Как ранее сообщалось, 3-4 июля в Москве прошел Международный форум неправительственных организаций "Гражданская восьмерка - 2006", собравший более 500 представителей неправительственных организаций из не только стран G8, но и всего мира. В заключительный день работы Форума его пленарное заседание посетил президент России, нынешний председатель Большой восьмерки Владимир Путин, который провел полуторачасовой диалог с участниками форума и пообещал в ходе предстоящего саммита G8 довести сформулированные ими рекомендации до сведения своих коллег - глав государств. Вечером 4 июля в подмосковной резиденции Ново-Огарево состоялась встреча без галстуков, в которой приняли участие президент России и лидеры тринадцати глобальных неправительственных организаций - WWF International, Greenpeace International, Amnesty International, Human Rights Watch, OXFAM, CIVICUS, Action Aid, Transparency International, Global Campaign for Education, Global Call To Action Against Poverty, Consumers International, International Council of Women и Social Watch.

О значении состоявшихся консультации ИА REGNUM рассказал директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, академик РАЕН, член Общественной палаты РФ Игорь Честин.

REGNUM: Игорь Евгеньевич, как можно охарактеризовать те организации, лидеры которых приняли участие во встрече в Ново-Огарево?

С одной стороны, это крупнейшие и авторитетнейшие в своих секторах гражданские организации (Amnesty International, CIVICUS, Social Watch и др.), с другой - крупнейшие сети неправительственных организаций, такие как Global Campaign for Education, Global Call for Action Against Poverty, в которые входят НПО как развитых, так и развивающихся стран. Их объединяет то, что каждая из них работает не менее, чем в 50 странах мира и имеет от миллиона и более индивидуальных сторонников.

REGNUM: Лидеры этих гигантов гражданского общества часто встречаются?

В таком формате это произошло впервые. Конечно, руководители этих организаций встречаются друг с другом, когда принимают участие в международных форумах, проводимых, скажем, ООН или другими межправительственными организациями, но целенаправленных встреч именно между ними еще не было. Обычно экологические организации общаются с экологическими, правозащитные - с правозащитными, социальные - с социальными и так далее, но межсекторальная встреча состоялась впервые в истории существования глобальных НПО.

Встреча с главой Большой восьмерки тоже уникальна. Разумеется, у лидеров этих организаций и до этого имели возможность общаться с главами самых разных государств, в том числе и "восьмерки". Президенты и премьер-министры большинства стран G8 (за исключением США и Японии) практикуют встречи общественностью, но в таком составе это произошло тоже впервые.

REGNUM: Откуда исходила инициатива этой политической встречи?

Идея пришла в голову российским организациям, которые входят в эти глобальные сети. Дальше мы посоветовались с нашими зарубежными коллегами, обсудили с ними, будет ли им это интересно, считают ли они, что это может быть полезно, и в апреле, когда мы получили положительный ответ, Элла Памфилова (координатор Национальной рабочей группы Консультативного совета Гражданской восьмерки, глава Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека - прим. ИА REGNUM) предложила президенту Путину организовать такую встречу, и он согласился.

REGNUM: Представители НПО предварительно выработали некую солидарную позицию, чтобы представить ее главе G8?

Да, подготовка продолжалась полтора дня. В отличие от большого форума "Гражданской восьмерки", где обсуждались восемь тем, здесь была выработана общая позиция по четырем вопросам: по энергетической и климатической безопасности, по безопасности человека, по преодолению бедности и по регулированию неправительственных организаций. Последнее касалось в основном положения НПО в России.

REGNUM: Владимир Путин встречался с ними как председатель Большой восьмерки или как президент России?

В данном случае он выступал прежде всего как глава "восьмерки".

REGNUM: Отличалась ли чем-то эта позиция глобальных НПО от позиции, выработанной более широким кругом участников на Форуме "Гражданская восьмерка", с которой президент познакомился в тот же день?

По сути никаких разногласий не было, но была разница в акцентах. Документы, выработанные на большом форуме были более объемны и включали много российской специфики. Лидеры глобальных организаций российской специфики не касались, за исключением вопроса о законодательстве по НПО. Основной акцент был сделан на вопросах обеспечения глобальной климатической и энергетической безопасности, преодолении бедности и безопасности человека, особенно в свете объявленной в первую очередь странами "восьмерки" войны с террором. Представленные документы были подготовлены таким образом, чтобы обеспечить дискуссию, а не просто дать рекомендации - у лидеров глобальных НПО, в отличие от многочисленных участников большого форума, было больше времени с президентом, они общались три часа.

REGNUM: Это был такой же живой и содержательный разговор как тот, который несколькими часами ранее состоялся на пленарном заседании Форума "Гражданская восьмерка"?

Это было чаепитие, то есть совершенно неформальное мероприятие и свободное общение. У руководителей глобальных НПО была возможность определить список тем, которые они хотели бы обсудить, и президент Путин мог добавить какую-то тему, если это было ему интересно.

У участников осталось от этой встречи хорошее впечатление. Они считают, что это был достаточно открытый разговор; Путин прямо излагал свои позиции по тем или другим вопросам, даже если они не совпадали с позициями общественных организаций. Все было конструктивно, достаточно конкретно и по-деловому. Все происходило в режиме обмена мнениями, и стороны получили возможность из первых уст услышать позиции друг друга.

REGNUM: Таким образом, имевшие место на днях в Москве события представляют собой новое явление как с точки зрения самих глобальных организаций, так и с точки зрения взаимодействия гражданского общества с политическими структурами такого уровня. Получит ли оно продолжение?

Это в значительной степени будет зависеть от Германии - следующего председателя "восьмерки", и от позиции ее правительства. Честно говоря, представители германских общественных организаций, с которыми я общался, были в замешательстве; они далеко не уверены, что через год им удастся обеспечить со стороны Ангелы Меркель такой же уровень вовлеченности в обсуждение вопросов глобальной повестки дня с гражданским обществом.

REGNUM: А сами глобальные организации намерены продолжать консультации друг с другом?

Жизнь покажет. Потребуется анализ внутри каждой организации отдельно, чтобы решить, насколько это для них целесообразно, в каком формате и как часто. Я могу сказать, что по крайней мере в России подобные межсекторальные консультации, несомненно, будут происходить на регулярной основе, хотя и не очень часто.

REGNUM: Для России это неновая вещь. Впервые широкое межсекторальное взаимодействие гражданских организаций началось в процессе подготовки к Гражданскому форуму 2001 года.

Действительно, но разница между Гражданским форумом и тем, что мы обсуждаем, такая же как между ООН и Большой восьмеркой. В ООН входят две сотни стран, в G8 - только восемь, подобранных по примерно одинаковому уровню развития, и перед ними стоят свои специфические проблемы, которые не совсем правильно было бы обсуждать в формате ООН. Гражданский форум собрал российские организации от мала до велика, и это правильно. А сейчас все чувствуют, что есть необходимость общения организаций примерно одного уровня по степени профессионализма, по масштабам деятельности, по числу сотрудников, уровню финансирования, по известности в стране и т.д. Это не значит, что они намерены принимать какие-то серьезные решения, но формат консультаций, примерно аналогичный консультациям "восьмерки", в России, вероятно, будет развиваться.

REGNUM: На ваш взгляд, это появление у нас на глазах новых интересных форматов свидетельствует о некоем шаге вперед в развитии и российского, и в особенности глобального гражданского общества?

Эти форматы - прежде всего российская находка, которая оказалась привязанной к "восьмерке", но это, безусловно, может повлиять на развитие глобального гражданского общества, если практика подобных межсекторальных консультаций получит развитие. Это наш российский вклад в развитие глобального гражданского общества.