Губернатором Нижегородской области бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев стал 8 августа 2005 года. Прошло более 100 дней с начала его руководства регионом. О результатах и планах по развитию области губернатор рассказал в интервью ИА REGNUM.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ИА REGNUM: Нижегородская область досталась вам не в самом лучшем виде. Несмотря на то, что прежняя власть смогла расплатиться с внешним долгом, она накопила внутренний почти в 8 млрд рублей. Вы заявляли о необходимости вести разумную кредитную политику. Как соответствует этому тезису решение разместить очередной - уже третий с 2004 года - облигационный заем? При этом прежняя администрация планировала заем в 1,5 млрд рублей, а сейчас принято решение о займе в 2 млрд рублей, в то же время область еще не расплатилась по первым двум?

Чтобы оценивать разумность кредитной политики, нужно узнать структуру долга и его периодичность. По Бюджетному кодексу, долг можно гасить только при профиците бюджета. Не имея профицита, нужно обслуживать долг, платить проценты. У нас 34% - это коммерческие кредиты, 44% - облигационные займы, и самая большая долговая нагрузка по обслуживанию падает на коммерческие кредиты, которые дороже по процентам, чем облигационные займы. Поэтому коммерческие кредиты мы замещаем облигационными займами, сокращая нагрузку по обслуживанию. Глупо было бы этого не делать, потому что долг при этом не увеличивается, а проценты, которые мы должны платить за обслуживание - уменьшаются. И мы можем долгое время не гасить наши долги, а постоянно их замещать на другие долговые обязательства. Тем более, что деньги все больше и больше дешевеют.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ С ОРГАНАМИ МСУ: "Если не умеешь делать доходы, живи по смете"

ИА REGNUM: С тех пор, как вы стали губернатором, вы стараетесь забрать в ведение областного правительства ряд полномочий, которые ранее были закреплены исключительно за муниципалитетами. В частности, это касается закона о земельных отношениях. Какие еще полномочия, на ваш взгляд, должны от муниципалитетов перейти к областной власти?

Прежде всего, это вопрос о распоряжении финансовыми ресурсами. Дело в том, что абсолютное большинство территорий являются дотационными и когда у них есть собственный бюджет, зачастую обеспечивающийся собственными доходами только на 20% - это абсолютный нонсенс. Такие территории должны иметь смету расходов, а все доходы концентрироваться в областном бюджете. Тогда утвержденные расходы этого района казначейским методом будут финансироваться с общего счета. Потому что централизовано можно получить гораздо больше доходов, и это мы уже сегодня показали. Ведь 8 месяцев не выполнялся бюджет и отставание от исполнения закона области составляло 1,5 млрд рублей. За один месяц удалось перевернуть ситуацию, и в октябре мы выполнили бюджет на 106% и сократили отставание на 1 млрд. И сейчас у нас отставание лишь на 400 млн. рублей. Я думаю, за ноябрь мы войдем в плюс. Мы выполнили бюджет ноября и 10 месяцев. Мы, наша команда, показала, что можно эффективно работать, и мы сегодня делимся опытом с нашими органами местного самоуправления, показываем им, где лежат деньги, и объясняем, как их можно брать, не вкладывая инвестиций. Вот они - деньги, достаточно только руку протянуть. Только делать это надо умно и квалифицированно. И я категорический сторонник того, что если не умеешь доходы делать - не берись. Живи по смете, предъяви свои расходы, мы тебе их утвердим.

ИА REGNUM: То есть нижегородские главы местного самоуправления не умеют?

Пока нет. К сожалению, у них и возможностей таких нет, потому что очень неравномерно распределены производительные силы, а, следовательно, и налогоплательщики. Тем более, что губернатор все-таки находится в постоянной связи с налоговыми и силовыми структурами. У глав местного самоуправления такой возможности нет, они не является органами госвласти, и ему сложнее влиять на предприятие, нарушающее налоговую дисциплину. Можно иметь полномочия, иметь право составлять бюджет и не иметь рычагов, чтобы его выполнять. Что и происходит.

Не совсем ясна еще ситуация с градостроительными функциями. Я уверен, что земельные вопросы должны решаться на областном уровне. Следующий вопрос: как быть с градостроительный функцией, которая является одной из составляющих реализации инвестиционного проекта? Думаю, и эти вопросы надо решать на уровне областного правительства, где уже созданы соответствующие управление и департамент, у нас есть областной архитектор, которого не было здесь 12 лет. Вы же сами понимаете, что если в каждом поселении будет своя архитектурная политика, мы превратимся в область без облика, без традиций, без понятного очертания строений. Это в лучшем случае. А в худшем - станем образцом безвкусицы. Я сейчас занимаюсь этой проблемой. Приведу всего один пример - к празднику 4 ноября мы установили памятник Минину и Пожарскому. А напротив памятника находится торговый центр - такая неказистая стекляшка (реконструированное в 2002 году здание торгового центра, где ранее размещался Дом моделей - ИА REGNUM), которая со стороны реки загородила весь Кремль, да и вообще явно выпадает из общего архитектурного ансамбля. Надо сносить эту стекляшку. А саму постройку, которая должна вписаться, можно оставить. Увы, но слишком много у нас такого негативного опыта, когда новые строения не вписываются в облик города, уродуют город. Именно поэтому нужна централизация, нужна власть, нужна сила.

ИА REGNUM: Таким образом, контроль за властями Нижнего Новгорода будет значительно ужесточен?

Ужесточен - это от слова "жестоко"? Нет. Но контроль будет.

ИА REGNUM: Кроме проблем градостроительного порядка, вы не раз указывали на несовершенство системы транспорта в регионе. Например, говорили, что намерены отказаться от использования автобусов ПАЗ...

Это не самоцель. Просто сейчас правительство имеет свою программу обеспечения пассажирскими перевозками населения Нижнего Новгорода и области. И эта программа предусматривает наращивание парка современных автобусов, троллейбусов, трамваев... Надо сделать так, чтобы транспорта было достаточно и жители перемещались с места на место в комфортных условиях за небольшую плату на низкопольных автобусах большой вместимости. И тогда рынок, конкуренция сама поставит ПАЗики вне закона. Если человек может комфортно ездить на социальном транспорте, он не станет пользоваться неудобными ПАЗиками, которые, честно говоря, для городского масштаба, городских перевозок, совсем непригодны. Я, кстати, удивлялся, почему же они только наполовину заполнены. А после того, как прокатился в нем в час пик, все понял. Я зашел первым, и потому оказался в конце автобуса, так потом не мог выйти, проехал 3 лишних остановки, хотя, вроде, не слабый человек. Трудно в одну дверь и входить и выходить. В сельской местности такой транспорт возможен, а в городе - нет.

ИА REGNUM: А уже есть на сегодня какие-то планы по закупкам автобусов?

Да, я думаю, что нам, по самым скромным расчетам, нужно 860 новых автобусов.

ИА REGNUM: В целом на область?

Нет, я говорю про Нижний Новгород. Потому что наибольшая проблема автобусных перевозок - именно здесь. Если мы здесь заменим часть автобусов на низкопольные большой вместимости, то часть парка малой вместимости сможем переместить в районы области, не покупая туда новые автобусы. Мы думаем в 2006 году купить около 400 автобусов и в 2007 году еще 400. Таким образом, за 2 года решим проблему, которая не решалась здесь 12 лет. Автобусы будут ходить по маршрутам, также как в Москве, Санкт-Петербурге, хорошие автобусы на которых не будет написано "Нижегородцам от губернатора" (в Нижнем Новгороде автобусы с такой надписью были запущены в 2002 году - ИА REGNUM). Потому что это не от губернатора, это от них самих. Они заработали эти деньги, и на их деньги купили автобусы. Надпись неправильна. Может быть, мы ее заменим на "нижегородцам от нижегородцев".

ИА REGNUM: Основные средства на приобретение автобусов?

Прежде всего, от продажи автобусных парков (правительство намерено продать 4 из 7 автопарков - ИА REGNUM). В оставшиеся мы свезем машины, чтобы был больше процент использования стояночных мест... Сократим 936 человек - дворников, сторожей... С трудоустройством у них проблем не будет - эти профессии востребованы повсюду.

Территории четырех парков мы выставили на продажу, и от желающих их приобрести уже отбоя нет. Оно и понятно - приличные по размеру участки земли неподалеку от кремля! Особый интерес к ним проявляют сетевые компании, хотят строить там торговые центры.. Так что двойную задачу решаем - благоустраиваем город и решаем проблему обеспечения городским транспортом.

ВЗАИМОДЕЙСТИВИЕ С ПОЛПРЕДОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ПРИВОЛЖСКОМ ФО

ИА REGNUM: В Нижегородской области, как в административном центре округа, политику в большей степени определял полпред. Каким образом вы видите дальнейшее взаимодействие с новым полномочным представителем президента Александром Коноваловым?

Взаимодействие должно быть конструктивным. Таким и будет, я уверен. Мы уже дважды встречались, познакомились, кое-что обсудили.... Нормально все. Главное, чтобы каждый занимался своим делом. У полпреда свои функции, у губернатора - свои. Частично они пересекаются, вот в зоне этого пересечения мы и будем сотрудничать. Опыт такой работы у меня есть еще с московских времен - с полпредом Центрального федерального округа мы сработались, и воспоминания у меня, по крайней мере, об этом сотрудничестве, самые позитивные. Сработаемся и сейчас, не волнуйтесь.

ИА REGNUM: Тогда немного провокационный вопрос. Многие нижегородские политики утверждали, что когда полпредом был Сергей Кириенко, а губернатором стали вы, произошло перераспределение политических сил и полпред постепенно начал утрачивать позиции. Коновалов же, как ставленник так называемой "питерской команды", уже сможет вас контролировать...

Он по должности обязан это делать. И я считаю, что любой контроль хорош. Я не отношусь к числу тех, кто боится контроля, и хочу, чтобы моя работа была абсолютно прозрачна и понятна. Если же под словом "контроль" вы подразумеваете попытки отъема функций друг у друга... Не вижу такой опасности, и прежде всего потому, что наш новый полпред привык работать в строгих рамках процессуального закона. Он лучше нас знает, что кому положено, а что кому не положено. И к чему приводит смешение функций и неразбериха с ответственностью за свои или чужие дела. Четкие правила и четкое разделение обязанностей ничуть не меньше нужны в сфере управления, чем в правоохранительной сфере.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: "Механизм реализации отсутствует"

ИА REGNUM: На прошлой неделе вы были на совещании у президента по поводку реализации приоритетных национальных проектов. На ваш взгляд, каких трудностей с реализацией проектов стоит ждать?

Пока сложно говорить, это было первое совещание, оно в большей степени ознакомительное. Были сделаны доклады о сути национальных проектов.

На проекты выделено 180 млрд. рублей, которые предполагается разделить между всеми субъектами федерации. Каждый субъект получит около 2 - 3 миллиарда рублей. Мы - бедный регион с консолидированным бюджетом в 40 миллиардов. Конечно, еще 2 миллиарда не лишние, но вряд ли можно сказать, что они могут что-то качественно изменить. И все же очень радует тот факт, что деньги, которые нашли в российском бюджете, решили использовать для регионов - для закупки дополнительного оборудования, повышения уровня зарплаты врачам, для доплаты учителям, для того, чтобы сделать выгодными кредиты сельхозпроизводителям, чтобы сделать более доступным жилье для тех, кто не может взять жилищные кредиты по коммерческой схеме. Везде будет что-то прибавлено. Но пока еще нет практических схем, как будут реализованы эти средства. На совещании я сказал, что мы готовы принять и разместить у себя на территории любые деньги, но только бы понять, как это все будет делаться. Деньги ведь можно расходовать рационально и нерационально. Мы хотим рационально. Президент Владимир Путин дал поручения во все профильные министерства и ведомства разработать проекты постановления правительства, технологии реализации этих проектов. Вопросов много: как закупать медоборудование, как повышать заработную плату? Например, надо ли параллельно с повышением зарплаты врачам увеличивать их нагрузку? Кое-кто утверждает, что надо. Но тогда какое же это повышение? И к чему это может привести? Получается, что, повысив зарплату специалисту вдвое, от него потребуют нести двойную нагрузку - и вместо 10 минут на каждого больного, он будет тратить 5. А если в 3 раза, значит по 3 минуты. Закончится тем, что больной будет открывать дверь, а ему сразу будут говорить диагноз. Другое дело - повышение тарифов: сегодня врач за час получает 20 рублей, а будет получать 40. Тогда понятно, что за те же самые 10 минут он будет ответственнее работать, и мы сможем найти для больницы более квалифицированного специалиста.

Много вопросов и по покупке оборудования. Возможно, нам дадут деньги и скажут, что лимит Нижегородской области из национальных проектов составляет, к примеру, 1 млрд. рублей. Тогда будем закупать то, чего не хватает. Но вполне вероятно, что денег нам никто не даст, а попросят как всегда заявку. Мы дадим заявку, а в министерстве начнут решать, удовлетворить нашу заявку или, например, заявку Липецкой области. Чтобы этого избежать, нужны четкие критерии и нормативы, исходя, например, из количество жителей, количество медицинских учреждений... Нужен здравый подход.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: Нет трагедии в том, что Нижегородская область не выиграла конкурс

ИА REGNUM: Кстати, об очередном федеральном проекте - по особым экономическим зонам (ОЭЗ). Нижегородская область, подавшая заявку, конкурс на размещение ОЭЗ не выиграла...

Да, я читал высказывания некоторых депутатов о том, будто бы мы проиграли потому, что плохо лоббировали. Я не совсем понимаю, зачем лоббировать нормальные проекты? И что вообще такое "лоббировать" в понимании наших депутатов? Мы подали заявку, выполнили все требования, доложили проекты Фрадкову. Лично я разговаривал с Грефом, написал письмо президенту. Это что - лоббирование или нет? Приняли решение, что не наша зона будет пропущена через эту программу. Но я лично убежден, что хорошее дело все равно пробьется. А проект Сарова (под ОЭЗ выделена площадка недалеко от ЗАТО Саров, где находится Российский Федеральный ядерный центр - ИА REGNUM) пойдет независимо от того, будет он в перечне или нет. Ядерный центр не может работать без открытой площадки. Да, к сожалению, открытая площадка не вошла в состав проектов МЭРТ. Но главное-то в том, что она все равно будет. И мы деньги туда выделим. И инвесторы найдутся.

Я, вообще, скептически отношусь к открытым экономическим зонам. Ну, открытая и экономическая - это понятно, но почему зона-то опять? Дело в том, что все думают, что панацеей от плохой продукции являются льготы. Наоборот все. Если продукция проходит на рынок со льготами, то, как только льготы отменяют, каким-то неведомым путем исчезает и сама продукция. Она становится неконкурентоспособной по цене. А продукция "ноу-хау", прорывная технология, всегда сама пробивается. Взять, к примеру, наш институт прикладной физики. Там же нет никакой открытой зоны, там есть 17 внедренческих организаций и их продукт находит себя на рынке давно, уже 10 лет.

Вот, например, балахнинский бумкомбинат (ЦБК "Волга" - один из крупнейших в России производителей газетной бумаги - ИА REGNUM) захотел стать открытой зоной. Я спрашиваю: а зачем вам это нужно? Они отвечают: хотим выпускать мелованную бумагу. Спрашиваю: а так вы не будете ее выпускать? Они отвечаю: будем все равно. Так зачем тогда правительству области этот проект поддерживать? Затем, чтобы "благодаря" ему меньше денег поступило в бюджет? Льготы - это та же кормушка. Хорошая продукция должна находить себе потребителя без всяких льгот. Поэтому, может, и неплохо, что мы не выиграли. Помните песенку из фильма Айболит 66? "Это даже хорошо, что пока нам плохо..." Плохо - это, конечно, не совсем верно, точнее - трудно. Трудности не только закаляют, но и делают мудрее.

Только поймите меня правильно, я вовсе не противник того, чтобы власть помогала предпринимателям. Просто помощь помощи рознь. Власть должна помогать, но не за красивые глаза, а ради общего развития. Например, губернатор освобождает предприятие на один миллион от налога на прибыль. Предприятие на этот миллион увеличивает оборотный фонд, покупает оборудование, затем выпускает больше продукции, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу. Получится, что предприятие вернуло области эту льготу, потому что в областной бюджет поступило больше налогов. Тогда, конечно, миллион надо дать. Но если предприниматель говорит: дай миллион, но взамен ничего не получишь... Какой же вменяемый руководитель области так поступит? Особенно, если бюджетная обеспеченность маленькая. Как можно изъять из нее миллион и отдать ни подо что? Подход должен быть такой: приходите, приносите бизнес-план. Если вы просите рубль, а отдаете 2, то пожалуйста... Но если хотите взять рубль а отдаете ноль, то зачем нам такой бизнес? Самая главная беда у нас в этом. Все привыкли просить. Но не все хотят отдавать.

Мне тут на одной встрече сказала: вы теперь нам как отец родной, поэтому должны помогать. Но я не хочу быть неразумным родителем: вместо того, чтобы научить работать и зарабатывать, подачки раздавать. А вот умер я - и вы остались одни. Вас же дети соседских отцов забьют. И вы пропадете, и обо мне никто словом добрым не вспомнит.

Вот поэтому-то мы сейчас создаем маркетинговый центр, собираем туда грамотных ребят, способных написать бизнес-план, сделать прогноз, умеющих анализировать. Будем помогать предпринимателям. Беда одна - отсутствие квалифицированных руководителей. Это не только в Нижегородской области, это беда России.

"Нижегородская область всегда была карманом России, и сейчас этот карман надо сделать цивилизованным"

ИА REGNUM: Вы, в основном, говорите о минусах... А есть какие-то положительные качества нижегородцев, которые вас заставляют поверить, что можно улучшить ситуацию?

Люди в области замечательные. Доброжелательные, хорошие, способны договариваться, идти на контакт. Даже те жесткие решения, которые мы проводим по централизации, получили полное одобрение. У нас не было никакого сопротивления, абсолютно.

ИА REGNUM: Неужели?

Все добровольно подписали соглашения (соглашение с главами местного самоуправления о разделении полномочий - ИА REGNUM), я ни на кого не рычал, не топал ногами. Нижегородская область - регион, обладающий колоссальными резервами. Он выстроен еще нашими предками таким образом, что бизнес здесь должен развиваться. По географическому расположению, мы уверенно лидируем в России. У нас в 3,7 раза выше плотность автодорог, чем в среднем по России, в 3,2 раза выше плотность железных дорог, тысяча километров водных путей. Ни в одной области этого нет. У нас есть международный аэропорт, который полностью в собственности правительства области. Правительство Москвы 10 лет билось за то, чтобы получить 68% "Внуково", и только сейчас начинает его реконструкцию. А у нас аэропорт в течение многих лет в собственности, а там 3 невзрачных самолета стоят. Вот мы в следующем году покупаем 8 самолетов, делаем свою базовую авиа компанию. Будет два Ту-154 и 6 "Эмбрайеров" Ту-154 будут летать в Европу, к местам отдыха, чтобы не нужно было ехать в Москву и лететь оттуда. А из соседних городов будем людей "Эмбрайерами" подтягивать.

ИА REGNUM: Покупки за счет бюджета?

Нет, это мы отдали 100 га в районе аэропорта фирме под строительство большого грузового терминала, который будет приносить большую прибыль. У нас сегодня терминал может переработать только 50 тонн грузов. Это один самолет. А "Люфтганза" просит, чтобы мы сделали нормальный терминал. Москва уже задыхается, весь груз привозят туда и развозят по всей России. А мы сейчас полосу удлиним на 200 метров и сможем принимать грузовые самолеты любой грузоподъемности. А на 100 га, с перспективой развития до 200 га, появится терминал с электронной таможней: груз еще в воздухе, во время полета будет растамаживается. Самолет прилетел, груз растаможен - забирай и вези, куда надо. Это даст возможность нашим предприятиям не строить у себя склады, а забирать грузы прямо с этого терминала, забирать малыми порциями, только заплатив за аренду. Это даст возможность развозить грузы на восток и на запад железной дорогой, автодорогами, водным транспортом. Сделаем северную дорогу - на север грузы пойдут. Сделаем южную - на юг. Нижегородская область была карманом России, и надо этот карман делать цивилизованным. У нас сегодня нет даже железнодорожного таможенного терминала, не говоря уж об авиационном. Этим всем надо заниматься. Это очень благодатная земля, здесь есть очень хороший ресурс, и грех его не использовать или использовать не в полную мощь.

СИТУАЦИЯ В ЖКХ: "Как им заплатили, так они и работают"

ИА REGNUM: Вы не раз заявляли, что инвестор - это "священная корова", говорили о том, что инвестор должен придти в ту отрасль, где можно брать деньги. Каким образом, например, приглашать инвесторов в ЖКХ, если оно практически разрушено? В прошлом году несколько российских и иностранных компаний планировали реализовать здесь ряд проектов, но сделано ничего так и не было.

Дело в том, что мы сами довели ЖКХ до такого состояния. Мы все хотели, чтобы люди меньше платили за коммунальные услуги. Но когда мало платишь, получаешь невысокий результат.

Кричат, что РЭУ, ЖЭКи плохо работают. Как мы им платим, так они и работают. Если хотим, чтобы пришли настоящие инвесторы, настоящие подрядные организации, короче - бизнес, надо не только оплачивать себестоимость услуги, но и обеспечивать нормальную рентабельность. Этим мы сейчас и занимаемся. Понимаете, денег-то хватает, только экономика выставлена не совсем так. Вот только что, перед встречей с вами, я беседовал с экспертом, который только что анализировал ситуацию в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Он - руководитель одной из частных компаний, оказывающих в Москве услуги ЖКХ. Так он был поражен - в Канавинском районе тарифы на вывоз ТБО выше, чем в Москве, а весь район завален мусором. Сейчас будем разбираться, каким образом организована экономика, почему деньги есть, а работы нет.

Рыночная экономика позволяет сегодня при наличии денег заказать любую работу - и ее обязательно сделают. Нам сейчас нужно провести такую реорганизацию ЖКХ, которая позволила бы в марте в соответствии с новым Жилищным кодексом создать такие управляющие компании, которые бы выстроили экономику не шиворот-навыворот, а чтобы деньги начали работать. Деньги населения и бюджета должны соединиться и создать услугу с плановой рентабельность. Тогда туда придет частная компания и будет работать за свою прибыль.

Если говорить об инвесторах, то они в ЖКХ не нужны, они нужны в других сферах. Чтобы услуга была цивилизованной, нужна совершенно другая материальная база. Если у нас деревянные дома подходят к кремлевской стене, какую услугу я могу в деревянном доме оказать? Никакой. Все говорят, что в Москве очень высокая стоимость обслуживания одного квадратного метра. Она выше, чем в других городах, и все говорят, что это неправильно. Да как же неправильно, если в Москве на сегодня находится 60% лифтов России? Зато в Москве сегодня ветхого жилого фонда практически нет, там 5-этажки сносят для того, чтобы сделать более комфортабельное жилье и оказать более комфортную услугу. Вот инвесторы нужны для того, чтобы малоценный жилой фонд с минимальным набором услуг убрать и сделать комфортабельный жилой фонд с максимальным набором услуг. Чтобы решить эту проблему в Нижнем Новгороде, мы нашли форму работы, создали акционерное общество с участием правительства: "Нижкапстрой". Теперь думаем, что аналогичные структуры нужно создать в городах области. В Дзержинские и Арзамасе будет делать филиалы "Нижкапстроя".

ИА REGNUM: Каково распределение уставного капитала в АО?

25% плюс одна - правительство области, а остальное - частные инвесторы, в том числе и нижегородские. Их будет много. Это просто управляющая компания и она будет привлекать всех, у кого есть деньги. А у кого нет, того не будем привлекать. А то встречаются такие, у кого есть бумажка, что он имеет право застраивать, а денег нет.

Вообще, самая большая проблема сейчас в том, что долго принимаются положительные решения. Отказные решения принимаются быстро. Некоторые департаменты, комитеты по праву у нас прозвали "комитетами отказа". Если мы сегодня всем будем отказывать, на этой земле ничего хорошего не произойдет. Нам надо строить схему, которая бы все решала и решала быстро, потому что только их эффективная работа поможет нам получить ресурс для решения многих вопросов, которых в городе достаточное количество. Реальные изменения придут, если мы все будем трудиться. А чудес не бывает.