National Interest: Трамп приближает столкновение США и России из-за Украины
Несмотря на то, что большинство граждан США убедили в том, что президентские выборы 2016 года выиграл Дональд Трамп, его политика в отношении России подозрительно напоминает тот курс, который бы проводила бывшая первая леди Хиллари Клинтон, в частности, в плане вооружения Украины против России в конфликте в Донбассе. Такое решение лишь подтолкнет Москву к ответным шагам не только на Украине, но и против интересов США по всему миру, пишет Даг Бэндоу в статье для The National Interest.
Безусловно, отмечает автор, конфликт на Украине является гуманитарной трагедией, но его воздействие на США и ЕС минимально: статус Киева никогда не играл ключевой роли для Брюсселя. Будучи интегральной частью Советского Союза и Российской империи, Украина стала нежданным сюрпризом для союзников, выйдя из СССР и тем самым значительно сократив его население и территорию. «Захват» Россией Крыма и война в Донбассе привели к дестабилизации государства, чья государственность и так была наполовину потеряна. Тем не менее это никоим образом не нарушило баланс сил в Европе. Продолжение же нынешней политики союзников США неизбежно приведет к затягиванию текущего конфликта.
Выбранный Москвой курс неприятен для США и ЕС, но он не дает союзникам совершить то, что не в их интересах: включать «черную дыру безопасности» в НАТО. И до 2014 года Украина была экономически и политически несостоятельным государством. И если в качестве независимой страны она мало что значила для союзников Вашингтона, включенная в НАТО Украина могла бы принести с собой целую серию противоречий и потенциальных конфликтов с Россией — «впечатлительной, националистически настроенной ядерной державой». То, что в Государственном департаменте назвали «потенциалом обороны повышенной эффективности», едва ли заставит Москву отказаться от своих планов на Украине — слишком многое поставлено на карту. Более того, у Кремля больше возможностей эскалации и больше преимуществ. Поставки оружия на Украину будут означать лишь продолжение боевых действий.
Отправка Киеву оружия, особенно противотанковых ракет, может привести к тому, что из «холодного» этот конфликт может превратиться в «горячий». По мнению автора, Украина уже последовала за Россией в несоблюдении Минских договоренностей. Если поставки будут осуществлены, возрастет не только боеспособность страны, в Киеве также могут посчитать, что получили негласные гарантии поддержки от Вашингтона. В самих же США могут оказаться не готовы оставлять свои новые «инвестиции». А что делать в случае эскалации со стороны Москвы, задается вопросом автор. В то же самое время передача летального оружия приведет к расколу в отношениях США с союзниками в ЕС, многие из которых выступают против конфронтации с Россией, особенно из-за Украины. Если Москва ответит эскалацией, может оказаться так, что на стороне Вашингтона не будет никого.
Поставки летального оружия, без сомнения, подтолкнут Украину к тому, чтобы требовать более тяжелых видов вооружения и осуществлять эскалацию боевых действий. При этом у них будет меньше желания добиваться разрешения конфликта путем переговоров. Так, хотя официальные лица США и называют эти системы оборонительными, определить их назначение не так просто.
Так, по словам главы объединенного комитета начальников штабов Джозефа Данфорда, «способность останавливать бронированные подвижные средства носит ключевой характер для их [Украины] защиты». Тем не менее возможность уничтожать танки также полезна во время наступления, как и при обороне. За последние несколько лет линия разграничения значительно не передвигалась, поэтому американское оружие не нужно для сохранения статус-кво. Наоборот, оно лишь в еще большей мере подтолкнет Киев к военному решению. Вопрос в том, подчеркивает автор, чего хочет Киев: компромиссного мира или продолжения конфликта.
В свою очередь, Москва обеспокоена не военным потенциалом Киева, а тем, что Украина может быть включена в НАТО. И чем прочнее связи между США И Киевом, тем больше, по мнению автора, мотивация России продолжать конфликт.
Россия также может воспользоваться целым рядом возможностей для удара по американским интересам в других точках мира. Москва может предоставить помощь, оружие, политическую или экономическую поддержку таким странам, как Афганистан, Куба, Египет, Иран, КНДР, Сирия и Венесуэла, что пойдет во вред США. Москва может отказать в поддержке дополнительных санкций против Пхеньяна или даже поставить ему системы С-400. Хотя Москва и сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов, курс США подталкивает ее к жесткому ответу. Автор отмечает, что на фоне экономической слабости государства в преддверии выборов наступление США на российские интересы станет прекрасной возможностью для главы государства собрать общественную поддержку.
Также стоит обратить внимание на хрупкость украинской государственности. Собственный вред Киева намного значительнее вреда от российского давления. Власти не могут нормально функционировать из-за противоречий запада и востока страны, неофашистских сил, серьезной политической раздробленности, экономического краха и непреходящей коррупции. Лучше всего проблемы Украины воплощает недавний инцидент с бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который залез на крышу, избежал ареста и собрал многочисленные митинги против президента Петра Порошенко. Киев, мягко говоря, не является надежным военным партнером против вооруженного ядерным оружием государства.
Более эффективным подходом стали бы переговоры о деэскалациии, в рамках которых была бы раз и навсегда исключена возможность членства в НАТО Украины — и Грузии. Более того, расширение альянса вообще не в интересах Вашингтона, поскольку именно США, а не какому-нибудь Люксембургу, поддерживать гарантии безопасности в рамках НАТО. Ни Киев, ни Тбилиси недостаточно важны, чтобы рисковать из-за них войной со сверхдержавой, особенно обладающей ядерным оружием. Если такая возможность будет исключена, у Москвы будет меньше поводов поддерживать конфликт в Донбассе в замороженном состоянии. Отказ США от нынешнего курса также создаст возможность для сокращения концентрации войск с обеих сторон, особенно вокруг Польши и стран Прибалтики.
Не в интересах Вашингтона и Москвы конфликтовать друг с другом, особенно на Украине. Вместо того чтобы превращать периферийный конфликт в потенциальный конфликт с Россией, США следует предложить Кремлю обменять отказ Белого дома от Украины на гарантии ее территориальной целостности. В Москве на это могут не согласиться, однако администрация Трампа не поймет, пока не предложит. Пока же она не хочет даже пытаться. Скорее наоборот.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- Более 17 тыс. заявок подали в ходе дополнительного отбора на «Время героев»
- Маршрут транзита газа из России в Приднестровье определят дополнительно
- СМИ: после развала «Анны Киевской» в ВСУ решили не создавать новых бригад