Как ранее сообщалось, сегодня, 23 января официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщил прессе разоблачении четырех сотрудников британской разведки, действовавших "под крышей" посольства Великобритании. Один из них - второй секретарь посольства Марк Доу, по его словам, курировал работу с неправительственными организациями и занимался их финансированием от имени британского Фонда глобальных возможностей. Средства от сотрудника британского посольства Марка Доу получали в виде грантов ряд действующих в России неправительственных организаций, в частности, "Комитет против пыток", "Центр развития демократии и прав человека", "Фонд Евразия", Московская Хельсинская группа, "Международная уголовная реформа" и др. По просьбе ИА REGNUM эту информацию прокомментировал Юрий Джибладзе - президент Центра развития демократии и прав человека.

"Меня чрезвычайно огорчает то, что в комментариях представителя ФСБ как-то увязывается легитимная деятельность российских неправительственных организаций с сюжетами, связанными с разведкой, и говорится, что человек, якобы уличенный в том, что он является сотрудником британских спецслужб, "финансировал" деятельность нашей организации и других гражданских организаций. Это не соответствует действительности, - сказал он. - Фонд глобальных возможностей это правительственный фонд, образованный МИД Великобритании. Он действительно финансировал один из множества наших проектов, осуществлявшийся с весны 2003 по весну 2005 года. Этот проект был посвящен продвижению в России права на альтернативную гражданскую службу, предоставленного гражданам в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом "Об альтернативной гражданской службе".

По словам Юрия Джибладзе, он был лично знаком с Марком Доу. "Он является вторым секретарем британского посольства и представлял интересы Фонд, но наше общение было достаточно формальным, - пояснил он. - Осуществление нашего проекта было начато еще до того, как он занял свою должность. Мы абсолютно официально получали деньги на счета нашей организации и отчитывались об их использовании. В разработку и реализацию проекта британская сторона никак не вмешивалась. Ее представители, к нашему сожалению, даже не нашли времени, чтобы посетить какое-либо мероприятие в рамках проекта".

"У читающих заявление г-на Игнатченко, создается впечатление, что деятельность российских гражданских организаций финансировал шпион. Это серьезный вызов нашей репутации, - подчеркнул президент Центра демократии и прав человека. - Мы абсолютно прозрачны и всегда отчитывались перед уполномоченными органами, никаких оснований обвинять нас в связи с какой-либо нелегальной деятельностью нет. Но появление этого заявления через несколько дней после опубликования закона о некоммерческих организациях, по-видимому, неслучайно, поскольку закон этот направлен на ограничение и контроль, а не на развитие гражданских организаций, и делается это именно под лозунгом защиты национальной безопасности и национальных интересов. Поскольку необходимость ужесточения контроля над деятельностью НПО сложно доказать, и появляются такого рода сюжеты, как тот, что прошел в эфире РТР, где в одну кучу сваливаются сведения о чьей-то шпионской активности и законная и полезная для России деятельность общественных организаций".

Как сообщил Юрий Джибладзе, пока в его организацию никто из сотрудников ФСБ или иных проверяющих в связи с делом Доу не обращался. "Нам нечего бояться, хотя всякие проверки и необходимость оправдываться в том, чего ты не совершал, конечно, отвлекают от работы", - сказал он.