы, я не вижу здесь никакого политического напряжения, работы должны быть проделаны. Это нормальный процесс".
Почему Литве вдруг стала важна, именно в этот момент, "безопасность" российских пассажиров - решать российским верхам, это, полагают некоторые аналитики, тонкий предупредительный намек Кремлю.
Передавая мнение Валдаса Адамкуса, его пресс-секретарь отметила также отсутствие у руководителя Литвы возможности влиять на действия Lietuvos geležinkeliai ("Литовские железные дороги"): "Именно от состояния железной дороги зависят пропускная возможность и безопасность. Никто не может предприятию запретить делать это или каким-то другим образом ограничивать его действия" (BNS). Таким образом, если завтра прекратится транзит в Калининград, официальный Вильнюс останется в стороне. Как и сегодня, он будет отмежевываться от версии, что речь идет о "политике". Литовские аналитики считают, что выбрано очень удачное орудие давления на Россию, которое она, мол, первая применила в Литве, заявляя, что долгосрочное прекращение поставок нефти в Литву связано не с "политикой", а с обычным "ремонтом". Как та, так и другая сторона ничего здесь доказать не могут и будут, несмотря на свои действия, отмежевываться на официальном уровне от "политики".
Премьер Литвы: "Ремонт начнется, когда нужно будет". Глава кабинета министров Литвы, в свою очередь, тоже недвусмысленно подчеркнул, что "ремонт" Калининградского транзита возможен. 21 августа премьер Литвы Гедиминас Киркилас заявил журналистам: "Президент Адамкус сказал: "Если нужно будет ремонтировать железную дорогу, то будем ремонтировать". Как вам известно, нужно ремонтировать и в том месте, где вчера имела место авария. Это - нормальное явление, железные дороги тоже являются техникой. Выходят из строя, бывает всякое". Однако, конечно же, по его словам, Литва в отношении железнодорожных ремонтов не имеет "политической установки". Между тем Киркилас не преминул высказаться в духе Адамкуса: "Ремонт начнется, когда нужно будет".
Совсем уж конкретно говорит министр сообщения Литвы Альгирдас Буткявичюс: "АО Lietuvos geležinkeliai запланировало, на каких отрезках железной дороги будут проводиться ремонтные работы в этом году. И никаких изменений в ближайшее время делать не предполагается, потому что это связано с перераспределением финансовых потоков". В то же время он традиционно подчеркнул, что Lietuvos geležinkeliai "заинтересованы в том, чтобы перевозка грузов через Литву только увеличивалась".
В.Ландсбергис призвал "блокировать" Калининградский транзит. Более ясно высказался на эту тему один из идеологических лидеров литовских правых европарламентарий Витаутас Ландсбергис. В своем выступлении в газете Lietuvos žinios, озаглавленном "Четвертая блокада", которое перепечатали ряд СМИ, он прямо, традиционно именуя Калининградскую область литовским названием Караляучюс, советует литовскому руководству: "Если возникают мысли, чтобы железной дороге через Литву в Караляучюс не помешал бы ремонт, то нужно за него и взяться понемножку каждые две-три недели, иногда и вовсе приостанавливая движение. Без ненужных комментариев и деклараций". И далее, в свойственном ему ироническом двусмысленном духе, бывший руководитель Литвы продолжает: "Месть" или "ответная блокада", это совсем не подходящий и вредный словарь. Когда дороги не выдерживают цистерн с горючим, авария с чисто военными грузами была бы во всех смыслах опасной, и здесь нечего объяснять, только работать. С огромной ответственностью, ни в коем случае не спеша". Не спеша - как не спешит Россия с ремонтом нефтепровода, угадывают подтекст обозреватели.
Консерватор также призывает литовское правительство вредить России и в том смысле, чтобы ее не пустили во ВТО. "В конце концов, если новое правительство способно показать большую литовскую самостоятельность, оно должно открыто обсуждать и консультироваться с Грузией, с США хотя бы и по поводу принятия России во Всемирную торговую организацию. Нужно ли это одобрять, может, более правильно отозвать необдуманное одобрение?"
Больше половины литовцев хотят блокады Калининграда (опрос). Тем временем появились первые опросы населения на предмет того, как они относились бы к блокаде Калининградской области. Проведя такой опрос, Delfi обнаружил, что большинство опрошенных положительно оценивало бы ограничение военного транзита в Калининградскую область, если бы ремонт нефтепровода, который ведет в Мяжейкяй, затянулся бы. Было опрошено более пяти с половиной тысяч человек, из них 63% желают, чтобы Россия была "наказана" подобным образом. Не согласны с таким наказанием лишь пятая часть опрошенных. Приблизительно столько же не имеют мнения.
Авария на железной дороге - случайность? Дополнительным поводом для разговоров о необходимости ремонтировать железную дорогу в Литве является и имевшая на минувшей неделе, вечером 20 августа, авария.
По словам заместителя начальника Службы надзора движения общества "Lietuvos gelezinkeliai" Валериюса Купшиса, в Ионавском районе, на третьем километре перегона Гайжюнай - "Achema" от грузового состава неожиданно отцепились и сошли с рельсов две цистерны с бензином. Одна цистерна сразу же взорвалась, а из другой начал вытекать бензин, который загорелся. Во время происшествия пострадал кондуктор железнодорожной станции Гайжюнай, с отравлением он доставлен в больницу.
Объединенные силы службы безопасности пожарных и железной дороги приступили к ликвидации последствий аварии транспортного поезда. За ночь пожарные охладили перевернувшиеся цистерны. Прибывшая на место происшествия специальная техника уберет их с насыпи. Комиссия на месте выясняет причины аварии. Тем не менее, авария дала повод премьеру Литвы указывать наглядно на опасность передвижения по железным дорогам Литвы, если их не ремонтировать.
Литовские СМИ отражают беспокойство России намерениями Литвы. "Российские политики испугались возможного ремонта железной дороги в Литве" - название материала на сайте газеты Lietuvos rytas. На ту же тему материал BNS - "Ремонт железной дороги в Литве может вызвать проблемы для военного транзита России": "Влиятельные российские политики обеспокоились, услышав предупреждения из Вильнюса о том, что затягивание ремонта ведущего в Литву нефтепровода может вызвать отрицательные последствия для Калининградского транзита по литовской железной дороге". В частности, упоминается имя губернатора Калининградской области Георгия Бооса, который пообещал проблему "возможного ограничения транзита" поднять на планирующейся встрече в Сочи с Владимиром Путиным.
В свою очередь руководитель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что намерения литовского руководства "перекрыть" возможность жителям Калининградской области попасть в Россию железнодорожным путем через Литву не отвечает "национальным интересам Литвы". Прежде всего имеется в виду экономическая выгода от такого транзита. Однако Маргелов понимает, что иногда политика может быть выше экономики, в связи с чем он напомнил об "обещании президента Литвы перекрыть жителям Калининградской области путь в Россию". По его мнению, речь идет об "ответном шаге", который руководитель Литвы, одобрив решение ремонтировать железную дорогу, ведущую в Калининград, решил сделать после того, как Россия начала долгосрочный ремонт нефтепровода в Литву.
"Зачем Кремлю нужен Мяжейкяй" - материал в газете Lietuvos žinios. По мнению газеты, Кремлю МНК нужен не только ради экономической выгоды. "Скорее всего, Mažeikių nafta интересна по совсем другим причинам. Утвердившись в этой управляемой Кремлем компании, можно найти прекрасные условия влиять на жизнь в нашем государстве, используя легальные и не оглашаемые возможности. Это - помощь желающим власти политикам, тесные и прямые связи, которые завязываются, когда решаются общие проблемы предприятий, платящих много налогов. Еще один зоркий глаз и мощный, которым вместе с местными людьми можно управлять, рынок. Усилия России влиять на Литву разными способами - уже ни для кого не тайна. Межяйкяй - только скромная часть большого плана".
Стратегия Литвы в схватке с Россией - твердый кулак? Тем временем ведущий ежедневник Литвы Lietuvos rytas в редакционной статье очень четко заявляет, что взбудоражившая Россию информация BNS - вовсе не утка, на которую не стоит обращать внимания, а часть игры литовского руководства, которое таким образом информирует и предупреждает Кремль не играть с Литвой в игры с "ремонтами" нефтепроводов и прекращением поставок нефти.
В редакционной колонке "Знаки времени" газета отмечает: "Не только литовским, но и иностранным дипломатам известно, что означает такое заявление неназванного источника именно в агентстве BNS. Таким образом Министерство иностранных дел Литвы чаще всего выражает свою официально не оглашаемую, но важную позицию". "Поэтому можно не сомневаться, что Россия услышала угрозы, даже если на официальном уровне они были сформулированы несколько менее ясно. Тем более что позднее те же, только прикрытые дипломатическими выражениями, фразы повторил и президент Адамкус".
"Более того, Москва точно поняла, что означает и вчерашнее отрицание со стороны премьера Киркиласа, что политически мотивированного ремонта на транзитной железной дороге через Литву не будет: "Ремонт железной дороги будет, если это будет нужно. Он будет иметь место в том случае, если нужно будет, однако мотивированного какими-либо политическими мотивами ремонта мы не планируем".
"Слово "железная дороги" поменяем на "нефтепровод" и по существу получим перефразированные заявления должностных лиц России о "ремонте", из-за которого якобы прекратились поставки нефти Литве", делает вывод газета. По мнению редакции, "Вильнюс принял не только вызов Москвы, но и ее правила игры". По сравнению с прошлым премьером Альгирдасом Бразаускасом, нынешний премьер Гедиминас Киркилас действует более решительно, заодно с президентом. Бразаускас никогда не пошел бы на такой шаг. Теперь нужно от слов перейти к делу: "Так что наши руководители страны теперь просто обязаны свои слова немедля подтвердить делами. Теперь не только признак политических сомнений, но и любое промедление - Россией будет оценено как знак слабости Литвы. То, что Россия слабости никогда не прощает, можно было убедиться не раз. И, наоборот, решительная сдача часто позволяет не только защитить свои интересы, но и хотя бы временно нормализовать отношения".
Далее ежедневник обращается к опросам населения, которому, видно, понравился "сильный политический хребет нашей независимости", демонстрируемый на этот раз руководством. "Ранее тех, кто одобрял решительную борьбу с ловушками, расставляемыми Москвой, и тех, кто склонен был уступить "ради дружбы", было приблизительно поровну. Теперь, по первым данным, ограничение военного транзита в Калининград одобряют даже две трети жителей Литвы. "Самое важное теперь - сохранить достоинство государства и показать, что нашу страну ненаказуемо толкать не может даже уже поверившая в свое преувеличенное могущество Россия Путина. Как показывает история нашего молодого государства, никакого другого языка, кроме решительных и твердых ответов, Кремль просто не понимает", завершает свой призыв к литовским властям влиятельная ежедневная газета Литвы.
"Если Mažeikių nafta не купят поляки, она достанется россиянам"
Так озаглавливает материал одна из двух ведущих газет страны Respublika. Бывший министр хозяйства Кястутис Даукшис не сомневается, что Россия своими действиями стремится сорвать сделку по продаже "Mažeikių nafta" польской компании "PKN Orlen". В таком случае предприятие достанется контролируемой властями компании "Роснефть" или находящейся под управлением "Газпрома" "Сибнефти".
По мнению политика, возглавлявшего группу по переговорам о продаже "Mažeikių nafta", некоторые должностные лица Литвы, видимо, по неосторожности, способствуют России. "Конкретные фамилии не прозвучали, но К. Даукшис привел пример, когда была разглашена коммерческая тайна предприятия - о стоимости доставки нефти по морю". Крестьянин-народник Витас Навицкас, ставший министром хозяйства после Даукшиса, в конце июля сообщил журналистам, что импорт сырья по морю стоит примерно на 10 долларов за тонну дороже, чем по трубопроводу.
Даукшис: "Разумеется, инвесторы быстро подсчитывают, на сколько уменьшается прибыль, акции предприятия падают в цене. После этого можно говорить, что полякам покупать "Mažeikių nafta" невыгодно". "Следует понимать, что срыв этой сделки ведет к тому, что "Mažeikių nafta" попадет в руки какой-либо российской компании", - предостерегает экс-министр. По его словам, "Роснефть", являющаяся одним из крупнейших кредиторов "Юкоса", имеет прямые подходы и может почти даром завладеть предприятием, если не состоится сделка с "PKN Orlen". А это может произойти, если Еврокомиссия не даст разрешения. "Однако в договоре не упоминается о падении акций, могу заверить", - бывший член правительства уверял, что поляки не могут отказаться от предприятия, если его акции подешевеют.
В то же время Даукшис не одобряет угрозы затеять ремонт железной дороги и ограничить военный транзит в Калининград, если затянется ремонт нефтепровода. По его мнению, Литве такая экономическая война с Россией невыгодна. Даукшис отметил, что возможность национализации "Mažeikių nafta" даже не обсуждается, поскольку по договору с поляками "решен вопрос национальной безопасности и оговорена наилучшая цена".
Литовского дипломата убило "КГБ Белоруссии"
Эта версия - одна из основных, которые приводят СМИ Литвы. Как сообщает телеканал LTV, Витаутас Поцюнас, советник-министр посольства Литвы в Белоруссии, выпал из окна 9 этажа гостиницы "Интурист" в Бресте в ночь с 22 на 23 августа. Его тело было обнаружено под окнами гостиницы только утром.
По информации газеты Kauno diena, белорусские должностные лица неофициально утверждают, что Поцюнас мог выпасть из окна, когда пытался его открыть или закрыть. Балкона в номере не было. 22 августа вечером Поцюнас вместе с другими литовскими дипломатами и дипломатами других стран принимал участие в фуршете в Генконсульстве Украины в Бресте. Прием был организован в честь 15-й годовщины независимости Украины. Затем вместе с работником Генконсульства Литвы, его водителем и принимавшим участие в фуршете руководителем отдела политического планирования МИД Литвы Дайнюсом Трюнкинасом, Поцюнас вернулся в свой номер. Посидев полчаса, компания разошлась по своим номерам, а Поцюнас решил поработать. В окне долго горел свет, а в 2 часа ночи послышался резкий звук, однако работники гостиницы, осмотрев территорию, ничего не нашли.
По утверждению литовских СМИ, делегированный на дипломатическую службу кадровый работник Департамента госбезопасности Литвы Поцюнас, скорее всего, занимался "информационной защитой" посольства Литвы в Белоруссии. В 2000 г. он был отмечен подарком - именным огнестрельным оружием, в 2002 г. ему был вручен именной знак отличия ДГБ "За служебные заслуги", а в 2004 г. - знак "Крест за заслуги". Он также был награжден в 1996 г. медалью 13 января, а в 2004 г. - орденом Креста Витязя.
Версия о заказном "политическом убийстве" возникла в связи с двумя факторами: во-первых, Поцюнас занимался в свое время связями экс-президента Литвы Роландаса Паксаса с его спонсором, гражданином России Юрием Борисовым, во-вторых - в Белоруссии иностранные дипломаты из "неугодных" Минску стран постоянно подвергаются преследованию, компрометации, избиениям, высылке и т.п. На эту тему газета Lietuvos rytas печатает материал под названием "После таинственной гибели литовца в Бресте взгляды устремляются на КГБ Белоруссии". Спецкор газеты сообщает детали, которые позволяют подозревать, что "опытный военный из Департамента государственной безопасности Литвы мог стать жертвой спецслужб Белоруссии". Поцюнас предъявил в гостинице "Интурист" дипломатический паспорт и указал, что он приехал по приглашению Генконсульства Украины. Таким образом, его статус стал сразу известен работниками гостиницы. "В гостиницах Белоруссии, предназначенных для иностранных гостей, как было принято в советские времена, среди персонала до сих пор полно агентов спецслужб", пишет газета. Кроме того, ее спецкор собрал информацию о том, что в номере у Поцюнаса не обнаружено никаких следов вторжения или схватки. Брат Поцюнаса театральный режиссер Альгимантас Поцюнас заявил, что "его гибель не была несчастным случаем. Прекрасно знал Витаутаса, поэтому могу положить голову, что это точно не могло произойти".
Лидер литовских правых, руководитель "Союза Отчизны" Андрюс Кубилюс: "Зная обстоятельства профессиональной деятельности Поцюнаса, такое событие наводит на многие грустные мысли и вопросы".
Европарламентарий Алоизас Сакалас, который возглавлял комиссию сейма, готовившую импичмент президента Паксаса: "Если приход Паксаса к власти был спланированной акцией России, которая думала таким образом иметь влияние на президента, то нельзя отбрасывать и версию, что Поцюнас мог стать жертвой мести спецслужб этой страны".
Между тем BNS дает материал под названием: "В.Ландсбергис: гибель дипломата в Белоруссии - политическое убийство". Идейный лидер литовских правых не сомневается в том, что соседние государства таким образом мстят Литве, поскольку они скрывают и убийц литовских пограничников, расстрелянных на первом литовском пограничном посту в Медининкай во время обретения Литвой независимости. Ландсбергис: "Первая мысль о таком событии - версия о несчастном случае абсолютно не убедительна. А альтернатива только одна - убийство и, без сомнения, убийство политическое. Не хотелось бы думать так, как я думал на второй день после убийства в Медининкай, когда я сделал вывод, что отныне они начнут убивать должностных лиц, словно мух, терроризировать, сжигать..."
Тем временем последние сообщения российских и белорусских СМИ говорят в пользу версии с "несчастным случаем". Гибель в Бресте литовского дипломата Витаутаса Поцюнаса произошла в результате несчастного случая, сообщили в правоохранительных органах Белоруссии. "Сегодня в Бресте было проведено вскрытие трупа Поцюнаса в присутствии литовских представителей правоохранительных органов. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате удара о землю при падении с большой высоты", - сказал собеседник "Интерфакс".
"Результаты экспертизы также показали, что в момент падения литовский дипломат был жив и находился в состоянии алкогольного опьянения", - добавил источник. По его словам, "в ходе вскрытия было установлено, что на теле погибшего были только те травмы, которые бывают при падении с большой высоты". "Других травм белорусский и литовские судмедэксперты не обнаружили". "Экспертиза еще раз подтвердила первоначальную версию о том, что смерть Поцюнаса наступила в результате несчастного случая".
Вряд ли такой вывод удовлетворит тех в Литве, кто продолжает считать гибель литовца "политическим убийством". Литовские СМИ уже сообщили, что четверо мужчин в номере Поцюнаса пили виски, однако они, вчетвером, даже не окончили одну бутылку, так что о каком-то серьезном опьянении литовца, который вообще был равнодушен к алкоголю, как причине его гибели, говорить, мол, не приходится.
Литовцы почти завоевали Калининград
Газета Respublika пишет об успехах литовских предпринимателей, которые контролируют многие сферы экономической деятельности в Калининградской области. Литовские инвестиции "занимают, пожалуй, большую часть иностранных инвестиций. Местные бизнесмены считают в порядке вещей, что предприятия литовского капитала по своей многочисленности и размаху обошли немалые инвестиции польских и немецких бизнесменов. Они говорят, что литовцы легче приспосабливаются к местным порядкам, писаным и неписаным правилам местного бизнеса. Тем временем многие немецкие предприниматели свернули свой бизнес, столкнувшись с особенностями российской бюрократии".
В Калининграде зарегистрировано более 600 предприятий литовского капитала. В основном в Калининграде литовские бизнесмены работают в сфере строительства (в том числе и дорожного), пищевой промышленности и логистики. Больше всего инвестиций зарегистрировано в пищевую промышленность: 26 млн. долларов США (около 70 млн. литов) инвестировало в Калининградской области общество "Вичюнай груп", открывшее в Советске рыбную фабрику, 6 млн. долларов США (около 16 млн. литов) - в мясоперерабатывающую фабрику "Калининградский деликатес" вложило "Вильке". Одна из самых крупных инвестиций последних лет -10 млн. евро (около 34,5 млн. литов), которые общество "Арви груп" инвестировало в строящийся в настоящее время в Черняховске завод калийных удобрений. Этот завод будет работать на рынок всей Европы. Большую часть этой инвестиции финансирует банк "Хансабанкас".
По словам президента Литовского бизнес-клуба Станисловаса Юцюса, статистику литовских предприятий в Калининградской области увеличивают мелкие фирмы логистики. Их создают литовские предприятия, занимающиеся перевозкой товаров, таким образом экономя на транспортных и таможенных расходах. Руководители предприятий, действующих в Калининграде, выбрали этот рынок по разным причинам. Строительная фирма "Рослитстрой" целенаправленно развивает свою деятельность на востоке. Руководитель предприятия по производству соусов "Агропродукт" утверждает, что в Литве рынок маленький, возможности для развития там ограничены, а в России якобы огромные возможности и почти безбрежный рынок - только в Москве живет почти в четыре раза больше жителей, чем в Литве. "Вичюнай груп" производит в Калининграде море- и рыбопродукты для рынка всей России и СНГ, таким образом экономит на таможенных расходах.
Калининградцы в основном питаются литовскими соусами. Предприятие по производству соусов "Агропродукт" Арунаса Паулюкайтиса в настоящее время освоило 56-58 проц. калининградского рынка. "Больше производителей в этой области нет - четыре конкурирующих предприятия обанкротились. Часть не выдержали конкуренции с нами, другие свернули производство, потому что оно не отвечало требованиям качества и т.д. А другие предприятия литовского капитала на этот рынок не приходят", - рассказывает директор предприятия. Остальной рынок соусов в Калининграде занимает импортная немецкая, чешская и отечественная продукция. Паулюкайтис говорит, что успех в конкурентной борьбе с привозной продукцией обусловило отличное качество их кетчупов и соусов. Продукции предприятия Паулюкайтиса присвоено имя Калининградского соуса, и это, как утверждает директор, способствует повышению спроса среди местных жителей. "Жители Калининграда высоко ценят товары из Литвы, в магазинах вы увидите очень много литовской продукции: колбаса, сыр, другие мясные и молочные продукты. Литовские продукты россияне предпочитают из-за привычного вкуса и высокого качества. Однако мы из-за специфики продукта избегаем подчеркивать его литовское происхождение, считаем, что это может отрицательно сказаться на объемах продаж".
Еще один сектор, контролируемый во многом литовцами, - производство мебели. "Литовская мебель в советское время славилась своим качеством. Сегодня мы в Калининграде воспользовались прежней доброй славой литовских мастеров. Мы запатентовали товарный знак "Прибалтмебель" - клиенты это оценили и приняли", - рассказывают литовские мебельщики, занимающиеся бизнесом в Калининградской области. На заводах этого предприятия в Советске работают 200 человек, еще 280 человек - на филиалах, складах предприятия, раскиданных по всей России. Предприятие производит мебель в европейском стиле. Продукцией торгуют по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. В самом Калининграде продается всего 1 процент продукции. Компания входит в десятку крупнейших мебельных предприятий России.
Президент Литвы отказал в предоставлении гражданства американской баскетболистке
В последнее время литовские СМИ особенно пристально следят за предоставлением литовского гражданства "в порядке исключения" президентом Литвы. Как известно, одним из обвинений, в результате которых президент Роландас Паксас был смещен с должности вскоре после его избрания, было якобы необоснованное предоставление гражданства его спонсору предпринимателю Юрию Борисову. Новый шум был поднят недавно, когда встал вопрос о предоставлении гражданства американской баскетболисте, собиравшейся играть в литовском клубе. Как сообщает ELTA, президент Литвы Валдас Адамкус в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией и законами, "и с учетом всех обстоятельств", принял решение не предоставлять в порядке исключения литовское гражданство баскетболистке гражданке США Кэтрин Элизабет Дуглас.
Притесняются российские школы в Клайпеде
Клайпедский окружной административный суд принял к рассмотрению заявление представителя правительства, касающееся решения Клайпедского совета не комплектовать одиннадцатые классы в русскоязычных школах "Паюрис" и "Сантарве". Это решение городской власти на некоторое время утратило силу. По словам судьи Клайпедского окружного административного суда Алоны Романовене, заявление представителя правительства Кристины Вайнелайте было принято к рассмотрению, а с 17 августа началось принятие мер по обеспечению требований. Поэтому, как сказала судья, решение Клайпедского совета на некоторое время утратило силу, а меры по обеспечению требований будут применяться до принятия судом решения. Заседание суда, которое решит судьбу русскоязычных школ в южной части города, назначено на 30 августа (Respublika).
От вступления в ЕС больше всех выиграли крестьяне Литвы (статистика)
По словам министра сельского хозяйства Казимиры Прунскене, начиная с 2004 года, литовские фермеры получили почти 740 млн. литов помощи ЕС. 80% этих средств выделил Евросоюз, 20% - средства госбюджета Литвы. В целом на Программу развития села в 2004-2006 гг. планируется выделить около 1,7 млрд. литов. Еще большие возможности ожидают фермеров в 2007-2013 гг.
О том, как будут меняться условия распределения помощи, как повлияло на сельское хозяйство Литвы осуществление Плана развития села на 2004-2006 гг. - эти вопросы обсуждались на пресс-конференции, которую министр сельского хозяйства Прунскене организовала в прошедшие выходные в неформальной обстановке в своей усадьбе в Молетском районе.
Отметив, что в результате стихийной засухи в сельском хозяйстве страны сложилась сложная обстановка, министр выразила надежду, что с помощью государства ЕС фермеры восстановятся. Помощь ЕС развитию села не только позволяет обновить хозяйства, но и повышает их доходы.
По данным агентства Eurostat, среди всех стран ЕС доходы сельскохозяйственного сектора более всего увеличились в прошлом году в Литве - на 26%. С освоением помощи ЕС в Литве значительно возросло и производство сельскохозяйственной продукции. В прошлом году, по сравнению с 2003 г., земледельцы продали на 78 проц. больше зерна, на 85% - рапса., на 13% - скота и птицы., на 17% - натурального молока., на 4,5% - яиц. Продолжает увеличиваться и экспорт литовского продовольствия в ЕС и другие страны. В прошлом году, по сравнению с 2004 г., экспорт увеличился на 43%.
С будущего года, когда начнется осуществление новой программы развития села на 2007-2013 гг., фермерам представится возможность получить еще около 7 млрд. литов, отметила министр.
Как сообщает ELTA, сейчас средства помощи выделяются из двух фондов: Ориентирования сельского хозяйства и Гарантийного фонда, а в период нового программного периода помощь будет выделяться только из Европейского сельскохозяйственного фонда поддержки села.
Участвовавшая в пресс-конференции вице-министр сельского хозяйства Виргиния Жоштаускене акцентировала основные цели политики развития села на 2007-2013 гг. Первое, на что будет направляться помощь, - это повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и сектора лесоводства. Будет продолжена поддержка экологического земледелия, выращивания редких животных, поощряться ремесла, сельский туризм. Полагают, что к 2013 году среднее хозяйство увеличится с нынешних 12 до 20 гектаров, в стране уже будет насчитываться около 20 тыс. экономически сильных конкурентоспособных хозяйств.
Литовцы не умеют устанавливать новые компьютерные программы (опрос)
Согласно результатам опроса, проведенного компанией Vilmorus по заказу общества IBM Lietuva, более половины литовцев не сумели бы установить на своем компьютере новую версию программы - это непреодолимая задача для почти 55% пользователей компьютеров в стране.
Эта проблема актуальна и для индивидуальных пользователей, и для работников предприятий, поскольку, как показывают опросы, большинство потребителей не могут без помощи специалистов внедрить или обновить программное оборудование. Что касается половых различий, то для женщин это более непреодолимая задача - 61% женщин не сумели бы внедрить саму программу, а среди мужчин таких - 47%. Меньше всего проблем с этим возникает и студентов и школьников, больше всего - у пенсионеров.
Каждый пятый житель Литвы уверяет, что способен самостоятельно, без чьей-либо помощи внедрить новейшую версию используемой программы. Столько же справились бы с этой задачей, если бы им кто-нибудь объяснил, как это делается.
- Украинские СМИ сообщили о взрывах в подконтрольном ВСУ Славянске в ДНР
- Сотрудники военкоматов на Украине начали продавать пустые повестки
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- В Москве выросло количество уголовных дел против иностранцев за педофилию
- Трамп предложил Кэролайн Ливитт на должность пресс-секретаря Белого дома