"Русских в Евросоюзе больше, чем эстонцев": Интервью мэра Маарду, независимого кандидата в Европарламент от Эстонии Георгия Быстрова ИА REGNUM
Георгий Быстров родился 10 октября 1944 года в Печорском крае. Женат, единственный сын погиб несколько лет назад. Образование: Таллинский политехнический институт по специальности инженер-экономист, закончил Санкт-Петербургский институт государственной службы и юридический ф-т Социально-гуманитарного Московского университета. Владеет специальностями докера -механизатора и электромонтера. Карьера: начальник смены и начальник отдела кадров Маардуского химзавода, председатель профкома Новоталлинского порта, председатель горсобрания города Маарду. С 1980-1986 - директор коммунальных предприятий Кохтла-Ярве и заведующий коммунальным хозяйством города. Член Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ). Награды: медаль "За трудовую доблесть", орден св. Константина и орден Сергея Радонежского 3 степени (вручен от имени Алексия II митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием за строительство церкви Архистатига Михаила в Маарду). С 1996 года - мэр Маарду.
Господин Быстров, вы выступаете на выборах в Европарламент как независимый кандидат, которых от Эстонии не так много - всего четыре. и которых не считают фаворитами. На чью поддержку вы рассчитываете?
Во-первых, я стал кандидатом благодаря тому, что меня поддержали 22 организации русскоязычного населения Эстонии. Если бы они меня не выдвинули, то я бы и не пошел на эти выборы. Было продемонстрировано единство всех русских сил в выдвижении единого кандидата, и мне необходимо оправдать их доверием. Что касается других партий и кандидатов, то я думаю, что каждая партия выдвинула известных людей из своих рядов которые пользуются популярностью и могут получить голоса избирателей. Надеюсь что те организации, которые меня выдвинули на апрельском форуме русских сил, призовут своих сторонников меня поддержать.
Не могли бы вы назвать хотя бы наиболее известные из этих 22 организаций?
Союз славянских просветительских и благотворительных обществ в Эстонии, который имеет более 100 региональных организаций, Союз соотечественников в Эстонии с 44 местными организациями, в Союзе ветеранских организаций Эстонии - тоже больше ста организаций. Из политических партий нас поначалу поддержали ОНПЭ и Русская партия Эстонии, но непосредственно перед сдачей документов кандидатов на регистрацию выяснилось, что РПЭ решила все же выставить свой собственный список кандидатов из 12 человек. Хотя бывший председатель РПЭ Николай Маспанов заявил, что это было сделано неправильно. Но я не хочу вмешиваться во внутренние дела РПЭ, их дело сколько и каких кандидатов они хотят выдвигать. Хотя на апрельском форуме русских сил который выдвинул меня кандидатом, они присутствовали и против не выступали.
Вы идете в Европарламент как долголетний член Объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ) или все же как независимый кандидат?
Как независимый. Я готов приостановить свое членство в ОНПЭ. На время выборов, конечно. И думаю, что те встречи с народом, которые состоялись, и которые еще состоятся, покажут мне, насколько это правильное решение. Я побывал в нескольких городах Эстонии и встречался с разными людьми, в частности на днях, 9 мая, когда был День победы и отмечаемый в Эстонии День матери встречался и с ветеранами, и с матерями, и с представителями национальных меньшинств. Везде видел достаточно большое количество людей которые довольны, что есть единый кандидат от русских Эстонии. И те, кто имеют гражданство и возможность голосовать, обещали отдать за меня свой голос. Мне это было приятно слышать.
У независимого депутата больше возможностей, чем у партийного. Партийные депутаты должны соблюдать партийную дисциплину и действовать, скажем так, по указке своих партий, лоббировать интересы определенных группировок. А независимый депутат имеет возможность участвовать в работе любой фракции, чтобы решать вопросы своих избирателей так, как он это видит.
С чем вы идете на евровыборы, что обещаете своим потенциальным избирателям?
Честно говоря, голос одного депутата в Европарламенте, который не является законодательным, а всего лишь совещательным органом, может быть не очень много и значит. Но сам факт, что русские в Эстонии смогли назвать единого кандидата, говорит о консолидации русских в связи со вступлением в Евросоюз. И это очень хорошо, потому что их кандидат может показать, что в свободных условиях русские могут отстаивать свои права и требовать отмены каких-то законов, которые дискриминируют людей, не дают им равных прав.
Это касается людей с серыми паспортами (люди без определенного гражданства - REGNUM), которых сейчас в Эстонии 160 или 170 тысяч. Мы, люди с синими паспортами (граждане Эстонии - REGNUM) можем сейчас свободно передвигаться по всей Европе, а эти люди опять должны получать визы, разрешения, платить за это деньги. То есть они не являются равными в этом смысле. Кроме того, статистика говорит, что теперь, после расширения ЕС, русских в Евросоюзе больше, чем, например эстонцев. Поэтому мы предлагаем поставить вопрос о русском языке как рабочем языке Евросоюза.
Предположим, вас изберут в Европарламент. Но вы сами говорите что у одного депутата мало возможностей.
Я не один. Я надеюсь, что от Балтийских республик там будут еще депутаты русскоязычного населения. Например, из Латвии, вероятно, будут. Почему бы и от Эстонии не быть русскому депутату - и с точки зрения демократии, и с точки зрения человечности это самое нормальное дело.
У вас есть контакты с латвийскими представителями русскоязычного населения из Латвии и Литвы?
В настоящий момент нет, но я могу в любой момент, когда это понадобится, их наладить, проблем нет. С другой стороны, я уже встречался с депутатом Европарламента от Греции, который приезжал в конце прошлого года в Эстонию. И я так понял, что мой жизненный опыт, опыт работы, который я имею, дают мне основания быть убежденным в том, что я могу справиться с работой депутата Европарламента не сколько ни хуже других 95-ти кандидатов от нашего государства. Мы бы хотели, чтобы русские депутаты, которые попадут в Европарламент, могли создать в Европарламенте свою фракцию, если это потребуется. Или войти в одну какую-то существующую фракцию, чтобы решать сообща какие-то проблемы, которые нас всех волнуют. Есть ведь общие проблемы - например, образование на русском языке. Русский является языком межнационального общения для национальных меньшинств в Эстонии. Положим, в нашем городе Маарду 43 национальности. Они ведь между собой общаются не на эстонском, а на русском языке. Конечно, могли бы и на государственном общаться, но не все его знают, особенно люди пожилого возраста.
Как вы лично относитесь к реформе образования, переходу на эстонский язык обучения в русских школах Эстонии?
Сам я давно сказал, что мы будем настаивать на сохранении образования на русском языке. Это и позиция нашей ОНПЭ, в которой я работаю 10 лет, это и желание большинства, можно сказать - всех, русских жителей Эстонии. Сейчас есть хорошие возможности для изучения эстонского языка, других иностранных языков, но языком русской общины должен быть русский.
Помимо придания русскому языку статуса рабочего языка Евроосоюза, у вас была идея была еще одна достаточно радикальная идея - проведение голосования среди лиц, не имеющих эстонского гражданства.
Да, мы хотим провести 5 июня мероприятие, но это не голосование, а просто как бы опрос людей, которые имеют серые паспорта. По поводу того, кого бы они желали выбрать в Европарламент из тех людей, которые сегодня в партийных списках кандидатов. И нас, конечно, интересуют прежде всего русские фамилии в этих списках - за кого из русских эти люди отдали бы свои голоса - если бы имели право голоса. Русских людей с серыми паспортами в Эстонии ведь даже больше, чем русских граждан Эстонии.
Эстонии нужно что-то радикально менять в политике гражданства?
Нужна просто добрая воля эстонского правительства и парламента. Дать всем жителям в связи со вступлением в Евросоюз эстонское гражданство, как это давно сделали в Литве. По крайней мере тем, кто находился на территории Эстонии на момент получения ею независимости. Я уж не говорю о тех, которые родились после этого момента. Они должны автоматически получать гражданство.
Я процитирую фразу из вашего обращения к избирателям: "У нас еще остается достаточно времени до даты 13 июня, чтобы мы вместе с вами сотворили настоящую сенсацию". Вы сами считаете вариант вашего избрания сенсацией?
Да, я тоже так считаю. В чем сенсация? Первая сенсация состоит в том, что русские выдвинули единого кандидата. И вторая сенсация - если через месяц они все дружно выйдут на выборы и проголосуют на своего выдвиженца.
Вы прикидывали цифры: сколько нужно голосов, для того чтобы пройти в Европарламент?
Если на выборы придут от 50 до 60 процентов, то "стоимость" одного мандата будет около 60 тысяч голосов. Учитывая то, что в Эстонии проживает 150 тысяч русских граждан Эстонии, если придет каждый второй - то единый кандидат уже в Европарламенте. Но эксперты сейчас предполагают, что посещение избирательных участков не будет очень активным. Ведь из коренного населения тоже многие недовольны вступлением в ЕС. Вы ведь знаете что на референдуме за вступление проголосовало только 40 процентов. Низкая активность вызвана и тем, что люди не верят в резкие изменения к лучшему. Особенно после повышения цен сразу после вступления в Евросоюз. Сахар сейчас в три с лишним раза подорожал, бензин подорожал - значит все остальное тоже автоматически подорожает.
За вас в основном будут голосовать русские граждане Эстонии, а они традиционно еще более пассивны, чем эстонцы.
Я в этом нисколько не сомневаюсь. И наша задача в оставшиеся тридцать дней - усилить активность русскоязычного населения. Это может сделать единый кандидат и его команда - просто нужно призвать людей проявить солидарность и показать и Эстонии, и всей Европе, что среди русских есть единство. Ведь некоторые русские в эстонских партиях, например, Сергей Иванов из Реформистской партии, заявлял, что выдвижение единого кандидата от русских вообще невозможно. А видите - оказалось возможным.
Среди эстонских кандидатов в Европарламент довольно много евроскептиков - людей, которые настроены к ЕС достаточно негативно. Каково ваше личное отношение к вступлению Эстонии в Евросоюз?
Считаю, что не для всех это подарок. Для эстонского сельского хозяйства особенно. Да и для промышленности тоже. Та же Греция после вступления в ЕС не улучшила, а ухудшила свои показатели. Но я надеюсь, что Эстония удержит свои позиции. Если мы будем бойкотировать Евросоюз - хороших результатов от этого не будет. Раз сказали "А", вступив в ЕС, нужно говорить "Б". Мы должны попытаться с помощью мощных ресурсов Евросоюза решить острые проблемы внутри страны. Но быстро это не произойдет. И сначала уровень благосостояния понизится. К тому же многие жители Эстонии опасаются еще и наплыва иммигрантов из других стран.
- Путин указал Шольцу на деградацию отношений России и Германии
- Путин назвал Шольцу условия возможных договорённостей с Украиной
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- В Москве выросло количество уголовных дел против иностранцев за педофилию
- На препати премии «Звезды хайпа» раскрыли секреты церемонии