В отчете, составленном Европейским комитетом по социальным правам, содержится резкая критика политики Эстонии в социальных вопросах, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Все претензии комитета базируются на Европейской социальной хартии, которую парламент Эстонии ратифицировал в 2000 году. В числе нарушений Эстонским государством социальных прав человека в рапорте отмечены: низкий размер пособия по безработице, эксплуатация детей, работающих в семейных фирмах, ограничения права на проведение забастовок работников публичного сектора, игнорирование проблемы воссоединения семей. С присоединением Эстонии к Евросоюзу и подписанием всех документов и законов, официально подтверждающих включение прибалтийской республики в союз самых развитых европейских государств, становится все более очевидным, что Евросоюз приобрел в лице Эстонии головную боль в сфере, которая считается в ЕС приоритетной, - в социальной политике. Находившиеся до сих пор в тени точные цифры, и данные Министерства социальных дел Эстонии были подвергнуты самому пристальному анализу и ужаснули европейских экспертов. Каждый из показателей, считающихся ключевыми, - продолжительность жизни, соотношение смертности и рождаемости, поддержка государством малообеспеченных семей, система здравоохранения, пенсионное положение, регулирование безработицы и помощь безработным, число самоубийств, абортов, количество наркоманов и носителей вируса СПИД, - эти и многие другие вопросы демонстрируют несостоятельность Эстонской Республики в социальной сфере и откровенную враждебность по отношению к основным принципам социальной политики в ЕС.

Цифры говорят явно не в пользу Эстонской Республики, в подготовленном в Европейском статистическом агентстве Евростат рапорте о состоянии здравоохранения в странах ЕС отмечается, что государственные расходы на здравоохранение в Эстонии - самые низкие в Европе. Эстония тратит на медицину меньше, чем какое-либо другое государство на континенте, при этом выделяемые на нужды здравоохранения средства год от года уменьшаются, что представляет большую опасность для здоровья людей. По представленным в документе данным, Эстония в 2003 году отчисляла на здравоохранение 4,8 процента ВВП, что ставит страну по сравнению с другими государствами ЕС на последнее место. За последние 5 лет Эстония вдвое уменьшила расходы на безработных, тратя при этом значительно меньше средств, чем это принято в ЕС. Сопоставив госбюджеты Эстонии за последние годы, можно увидеть, что если в 1999 году Эстония выделяла 0,3% от своего валового внутреннего продукта на поддержку безработных, то к 2003 году этот показатель снизился вдвое - до 0,15%. В то же время, по данным Евростата, другие страны ЕС расходуют на этом направлении в десятки раз больше, чем Эстония - от 2 до 4% от ВВП. Как следует из отчета Министерства социальных дел, если в 1999 году непосредственно на помощь безработным было потрачено 260 млн. крон, то в 2003 году - лишь 190 млн. То есть, за эти годы государственные расходы на борьбу с безработицей сократились на 30%, несмотря на инфляцию за истекший период, достигающую 16 процентов. Министерство cоциальных дел Эстонии сообщает в своем отчете, что пособия по прожиточному минимуму не поднимались с 1997 года, и вынуждено признать: "Действующая черта 500 крон уже давно не обеспечивает достойного проживания". Поднять эту черту бедности до 750 крон планируется только в следующем году. Но министр финансов Эстонии Таави Вескимяги (Taavi Veskimagi) заявил в интервью BNS, что "нет смысла увеличивать пособия по безработице, поскольку этот шаг снизит активность людей, занятых поисками рабочего места". По словам министра, в 2005 году не произойдет и повышения минимальной заработной платы, поскольку это "не принесет счастья всем". Семейные пособия многодетных семей не повышались в Эстонии с 2001 года, прибавка в следующем году согласно внесенным изменениям в закон о социальном попечительстве составит на одну семью около 400 крон, что, как признает само Министерство, не сможет компенсировать рост расходов такой семьи на коммунальные платежи, продукты и одежду. При этом министр социальных дел Марко Померантс (Marko Pomerants) достаточно цинично аргументирует минимальные размеры выплачиваемых пособий: "Если при черте прожиточного минимума в 750 крон выплачивать помимо пособия по прожиточному минимуму ещё и детские пособия, то семьи не будут мотивированы принимать низко оплачиваемую работу. Такое положение приведёт к возникновению ловушки бедности, где "получатель помощи" не будет мотивирован к самостоятельному увеличению своих доходов". Следует отметить, что пособие по прожиточному минимуму получает лишь 9% семей с детьми. Согласно опубликованным данным Департамента статистики Эстонии, средняя пенсия за первый квартал 2004 года составила 1886 крон и 40 сентов, в то время как в четвертом квартале прошлого года средняя пенсия была выше и равнялась 1895 кронам и 20 сентам. По данным Департамента статистики, на питание, предметы первой необходимости одного жителя страны уходит минимально 750 крон в месяц, не считая расходы на коммунальные услуги, которые составляют, как минимум, еще такую же сумму. К расходам пенсионеров следует добавить и существенные суммы за лекарства, и медицинские услуги.

Эстонская политическая элита не скрывает, что отказ государства от своих социальных обязательств и переложение на плечи рядовых жителей страны всех тягот переходного периода - осознанный выбор. Министр иностранных дел Кристийна Оюланд (Kristiina Ojuland) утверждает в интервью американскому изданию The International Herald Tribune, что в основе такой бесчеловечной политики лежит идея "догнать соседние европейские страны как можно быстрее". "Мы можем понять налоговую философию богатых европейских стран, где есть что делить, - заявила Оюланд. - Но наша философия состоит в том, что сначала надо создать это богатство". Эту причину в числе основных, поставивших крест на социальной ответственности эстонского государства перед своими жителями, называют и эксперты.

Социолог Эллу Саар (Ellu Saar) считает, что правительством страны был выбран крайне либеральный курс "экономического развития". Вся мощь и ресурсы государства были брошены на достижение экономического роста. Рост получился весьма приличным, экономика развивается, зато чахнут образование, культура и наука, в явном загоне находится социальная сфера. Под девиз "Догнать Евросоюз" подведено все то, что составило основу социальной политики Эстонской Республики с момента восстановления независимости в августе 1991 года - резкое сокращение государственных расходов на социальную сферу, отказ от каких-либо обязательств перед малоимущим населением, игнорирование четвертой части жителей страны, живущей ниже черты бедности. При этом эстонская элита игнорирует рекомендации международных специалистов, которые призывают сделать так, чтобы экономический рост не был пропорционален расслоению общества.

Как отметила для ИА REGNUM экономист-эксперт Татьяна Мороз, используемая политической элитой Эстонии экономическая схема "монетаристов" находится в откровенной оппозиции к преобладающей в ЕС идее "кенсианства". "Если в Европе основным в экономическом мировоззрении является утверждение, что человек - это мерило всего, то в Эстонии главная экономическая мысль звучит так: Превыше всего - только деньги!" Мороз объясняет столь сильную разницу в социальной идеологии Эстонии и ЕС тем, что в Эстонии в течение последнего десятилетия руководство страной и главными финансовыми учреждениями страны - Банком Эстонии и Министерством финансов - осуществляют представителями одной партии - Партии Реформ, которая никогда не скрывала, что ориентируется не на европейскую, а на американскую модель развития экономики. Бывший президент Банка Эстонии и бывший премьер-министр Эстонии, лидер Партии Реформ Сийм Каллас (Siim Kallas) не раз заявлял, что цель реформистов - это нулевая ставка налога на прибыль и значительное снижение подоходного налога на физическое лицо. И то, и другое являются краеугольными камнями "монетаризма", самым наглядной иллюстрацией которого стала так называемая "рейганомика" - экономическая реформа, совершенная в Америке в начале 1980-х годов. Первой из этих целей - нулевая ставка налога на прибыль - реформисты добились в январе 2000 года. Снижение подоходного налога с 26 процентов до 20 звучало в их предвыборной рекламе весной 2003 года и остается частью их обязательства перед своими избирателями и сегодня. Если к этому прибавить еще одно излюбленное занятие "монетаристов" в Америке и реформистов в Эстонии - игру с банковской ставкой процентов по депозитам, поощряющей выдачу и получение кредита и лизинга, можно говорить, что нынешняя ситуация в экономике страны, а как следствие, в социальной политике, имеет американский, а не европейский вид.

Как следствие, подобной политики, в Эстонии быстро растет расслоение - страна лидирует в разрыве между бедным и богатым слоями населения среди стран ЕС и среди постсоветских стран, уступая лишь России. По данным социолога Эллу Саар, обеспеченный класс в Эстонии зарабатывает 41,5 процента всех доходов. Данный процесс уже получил в эстонской прессе свою терминологию - "первая Эстония" (Эстония, преуспевшая в новой жизни) и "вторая Эстония" (те, кого переходный период оставил не у дел). Экономист Татьяна Мороз в интервью ИА REGNUM сообщила, что в разделе "социальная политика" экономики как науки есть такое понятие, как "кривая Лаферта", которая позволяет точно вычислить разрыв между бедными и богатыми слоями населения при сравнении их доходной части. В западноевропейских странах, например, Швеции, такой разрыв выражен пропорцией 1 к 4 и считается минимальным. Соотношение 1 к 7 оценивается как уже вызывающее тревогу, а 1 к 10 и вовсе считается фактором вопиющей социальной несправедливости. Для Эстонии эта пропорция выглядит как 1 к 15. Стоит отдать должное многочисленным эстонским социологам, экспертам, многим чиновникам и политикам - они давно бьют тревогу по поводу социальной катастрофы. Руководитель проектов исследовательского центра Praxis Аннели Кяхрик (Anneli Kahrik) признала ИА REGNUM, что государство делает катастрофически мало по улучшению ситуации. Она призывает руководство страны срочно переориентироваться на средний класс и молодежь. "Умеренное финансирование социальных программ, а то и их сокращение, ведет ко многим рискам в долгосрочной перспективе> - считает она. Член правления Больничной кассы Эстонии Арви Васк (Arvi Vask) заявил ИА REGNUM, что из-за недостаточного финансирования ведомство вынуждено резко сокращать число врачей и медсестер, закрывать больницы и сокращать койко-места в сохранившихся. Как следствие, "резко снижается качество оказываемых услуг, под угрозой оказывается здоровье всей нации". Член социальной комиссии эстонского парламента Вилья Сависаар (Vilja Savisaar) считает, что пока государство манипулирует в своих отчетах теми данными, которые ему в настоящее время выгоднее, - эффективной социальной политики ждать нечего.