Модест Колеров ИА REGNUM
Нагорный Карабах

Доклад Начальника Национального исследовательского университета обороны Гaйкa Котанджянa, генерал-лейтенантa, докторa политических наук (РФ), профессорa, приглашенного ведущего профессора НУО США, действительного избранного члена Академии военных наук РФ, члена Научно-экспертного совета ОДКБ на совместном заседании Постоянной комиссии по внешним связям Национального Собрания РА и Комитета Государственной Думы РФ по международным делам.

Откликаясь на одну из основных тем сегодняшнего совместного заседания комиссий Национального собрания РА и Государственной Думы РФ имею честь заметить, что еще на заре «перезагрузки» в 2010 году мне довелось быть научным консультантом «Стратегического Диалога США­ — Россия» в Школе имени Кеннеди Гарвардского Университета с участием ведущих российских и американских генералов и стратегических аналитиков. Это дает возможность профессионально отслеживать динамику американо-российских взаимоотношений.

Находясь у порога «холодной миро­войны» между Россией и Америкой, мои коллеги, участвующие в поиске платформ для продолжения конструктивного российско-американского диалога, отмечают периодическое несовпадение позиций сторон в переговорах Минского формата по Украине, а также в переговорах по Сирии. Вместе с тем в числе политико-дипломатических платформ многолетнего и непрерывающегося международного безопасного консенсуса в позициях США и РФ выделяется платформа Сопредседательства Минской группы ОБСЕ по Карабахскому мирному урегулированию. Данный непрерываемый консенсус Сопредседателей Минской группы в Лице постоянных членов Совета Безопасности ООН РФ, США и Франции подтвердил свою исключительную ценность также в Венских переговорах в мае 2016 года. Совпадение позиций России, Америки и Франции в Венских консультациях по итогам четырехдневной войны в Карабахе в апреле с.г. привело к согласию Армению и Азербайджан в необходимости установления контроля за приготовлениями к войне в зоне вооруженного конфликта с целью сдерживания его сторон от возобновления военных действий.

В эпоху информационного насыщения средств ведения и предотвращения войн умная комбинация технологических новаций с методами политико-дипломатического воздействия на процесс подготовки боевых действий позволяет разработать концепцию сдерживания за счет эффективного информационного контроля за накоплением и перемещением военной силы, сигнализирующих о подготовке к ведению войны. Смысл подобной стратегии состоит в возможности посредничающих в миротворчестве сторон снабжать друг друга и конфликтующие стороны точной информацией об угрожающих миру приготовлениях противников с тем, чтобы склонить их к отказу от подготовки к войне.

В этом смысле исключительно важно исходить из понимания того, что при сложившейся тенденции эскалации дисбаланса уровня вооружений между Арменией-НКР и Азербайджаном рассчитывать на эффективность традиционного военного сдерживания нереалистично. В этом вопросе требуют научного осмысления инновационные подходы к сотрудничеству с международным сообществом с использованием его высокотехнологических средств для зондажа опасных маневров военной силы, сигнализирующих о приготовлениях к развернутым боевым действиям. Речь идет о разработанной нами в Национальном исследовательском университете обороны Армении методологии привлечения Сопредседателей Минской группы ОБСЕ — в лице постоянных членов Совета Безопасности России, США и Франции — к зондажу опасной динамики силы в зоне Карабахского конфликта с использованием средств наблюдения из наднационального космического пространства с применением орбитальных средств.

Международное космическое право дает возможность мировому сообществу из околоземного космического пространства осуществлять контроль за динамикой подготовки войск к возобновлению военных действий в зоне конфликта. Подобный способ контроля с его переносом из национального воздушного пространства в наднациональное может быть использован как инновационное средство политико-дипломатического сдерживания путем консультаций и переговоров по предотвращению готовящейся войны.

В Декларации о принципах, касающихся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, предусматривается, что «Для поощрения и активизации международного сотрудничества, особенно с учетом нужд развивающихся стран, государство, осуществляющее дистанционное зондирование Земли из космического пространства, вступает, по просьбе, в консультации с государством, территория которого зондируется"[1], а Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, гласит о том, что «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами»[2].

Применение данного инновационного метода сдерживания возобновления войны путем использования посредничающими державами-миротворцами своих орбитальных средств дистанционного зондажа может стать эффективным инструментом в случае продолжающегося Карабахского конфликта, вот уже более четверти века тлеющего в непосредственном соседстве с турбулентным Средним Востоком и представляющего для региональной безопасности стратегическую важность, обусловленную близостью армянонаселенного Карабаха к Армении, Азербайджану, Грузии, Ирану и Турции. Это означает, что любое возобновление военных действий в Карабахе может стать новой трагической страницей геноцида в этом, соединяющем Восток и Запад регионе, где сегодня палачи Исламского Государства осуществляют геноцид в отношении христиан, езидов и невовлеченных в террористический джихад мусульман.

Актуальность принципа «Никогда более» для армянского народа в очередной раз проявилась в период Перестройки в СССР — во время погромов, учиненных Азербайджаном в отношении своего армянского населения, организованных в ответ на мирные политические акции армян Нагорного Карабаха по самоопределению и выходу из состава Азербайджанской ССР в соответствии с действующим в это время законодательством СССР[3].

23 ноября 1991 года Верховный совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО). В ответ на эти противоправные действия в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года в строгом соответствии с международными нормами и Законом СССР от 3 апреля 1990 года, при участии международных наблюдателей состоялся референдум о независимости. Азербайджанскому меньшинству НКР была предоставлена возможность принять участие в референдуме, однако оно по указке Баку отказалось от этой возможности[4]. Дальнейшими событиями было устранено императивное требование согласования результатов референдума с центральными органами СССР, поскольку 21 декабря 1991 года была подписана Алма-Атинская декларация о роспуске Советского Союза[5]. Таким образом состоявшийся на территории Нагорного Карабаха референдум является легальным, а созданная по его итогам Нагорно Карабахская Республика — легитимной.

В 1992 году Азербайджанская Республика развязала против Нагорного Карабаха войну, а в 1994 году Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали соглашения о прекращении огня, как и в 1995 году — трехсторонний договор об укреплении режима прекращения огня в Нагорно-карабахском конфликте. Эти соглашения были признаны конфликтующими сторонами и Минской группой ОБСЕ по Карабахскому конфликту в качестве по существу бессрочных и являющихся основой для длительного перемирия в зоне конфликта.

2 апреля 2016 года, спустя 22 года после заключения в 1994 году соглашения о прекращении огня, Вооруженные силы Азербайджана предприняли широкомасштабное наступление по линии карабахско-азербайджанского соприкосновения, основными целями которого были подрыв миссии Минской группы ОБСЕ по мирному разрешению конфликта, оккупация Нагорного Карабаха и осуществление геноцида в отношении его армянского населения. Азербайджан продолжает угрозой развязывания широкомасштабной региональной войны вводить в заблуждение международное сообщество. Подобное поведение в значительной мере обусловлено отсутствием механизмов, регистрирующих динамику возобновления боевых действий вокруг линии соприкосновения. Азербайджан в течение многих лет отклоняет предложения Сопредседателей Минской группы ОБСЕ о мониторинге режима прекращения огня. Между тем государства-Сопредседатели Минской группы ОБСЕ вот уже несколько лет по предложению Республики Армения обсуждают возможность внедрения этих механизмов в качестве мер по укреплению доверия.

В результате встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявшейся в Вене в мае 2016 года при участии Министра иностранных дел России, Госсекретаря США и Госсекретаря Франции по делам Европы, было достигнуто соглашение по механизмам расследования нарушений режима прекращения огня вдоль линии соприкосновения в зоне конфликта. Это — своевременно принятое решение, поскольку одна из сторон активно приобретает наступательное вооружение, нарушая существующий баланс сил.

Вместе с тем результаты состоявшейся в мае 2016 г. в Вене встречи следует расценивать не только как достижение консенсуса в вопросе о контроле за соблюдением режима прекращения огня из национального воздушного пространства двух конфликтующих сторон, но и как успешные международные консультации с Республикой Армения и Азербайджанской Республикой по механизмам контроля за подготовкой к войне из космического пространства, находящегося вне национального суверенитета двух конфликтующих государств[6].

В данном аспекте было бы полезно, если бы Сопредседатели Минской группы ОБСЕ начали переговоры по вопросу применения находящихся в их распоряжении околоземных орбитальных аппаратов для мониторинга, контроля и уведомления заинтересованных сторон о концентрации наступательных вооружений и маневре войск в целях возобновления войны в зоне Карабахского конфликта.

Подобное инновационное применение высокотехнологических информационно-коммуникационных технологий орбитального зондажа в сдерживании войны может стать также экспериментальной платформой для обмена целевой разведывательной информацией между Сопредседателями Минской группы ОБСЕ в лице РФ, США и ФР в целях миростроительства. Данная новация в политико-дипломатическом и военном сдерживании в случае успеха может быть применена в глобальном масштабе в качестве образца для предотвращения перерастания замороженных локальных конфликтов, подобных Карабахскому, в войну с катастрофическим вовлечением акторов из нестабильных окружающих регионов, подобных Южному Кавказу, Ближнему Востоку и Центральной Азии.

[1] See: Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Principles Relating to Remote Sensing of the Earth from Outer Space), http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/earth_remote_sensing.shtml.

[2] See: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies), http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml.

[3] See: Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» No 1410−1 от 3 апреля 1990 г.» Ведомости Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР», 1990, No 15.

Jacques Derrida, Isaiah Berlin, Alain Finkielkraut, Richard Rorty, and Adrian Lyttelton. An Open Letter on Anti-Armenian Pogroms in the Soviet Union. et al. Joint initiative of the Helsinki Treaty Watchdog Committee of France and intellectuals from the College International de Philosophie, Paris.) September 27, 1990. The New York Review of Books. http://www.nybooks.com/articles/1990/09/27/an-open-letter-on-anti-armenian-pogroms-in-the-sov/.

Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики; (USSR Law «On the procedure for regulation of issues related to the secession of a Union Republic from the USSR» No 1410−1 of 3 April 1990, «Bulletin of the Congress of People’s Deputies of the USSR, the Supreme Council of the USSR», 1990, No 15, Declaration on the Proclamation of the Nagorno-Karabakh Republic), www.nkr.am/ru/declaration/10/.

[4] See: Акт о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики (Act on the results of the referendum of the independence of Nagorno-Karabakh Republic), www.nkr.am/ru/referendum/42/.

[5] See: Алма-Атинская Декларация, Алма-Ата, 21 декабря 1991 г. (The Declaration of Alma-Ata, 21 December, 1991), http://cis.minsk.by/page.php?id=178.

[6] Joint Statement of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation, Secretary of State of the United States of America and State Secretary for Europe Affairs of France

http://www.osce.org/mg/240316.