Мурат Джиоев - министр иностранных дел Южной Осетии

ИА REGNUM:Г-н Джиоев, власти Грузии продолжают обвинять миротворцев в ряде инцидентов, которые имели место в зоне грузино-осетинского конфликта. Более того, Грузия настаивает на выводе российских миротворцев, о чем красноречиво говорит недавнее постановление парламента Грузии. Какова Ваша оценка?

Принятое парламентом Грузии решение я оцениваю как, мягко говоря, ошибочное. А если быть более точным, то оно провокационное и направлено на дестабилизацию обстановки не только в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, но на всем кавказском пространстве. Со всей ответственностью заявляю, что миротворческие силы и в Южной Осетии, и в Абхазии за все время пребывания в зонах конфликтов являются фактором стабильности и безопасности для населения, которое проживает в зонах конфликтов, независимо от национальной принадлежности. И всякие оценки деятельности миротворческих сил со стороны Тбилиси, которые не являются объективными, говорят только о том, что властям Грузии, в частности, парламенту этой страны, нужно не действительное урегулирование отношений с Южной Осетией и Абхазией, а нагнетание. Именно это нагнетание обстановки не допускают и российские миротворцы. Грузинская сторона предпринимает усиленные попытки, начиная с октября прошлого года, ведь это уже третье постановление по миротворцам, которое принимает парламент Грузии, с тем, чтобы избавиться от присутствия миротворческих сил в зонах конфликта. Это им нужно для того, чтобы миротворцы не мешали им проводить ту агрессивную политику, от которой грузинские власти не отказались в отношении Южной Осетии и Абхазии. Что же касается инцидентов, произошедших за последнее время в зоне грузино-осетинского конфликта, то хочу напомнить, что всякий раз, когда к делу подключаются миротворцы, то инцидентов, как правило, не возникает, а если и возникают разногласия, то они улаживаются посредством представителей миротворческих сил.

ИА REGNUM: Вернемся к постановлению парламента Грузии о выводе российских миротворцев. Законодательный орган Грузии обвинил представителей "голубых касок" в бездеятельности, неспособности и нежелании выполнять поставленные задачи, что и служит поводом для их выдворения. Насколько серьезно выглядит данное постановление с юридической точки зрения?

Постановление парламента Грузии для грузинского государства, видимо, имеет свою силу. Но дело в том, что этот документ не является международным. А решение, в соответствии с которым миротворческие силы осуществляют свою миссию и в Абхазии, и в Южной Осетии, было и является международным документом. То есть, например, в зоне грузино-осетинского конфликта миротворческие силы выполняют операцию в соответствии с Дагомысскими соглашениями от 24 июня 1992 г. Соглашение было достигнуто между руководством России и Грузии, но под соглашением поставлены подписи североосетинской и югоосетинской сторон. То есть, как сторон и как властей народа, вовлеченных в этот конфликт, и этот документ является международным. Впоследствии в рамках переговорного процесса, и СКК, и Меморандума от 1996 года, который был подписан в присутствии высшего руководства сторон, участвующих в конфликте, и потом, по двусторонним грузино-осетинским документам, присутствие миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта высоко оценивалось. В одном из этих документов, в частности, в заявлении по итогам встреч президентов Южной Осетии и Грузии - Чибирова и Шеварднадзе в 1997 г., дается высокая оценка действиям миротворческих сил и отмечается, что миротворческая операция будет продолжаться до принятия иного решения сторонами. То есть, Грузии и Южной Осетии. Вот этот документ тоже является международным документом. А принятие грузинским парламентом постановления по российским миротворцам, конечно же, не может перечеркнуть одним росчерком грузинского пера все эти международные документы.

ИА REGNUM: Известно, что в процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта участвуют и международные организации. Какую оценку дают они позиции Грузии относительно вывода миротворцев?

Надо отметить, что и ОБСЕ, и международное сообщество в целом неоднократно подтверждали свою приверженность исключительно мирному пути урегулирования грузино-осетинского конфликта. И ОБСЕ, и другие международные организации также неоднократно оценивали положительную роль миротворцев в сохранении безопасности и спокойствия в зонах конфликтов. Я хорошо помню десятую годовщину празднования ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта - 14 июля 2002 года, на котором присутствовали представители многих международных организаций, и они давали высокую оценку миротворческой операции России. Не так давно и ОБСЕ еще раз подтвердила, что миротворческая операция России должна и далее осуществляться. То есть, они четко видят, что миротворцы здесь нужны, что они являются фактором стабильности. Я уверен, что международное сообщество предпримет необходимые шаги с тем, чтобы повлиять на грузинское руководство с целью не претворять в жизнь решение парламента Грузии уже правительством.

ИА REGNUM: Как Вы видите развитие событий в дальнейшем?

Мы всегда заявляли о том, что не приемлем никакого иного, кроме как мирного подхода к урегулированию конфликта. Мы еще раз подчеркиваем, что считаем демилитаризацию зоны конфликта, экономическое восстановление края, а также восстановление доверия между людьми основополагающими в процессе урегулирования. Мы хотим, чтобы события развивались только в русле мира.