Бенефициары пандемии: «Кислородное голодание»... ещё один источник наживы?
То из одного, то из другого региона России летят тревожные вести: в больницах не хватает медицинского кислорода. Такой необходимый для тяжёлых пациентов ресурс вынуждены искать по соседним регионам, просить у военных летчиков, но и это не спасает. А пока у одних тревоги за пациентов, у других — прибыльный бизнес. В госреестре лекарственных средств на сегодня фигурируют 104 регистрационных свидетельства по товару «кислород медицинский», из которых в 2020—2021 годах выдано 16. В зависимости от региона и аппетита поставщиков тонна жидкого медицинского кислорода может стоить от 21 до 132 тысяч рублей, то есть цена порой будет отличаться кратно! Подробнее о ситуации — в материале ИА REGNUM.
Следите за развитием событий в трансляции: «Впереди неделя каникул: как Россия борется с пандемией — трансляция»
Ситуация в регионах
Глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков 26 октября 2021 года в рамках заседания оперштаба по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции заявил, что «ситуация осложняется нехваткой кислорода», который используется для аппаратов ИВЛ.
С такой же проблемой ранее столкнулись и в Чувашии. 22 октября глава региона Олег Николаев провёл экстренное заседание комиссии и ввел режим повышенной готовности в связи с нехваткой кислорода для больных коронавирусной инфекцией. Он отметил, что дефицит кислорода составляет «в объеме порядка половины от потребности», добавив, что собраны все запасы, но «угроза сохраняется» и «учреждения здравоохранения могут остаться без него, а это чревато последствиями». Суточное потребление кислорода в республике выросло с 20 тонн до 45 тонн, и есть тенденция к дальнейшему увеличению потребления.
«В последнюю неделю мы практически в ручном режиме работаем и считаем по тоннам кислород. Чтобы оказывать должную медицинскую помощь необходимо 45 тонн каждый день (Прим. ИА REGNUM: Численность населения Чувашии — 1,2 млн человек). В связи с тем, что уровень заболеваемости растет по всей Российской Федерации, а баланс производства кислорода не изменился, очевидно, что потребность повсеместно растет, и все регионы испытывают всё большие сложности. Органы власти, как региональные, так и федеральные, делают всё возможное, чтобы обеспечить полный объем оказания медицинской помощи», — отметил Олег Николаев.
Сложная ситуация с кислородом в Ивановской области. 18 октября заместитель председателя правительства региона Ирина Эрмиш на встрече с журналистами сообщала, что запасы кислорода в регионе практически исчерпаны.
Есть проблемы и в Челябинской, Курганской, Кировской областях. В двух последних на помощь медучреждениям пришли военные лётчики, которые передали из авиачастей кислород, используемый в бортовых системах.
Сигналы SOS из разных уголков России говорят о том, что ресурс стал дефицитным, а с учётом роста заболеваемости и, как следствие, увеличения расхода медкислорода проблема будет только нарастать.
Если судить по госреестру лекарственных средств, большинство производителей медицинского кислорода — частные коммерческие компании. К чему это порой приводит, мы можем представить, например, по Челябинской области. Там из-за поломки и технического простоя завода-изготовителя ситуация в один миг стала сложной и напряженной на этот период.
Сегодня картина такова: каждая больница самостоятельно закупает медицинский кислород в рамках тендеров. А это время, которого у тяжёлых пациентов порой нет, это сложности и цена, которую диктует рынок и жаждущие наживы предприниматели.
Некоторые регионы уже ищут выход самостоятельно. Так, например, в Пермском крае закупают крупную партию кислородных концентраторов, которые могут выделять молекулы кислорода из окружающей атмосферы, концентрировать их и выдавать в виде потока чистого кислорода. Такое альтернативное решение ранее предложил ОНФ, когда цены на медицинский кислород в условиях дефицита резко выросли.
Тендеры и рыночные цены
Анализ базы госзакупок по медицинскому кислороду показал, что расценки меняются в зависимости от региона порой существенно.
Для справки: по разным источникам, которые ссылаются на медиков, в среднем за сутки одному пациенту необходимо 10—15 тыс. л медкислорода.
Например, 15 ноября 2021 года КГБУЗ «Лесозаводская ЦГБ» (Приморский край) планирует закупить жидкий медицинский кислород на 10 755 323,2 рубля. Объём — 160 т, то есть примерно 67 220 рублей за тонну.
22 ноября подведёт итоги тендера на закупку жидкого медкислорода «Городская клиническая больница №52» Москвы. Начальная цена лота — 40 866 267,2 рубля. Объём — 1760 т, то есть уже порядка 23 219 рублей за тонну.
В Иркутской области также в ноябре планируют приобрести на 3 727 299,9 рубля 30 тонн жидкого медкислорода. В этом случае цена за тонну определена на уровне и вовсе 124,2 тыс. рублей. Разница в цене со столичной закупкой в 500%! И эти расценки взяты не с потолка, а вполне себе средняя цена, образованная из конкретных ценовых предложений поставщиков. Последние хотели за тонну от 117,85 тыс. рублей до 132 тыс. рублей.
Или вот: в ноябре больница в Ленобласти планирует закупить на 2 982 870 рублей 138 тонн того же товара, то есть по 21 615 рублей за тонну.
Но, может быть, в ходе тендеров начальная планка опускается? Увы, но нет. В свете дефицита этого ресурса в регионах особого желания у поставщиков снижать цену нет. Зачастую торги признаются несостоявшимися из-за подачи одной заявки, а значит, сделка в этом случае проходит по начальной цене, а то и вовсе на тендер не поступает ни одной заявки.
Таким образом, стоимость тонны медицинского жидкого кислорода (на него приходится свыше 50% всех госзакупок) в зависимости от региона может отличаться в разы. Всё зависит от аппетитов поставщиков, и именно рынок диктует свои условия и цены.
В свете этого, не пора ли государству в лице многочисленных, разросшихся как спрут госкорпораций и прочих затратных по содержанию ведомств взять на себя централизованные поставки? Собрать данные у регионов о потребностях, собрать сведения о мощностях имеющихся предприятий, жестко установить единую закупочную цену на уровне близкой к себестоимости (время диктует такие условия) и начать организованные, а главное — контролируемые, закупки и поставки.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Евгений Миронов: проект «Зал «Зарядье» — детям» прививает любовь к классике
- В Британии заявили о новом статус-кво на Украине после удара «Орешником»