Культ Гитлера в Литве: Адольф - "настоящий человек с настоящей душой"
В Литве вы нигде не найдете плакатов на улицах с изображением Адольфа Гитлера. И ни один политический деятель открыто не прославлял бесноватого фюрера. Но в литовское сознание в последние годы упорно внедрялась идея, что Гитлер не был уж так плох и что он - "лучше Сталина" (см., например: Взгляд из Прибалтики: "Гитлер был вынужден напасть на СССР"). При этом всячески оправдывалась служба литовцев в рядах немецкой оккупационной полиции, вермахта и СС ("Спаситель Европейской культуры Адольф Гитлер": Откровения литовских эсэсовцев). А на минувшей неделе в передаче литовской радиостанции Žinių radijas эксперт по истории утверждал, что литовцы зря стесняются прославлять своих воинов СС. При этом он указывал на пример Латвии, где латвийские генералы СС, получавшие награды от самого Гитлера, сегодня официально признаны национальными героями. Мол, пора и Литве прославить своих бывших на службе у фашистов "борцов за независимость", а не смотреть по сторонам, "что скажет Россия".
Однако настроения общества передают не только политологи и интерпретаторы истории. Настроения общества передает культура этого общества. Как смотрит молодое литовское поколение, интеллигенция на личность Гитлера? Понимают ли они, как понимают во всем мире, что это был один самих больших злодеев в истории человечества?
Перед нами - роман писательницы Вайды Марии Кнабикайте. "Лунный свет в темном окне". Как вы думаете - кто этот лунный свет? Уж не Адольф ли Гитлер? Вы не ошиблись. По мнению романистки, "до сих пор в искусстве он не был изображен как настоящий человек с настоящей душой".
Романов в Литве выходят сотни, и опус В.Кнабикайте, пожалуй, так и остался бы не замеченным, если бы он был выпущен в захолустном городке за счет автора, а не в столице - считающимся солидным издательством. Но еще более интересен факт, что интервью с почти никому неизвестной романисткой взяла ни с того ни с сего центральная ежедневная газета Литвы Lietuvos rytas, которая вообще очень редко жалует писателей своим вниманием. Здесь приводятся отрывки именно из этого интервью с автором. 31-летняя писательница не скрывает, почему ее так привлекла к себе фигура Гитлера: "Как и любой молодой человек, я мечтала прославиться в нескольких областях - как политик и как человек искусства, точнее, художник. А.Гитлер тоже хотел прославиться как художник. Поэтому мне это сторону его личности не было тяжело понять".
"А что было самым важным для вас, когда вы писали этот роман?" - спрашивает газета. "Для меня было важным раскрыть характер А.Гитлера, его отношения с женщинами. Однако, наверно, самым важным было раскрыть дух этой эпохи, постараться показать А.Гитлера и его соратников как людей" (!). Гуманистический образ Гитлера? Может, нам послышалось? Но нет, оказывается Гитлер для романистки - герой. "Почему для романа вы избрали А.Гитлера, а не какого-либо литовского витязя?" - на полном серьезе спрашивает автора журналист.
В.Кнабикайте: "Имя А.Гитлера я услышала еще в детстве. Когда стала взрослой, мне рассказали, кем он был. Как-то заинтересовало, и с тех пор я начала им интересоваться". Интерес привел к тому, что Гитлер, насколько можно понять, стал частью души романистки. Впрочем, она этого и не скрывает: "Конечно, в этом романе имеются и чувства, и эмоции. Но это - чувства героев. А я, как автор, просто отождествляюсь с ними. Густав Флобер сказал: "Мадам Бовари - это я". Тут писательница испугалась и добавила: "Понятно, что я, скажем, с Гитлером так просто отождествиться не могла, но мне вжиться в своих героев не было особо тяжело".
А чтобы не было сомнения, насколько - и в каком смысле - романистка захвачена образом великого фюрера, она ставит его в ряд с Цезарем и Наполеоном! На вопрос "Как вы теперь, после того, как углубились в жизнь А.Гитлера, обобщили бы его личность?" она отвечает: "Это одна из самых противоречивых и мистических личностей ХХ века. Я интересуюсь и другими богатырями, такими, как Цезарь, Наполеон. А.Гитлер был самый странный из богатырей. Историки, которые писали об этой личности, выражают удивление его нелогичными действиями, безумием. Для меня наиболее интересным было, что он - наиболее нерациональный из всех мне известных витязей". Безумие и иррационализм - не грех: как известно, все гении были безумцами...
Но, может, писательницу останавливает воинственность бесноватого фюрера, которая привела к ужасам второй мировой войны? Как раз наоборот! Именно воинственность любимого Адольфа, похоже, привлекла внимание авторши. Потому что на вопрос "Вы воинственная и смелая женщина?", она отвечает: "Я восхищаюсь богиней Афиной. Но это, скорее всего, компенсационный момент, который заставляет восхищаться тем, чего сама не имеешь". В таком интервью это признание нельзя понять иначе, как восхищение воинственностью самого Адольфа.
Читая интервью, тяжело поверить своим глазам: неужели ни одним словом не будет отмечено, что Адольф Гитлер - просто-напросто злодей? И никакой не великий, а ничтожный? Нет, одно слово на эту тему в материале имеется. Журналист спрашивает: "Как бы там ни было, А.Гитлер - не рядовая личность, которая много набедокурила". Как деликатно сказано, чтобы не обидеть фюрера! Чего стоит одно "как бы там ни было". А вместо "злодей" - "не рядовая личность", вместо "сжег в печах миллионы невинных людей" - поэтичное "набедокурила". В этих нюансах - все правила игры, принятые в современном литовском обществе в отношении одного из самых страшных злодеев всех времен.
И что же ответила автор? Уму непостижимо, но она решила как можно меньше говорить о "военных" делах великого фюрера. И это понятно: ведь если рассказывать об Освенциме - он перестанет быть героем и "богатырем". Так не лучше ли выборочно показать эти эпизоды? "Самым тяжелым, - жалуется романист, - было выбрать, какие военные действия описать, а какие - нет. Не хотелось превратить роман в учебник истории, поэтому от многих военных событий и битв пришлось отказаться". "Может быть те, кто уже читали этот роман, заметили, что вторую часть, где начинается война, - читать менее интересно". Перевоплотиться в душителя, наверно, было не так просто?
Заканчивается это характерное интервью характерным вопросом: "Углубляясь в характер А.Гитлера и создавая о нем роман, смогли ли вы найти у него хотя бы одно хорошее качество?". Вопрос удивительный, поскольку на протяжении всего интервью речь только и шла что о выдающихся человеческих качествах вождя Третьего Рейха. Но не менее удивительным и лирическим был ответ влюбленной в Адольфа воинственной поклонницы Афины: "Это качество - безграничная и искренняя любовь к матери. Ведь любить свою мать для человека - значить очень много, и это очень по-человечески". Вот какой прекрасный и великий человек Адольф Гитлер! И выставленные в начале интервью слова о том, что "я не являюсь фашисткой и не сочувствую Адольфу Гитлеру, а просто пытаюсь раскрыть различные стороны этой интересной личности" - только подчеркивают противоположное. Да и даже в этой фразе любовь к "интересной личности", у которой столько "различных" интересных сторон, так и лезет.
А чтобы не было сомнения, что речь идет о серьезном произведении, которое всем нужно прочесть, интервью сопроводили мнением "эксперта", а именно "исследователя литературы Регимантаса Тамошайтиса: "Книга написана со знаком вдохновения и литературного таланта - втягивает, интригует и удивляет, впечатляет и рассказом, и характерами, и перипетиями индивидуальных судеб". Что же, остается добавить: пусть читает шедевр молодое поколение литовцев. Пусть учится, каким великим и гуманным человеком был Адольф Гитлер. Только как все это соотносится со слезами миллионов невинных детей, с Бухенвальдами и ужасами второй мировой войны, с католической моралью литовцев, с членством Литвы в ЕС и с вердиктом Нюрнбергского процесса? Неужели все забыто?
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Временные ограничения на полёты ввели во всех аэропортах Москвы
- Медведев назвал этнические анклавы потенциальными рассадниками экстремизма