Справка: Ереванский офис ОБСЕ начал деятельность в феврале 2000 года. Именно тогда Национальное Собрание Армении ратифицировало Меморандум о взаимопонимании, подписанный между армянским МИДом и ОБСЕ. Согласно мандату, приоритетными задачами офиса являются налаживание связей с властями, гражданским обществом, университетами, исследовательскими учреждениями, а также международными организациями. Офис поддерживает тесные контакты с Национальным Собранием, правительством, аппаратом президента по широкому спектру вопросов политической и экономической повестки, а также в области защиты прав человека и окружающей среды. В этом году офис отмечает первый юбилей - 5 лет с начала деятельности. В этой связи ИА REGNUM побеседовало с главой миссии ОБСЕ в Армении Послом Владимиром Федоровичем Пряхиным.

ИА REGNUM: Г-н Посол, 9-го февраля исполнится 5 лет со дня основания офиса ОБСЕ в Ереване. Какова Ваша оценка пройденному пути, и, несмотря на юбилей, хотелось бы узнать, в частности, что из запланированного осуществить не удалось?

Самым значительным достижением нашего офиса за пять лет его существования, безусловно, является то, что он стал объективной реальностью в армянском политическом и гражданском интерьере. Это учреждение, приносящее определенную пользу Армении, что признают представители всех сегментов гражданского общества и властей республики Армения. То есть, наш офис, действительно, помогает процессу становления демократического армянского государства, процессу становления демократических институтов гражданского общества и, в этом плане, мы пользуемся положительным отношением армян. Если говорить о каких-то конкретных вещах, я бы выделил содействие офиса, оказанное армянской стороне в разработке антикоррупционной стратегии и в ее выполнении. Офис содействовал формированию общественной антикоррупционной коалиции, которая объединила около десяти организаций. В течение 2004 года в сотрудничестве с ними осуществлены различные программы по оценке ситуации, выявлению конкретных случаев коррупции, защиты прав потребителей и т.д. Поставлен акцент и на увеличение роли СМИ в борьбе с этим злом.

В прошлом году мы индицировали крупную программу по оказанию содействия формированию муниципальной полиции. Стоимость этой программы 1 млн 900 тысяч евро. В настоящее время нами ведется мобилизация средств доноров. Так, мы планируем создать центр учебной подготовки для полицейских, которые будут проходить обучение уже в условиях новых требований демократии. В рамках программы планируется оказать содействие в учреждении станции быстрого реагирования полиции на вызовы граждан, наладить сеть пунктов охраны общественного порядка в регионах и, в частности, в общине Арабкир Еревана. Мы откликнулись также на просьбу властей Армении оказать содействие в утилизации запасов компонентов ракетного топлива типа "Меланж". В этих целях уже проведена подготовительная работа. В целом за текущий год только по финансовым показателям объем работы нашего офиса вырастет практически вдвое. Пользуясь случаем, я хотел бы от имени Ереванского бюро ОБСЕ выразить признательность правительствам Германии, Грузии, Канады, России, США и Финляндии за предоставление финансовых средств и организационно-методическое содействие в реализации этого крупномасштабного проекта. Мы надеемся, что перечень государств-доноров будет продолжен в самое ближайшее время.

Конечно, без недостатков не бывает - есть над чем подумать, чтобы сделать работу более сбалансированной. Этого, кстати, требует от нас и действующее председательство ОБСЕ на текущий год, министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель. В своем обращении к делегациям государств-участниц в январе он подчеркнул, что ожидает больше усилий, более взвешенного подхода со стороны ОБСЕ по всем измерениям ее деятельности: гуманитарному, экономическому, экологическому, военно-политическому. Причем, была подчеркнута необходимость интенсификации в экономико-экологическом измерении и в области безопасности. Вот, в принципе, чем мы занимались и стараемся заниматься в 2005 году.

ИА REGNUM: Следует ли рассматривать требования г-на Димитрия Рупеля в контексте призыва глав СНГ, считающих, что ОБСЕ необходимо немного отойти от контроля и оценки выборных процессов и уделять больше внимания другим немаловажным сферам?

Установка Действующего председателя о необходимости придания деятельности ОБСЕ более сбалансированного характера, повышения внимания к аспектам экономической и экологической безопасности, в полной мере, корреспондируют с тем, что было заявлено 3 июля прошлого года главами ряда стран СНГ, в том числе Армении, на неформальной встрече в Москве. И это, я считаю, положительный момент. Соответствующие усилия предпринимались и нашим Бюро в течение всего прошлого года. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что ни в заявлении глав стран СНГ, ни в заявлении действующего председателя ОБСЕ не было никаких моментов, свидетельствующих о том, что внимание к гуманитарному измерению со стороны ОБСЕ должно быть сокращено. Конечно, в целом, существуют определенные различия в подходах и оценках деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. В то же время, повторяю, никто не отрицает, что гуманитарное измерение должно оставаться также приоритетным в деятельности ОБСЕ. В этой связи, хотелось бы вспомнить высказывание бывшего Генсека ОБСЕ, представителя Италии Джанкарло Арагоны. Он говорил, понять, что такое гуманитарное измерение в деятельности ОБСЕ, довольно сложно, но ясно одно - чем мы бы мы ни занимались - политико-военными аспектами, экономическими, экологическими, собственно электоральными процессами, в центре нашей деятельности находится человек, его интересы, его потребности, его нужды". Я бы здесь добавил, что известное определение древнегреческого философа Протагора "человек есть мера всех вещей" в полной мере отражает основополагющий критерий деятельности ОБСЕ.

ИА REGNUM: Насколько успешно в Армении "приживается" демократия? Можно ли констатировать прогресс за эти пять лет работы офиса?

Прогресс в становлении демократических институтов в Армении, безусловно, существует. Есть прогресс и в проведении выборов. Тем не менее, имеют место многочисленные проблемы, в том числе и те, о которых говорили мониторинговые миссии ОБСЕ и Совета Европы после президентских и парламентских выборов в 2003 году. Были факты насилия над журналистами. Наше Бюро в течение прошлого года постоянно отслеживало эти явления и предпринимало шаги с тем, чтобы такие случаи не повторялись в будущем. В этом направлении определенные сдвиги были зафиксированы, и мы этим можем гордиться: имели место факты наказания лиц, совершивших атаки на журналистов, впервые в истории Армении было привлечено к уголовной ответственности конкретное лицо, совершившее нападение на журналиста. И это отрадно. Мы далеки от мысли, что в этом направлении сделано все, но, тем не менее, определенный прогресс наличествует. Этот прогресс находит отражение и в оценках, которые даются уровню развития демократии международной общественностью. К примеру, согласно данным организации "Репортеры без границ", по такому важному показателю как свобода СМИ Армения занимает место в "золотой середине" - 83 в списке 145 стран. И Армения практически первая на постсоветском пространстве, только в Молдавии уровень свободы СМИ оценен немного выше. По степени коррупции Армения далеко обгоняет в лучшем смысле этого слова все бывшие советские республики, только в странах Прибалтики уровень коррупции ниже, чем в Армении. Однако, по сравнению с государствами Южного Кавказа, Центральной Азии, с Украиной и Молдавией Армения выглядит лучше. По степени экономической свободы, которая анализируется организацией Heritage Foundation, Армения, безусловно, в отрыве от всех других стран СНГ. Но, сказав это, я также должен заявить, что успокаиваться на достигнутом - непозволительная роскошь. И сами армяне очень далеки от этого, поскольку все мы понимаем, что Армения это специфическое государство. Государство, первое в мире принявшее христианство. Это вполне цивилизованная страна с высоким уровнем образования, с колоссальным научным интеллектом, страна близкая по своему менталитету к Европе. И ее, по всем этим параметром, следует сравнивать не с теми странами, которые в прошлом столетии только обрели письменность, а с теми государствами, которые уже имеют определенный опыт развития демократической системы. На постсоветском пространстве это, безусловно, государства Балтии, но я предвижу то время, когда мы вполне резонно будем сравнивать показатели Армении с показателями Франции, Германии и других развитых демократических государств.

ИА REGNUM: То есть Армении предстоит одолеть высокую планку....

Именно.

ИА REGNUM: Владимир Федорович, как Вы оценивайте уровень политической культуры в Армении, можно ли считать сегодня политическое поле республики состоявшимся?

Это исключительно сложный вопрос. Сегодня, в Армении есть все атрибуты современной политической системы. Есть структура государственной власти, есть разделение ветвей власти, есть министерства, политические партии и 3777 общественных организаций, которые, в той или иной степени, представляют интересы практически всех слоев армянского общества. Вместе с тем, эту систему следует рассматривать и с точки зрения армянской специфики, от нее никуда не уйдешь. Нельзя забывать, что Армения с одной стороны очень древнее государство, но, вместе с тем, это небольшое государство, c молодой демократией и исключительно развитой системой клановых связей, которые практически охватывают весь мир. Именно поэтому, происходящее в Армении очень часто в большей степени зависит не только от процессов внутри Араратской долины, но и всего Спюрка (диаспоры - ред.). Думаю, все это в совокупности, действительно, позволяет надеяться, что Армении предстоит сделать значительный скачок в своем социально-политическом и экономическом развитии. Показатели высокого экономического роста отражают и степень ожидания. В прошлом году, например, ВВП Армении вырос на 10,5% сельскохозяйственное производство на 17%. Это хорошие показатели, но, безусловно, необходимо добиться более равномерного, более справедливого распределения национальных доходов. Существует задача повышения благосостояния населения, в особенности, в отдаленных марзах (областях) и аграрных территориях. И в этом направлении мы готовы оказывать все необходимое содействие в реализации соответствующих пожеланий и армянских властей и гражданского общества.

ИА REGNUM: ОБСЕ широко известна как организация, содействующая демократическим процессам. Однако в названии организации есть слово безопасность, и безопасность весьма важна для Армении. Каким именно образом соприкасаются демократия и безопасность Армении?

Известно, что развитие демократии способствует консолидации общества, тому, чтобы острые вопросы внешней политики страны не стали предметом торга и спекуляций со стороны политических партий. Что такое демократия? Демократия позволяет обществу, его различным слоям вести активный постоянный политический диалог друг с другом по тем вопросам, которые их разделяют и вместе с тем быстро сплачивать общество по тем вопросам, по которым существует общенациональный консенсус. К примеру, если мы с вами спорим по конкретным вопросам: относительно пенсионных выплат, социальных карточек, урожая в Лорийском марзе, а потом начинаем говорить, что если по вопросу урожая вы против нас, то и в глобальных общенациональных вопросах тоже выступите против нас - это уже отрицательное явление. Демократия она тем и хороша, что позволяет добиваться общенационального консенсуса, способствуя тем самым укреплению безопасности страны, поскольку для безопасности страны самое страшное это разрозненность общества в неподходящий момент. Да, мы можем всегда критиковать друг друга по каким-то вопросам, но все это должно способствовать формированию национального консенсуса, а инструментами, которые позволяют это сделать являются демократические институты. Это, в первую очередь, эффективно работающий парламент, который избирается посредством честных и справедливых выборов, это уверенность каждого гражданина в том, что его интересы представляются в законодательном органе. Это и демократическая, свободная, независимая пресса. Да пусть они между собой спорят, поскольку в споре рождается истина и это укрепляет безопасность. Ведь нет ничего хуже для безопасности, чем монолитное единство, которое в течение 24 часов вдруг рассыпается вместе с территориальной целостностью государства. А примеры этого нам известны.

ИА REGNUM: Когда ожидается приезд в Армению Действующего председателя ОБСЕ?

Точная дата пока неизвестна, однако, ожидается, что действующий председатель ОБСЕ, министр ИД Словении Димитрий Рупель совершит визит в Армению в весной текущего года. И здесь нельзя забывать, что нынешний год юбилейный - в этом году исполняется 30 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 15 лет - со дня подписания Парижской хартии для Новой Европы, и наконец 10 лет тому назад ОБСЕ приняла на Будапештском саммите государств-участниц свою нынешнюю форму постоянно действующей организации.